Войти
Особенности ведения бизнеса в России
  • Сценарий весеннего развлечения в подготовительной группе «Весенние забавы
  • Что такое почва и из чего она состоит?
  • Увольнение без отработки по собственному желанию
  • Американский козодой: единственная птица, которая на зиму впадает в спячку
  • Дидактические игры для формирования у детей интереса к людям разных профессий
  • Презентация к уроку русского языка "безударные падежные окончания имен существительных"
  • Алгоритм аттестации работников. Алгоритм проведения аттестации

    Алгоритм аттестации работников. Алгоритм проведения аттестации

    Как это, к сожалению, нередко бывает, поставленные Президентом России В.В. Путиным задачи не сопровождаются нормативным и методическим обеспечением, что вызывает у учреждений здравоохранения массу вопросов. Это касается и проведения аттестации. В связи с этим наш журнал по мере возможности пытается восполнить эти пробелы.

    Президент Российской Федерации В.В. Путин еще в декабре 2013 года поставил задачу проведения аттестации специалистов с последующим их переводом на эффективный контракт. Однако существующими нормативными или методическими документами до сих пор не определен порядок проведения аттестации на соответствие занимаемой должности. Данная публикация посвящена выработке предложений и рекомендаций по проведению аттестации специалистов государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения на основе анализа действующей нормативной базы, документов, касающихся отдельных аспектов аттестации и/или отдельных категорий работников и т.д. с учетом целей и задач аттестации.

    В подпункте 2) пункта 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Федеральному Собранию от 27 декабря 2013 года (далее - Перечень поручений) Правительству Российской Федерации совместно с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предписано: "...в связи с предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2013 года N 597 повышением оплаты труда работников бюджетной сферы обеспечить реализацию мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов и качества услуг в социальной сфере, оптимизацию бюджетной сети, а также осуществить корректировку планов мероприятий ("дорожных карт"), касающихся изменений в отраслях социальной сферы, предусмотрев проведение аттестации специалистов с последующим их переводом на эффективный контракт...".

    Речь в данном случае идет об аттестации работников государственных (муниципальных) учреждений в целях оценки соответствия их квалификации занимаемым должностям, а не о более привычной для здравоохранения аттестации с целью присвоения квалификационных категорий.

    Подобная аттестация определяется как периодическая проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работе.

    Аттестации проводится для проверки профессиональных навыков, деловых качеств или специальных теоретических знаний работника, а также его умения применять их при выполнении трудовой функции, определенной трудовым договором.

    Статья 195.1. Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) определяет, что квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

    В настоящее время нет нормативного правового акта, который комплексно определял бы порядок проведения аттестации работников на предмет соответствия их квалификации занимаемой должности. Тем не менее существует ряд документов, которые отражают отдельные вопросы аттестации.

    Наиболее значимым документом, создающим законодательную базу аттестации работников, является Трудовой кодекс. В соответствии со Трудового кодекса порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

    О необходимости проведения аттестации говорится в Плане мероприятий ("дорожной карте"), утвержденном Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2599р (п. 21 разд. II) - в редакции, вышедшей после Перечня поручений Президента. Об аттестации работников упоминается в подпункте "к" п. 7 "Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год" (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол N 11).

    Однако ни в одном из вышеуказанных документов не приведены общие требования к проведению аттестации, срокам, категориям работников (подлежащих либо не подлежащих прохождению аттестации) и т.д.

    В соответствии с действующим законодательством решение о введении системы аттестации, позволяющей определять степень соответствия квалификации работника занимаемой им должности или выполняемой работе, принимает работодатель. То есть учреждения здравоохранения должны сами принимать соответствующее решение.

    В первую очередь необходимо сформулировать цели проведения аттестации, определить задачи, которые можно решить в конкретном учреждении с помощью аттестации;

    Провести разъяснительную работу среди коллектива, учитывая, что несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, может повлечь расторжение трудового договора по инициативе работодателя;

    Оценка уровня квалификации (профессиональной компетенции) работников установленным требованиям к квалификации соответствующих специалистов;

    Назначение на определенные должности лиц, не имеющих соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающих достаточным практическим опытом;

    По итогам аттестации может быть произведен отбор претендентов для работы на новом оборудовании, поступившем в учреждение, для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи и т.д. В этом случае аттестация выступает своеобразным подготовительным этапом к проведению аккредитации специалистов.

    Избавление от сотрудников, не соответствующих предъявляемым требованиям, обычно не рассматривается как специальная задача аттестации, а является одним из возможных решений в отношении работников, не прошедших аттестацию. Тем не менее, если в коллективе обнаруживается сотрудник, чья компетенция вызывает сомнения (или, напротив, чья низкая квалификация не вызывает сомнений), возможна и аттестация с целью избавления от подобных сотрудников. Однако такая задача (избавление от сотрудников) не может быть официально продекларирована - она может решаться как результат признания по итогам аттестации квалификации работника не соответствующей занимаемой должности. Как правило, недопустима также аттестация лишь в отношении конкретного работника подразделения (об имеющихся исключениях будет сказано ниже). При этом должно быть обоснование того, почему аттестация проводится лишь в отношении работников конкретного подразделения.

    лилия горынцева
    Алгоритм процедуры аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности

    Профессиональная компетентность педагогов дошкольного образования в соответствии занимаемой должности .

    Старший воспитатель Горынцева Л. В.

    Аттестация педагогических кадров - необходимая процедура , которая проводится в соответствии с «Законом об образовании РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ. Согласно ст. 48 п. 1 аттестация педагогических работников проводится обязательно на соответствие занимаемой должности и по желанию на первую или высшую квалификационную категорию.

    Хотелось бы отметить, что педагогическая аттестация , является одним из условий реализации ФГОС ДО глава 3 «Требования к условиям реализации ООП ДО» пункт 3.4. «Требования к кадровым условиям реализации Программы» абзац 3.4.1. и 3.4.2.

    Для реализации Программы педагог должен обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей. Со своими квалификационными характеристикам, установленными в Едином квалификационном справочнике, ознакомлен каждый педагог нашего детского сада. А так же данная информация обязательно размещена на информационном стенде по аттестации .

    Аттестация для каждого педагога очень важная процедура в оценке профессионализма и качества его работы. С помощью аттестации в конечном итоге обеспечивается формирование высокопрофессионального кадрового состава учреждения, что влечет за собой повышение качества образования.

    Главная цель аттестации – в постепенном формировании у педагогов внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного, готовности рассматривать себя в развитии, находить профессионально-личностные смыслы конкретной деятельности, а главное – готовности гарантировать обучающимся и социуму качество образования, соответствующее современным требованиям государственного образовательного стандарта.

    Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 (далее - Приказ № 276) утвержден Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Порядок, который определяет общие требования к проведению аттестации , а также особенности ее проведения.

    Так же о правилах проведения аттестации на СЗД было дано более подробное пояснение в письме Заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Э. Н. Фаттахова «О проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности в 2017 году » №34/17 от 9.01.2017г.

    Если говорить именно об аттестации в целях соответствия занимаемой должности , то она является обязательной и проводится через 2 года работы на занимаемой должности и последующие каждые 5 лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями , самостоятельно формируемыми организациями (далее - аттестационная комиссия организации) в отношении педагогических работников .

    На СЗД не проходят только (раздел II Порядка п. 22) :

    а) имеющие квалификационные категории

    б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация

    в) беременные женщины

    г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам допускается не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков

    д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

    е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. допускается не ранее чем через год после их выхода на работу

    Если работник выполняет педагогическую работу у разных работодателей, то каждый из них обязан направить в аттестационную комиссию соответствующее представление (п. 2.3 Письмо МОиН РТ №34/17 от 9.01.2017г.)

    Первая аттестация на СЗД происходит через два года согласно приказу о принятии на педагогической должности . Согласно этой дате издается приказ на проведение аттестации на СЗД .

    Аттестация на СЗД проходит не позднее трех месяцев с дня истечения имевшейся у работника квалификационной категории или дня истечения срока действия льготы по освобождению работника от аттестации . В отдельных случаях – не позднее 6 месяцев (п. 2.6. Письмо МОиН РТ №34/17 от 9.01.2017г.)

    Этапы проведения аттестации на СЗД

    1. Рассмотрение вопроса аттестации на педагогическом совете Согласовывается с советом педагогов :

    Годовой план проведения аттестации педагогов

    График

    Перспективный план аттестации

    Перспективный план КПК

    При проведении мониторинга аттестуемых педагогов выявить кандидатов на СЗД. При наличии кандидатов на СЗД :

    Назначить состав аттестационной комиссии : председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, секретарь, члены комиссии (обязательно член профсоюза ДОУ) .

    Рассмотрение Положения аттестационной комиссии ДОУ .

    Рассмотрение Положения проведения оценки профессиональной деятельности.

    Рассмотрение Положения о порядке аттестации педагогических .

    Ознакомление с видами аттестационных испытаний

    2. Издание по ДОУ приказов Утверждение :

    Годовой план проведения аттестации педагогов

    График аттестации педагогов по месяцам (под подпись)

    Перспективный план аттестации (под подпись)

    Перспективный план КПК (под подпись)

    Состав аттестационной комиссии

    Положения аттестационной комиссии ДОУ

    Положения проведения оценки профессиональной деятельности

    Положения о порядке аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия педагогическим работником занимаемой должности .

    Регламент проведения оценки профессиональный испытаний, где прописываются виды аттестационных испытаний и количество необходимых баллов для прохождения испытаний в виде тестирования

    3. Ознакомление кандидатов на СЗД с вопросами тестирования Вопросы должны размещаться на сайте ДОУ в разделе «Педагогическая аттестация »

    1. Издание по ДОУ приказа «О педагогических работниках , подлежащих аттестации с целью соответствия занимаемой должности ». В приказе :

    Утвердить список педагогических работников , подлежащих обязательной аттестации .

    Определить дату предоставление Представления аттестационной комиссии на педработника, с которым педработник знакомится под роспись не позднее, чем за 30 календарных дней до начала аттестационных процедур .

    Отразить о предоставлении выбора аттестуемому педагогу прохождения квалификационных испытаний.

    Назначается ответственный за подготовку представления в аттестационную комиссию и оказания информационно-методической поддержки работника.

    2. Ознакомить педагогического работника с приказом Не позднее 2 дней.

    3. Передача Представления в аттестационную комиссию ДОУ Подписанное Представление аттестуемым педагогом передается секретарю аттестационной комиссии

    4. Приказ об утверждении дат прохождения квалификационных испытаний Со дня издания приказа проводятся квалификационные испытания аттестуемого педагога согласно утвержденной дате, (в течение месяца)

    5. Ознакомление аттестуемого педагога с датой проведения квалификационных испытаний Секретарь аттестационной комиссии за месяц до начала квалификационных испытаний знакомит аттестуемого педагога под подпись о дате и месте проведения оценки профессиональных знаний

    6. Проведение оценки профессиональных знаний Составляет 70 мин.

    7. Протокол по итогам оценки профессиональных испытаний Выдается непосредственно после проведения испытаний

    8. Приказ об итогах аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности На основании протокола решения аттестационной комиссии издается приказ о соответствии или не соответствии педагогом занимаемой должности

    9. Выписка из протокола Не позднее 2 рабочих дней аттестуемый педагог знакомится с выпиской из протокола под подпись

    В чем польза аттестации социальных работников? Какие особенности аттестации медицинских работников на категорию? Что регулирует положение об аттестации на соответствие занимаемой должности?

    Придя на работу, вы узнаете, что в коллективе произошли кадровые перестановки! Главный экономист Мария Ивановна срочно засобиралась на пенсию. Старший бухгалтер Наталья светится от счастья - она теперь заместитель главбуха. А вот ведущий экономист Людочка вся в слезах - с сегодняшнего дня она просто экономист.

    Виной всему аттестация работников, которой еще две недели назад никто не придавал особого значения. Как видим, зря!

    Чтобы не попасть впросак и быть во всеоружии, знать все плюсы и минусы этой процедуры, я, Алла Просюкова, подготовила для вас новую статью на тему аттестации персонала!

    Как всегда в конце публикации - полезные советы и обзор надежных компаний, предлагающих услуги по аттестации персонала!

    1. Что такое аттестация работников и для чего она проводится?

    С каждым годом руководители предприятий и собственники бизнеса все больше внимания уделяют персоналу компании. Крылатое выражение «Кадры решают все!» наконец-то стало приобретать практическую значимость.

    Чтобы оставаться конкурентоспособными, компании должны обладать высокопрофессиональными кадрами, уровень подготовки которых соответствует ее масштабам.

    Как определить этот уровень правильно? Очень просто - провести аттестацию!

    Это периодическое освидетельствование персонала на профпригодность и соответствие занимаемой должности.

    Цели этого мероприятия бывают разные. Некоторые из них мы представили на нашей схеме.

    Законодательно периодичность аттестационного мероприятия предусматривается не реже 1 раза в 3 года. Исходя из этого, каждая компания самостоятельно утверждает приемлемые именно для нее сроки. Они закрепляются в локальном акте, регулирующем этот процесс, разработанном и утвержденном внутри фирмы.

    Следует знать, какие категории работников не аттестуются:

    • работающие в организации меньше года;
    • сотрудники возрастом от 60 лет;
    • сотрудницы, ожидающие ребенка;
    • работницы-отпускницы по беременности и родам;
    • женщины, оформившие отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет.

    Сейчас аттестация стала популярна и в сфере социальной работы. Освидетельствование профессионализма социальных работников позволяет сформировать штат высококвалифицированных специалистов, что положительно сказывается на качестве оказываемых ими услуг.

    Также важно помнить об особенностях аттестации некоторых видов сотрудников. Например, аттестация медработников на категорию. Эти сотрудники вправе самостоятельно инициировать экзамен на присвоение категории. Добровольность испытания - его отличительная особенность.

    Экзамены подобного рода проводятся экспертной группой специально сформированной комиссии.

    2. Какие бывают формы аттестации работников - 3 формы проведения

    В зависимости от целей подбирается и способ проведения аттестации. Наиболее известны 3 формы этой процедуры. На практике их гораздо больше, ведь часто происходит смешение и в итоге получается комбинированный формат.

    В рамках этой публикации я предлагаю рассмотреть лишь основные из них: две устные (индивидуальное и коллегиальное собеседование) и письменное тестирование.

    Форма 1. Устная в виде индивидуального собеседования

    Индивидуальное собеседование проводит, как правило, руководитель подразделения, в котором работает сотрудник. Результаты служат основой для составления отзыва-характеристики.

    В процессе выясняется отношение аттестуемого к работе. Определяются проблемы, возникающие у сотрудника при исполнении трудовых обязанностей.

    Форма 2. Устная в виде коллегиального собеседования

    Коллегиальное собеседование проводится утвержденной для этих целей комиссией. Сначала выслушивают отчет самого испытуемого о его обязанностях в рамках должности, положительных и отрицательных моментах работы. При необходимости задаются уточняющие вопросы.

    В процессе беседы определяется уровень профподготовленности специалиста и его соответствие должности.

    Форма 3. Письменная в виде тестов

    Наиболее объективной формой считается тестирование. Аттестационное тестирование требует серьёзной подготовки.

    Во-первых, необходимо сформировать и утвердить тестовые вопросы. Они должны в полной мере соответствовать специальности и квалификации аттестуемых сотрудников.

    Во-вторых, заранее следует определить % правильных ответов для определения успешного прохождения испытания.

    3. Как проводится аттестация работников - 5 основных этапов

    Такая серьезная и важная процедура, как аттестация работников, требует основательной подготовки.

    Чтобы результаты этого мероприятия имели ценность и практическую значимость, необходимо знать некоторые его организационные тонкости и особенности проведения.

    Этап 1. Составление локального нормативного акта

    Главным документом, регулирующим порядок аттестования, служит «Положение об аттестации сотрудников».

    Его примерная структура представлена в таблице.

    Примерная структура и состав разделов:

    Раздел Краткое содержание
    1 Понятие, цели, задачи указываются конкретные цели и задачи именно для компании, утвердившей Положение (например, формирование кадрового резерва)
    2 Перечень категорий персонала, не подлежащих аттестации законодательно установлены не аттестуемые категории сотрудников (беременные, работающие меньше года и т.д.)
    3 Сроки проведения плановая, внеплановая, частота и длительность проведения
    4 Формы аттестации индивидуальное либо коллегиальное собеседование, тестирование
    5 Состав и полномочия комиссии указывается состав комиссии с закрепленными за ними функциями
    6 Порядок проведения аттестации максимально полное описание всех этапов процесса, перечень представляемой документации, список ответственных за подготовку документов
    7 Критерии оценки количество баллов для успешного прохождения тестирования, соответствие выполняемой работы сотрудника его служебным инструкциям и прочее
    8 Виды итоговых заключений соответствует/не соответствует занимаемой должности, соответствует занимаемой должности и рекомендован для зачисления в кадровый резерв

    Локальный акт утверждается руководителем компании. После чего весь персонал ознакамливают с ним под подпись. Впоследствии вновь трудоустроенные знакомятся с положением аналогичным образом.

    Этап 2. Формирование аттестационной комиссии

    Комиссия утверждается приказом по организации.

    В состав входят:

    • председатель;
    • заместитель председателя;
    • секретарь;
    • члены комиссии.

    Количество членов законодательно не ограничивается. Минимально - 3 человека. Избираются из числа наиболее профессиональных работников, начальников отделов, главных специалистов.

    Если в фирме действует профсоюз, то в состав комиссии необходимо включить его представителя. В противном случае результаты аттестации могут признать недействительными.

    Этап 3. Подготовка необходимых документов для аттестационной комиссии

    Приказ руководителя о проведении аттестации издан. Разработан и утвержден график ее проведения. Наступает черед подготовки документации для комиссии.

    Перечень стандартных документов:

    • бланк оценки рабочих и деловых качеств;
    • отчеты аттестуемых;
    • квалификационные листы;
    • форма заключения комиссии;
    • бланк для учета предложений сотрудников.

    Этап 4. Проведение аттестации

    Аттестация проводится комиссией строго по утвержденному графику. В процессе заседания рассматриваются представленные документы на каждого аттестуемого, заслушиваются сами работники, их непосредственные руководители.

    Этап 5. Получение результатов аттестации

    По итогам аттестации комиссия выносит вердикт по каждому аттестуемому. Формулировка решения прописывается в локальном акте и обычно имеет вид: «соответствует занимаемой должности» и «не соответствует занимаемой должности».

    Аттестационное заключение оформляется в виде . Итоги формируются в сводный отчет, который затем представляется руководителю для принятия окончательного решения.

    4. Кто оказывает услуги по проведению аттестации работников - обзор ТОП-3 компаний

    Процедура аттестации персонала вызывает у вас трудности, и вы не знаете с чего начать? Предлагаю обратиться к профессионалам.

    Мы подобрали компании, которые быстро и качественно проведут аттестацию работников любых сфер, в том числе таких, как: образование, медицина, государственная и социальная службы.

    «HR-praktika» - питерская фирма, ведущая более 20 лет свою деятельность на всей территории РФ в сфере управления персоналом. За этот период компания стала экспертом в области своих профессиональных интересов.

    Компания представляет услуги в сфере управления персоналом по следующим направлениям:

    • аудит;
    • аутсорсинг;
    • обучение;
    • консультации;
    • проектные работы.

    Руководители и владельцы бизнеса, соискатели и работники компаний, специалисты кадровых служб - все найдут полезную информацию на корпоративном интернет-ресурсе компании «HR-praktika». Получить первичную консультацию можно по телефону или оставив заявку на сайте.

    «Гермес» - лицензионный центр из г.Москва созданный в 2006 году. Компания имеет все необходимые сертификаты и лицензии для осуществления заявленной деятельности.

    Услуги ООО «Гермес»:

    • сертификация менеджмента качества;
    • лицензирование;
    • допуски СРО;
    • курсы подготовки и переподготовки различной направленности;
    • аттестация: персонала, ;
    • продажа готовых фирм с лицензией МЧС и КГИОП.

    Начав свою деятельность в далеком 2006 как подразделение холдинга, компания «Кадры есть!» стала отдельной бизнес-единицей с широкой сетью специализированных агентств.

    Рекрутинговые и консалтинговые услуги - это основные направления деятельности фирмы. Наиболее востребованными у клиентов стали аттестация персонала и .

    Результаты проведенных мероприятий высококлассными специалистами агентства «Кадры есть!» позволяют заказчикам:

    • выявить причины неэффективной работы персонала;
    • определить направления оптимизации кадрово-организационной работы;
    • разработать мероприятия, повышающие мотивацию и производительность труда;
    • пересмотреть служебные обязанности и заработные платы;
    • провести перераспределение трудовой нагрузки среди специалистов.

    5. Как получить объективные результаты аттестации работников - 3 полезных совета

    Объективность - важная составляющая аттестационного освидетельствования персонала.

    Избежать проблем в этом вопросе помогут наши советы.

    Как я уже писала, количество участников аттестационной комиссии не ограничивается. Включайте в состав столько специалистов, сколько нужно для качественного проведения процедуры.

    Главное условие: все члены комиссии должны пользоваться авторитетом, быть компетентными в профессиональных специализациях аттестуемых. Такой состав вызовет больше доверия и снизит риск конфликтов.

    Пример

    В процессе аттестации в ООО «Альбатрос» возникла конфликтная ситуация при оценке профессиональных компетенций сисадмина Федора Кузькина.

    Комиссия приняла решение понизить Кузькину категорию. Федор написал на имя директора компании жалобу, в которой обращал внимание на некомпетентность членов комиссии в вопросах системного администрирования.

    Действительно, в комиссии не было ни одного специалиста по данному направлению, и, следовательно, они не могли оценить должным образом профессиональные качества сисадмина Федора.

    Директор ООО «Альбатрос» согласился с доводами Кузькина и рекомендации аттестационной комиссии приняты не были.

    Совет 2. Проводите аттестацию только в присутствии работника

    Несмотря на то, что законом предусмотрены случаи проведения аттестации при отсутствии работника (беспричинная неявка, нежелание проходить освидетельствование), лучше ее проводить в его присутствии.

    Так вы снизите риск конфликта и оспаривания итога со стороны оцениваемого работника.

    Совет 3. Доверяйте проведение аттестации сторонним компаниям

    Если вы хотите получить действительно качественные результаты аттестации и избавиться от головной боли по этому поводу, рекомендую заказывать проведение этого мероприятия в специализированных компаниях.

    Таким компаниям можно доверить не только аттестацию персонала, но и, например, спецоценку условий труда ().

    И аттестации персонала. Сегодня трудно представить эффективную модель управления персоналом без института аттестации.

    Аттестация персонала — кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности.

    Главное назначение (задача) аттестации — выявить потенциальные возможности работника (человека) и в случае необходимости направить на дополнительное обучение, а также материально поощрить и мотивировать наиболее компетентных и опытных.

    Аттестация персонала служит юридической основой для переводов, продвижений по службе, награждений, определения размеров заработной платы, а также понижений в должности и увольнения. Аттестация направлена на улучшение качественного состава персонала, определение степени загрузки работников и использования его по специальности, совершенствование стиля и методов управления персоналом. Она
    имеет целью изыскание резервов роста, повышения производительности труда и заинтересованности работника в результатах своего труда и всей организации, наиболее оптимальное использование экономических стимулов и социальных гарантий, а также создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности.

    Различают четыре вида аттестации служащих:

    1. Очередная аттестация является обязательной для всех и проводится не реже одного раза в два года для руководящего состава и не реже одного раза в три года для специалистов и других служащих.

    2. Аттестация по истечении испытательного срока проводится в целях выработки обоснованных рекомендаций по использованию аттестуемого работника на основе результатов его трудовой адаптации на новом рабочем месте.

    3. Целью аттестации при продвижении по службе является выявление потенциальных возможностей работника и уровня его профессиональной подготовки для занятия более высокой должности с учетом требований нового рабочего места и новых обязанностей.

    4. Аттестация при переводе в другое структурное подразделение необходима в тех случаях, когда происходит существенное изменение должностных обязанностей и требований, предъявляемых новым рабочим местом.

    Аттестация проводится во всех подразделениях организации. Перечень должностей, подлежащих аттестации, и сроки ее проведения устанавливаются руководителем организации.

    Методы проведения аттестации

    Существует множество различных методов аттестации, однако на практике они в основном представляют собой разные вариации следующих методов:

    • Ранжирование, в рамках которого требуется расставить подчиненных по порядку в зависимости от их заслуг (достижений), причем, как правило, по их реальной способности выполнять работу, хотя иногда ранжирование проводится по нескольким выбранным характеристикам.
    • Классификация, в рамках которой работников распределяют по нескольким заранее установленным категориям достижений (заслуг) на основании общей эффективности деятельности работников. Как правило, этих категорий пять.
    • Шкала оценок — наиболее часто использующийся метод аттестации. Его основу составляет список личностных характеристик или факторов, против каждой из которых размещается шкала, состоящая, как правило, из пяти пунктов, и менеджер (руководитель) отмечает на шкале, в какой степени тот или иной фактор или характеристика присущи работнику.
    • Метод открытой аттестации представляет собой инновацию сравнительно недавнего времени, которая была введена в связи с неудовлетворительностью схемы шкалы оценки. Вместо того чтобы заставлять менеджера оценивать ряд персональных характеристик, которые не всегда являются подходящими для аттестации, новый метод сосредоточивает внимание на характере выполнения работы, при этом от менеджера требуется всего несколько фраз об аттестуемом работнике вместо проставления галочек в столбцах.

    Этапы аттестации

    Аттестация проводится в несколько этапов: подготовка, сама аттестация и подведение итогов.

    Подготовка, осуществляемая кадровой службой, включает:

    • разработку принципов и методики проведения аттестации;
    • издание нормативных документов по подготовке и проведению аттестации (приказ, список аттестационной комиссии, методика проведения аттестации, план проведения аттестации, программа подготовки руководителей, инструкция по хранению персональной информации);
    • подготовку специальной программы по подготовке к проведению аттестационных мероприятий (при проведении аттестации в первый раз по новой методике);
    • подготовку материалов аттестации (бланки, формы и т.д.).

    Проведение аттестации:

    • аттестуемые и руководители самостоятельно (по разработанной кадровой службой структуре) готовят отчеты;
    • аттестуемые и не только руководители, но и сотрудники и коллеги заполняют оценочные формы;
    • анализируются результаты;
    • проводятся заседания аттестационной комиссии.

    Подведение итогов аттестации:

    • анализ кадровой информации, ввод и организация использования персональной информации;
    • подготовка рекомендаций по работе с персоналом;
    • утверждение результатов аттестации.

    Анализ результатов аттестации:

    Оценка труда:

    • выявление работников, не удовлетворяющих стандартам труда;
    • выявление работников, удовлетворяющих стандартам труда;
    • выявление работников, существенно превышающих стандарты труда.

    Оценка персонала:

    • диагностика уровня развития профессионально важных качеств;
    • сопоставление индивидуальных результатов со стандартными требованиями работы (по уровням и специфике должностей);
    • выявление сотрудников с отклоняющимися от стандартов качествами;
    • оценка перспектив эффективной деятельности;
    • оценка роста;
    • ротации.

    Сведение и обработка данных, как правило, проводятся по окончании аттестации. Для подведения обобщенных итогов

    • составляются сравнительные таблицы эффективности работников;
    • выделяются группы риска (неэффективно работающих или работников с неоптимальным уровнем развития профессионально важных качеств);
    • выделяются группы роста (работников, ориентированных и способных к развитию и профессиональному проведению);
    • готовятся рекомендации по использованию данных аттестации.

    Проведение собеседований по результатам аттестации. Кроме обратной связи с аттестуемым, в ходе беседы проводятся уточнение данных и сбор дополнительной кадровой информации. Затем новые и уточненные данные вводятся в обобщенные формы и анализируются.

    Организация хранения данных. Чтобы кадровой информацией можно было воспользоваться при принятии кадровых и иных решений, необходимо правильно организовать хранение информации по результатам аттестации. Следует разработать особую форму ввода и хранения информации (по персоналиям, отделам, уровням иерархии, направлениям деятельности подразделений). Необходимо также иметь возможность поиска информации и по этим параметрам, и по параметрам качества и количества труда.

    На этапе принятия решений особое внимание обращается на соблюдение аттестуемыми трудовой дисциплины, проявление самостоятельности при решении поставленных задач, стремление к самосовершенствованию, профессиональной пригодности сотрудника.

    Аттестационная комиссия дает рекомендации для продвижения аттестуемого на вышестоящую должность, поощрения за достигнутые успехи, об увеличении заработной платы, переводе на другую работу, об освобождении от занимаемой должности и др. Выводы и рекомендации аттестационной комиссии используются в дальнейшем для формирования кадровой политики администрации организации и службы управления персоналом.

    Для социальной защиты аттестуемых от субъективности выводов аттестационной комиссии учитывается вес оценок и заключений, которые выставляются работнику.

    Руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационных комиссий в установленном порядке поощряет работников. В срок не более двух месяцев со дня аттестации он может принять решение о переводе сотрудника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия. При невозможности этого руководитель организации может в тот же срок в установленном порядке расторгнуть с работником договор в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    По истечении указанного срока перевод работника на другую работу или расторжение с ним трудового договора по результатам данной аттестации не допускается.

    Трудовые споры по вопросам увольнения и восстановления в должности сотрудника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о трудовых спорах.

    Алгоритм

    проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

    Шаг 1

    В конце учебного года лица, сопровождающие аттестацию в структурных подразделениях, подают ответственному за аттестацию ГБОУ Школа №1381 сведения о педагогических работниках, подлежащих обязательной аттестации в следующем учебном году (Приложение 1).

    ШАГ 2

    Ответственный за аттестацию ГБОУ Школа №1381 в конце учебного года разрабатывает график аттестации на следующий год (Приложение 2).

    ШАГ 3

    В начале учебного года руководитель ГБОУ Школа №1381 распорядительным актом утверждает состав Аттестационной комиссии.

    ШАГ 4

    В начале учебного года руководители структурных подразделений ГБОУ Школа №1381 распорядительным актом утверждает состав экспертной комиссии своего структурного подразделения и назначает лицо, сопровождающее аттестацию (председателя экспертной комиссии).

    ШАГ 5

    Ответственный за аттестацию подает график аттестации руководителю ГБОУ Школа №1381, который на его основе издает распорядительный акт, в соответствии с которым осуществляется аттестация педагогических работников.

    ШАГ 6

    Ответственный за аттестацию рассылает график аттестации и распорядительный акт лицам, сопровождающим аттестацию в структурных подразделениях. Лица, сопровождающие аттестацию в структурных подразделениях, знакомят педагогических работников, подлежащих аттестации, с распорядительным актом и графиком проведения аттестации под роспись.

    ШАГ 7

    Работники, подлежащие аттестации, заполняют таблицы результативности своей профессиональной деятельности (Приложение 3) и сдают их на рассмотрение лицам, сопровождающим аттестацию не позднее даты, указанной в графике аттестации (т.е. за 45 дней до дня аттестации).

    ШАГ 8

    Экспертные группы каждого структурного подразделения ГБОУ Школа №1381 проверяют достоверность фактов, изложенных в таблицах результативности аттестуемым работником, заверяют их и готовят проекты представлений, которые сдают руководителям своих структурных подразделений (Приложение 4).

    ШАГ 9

    Руководитель каждого структурного подразделения на основе проектов пишет представления на аттестуемых работников своего подразделения и вносит их в общую аттестационную комиссию ГБОУ Школа №1381 через председателя экспертной группы.

    ШАГ 10

    В соответствии с указанной в графике датой аттестации (т.е. за 30 календарных дней до дня аттестации) руководитель каждого структурного подразделения знакомит педагогических работников, подлежащих аттестации, с представлением под роспись.

    ШАГ 11

    Аттестация проводится на заседании Аттестационной комиссии ГБОУ Школа №1381 с участием педагогического работника один раз в месяц при наличии не менее пяти аттестуемых.

    ШАГ 12

    На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола заседания аттестационной комиссии, которая вкладывается в его личное дело (Приложения 5, 6).