Войти
Особенности ведения бизнеса в России
  • Сценарий весеннего развлечения в подготовительной группе «Весенние забавы
  • Что такое почва и из чего она состоит?
  • Увольнение без отработки по собственному желанию
  • Американский козодой: единственная птица, которая на зиму впадает в спячку
  • Дидактические игры для формирования у детей интереса к людям разных профессий
  • Презентация к уроку русского языка "безударные падежные окончания имен существительных"
  • Презентация по психологии на тему способности. Презентация на тему "Способности ребёнка" Задачи оздоровительной работы

    Презентация по психологии на тему способности. Презентация на тему

    Слайд 2

    Уровень способностей Врожденные и приобретенные способности Формирование способностей

    Слайд 3

    Способности не равняются знаниям, умениям, навыкам. Это ошибка. Хотя между ними существует тесная связь. Способности получают в ходе развития. Знания тоже зависят напрямую от способностей.

    Слайд 4

    Способности делятся на общие и специальные. Способности - индивидуальные психологические особенности человека отвечают требованиям деятельности и являются условием успешности (быстрота и качество овладения деятельностью).

    Слайд 5

    С одинаковыми способностями двух детей не бывает, поэтому сравнивать их нельзя. Прежде всего, у детей развиваются общие способности: хорошая память хорошее мышление хорошо развитая речь трудолюбие настойчивость сила воли

    Слайд 6

    Специальные способности делятся на 4 уровня: 1 уровень – учебные. Это способности, которые позволяют овладеть уже известными знаниями 2 уровень – творческие 3 уровень – талант 4 уровень – гениальность Одаренность – талант, высокий уровень развития способностей. Вундеркинд – чудо ребенок, проявление яркой одаренности.

    Слайд 7

    Помнить: Способного, но ленивого учить даже труднее, чем неспособного! Пустая голова не думает. Без информации нет фактических знаний!

    Слайд 8

    Способности зависят от совокупности факторов: Способности бывают врожденные, наследуются (биологический фактор) Способности бывают приобретенные, формируются в жизни (природный фактор). Важно желание учителя и ученика.

    Слайд 9

    На способности оказывают влияние: а). задатки (1%) - некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов (история развития ребенка). Это важнейшее условие, от которого зависит дальнейшее развитие ребенка. На формирование задатков влияет абсолютно все условия развития ребенка до рождения (эмбриональная педагогика). Задатки формируют тип темперамента – тип деятельности высшей нервной системы.

    Слайд 10

    Помнить: Идеальный вариант, когда класс комплектуется учащимися по темпераменту и подбирается такого же темперамента учитель!

    Слайд 11

    б). способности формируются (99%). Они растут при деятельности. Деятельность должна быть интересной. Подавляющее большинство детей приходит в школу с желанием учиться. Но с каждым классом интерес к учебе у детей падает.

    Слайд 12

    А.А.Люблинская падение интереса учащихся к учебе изобразил в следующем графике.

    Слайд 13

    Одна из причин этого – принуждение. Принуждение со стороны родителей, учителей. Если у детей есть интерес, то они могут заниматься и 12 часов и не устанут. Деятельность должна быть интересной и развивающей! Поэтому в основе обучения в школе должен лежать ИНТЕРЕС! В школе должны быть созданы все условия для реализации интересов ребенка.

    Слайд 14

    Помнить: «Школа не цирк»,- говорит функционер. Но школа и не ринг, где ученик воюет с учителем.

    Слайд 15

    Низкая самооценка тоже убивает талант и способности, не дает развиваться интеллекту. Внушать неуверенность, неверие в способности, возможности и силу ребенка – недопустимо! Воспитывать не страхом! Существует прямая зависимость между методикой обучения и способностями. Поэтому обучение должно быть развивающим: учить не мыслям, а мыслить!

    Слайд 16

    Развитие личности: мышление, воображение, речь, память, внимание, чувства. 3 способа усвоения знаний: Слушать (эффективность – 15%) Глядеть (эффективность – 15%) Делать самому (эффективность – 70%)

    Слайд 17

    Важно НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ: Управлять своим вниманием Учить запоминать Проявлять воображение Научить чувствовать

    Слайд 18

    Помнить: Ребенок в школе на уроках ежедневно говорит в среднем 2 минуты. Хорошо усваивает материал тот ученик, который успевает за учителем проговаривать. При рыночных отношениях РЕЧЬ – это товар № 1.

    Слайд 19

    Б.П.Никитин открыл закон НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Есть периоды, когда обучающее развитие происходит наиболее успешно. Для развития речи, например, это возраст от 1,5 до 3 лет.

    Слайд 20

    Помнить: Начальная школа – это тот фундамент, на котором в дальнейшем будет построен храм или темница. Для развития свойств личности учебно-воспитательный процесс необходимо заменить воспитательно-учебным процессом. Важно, чтобы в человеке осталась человечность! Душу надо воспитывать, а чтобы воспитать надо самому иметь! Моя главная цель – дать человеку лицо! Е.Н.Ильин

    Слайд 21

    Обучение должно опережать развитие ребенка на расстояние зоны ближайшего развития (ЗБР - Выготский). Биологический и психологический возрасты ни одно и то же. Каждый психически нормальный ребенок обучаем. Есть учителя обучаемые, есть – необучаемые.

    Слайд 22

    Требования к личности учителя: Профессионально-значимые качества личности (моральный облик, уровень культуры, правильное нравственное поведение и др.). Положительное отношение к педагогической деятельности. Знания, умения, навыки. Учитель должен быть интересен для детей. Учитель должен обладать педагогическими способностями. Это имеет исключительное значение.

    Слайд 23

    Структура педагогических способностей учителя: I. Личностные. Связаны с отношением к ученику. Их три: Расположенность к детям Выдержка и самообладание Способность управлять настроением, своим психическим состоянием

    Слайд 24

    II. Дидактические способности. Связаны со способностью обучать. Их три: Академические способности (эрудиция, широта умственного кругозора, желание постоянно пополнять свои знания, умение «к себе сходить на урок»); Способность объяснять (не просто проговорить, активизировать мышление, воображение); Речевые способности (ясно и четко выражать свои мысли, так ясно, чтобы можно было понять и запомнить, речь должна быть эмоциональной, образной, чтобы в ней была и шутка и юмор, разная сила голоса и т.д.)

    Слайд 25

    III. Организационно-коммуникативные способности. Их семь: Организаторские Коммуникативные Педагогическая наблюдательность (психологическая зоркость, способность проникнуть во внутренний мир другого человека) Педагогический такт – способность находить педагогическую целесообразность (одобрение и осуждение, доброжелательность и чуткость, отзывчивость и др.) Суггестивные способности (с лат. – основанные на внушении) – эмоционально-волевое воздействие на людей, добиваться выполнения своих требований спокойно, без крика и угроз. Крик закладывает «код злости». Этот код когда-нибудь все равно расшифруется.

    Слайд 26

    Помнить: Два подхода к воспитанию 6-7 месячных детей: - первая вкусно кормила, но не улыбалась - вторая не кормила, но воркала с детьми и они тянулись ко второй. Доброта – основное в отношении к человеку, в развитии личности. «Нельзя воспитывать щенков, Посредством крика и пинков. Щенок, воспитанный пинком, Не будет преданным щенком. Где раздают щенкам пинки, Там – воспитатели пеньки». (С.Михалков) «Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу – и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то ты потерял все Педагогическое воображение (вера в успех, в возможности человека). Распределение внимания, точность

    Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    МАДОУ ДС №14 «Умка» Как развивать способности ребенка Педагог-психолог Горбачёва О.Е.

    У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практической деятельности. Многие способности формируются в детском возрасте, поэтому развитие способностей ребенка имеет особое значение. Для начала определим что же такое способности: Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности. Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.

    Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами. Назовем эти общие способности так: Интеллект - некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром и как способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний; Креативность - способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии; Обучаемость - способность приобретать новые знания. Каждый из вас наверняка задавал себе вопросы: «А у моего ребенка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?» «Может быть, мой ребенок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?» «Могу я что-нибудь сделать, чтобы развить способности моего ребенка?». Давайте поищем ответы вместе и подумаем, что можете и должны сделать для ребенка именно вы и никто другой.

    Интересные факты об интеллекте Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет. Мамы и папы по-разному могут помочь ребенку развить свой ум, однако есть общее - эмоциональная поддержка ребенка. У ребенка, живущего в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается. У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта. Интеллект повышается, если родители предоставляют ребенку возможность развить свои способности, умения и навыки, не стараются исправить то, что сделал ребенок.

    Верьте в возможности своего ребенка, будьте спокойны и терпеливы! Мамы! В ваших силах повысить и развить умственные способности ребенка, если вы предъявите ребенку систему требований и будете следить, чтобы он их выполнял. Требования являются необходимым средством воспитания. Это то, что ожидается от ребенка, Через требование взрослый сообщает ребенку, как надо себя вести, что делать, чтобы быть успешным. И еще - поддерживайте у ребенка высокую самооценку. Папы! Оказывается ваш вклад в развитие интеллекта ребенка примерно в 2 раза больше.

    Интеллект ребенка будет расти «прямо на глазах» если вы: Будете играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами; Именно вы будете привлекать ребенка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.); Предъявите систему запретов. Запреты - это также одно из важнейших средств развития и воспитания. Что же делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребенком? Мама в течение недели может напоминать ребенку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа. Не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребенка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей 5-6 лет.

    О креативности Креативность - умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребенок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он все время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения. Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки! А еще такой ребенок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей. По-настоящему креативный ребенок - всем известный Буратино. Помните, как он продал Азбуку, чтобы пойти в театр? Не очень умно, зато как интересно. Задумались? Но учтите, что креативность выручает человека в сложной ситуации, когда надо поступить нестандартно. Пока другие сказочные куклы плакали и боялись, именно Буратино придумывал, как спасти друзей, как помочь папе Карло. Значит, креативность тоже очень нужна человеку для успешной жизни.

    Итак, что надо делать, чтобы развивалась креативность ребенка? Нужно знать, что есть два сенситивных периода развития креативности, когда способности развиваются очень быстро. Первый - 3-5 лет (развивается в сюжетной игре), второй - примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности). И мамы и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребенку внимание, а папы привлекают ребенка к семейным делам, обсуждению планов.

    Об обучаемости Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Ее высокий уровень связан с развитием личности. А значит, обучаемость ребенка развивается в тесном общении со взрослым. Для развития обучаемости: Чаще задавайте ребенку вопросы; Разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни »; В процессе изучения объектов живой природы у ребенка реализуется одна из главных способностей - чувственное познание мира. Он получает живой непосредственный опыт. Происходит активизация всех сенсорных систем: отрабатывается зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие, формируется произвольное поведение и т. д. На прогулке задавайте задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорите ребенку о том, что ждете его; Не бросайте начатое дело, доводите его до конца; Обсуждайте с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.

    Подведем итоги - развитие способностей ребенка процесс многосторонний и постепенный, в который активно должны быть включены и мама и папа. Будьте рядом и способности вашего ребенка не перестанут вас удивлять!


    Слайд 1: Способности ребёнка - как их распознать и развить?

    Родительское собрание
    2 а класс

    Классный руководитель: Билявская Наталья Витальевна,
    учитель начальных классов
    высшей квалификационной категории
    МОУ «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

    «Способность - природная одаренность, талантливость»

    «Способный - обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким - нибудь свойством. Способен трудиться»

    “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова
    Слайд 3: Способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности.
    Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности. (“ Педагогический энциклопедический словарь”)

    Психолог Крутецкий В.А. считает, что способность формируется, а следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности.

    Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память.

    Слайд 5: Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания.

    Слайд 6: Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны - способности зависят от знаний, умений, навыков с другой - в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки также зависят от способностей - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

    Слайд 7: В психолого-педагогической литературе различаются специальные и общие способности.

    Общие - включают в себя (успехи человека в самых различных видах деятельности) умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь.

    Слайд 8: Специальные способности - это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой - нибудь одной определенной деятельности - музыкальной, художественно- изобразительной, математической, литературной, конструктивно- технической и т.д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей.

    Слайд 9: Специальные - определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для которых нужны задатки и их развитие
    / музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные /.

    Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот.

    А нередко они взаимно дополняют и обогащают друг друга.

    Слайд 11: Учебные и творческие способности

    Отличаются друг от друга. Учебные определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности.
    Творческие- создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности.

    Слайд 12: Способности к общению

    К ним относится речь как средство общения (ее коммуникативные функции) Межличностное восприятие и оценивание людей, входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние.

    Отсутствие у человека таких способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.

    Слайд 13: Общие умственные способности

    К ним относят например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико - синтетической деятельности, сосредоточенное внимание

    Слайд 14: Высокий уровень развития способностей называется ТАЛАНТОМ.

    Талант - это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней - с другой, большого трудолюбия и настойчивости - с третьей.
    Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Поэтому талантливый может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и квалифицированный рабочий.

    Слайд 15: Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума:

    “ Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные”.
    Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
    Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь.

    Способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями - они продукт развития. Врожденными факторами, лежащими в основе способностей, являются задатки.

    Задатки определяются как анатомо-физиологические особенности мозга, нервной и мышечной систем, анализаторов или органов чувств

    Слайд 17: От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности.

    Это происходит лишь тогда, когда условия и обстоятельства жизни ребёнка благо -приятствуют проявлению природных наклонностей. Задача родителей - создать эти условия. Даже если вы выделите в квартире уголок для занятий живописью или не жалеете денег на покупку конструкторов, вы содействуете развитию сына или дочки. А если ребёнок ходит в музыкальную, художественную, спортивную школы, в кружки ЦДТ, РДК, шансы на будущий успех будут гораздо выше.

    Слайд 18: Если ваш ребенок не выказывает какой-то особой одаренности, это вовсе не повод называть его ни к чему не способным. Чаще всего взрослые обращают внимание на склонности и способности ребенка к математике или к овладению иностранным языком, к литературному и изобразительному творчеству.

    Слайд 19: Гораздо реже отмечают склонность ребенка к экспериментированию, его организаторские и лидерские способности... Зачастую творчество детей в этих областях совсем не поощряется родителями.

    Слайд 20: У большинства школьников индивидуальные предпочтения в учебных предметах или внешкольных занятиях проявляются к моменту окончания начальной школы. Если этого не произошло, стоит обратиться за консультацией к специалисту. Или попробовать самим определить способности и склонности ребенка с помощью специальной анкеты.

    Слайд 21: Вы обязательно обнаружите у него более сильные стороны, которые нужно поддерживать и развивать. Так можно повысить его уверенность в себе, скорректировать самооценку, преодолеть кажущееся безразличие к учебным предметам, организовать его досуг.

    Слайд 22 - 39: Фотографии учеников 2 "а" класса, показывающие их увлечения, способности.

    СпособностиВыполнила:
    Студентка
    Группы ДО-4-15
    Иванова Анастасия
    Преподаватель: Михайлова Ольга Клементьева

    Понятие

    Способности
    – такие индивидуально психилогические особенности человека,
    которые отвечают требованиям данной
    деятельности и являются условием
    успешного выполнения.

    Признаки

    Способности
    включают в себя три признака:
    1. Под способностями понимают
    индивидуальные психологические
    способности отличающие одного человека от
    другого.
    2. Способностями называют лишь такие
    индивидуальные способности, которые имеют
    успешность выполнения деятельностей.
    3. Под способностями подразумевают
    индивидуальные особенности которые не
    сводятся к наличным знаниям, умениям и
    навыкам, но которые могут объяснить
    легкость и быстроту приобретения этих
    знаний, умений и навыков.

    Виды способностей

    1. Учебные – связаны с
    усвоением уже известных
    способов выполнения
    деятельности приобретением
    знаний, умений и навыков.
    2. Творческие – связаны с
    созданием нового
    оригинального продукта с
    нахождением новых способов
    выполнения деятельности.
    3. Общие – проявляются во
    многих областях знаний и
    деятельности.
    4. Специальные – связаны с
    определенной
    деятельностью, которые
    помогают человеку достигать
    высоких результатов.

    Виды специальных способностей

    Математические
    – большую роль играет
    математическая память, легкое и свободное
    переключение от одной операции к другой.
    Конструктивно – технические – точность и
    живость пространственных представлений.
    Музыкальные – ладовое чувство,
    проявляющееся в эмоциональном восприятии
    и легком узнавании мелодий.
    Литературные – творческая активность и
    эстетическая позиция.
    Художественно – изобразительные –
    способность правильной оценки пропорций,
    чувствовать выразительную функцию цвета.

    Природные предпосылки

    Формирование
    способностей происходит на
    основе врожденных задатков.
    Задатки – анатомо – физиологические
    особенности мозга, нервной системы,
    составляющие природную основу развития
    способностей.
    В способностях неразрывно переплетаются
    природное (задатки) и приобретенное человеком
    в процессе деятельности (социальное). Ведущую
    роль играет социальный фактор.

    Уровни развития способностей

    Выделяют
    два уровня:
    1. Репродуктивный – высокая способность
    овладевать умениями, усваивать знания,
    овладевать деятельностью и осуществлять
    ее по предложенному образцу в
    соответствии с предложеной идеей.
    2. Творческий – создание нового
    оригинального продукта.

    Уровни развития творческих способностей

    Одарённость – своеобразное
    сочетание способностей,
    которое обеспечивает
    человеку возможность
    успешного выполнения какой –
    либо деятельности.
    Талант – высокая ступень
    развития способностей.
    Талантливыми называют
    людей способных быстро
    усваивать знания и правильно
    применять их в жизни и в
    своей деятельности.
    Гениальность – наивысшая
    ступень проявления
    творческих сил человека.

    Cлайд 1

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии «Знания - это дети удивления и любопытства». Луи де Бройль

    Cлайд 2

    Что такое творчество? Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Психологический аспект творчества: личностный и процессуальный. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, способствующие созданию продукта, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

    Cлайд 3

    Критерии творческой активности школьников Психологические (наследственные) задатки. Способность к концентрации внимания. Интеллект. Память, воображение. Мотивация своих достижений. Привычки. Притязания. Талант. Устремленность. Цели и ценности школьника (здоровье, материальные блага, общение).

    Cлайд 4

    Формы работы, способствующие развитию творческой личности классно- урочная (работа в парах, в группах) разноуровневые задания творческие задания консультирование по проблемным заданиям НОУ дискуссия игры.

    Cлайд 5

    Методы работы, способствующие развитию творческих способностей школьников исследовательский; частично – поисковый; проблемный; проективный.

    Cлайд 6

    Цель и задачи развития творческих способностей школьников Цель: воспитание творчески свободной личности. Задачи: способствовать формированию у школьников способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания на практике; развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность детей; воспитывать интерес у школьников к участию в творческой деятельности; стараться находить нестандартные решения при решении проблемных заданий.

    Cлайд 7

    Условия эффективного развития творческих способностей ребенка развитие у ребенка интереса к выполнению творческих заданий; важными компонентами для реализации творческих заданий являются различные формы работы: урочная и внеурочная деятельность ребенка; школьники, решая задания, имеющие творческий характер, учатся размышлять над поставленными проблемами и воплощать эти размышления в практической деятельности.

    Cлайд 8

    Способы стимулирования творческих способностей ребенка обеспечение благоприятной атмосферы; доброжелательное отношение со стороны учителя; способы стимулирования развития любознательности ребенка: а) поощрение; б) использование личного примера творческого подхода к решению проблемных заданий; б) предоставление детям возможности активно, без боязни задавать вопросы.

    Cлайд 9

    Для развития творческих способностей я использую на уроках: Эксперименты. Сказки, рассказы, кроссворды. Литературные фрагменты, пословицы. Кластеры. Внеклассная деятельность. Задачи. Презентации-проекты, флипчарты. Нестандартные уроки.

    Cлайд 10

    В мире интересного Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Пример1. Тема: «Вода на Земле». Естествознание. (5 класс) Учитель: Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ! Разве такое возможно? А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств. .

    Cлайд 11

    В мире интересного Пример 2. Биология. (7 класс) Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые». Сколько цветков посещают пчёлы? В среднем пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.

    Cлайд 12

    Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся: 1. Задачи на выбор информации. Выберите признаки характерные для земноводных. 2. Задачи на исправление ошибок. Например: Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем Лишь два крыла. …Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот дышу… А. Фет.

    Cлайд 13

    Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся: 3. Задачи на сравнение и сопоставление выводов Сравните строение, функции, образ жизни лягушки и ящерицы 4. Задачи на установление взаимосвязей. Установите взаимосвязи между процессами: питанием и фотосинтезом; строением и образом жизни и т.д. 5. Задачи на выявление приспособлений. Какие приспособления имеются у растений, животных, конкретного вида к условиям окружающей среды и т.д. 6. Задачи на определение значения приспособлений. Какое значение имеет выделение фитонцидов у растений, например, у чеснока. 7. Задачи на выявление противоречий. Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней. Например, активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток. Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.

    Cлайд 14

    Пример творческой работы учащихся «Что думает обо мне мое сердце?» Сердце – это удивительный орган, который не знает ни сна, ни отдыха. И на вопрос, что думает обо мне мое сердце трудно однозначно ответить. - Наверное, иногда мое сердце меня презирает, за то что несмотря на мой молодой возраст, я приношу ему страшную боль. А оно каждый раз страдает. От каждой выкуренной мной сигареты. - Несколько раз я пыталась бросить курить, постоянно ссорилась с мамой, и каждый раз мое сердце учащенно билось. Билось, рвалось наружу, словно хотело сказать, что же ты делаешь, ведь ты же враг самой себе! - Я часто огорчаю своих родителей. Мое поведение оставляет желать лучшего. И каждый раз, когда я ругаюсь с ними, буйствует мое сердце. Оно хочет мне сказать, остановись ты не права, ведь родители хотят тебе только добра, но я не слышу его. - А оно стучит и стучит. Оно меня слышит и понимает. И в минуту отчаяния, положив ладонь на грудь, я чувствую, что оно мой самый настоящий друг.

    Cлайд 15

    Сердце Мне так плохо, так устало, И нет больше сил стучать. Наверное осталось мало... Могли бы только вы понять – Мне не хватает кислорода, Меня так душит никотин, А этот яд непобедим, Мои сосуды кровяные В дыму сгорают день за днем И если вы нас не спасете. Мы только от куренья пропадем!

    Cлайд 16

    Открытые творческие задачи по биологии. Например: а). Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать? (Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она очищает свой нос и по запаху может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает). б). С незапамятных времён люди заметили, что если опустить лягушку в сосуд с молоком, то оно дольше не киснет. Хозяйки так и делали: в летнюю жару в кринки с молоком опускали лягушек. Объяснение было простое: холодная лягушка охлаждает молоко. Но когда провели эксперимент и измерили температуру молока с лягушкой и без неё, то никаких различий не обнаружили. Почему же тогда молоко с лягушкой остаётся долго свежим и не киснет? (Оказалось, что выделения лягушачьей кожи обладают уникальными бактерицидными свойствами)

    Cлайд 17

    Прием 1: «Отсроченная загадка». Например: Тема: « Тип Хордовые. Кл. Млекопитающие» (7 класс). Загадку (удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок. На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном. Это животное не хищник, но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Как вы думаете: «С каким животным мы будем знакомиться на следующем уроке?». - Это животное - …. Впрочем, не будем торопиться - продолжение следует… На следующем уроке откроет секрет: это животное - кролик. Да – да, вы не ослышались - кролик!

    Cлайд 18

    Прием 2: « Практичность теории». При использовании данного приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся. Например: Тема: «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды» (9 класс). Леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Ученые подсчитали, что при: нынешних темпах вырубки к 2001 году леса будут уничтожены на 40%, а через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечет за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?

    Cлайд 19

    Прием 3 «Занимательность» Например: Биология 10 класс. Обобщающий урок по теме «Размножение организмов». Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты, обладающий знаниями во многом раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?» Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил… Что ответил философ?

    Cлайд 20

    Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, А не ставим перед ними проблемы, которые надо решить». Р. Левин. Проблемное обучение - это путь от заинтересованности и любознательности у школьников к познавательной самостоятельности и творческой активности.

    Cлайд 21

    Создание проблемной ситуации. Например: Тема: «Форменные элементы крови» (8 класс). Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и кислород. Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час 10-12 л кислорода, а во время усиленной работы-60-100 л. Известно, что в 5 л воды может раствориться 0,1 л кислорода. В нашем организме 5 крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды. Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0, 1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим количеством кислорода?» Синдром клешни Странное племя людей- страусов (сапади) в Центр. Африке отличает от прочих обитателей Земли удивительное свойство: на ногах у них только два пальца, и оба большие! Это именуется синдромом клешни. Оказалось, что на ступне сильно развит первый и пятый пальцы, второй, третий и четвертый напрочь отсутствовали (как будто бы их и вовсе не должно было быть!). Эта особенность закрепилась в генах племени и передается по наследству. Сапади - великолепные бегуны, они лазают по деревьям как обезьяны, перепрыгивая с одного дерева на другое. Кстати, ген, порождающий этот синдром, является доминантным, его достаточно иметь одному из родителей, и ребенок родится с уродством.

    Cлайд 24

    Я начал стареть, жизнь и так коротка. У многих людей она, как река – Несется куда-то в манящую даль, Даруя то радость, то скорбь, то печаль. Моя же подобна скале с водопадом, Что падает с неба серебряным градом; Той капле, которой секунда дана, Лишь чтобы разбиться о камни у дна. Но зависти нет к могучей реке, Что ровно течет по тропе на песке. Удел их один, – закончив скитанья, Покой обрести в морях состраданья. Пусть век мой не долог, судьбы не боюсь, Ведь, в пар превратясь, вновь к небу вернусь. 29сентября2000 года Бычков Александр Ашанти 7 лет с мамой Спасибо за внимание!

    Cлайд 27

    Литература 1. Бондарук М.М.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы -Изд. Учитель: Волгоград, 2007 2. Башмаков А.И., Владимиров А.И., Грачев В.А. и др. Новые цели, задачи и технологии образования XXI века // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития / Под общ. ред. А.Н. Кулика. - М.: Логос, 2003. 3. Высоцская М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах -Изд. Учитель: Волгоград, 2004 4. Кирилова Г.И., Волик О.Н. Проектирование и реализация конкурса компьютерного творчества. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=165 5. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989. 6. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе иформационно- коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.