Войти
Особенности ведения бизнеса в России
  • 113 трудового кодекса российской федерации
  • Что такое окдп 2. Коды окпд2 продукции. Какая информация содержится в кодах
  • Деловое письмо предложение о сотрудничестве
  • Изменение записи регистра сведений 1с 8
  • Сценарий весеннего развлечения в подготовительной группе «Весенние забавы
  • Что такое почва и из чего она состоит?
  • Процессы управления инвестициями и инвестиционными проектами. Фундаментальные исследования Проектное управление инвестиционного и инновационного проекта

    Процессы управления инвестициями и инвестиционными проектами. Фундаментальные исследования Проектное управление инвестиционного и инновационного проекта

    Перечисленные четыре метода являются вполне честными и открытыми. Однако менеджеры зачастую используют и методы, которые не всегда можно одобрить с этической точки зрения.

    Один из них - манипулирование людьми с избирательным использованием информации и сознательном изложении событий в определенном порядке. Например, выпячиваются положительные стороны инновации и скрываются отрицательные (для тех или иных групп сотрудников), т.е. предоставляется односторонняя информация , на основе которой люди вовлекаются в инновацию, не представляя себе всех последствий. Другой вариант - так называемая "кооптация", при которой поддержка нововведения со стороны уважаемых лиц (например, генерального директора) или групп (например, Правления фирмы) достигается путем их лжеучастия в проектировании нововведения. Например, генеральный директор может председательствовать на собрании, посвященном инновации , а Правление может обсудить нововведение. Но при этом инициаторы инновации не стремятся реально вовлечь генерального директора и Правление в проектирование и осуществление инновации , они хотят лишь заручиться их поддержкой. В то же время - в этом и есть обман - у рядовых сотрудников соз дается впечатление, что нововведение осуществляется под руководством генерального директора и Правления. К описанному методу близок распространенный обычай начинать, например, научные конференции с выступлений уважаемых людей - мэров городов, ректоров вузов и др.,- у которых есть только один недостаток - полная некомпетентность в проблемах, которыми занимается конференция. Именно поэтому указанные уважаемые люди исчезают вскоре после своего выступления, посвященного общим вопросам.

    Наконец, надо назвать метод явного или неявного принуждения, когда менеджер заставляет принять инновацию под угрозой потери должности, работы и других благ. Аналогом в отношениях между государствами является использование вооруженной силы, т.е. война. Сотрудники, побежденные и порабощенные менеджером, могут смириться, но в дальнейшем нет оснований рассчитывать на дружелюбное сотрудничество. С другой стороны, без принуждения не обойтись, если необходимо быстро провести непопулярные изменения, диктуемые внешней обстановкой.

    Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является использование одного или небольшого числа методов независимо от ситуации. Вторая по распространенности ошибка - метод "разделяй и властвуй", который при возможной краткосрочной эффективности приводит к большим проблемам в долгосрочной перспективе.

    Действия при проведении изменения . Обычно выделяют пять этапов изменения - подготовку (планирование), "размораживание" (подготовку фирмы к изменениям), непосредственное осуществление изменения, " замораживание " (закрепление результатов преобразований) и оценку результатов проведенной инновации .

    • определите основное содержание и уровень изменения;
    • составьте предварительный (пока!) план изменения, направленного на достижение определенных улучшений;
    • проанализируйте движущие и сдерживающие силы и возможный потенциал поддержки изменения;
    • определите, на кого конкретно повлияют изменения, каковы причины возможного сопротивления;
    • решите, кого еще необходимо привлечь к планированию процесса изменения;
    • выберите стратегию изменения и методы преодоления сопротивления;
    • постарайтесь выделить и проанализировать проблемы, которые, вероятно, могут быть вызваны инновацией;
    • составьте реалистичный план осуществления изменения и определите критерии, по которым будет осуществляться контроль и оценка изменения;
    • определите необходимые ресурсы (кадровые, временные, финансовые, материальные и др.), включая внешних консультантов.

    На этапе "размораживания":

    • дайте время для снятия психологического напряжения в организации;
    • выберите методы подготовки и информирования сотрудников, соответствующие стратегии изменения;
    • контролируйте прогресс в подготовке изменения, а в случае необходимости корректируйте подходы и планы.

    На этапе изменения:

    • меняйте только то, что необходимо для достижения желаемого улучшения;
    • имейте достаточные резервы времени и других ресурсов на случай неожиданных затруднений;
    • будьте готовы изменить стратегию в случае, если, как подсказывает опыт (Ваш, сотрудников или консультантов), это будет способствовать успеху инновации ;
    • информируйте сотрудников фирмы об успехах преобразований.

    На этапе "замораживания":

    • выделите необходимые ресурсы для закрепления, "сохранения" проведенных на этапе изменения действий;
    • рассмотрите вопрос о последующем обучении (для работы в новых условиях) и / или трудоустройстве сотрудников;
    • осуществляйте планы (по использованию результатов инновации ) с учетом ситуации.

    На этапе оценки:

    • проводите исследования последствий изменения и восприятия этих последствий;
    • поддерживайте обратную связь с теми, на кого влияют изменения, как внутри фирмы, так и вне нее;
    • информируйте (сотрудников, руководство фирмы, внешнее окружение, средства массовой информации и др.) о результатах проведенной инновации .

    В современных условиях менеджеру приходится постоянно проводить инновации . Некоторые нововведения практически не требуют капиталовложений или вообще финансовых затрат. Например, переход к новому расписанию в учебном заведении может затронуть интересы больших групп преподавателей, учащихся и, возможно, даже их родителей, вызвать борьбу, а потому потребовать больших усилий у менеджера. Однако это нововведение никак не связано с финансовыми вопросами.

    Другие нововведения, наоборот, невозможны без финансового обеспечения, т.е. без капиталовложений..

    Инвестиционный менеджмент

    Термин "инвестиции" в переводе на русский язык означает "капиталовложения". Соответственно инновационный проект, в котором основную роль играют капиталовложения, называют инвестиционным.

    Управление инвестициями . Инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любой развивающейся организации. Причины, обусловливающие необходимость инвестиций, могут быть различными, однако в целом их можно подразделить на три вида: обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности.

    Любой инвестиционный проект может быть охарактеризован с различных сторон: финансовой, технологической, организационной, временной, экологической, социальной и др. Каждая из них по-своему важна, однако финансовые аспекты инвестиционной деятельности во многих случаях имеют решающее значение .

    Инвестиционный менеджмент - часть инновационного менеджмента . Многие нововведения требуют финансовых затрат, вложений капитала в новые здания, сооружения, станки, оборудование, запасы сырья и материалов, используемых в производстве. Следует финансировать научно-техническую деятельность , проведение исследований и проектирования изделий и технологических процессов. Необходимо оплачивать работы сотрудников на начальном этапе, рекламную кампанию и др. Например, речь идет о строительстве нового завода. Основное при принятии решения - выяснение финансовой выгодности или невыгодности будущего предприятия. Нельзя забывать, скажем, и о социальном окружении: с одной стороны, появятся новые рабочие места (легко ли будет их заполнить?), с другой стороны, население может выступить против проекта, сочтя его экологически вредным. В соответствии с Законом РФ "Об экологической экспертизе" любая намечаемая хозяйственная или иная деятельность рассматривается как имеющая потенциальную экологическую опа сность, а потому любая такая деятельность подлежит государственной экологической экспертизе (за счет заказчика). Только при ее положительном заключении разрешается финансирование и кредитование проекта.

    Инвестиционные проекты выделяются среди инновационных тем, что для них весьма важной является финансовая сторона. Инвестиционные проекты могут разрабатывать не только частные предприятия, но и государственные. Так, изменение налоговой системы - тоже инвестиционный проект

    Введем основные понятия, используемые в дальнейшем.

    С экономической точки зрения инвестиционные проекты описываются потоками платежей, т.е. функциями от времени, значениями которых являются затраты (и тогда значения этих функций отрицательны) и поступления (значения функций положительны). Как правило, вначале необходимо вкладывать деньги (производить затраты ), а затем за счет поступлений возмещать затраты и получать прибыль . Однако возможны и ситуации, когда завершение проекта (например, закрытие атомной электростанции и утилизация отработанного ядерного топлива) требует существенных вложений.

    В конкретный промежуток времени обычно происходят как поступления, так и платежи. Как элемент финансового потока рассматривается итоговый результат, т.е. поступления минус платежи. Этот результат может быть как положительным, так и отрицательным. Для различных вариантов управляющих воздействий на процессы налогообложения (например, различных вариантов изменения ставок налогов) при сравнении их с действующей системой ситуация аналогична. Если в результате управляющих воздействий налоговые сборы в некоторый момент меньше тех, что при действующей системе, то платежи считаем отрицательными ( приращение поступлений отрицательно), в противном случае - положительными ( приращение налоговых поступлений положительно). Выше отмечено, что для любого управляющего воздействия часть поступлений оказывается отрицательной, часть - положительной, и проблема состоит в их соизмерении, поскольку они относятся к различным моментам времени.

    В финансовом плане, когда речь идет о целесообразности принятия того или иного инвестиционного проекта, необходимо получить ответы на три вопроса:

    а) каков необходимый объем финансовых ресурсов?

    б) где найти источники финансирования (кредитования) в требуемом объеме и какова цена их услуг?

    в) окупятся ли сделанные вложения, т.е. достаточен ли объем прогнозируемых поступлений по сравнению со сделанными инвестициями?

    Ответ на первый вопрос определяется инженерной сутью проекта и выражается в виде финансового потока, обоснованного в бизнес-плане. Ответ на второй вопрос зависит от конкретной ситуации на финансовом рынке . Для ответа на третий вопрос необходимо от финансового потока как функции от времени перейти к той или иной его обобщенной характеристике. Такой переход целесообразен также при сравнении различных проектов.

    Отметим, что как при изменении налоговой системы путем варьирования значений управляющих параметров, так и при реализации иных крупных инвестиционных проектов меняются также и значения социальных, технологических, экономических и политических факторов. Например, строятся или приходят в упадок дороги (в зависимости от величины налогов, поступающих в Федеральный дорожный фонд), создаются или сокращаются рабочие места и т.д. Другими словами, оценку управляющих воздействий на процессы налогообложения, как и крупных инвестиционных проектов, нельзя проводить только с экономической точки зрения, должен учитываться весь комплекс СТЭЭП-факторов (т.е. социальных, технологических, экономических, экологических и политических факторов). При этом, очевидно, необходимо применять разнообразные процедуры экспертных оценок для комплексного учета СТЭЭП-факторов, нельзя опираться лишь на экономические расчеты. Не будем касаться здесь достаточно сложных проблем оценки социальных, технологических, экономических, экологически х и политических факторов, связанных с вложениями, например, в развитие образовательных учреждений, и подходов к налогообложению таких учреждений.

    Обсудим подходы к сравнению инвестиционных проектов (и оценке управляющих воздействий на процессы налогообложения). Прежде всего отметим, что сравнение инвестиционных проектов - это сравнение функций от времени. Кроме того, имеется внешняя среда, которая проявляется в виде дисконт-функции (см. ниже) как результата воздействия СТЭЭП-факторов, и представлений законодателя или инвестора. Эти априорные представления проявляются в основном в виде ограничений на потоки платежей (в частности, могут быть заданы ограничения на объем кредитов или налогов) и на горизонт планирования, рассматриваемый лицом или лицами, принимающими решения (законодателями, работниками Министерства налогов и сборов или инвестором).

    Что лучше - меньше, но сейчас, или больше, но потом ? Основная проблема при сравнении инвестиционных проектов, в частности, связанных с процессами налогообложения, соответствующих различным вариантам управляющих воздействий, такова: что лучше - меньше, но сейчас, или больше, но потом? Существенно увеличив сбор налогов сейчас, мы уменьшим рост производства и, следовательно, в дальнейшем из-за уменьшившейся налоговой базы будем собирать налогов меньше, чем в ситуации, когда мы вначале сократим ставки налогов, что даст быстрый рост производства и налоговой базы, и сборы в бюджет возрастут - но потом, а не сейчас. Ситуация описана в пословице: что лучше - синица в руках или журавль в небе?

    Аналогичная ситуация возникает при сравнении инвестиционных проектов, рассматриваемых частным инвестором. Как правило, чем больше вкладываем сейчас, тем больше получаем в более или менее отдаленном будущем. Вопрос в том, достаточны ли будущие поступления, чтобы покрыть нынешние платежи и обеспечить приемлемую прибыль ?

    Выбирая для реализации тот или иной инвестиционный проект , как и выбирая тот или иной вариант налоговой политики, те или иные управляющие воздействия на процесс налогообложения, мы сравниваем потоки платежей. При этом ситуация с инвестиционными проектами проще, поскольку мы можем существенно более точно предсказать моменты и размеры будущих поступлений и платежей для конкретного проекта, чем в случае системы налогообложения, охватывающей всех юридических и физических лиц. С другой стороны, будущие налоговые сборы должны учитываться при оценке эффективности инвестиционных проектов. Поэтому целесообразно рассмотреть параллельно проблемы сравнения потоков платежей для различных вариантов управляющих воздействий на процессы налогообложения и для различных инвестиционных проектов.

    Введение…………………………………………………………3

    Раздел 1.Сущность инновационного проекта….4

    ……………………………..6

    …………………………9

    ……………11

    Раздел 2. Сущность и принципы управления инновационными проектами ……………………………….17

    2.1. Порядок разработки инновационного проекта ……………18

    Раздел 3. Планирование инновационного проекта

    Раздел 4. Управление реализацией инновационных проектов ..........................................................................................30

    ……………………….....30

    ……………33

    …………………………………..37

    Заключение ……………………………………………........... 39

    …………….44

    Введение

    Выбор своей темы контрольной работы «Управление инновационным проектом» я обосновываю тем, что в отечественной практике концепция управления проектами нашла отражение в широком применении программно-целевого метода управления, предусматривающего формирование и организацию выполнения целевых комплексных программ, представляющих собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных социально-экономических целей. Инновационные проекты и программы их реализации составляют существенную часть формирующего хозяйственного механизма управления научно-технического развития страны.

    Цель контрольной работы – провести исследование темы «Управление инновационного проекта», полностью ее раскрыть, наметить проблемные стороны данной темы и способы их решения.

    Задачами контрольной работы являются изучение сущности инновационного проекта, основных критериев оценки инновационных проектов, эффективности инвестиционного проекта, управления реализацией инновационных проектов.

    Структура контрольной работы представляет собой: Введение, основная часть, заключение, приложения, литература (список использованной литературы).

    Раздел 1. Сущность инновационного проекта

    «Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации».

    Идеи, замыслы и технические решения, а также реализующие их проекты имеют различные уровни научно-технической значимости:

    - модернизационный , когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются (расширение размерных рядов и гаммы изделий; установка более мощного двигателя и др.);

    - новаторский , когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);

    - опережающий , когда конструкция основана на опережающих технических решениях (введение турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся);

    - пионерный , когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (композитные материалы; первые радиоприемники, электронные часы, ракеты; биотехнологии).

    С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:

    1) монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

    2) мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;

    3) мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотню монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. Например, техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

    По выполняемым объемам работ и продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1-2 года), среднесрочными (до 5 лет) и долгосрочными (более 5 лет).

    1.1. Этапы инновационного проекта

    фазами . Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои цели и задачи (см. Приложение 1).

    Создание и реализация проекта включают следующие этапы :

    Формирование инвестиционного замысла (идеи);

    Исследование инвестиционных возможностей;

    Технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО);

    Подготовка контрактной документации;

    Подготовка проектной документации;

    Строительно-монтажные работы;

    Эксплуатация объекта;

    Мониторинг экономических показателей.

    Под этапом формирования инвестиционного замысла (идеи) понимается задуманный план действий. На этом этапе необходимо определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых намерений разработчика идеи.

    Субъектом инвестиций являются коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.

    Объектами инвестиций могут быть :

    Строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг;

    Комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной программы (задачи).

    В инвестиционном проекте используются следующие формы инвестиций :

    Денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, ценные бумаги и т. п.);

    Здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью;

    Имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом.

    Этап «исследование инвестиционных возможностей» предусматривает:

    Предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта;

    Оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги);

    Подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу учеников;

    Оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку коммерческой эффективности;

    Подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО, в частности оценку эффективности проекта;

    Утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей;

    Подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы.

    Цель исследования инвестиционных возможностей – подготовка инвестиционного предложения для потенциального инвестора. Если потребности в инвесторах нет и все работы производятся за счет собственных средств, тогда принимается решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта.

    Этап «ТЭО проекта» в полном объеме предусматривает:

    Проведение полномасштабного маркетингового исследования;

    Подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг);

    Подготовку исходно-разрешительной документации;

    Разработку технических решений, в том числе генерального плана;

    Градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные решения;

    Инженерное обеспечение;

    Мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне;

    Описание организации строительства;

    Данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве;

    Описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих;

    Формирование сметно-финансовой документации;

    Оценку рисков, связанных с осуществлением проекта;

    Планирование сроков осуществления проекта;

    Оценку коммерческой эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций);

    Формирование условий прекращения реализации проекта.

    1.2. Элементы инновационного проекта

    К основным элементам инновационного процесса относятся (см. рис. 1.1):




    Рис. 1.1 Основные элементы инновационного процесса.

    Инновационные проекты могут формироваться в составе научно-технических программ, реализуя задачи отдельных направлений (заданий, разделов) программы, и самостоятельно, решая конкретную проблему на приоритетных направлениях развития науки и техники.

    Формирование инновационных проектов для решения важнейших научно-технических проблем (задач) обеспечивает:

    Комплексный, системный подход к решению конкретной задачи (цели) научно-технического развития;

    Количественную конкретизацию целей научно-технического развития и строгое отражение конечных целей и результатов проекта в управлении инновациями;

    Непрерывное сквозное управление процессами создания, освоения, производства и потребления инноваций;

    Обоснованный выбор путей наиболее эффективной реализации целей проекта;

    Сбалансированность ресурсов для реализации инновационного проекта;

    Межведомственную координацию и эффективное управление сложным комплексом работ по проекту.

    1.3. Основные участники инновационного проекта

    Реализация замысла инновационного проекта обеспечивается участниками проекта. В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу. Вместе с тем все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта. Схематичное изображение основных участников проекта приведено на рис. 1.2.


    Рис. 1.2 Основные участники проекта.

    Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое лицо, так и юридическое.

    Инвестор – физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Если это не одно и то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта.

    Проектировщик – специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение всего комплекса работ обычно является одна организация, называемая генеральным проектировщиком. За рубежом ее представляют архитектор и инженер. «Архитектор – это лицо или организация, имеющие право профессионально, на основе соответствующим образом оформленной лицензии выполнять работу по созданию проектно-сметной документации. Инженер - это лицо или организация, имеющие лицензию на занятие инжирингом, т.е. комплексом услуг, связанных с процессом производства и реализации продукции проекта».

    Поставщик – организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки). Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) – юридические лица, несущие ответственность за выполнение работ по контракту (производственные предприятия, ВУЗы и т.д.).

    Научно-технические советы (НТС) – ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижений проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

    Руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Команда проекта – специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей. Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. Команда проекта вместе с руководителем проекта является разработчиком проекта. Для выполнения части своих функций разработчик может привлекать специализированные организации.

    Поддерживающие структуры проекта – это организация различных форм собственности, содействующие основным участникам проекта в выполнении задач проекта и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства. К поддерживающим структурам относятся: инновационные центры, фонды поддержки программ, проектов; консалтинговые фирмы; органы независимой экспертизы; аудиторские фирмы и т.п.


    Рис. 1.3 Виды инновационных проектов.

    Многообразие возможных целей и задач научно-технического развития предопределяет большое разнообразие видов инновационных проектов. Общепринятой классификации их не существует. Я классифицировал инновационные проекты по таким признакам как период реализации проекта, характер его целей, вид удовлетворяемой потребности, тип инноваций и уровень принимаемых решений (см. рис. 1.3).

    В зависимости от времени, затрачиваемого на реализацию проекта и достижения его целей, инновационные проекты могут быть подразделены на долгосрочные (стратегические), период реализации которых превышает пять лет, среднесрочные с периодом реализации от трех до пяти лет и краткосрочные – менее трех лет. С точки зрения характера целей проект может быть конечным, т.е. отражать цель решения инновационной проблемы (задачи) в целом, или промежуточным, связанным с достижением промежуточных результатов решения сложных проблем. По виду удовлетворяемых потребностей проект может быть ориентирован на существующие потребности или на создание новых. Классификация инновационных проектов по типу инноваций предполагает деление их на введение нового (радикального) или усовершенствованного (инкрементального) продукта; введение нового или усовершенствованного метода производства; создание нового рынка; освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов; реорганизация структуры управления. По уровню принятий решений и сфер, охватываемых инновационными проектами, они подразделяются на: федеральные и президентские инновационные проекты, основные задания которых могут включаться в состав федеральных научно-технических программ; региональные инновационные проекты, задания которых могут включаться в региональные научно-технические программы; отраслевые (межотраслевые) инновационные проекты, задания которых могут включаться в планы министерств и ведомств РФ.

    Принадлежность инновационного проекта к тому или иному виду определяет его специфическое содержание и использование особых методов формирования и управления проектом. Единство проектных принципов позволяет использовать общие методологические положения для управления инновационными проектами.

    Что касается содержания инновационных проектов можно выделить три аспекта рассмотрения содержания инновационного проекта по: стадиям инновационной деятельности; процессу формирования и реализации; элементам организации. Инновационный проект охватывает все стадии инновационной деятельности, связанной с трансформацией научно-технических идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности либо в новый подход к социальным услугам. С точки зрения стадий осуществления инновационной деятельности проект включает в себя научно-исследовательские работы, проектно-конструкторские и опытно-экспериментальные работы, освоение производства, организацию производства и его пуск, маркетинг новых продуктов, а также финансовые мероприятия.

    В основе рассмотрения содержания инновационного проекта по процессу его формирования и реализации, т.е. технологически, лежит концепция жизненного цикла инновационного проекта, которая исходит из того, что инновационный проект есть процесс, происходящий с течение конечного промежутка времени. В таком процессе можно выделить ряд последовательных по времени этапов (фаз), различающихся по видам деятельности, обеспечивающих его осуществление.

    Инновационный проект, рассматриваемый как процесс, совершающийся во времени, охватывает следующие этапы:

    Формирование инновационной идеи (замысла);

    Разработка проекта;

    Реализация проекта; - завершение проекта;

    Раздел 2. Сущность и принципы управления инновационными проектами

    Управление инновационными проектами должно основываться на совокупности научно обоснованных и проверенных практикой принципов. К числу основных принципов относятся:

    - принцип селективного управления. Суть принципа – в поддержке проектов по приоритетным направлениям развития науки и адресной поддержке инноваторов – авторов комплексных проектов;

    - принцип целевой ориентации проектов на обеспечение конечных целей. Этот принцип предполагает установление взаимосвязей между потребностями в создании инноваций и возможностями их осуществления. При этом конечные цели конкретных проектов ориентируются на потребности, а промежуточные – на конечные цели этих проектов;

    - принцип полноты цикла управления проектами. Предполагает замкнутую упорядоченность составных частей проектов как систем.

    - принцип этапности инновационных процессов и процессов управления проектами. Предполагает описание полного цикла каждого этапа формирования и реализации проекта;

    - принцип иерархичности организации инновационных процессов и процессов управления ими предполагает их представление с разной степенью детальности, соответствующей определенному уровню иерархии.

    - принцип многовариантности при выработке управленческих решений. Инновационные процессы протекают под сильным воздействием неопределенных факторов, учитываемых в процессе управления.

    - принцип системности, состоящий в разработке совокупности мер, необходимых для реализации проекта во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом;

    - принцип комплексности. Разработка отдельных увязанных между собой элементов проектной структуры, обеспечивающих достижение подцелей, должна осуществляться в соответствии с общей целью того или иного проекта;

    - принцип обеспеченности, состоящий в том, что все мероприятия, предусмотренные в проекте, обеспечиваются различными видами необходимых для его реализации ресурсов: финансовых, информационных, материальных, трудовых.

    2.1. Порядок разработки инновационного проекта

    «Разработка инновационного проекта представляет собой особым образом организованную научно-исследовательскую работу (НИР) прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, связанную с постановкой цели инновационного проекта, разработкой его концепции, планированием проекта и оформлением его проектно-сметной документации». }