Войти
Особенности ведения бизнеса в России
  • Что такое почва и из чего она состоит?
  • Увольнение без отработки по собственному желанию
  • Американский козодой: единственная птица, которая на зиму впадает в спячку
  • Дидактические игры для формирования у детей интереса к людям разных профессий
  • Презентация к уроку русского языка "безударные падежные окончания имен существительных"
  • Календарно-сетевое планирование, учет выполнения и анализ инвестиционно-строительных проектов с помощью MS Project и PlanBridge
  • «Колокол. А

    «Колокол. А
    1. 30 09 13 Основные произведения иностранной художественной литературы Европа Америка Австралия

      Интернет справочник

      Legende d"Ulenspiegel. 1867 ) - своеобразный, ... истории человечества в основных этапах развития , соглашаясь с автором... Теккерей сотрудничал в газетах радикального направления, ... (Barchester towers. 1857 ) - роман, ... черной птицы; «Колокола» , где средствами...

    2. Основные 1 сми в информационном обществе

      Документ

      Финансовой элиты. Новый этап в развитии государства и средств... были плохие. Летом 1867 Краевский согласился на... : очень многочисленная и влиятельная. В основном - газеты , и в столице, и в... идею, и появилась газета Колокол ” (с июля 1857 , до 1861 - ...

    3. Автореферат диссертации

      Период § 1. Основные проблемы развития 1857 год 12 ... герценовского "Колокола" . Он... 202 и 5984; в 1867 газеты этапа развития народного образования в...

    4. Содержание введение глава i зарождение и развитие системы образования на кубани в предреформенный период § 1 основные проблемы развития системы образования в россии в xix - начале xx веков

      Автореферат диссертации

      Период § 1. Основные проблемы развития системы образования в... 243 1857 год 12 ... герценовского "Колокола" . Он... 202 и 5984; в 1867 году - 209 школ... богословию, а также газеты и журналы. ... начала послереформенного этапа развития народного образования в...

    Перед нами - небольшого формата газета на восьми тонких страницах. В верху первой страницы: КОЛОКОЛ, прибавочные листы к «Полярной звезде».

    В 1855 г. в книжных магазинах Западной Европы и нелегально в России впервые появились толстые сборники, на обложках которых значилось: Полярная звезда. Издание Вольной русской типографии, Лондон.

    Название было вызовом. Тридцатью годами раньше Рылеев и Бестужев издавали свою «Полярную звезду». Много лет спустя дело декабристов продолжалось. Об этом говорили и портреты пяти казненных на заглавном листе, и все содержание «Полярной звезды»: отрывки из герценовского «Былого и дум» помещались рядом с запрещенными стихами Пушкина и письмом Белинского к Гоголю.

    В Лондон к изгнаннику - революционному эмигранту Александру Герцену приехал его друг и единомышленник Николай Огарев. Друзья не виделись десять лет.

    Огарев, привезший с собой русские чувства и настроения 1856 г., подтвердил мысль, уже возникшую у Герцена: «Полярная звезда» выходит слишком редко. Между тем события в России несутся быстро, их надобно ловить на лету, обсуживать тотчас».

    Огарев сказал Герцену: «Нам нужно бы издавать правильно журнал, хоть в две недели, хоть в месяц раз; мы бы излагали свои взгляды, желания для России и прочее».

    1 июля 1857 г. вышел первый номер «Колокола». В названии герценовской газеты слышатся отзвуки революционного набата и шиллеровская «Песнь о колоколе»: «Свободны колокола звуки...»

    Под звонким заглавием звучный латинский эпиграф: Vivos voco! - Живых зову!..

    Это из эпиграфа к шиллеровской «Песни о колоколе» .

    Кто живые? Герцен отвечает: «Это те рассеянные по всей России люди мысли, люди добра всех сословий, мужчины и женщины, студенты и офицеры, которые краснеют и плачут, думая о крепостном состоянии, о бесправии в суде, о своеволии полиции, которые пламенно хотят гласности, которые с сочувствием читают нас».

    Зову живых! - это боевой клич газеты в сражении с двумя главными противниками - крепостничеством и самодержавием.

    «Колокол» - газета битвы, не им начатой и не при нем завершенной.

    О чем же пишет газета? Об освобождений крестьян и положении печати, о политике Александра II и телесных наказаниях, о царских министрах и Польше, о генералах и дипломатах, о социализме и новых подпольных изданиях, о прошлых восстаниях и будущей революции. И все это служит той борьбе, которую Герцен и Огарев ведут в союзе с демократическими силами в самой России.

    В России подготавливалась отмена крепостного права, но ни один журнал не мог открыто выступить в защиту интересов крестьян. Только Герцен на страницах вольного «Колокола» постоянно воюет против крепостного права и обсуждает коренные вопросы освобождения: о крестьянских наделах и должны ли крестьяне платить за них выкуп, о правах бывших крепостных после освобождения...

    Из России ежегодно отправлялось за рубеж много людей. Немало русских, посещавших Лондон, считали своим долгом побывать у Герцена. Некоторые даже специально путешествовали, чтобы пожать руку легендарному Искандеру (псевдоним Герцена). «Кто только не перебывал, - вспоминает один из сотрудников Герцена. - Бывали губернаторы, генералы, купцы, литераторы, дамы, старики, старухи, бывали студенты - точно панорама какая-то проходила перед нами, точно водопад лился, и это не считая тех, с которыми Герцен видался с глазу на глаз...»

    С приветом от товарищей заходят офицеры с русского корабля. Заезжий студент привозит подпольные стихи, рассказывает, как на университетском банкете подняли тост за отсутствующих студентов Московского университета и как все догадались, что речь идет о Герцене и Огареве.

    Часто наезжает И. С. Тургенев. Среди гостей Герцена и Огарева - Н. Г. Чернышевский и Л. Н. Толстой, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, В. В. Стасов и Н. Г. Рубинштейн... Впрочем, имен многих посетителей мы не знаем. В доме Герцена отлично понимали, что тайная полиция царя имеет уши даже в Лондоне. Поэтому имена гостей, как правило, не назывались.

    «Нам пишут» - так начинались многие статьи и заметки «Колокола». Писали отовсюду. Французский писатель Виктор Гюго и знаменитый итальянский революционер Гарибальди, революционеры польские и венгерские, но больше всех, конечно, писали из России - от столиц до медвежьих углов. «Какие письма приходят иногда, - говорит Герцен Тургеневу, - ...из Казани, из Оренбурга...»

    Не так просто было переправить сведения в «Колокол». Конверт с адресом «Лондон, Герцену» мог стать путевкой в Сибирь. И все же секретнейшие материалы попадали в «Колокол» из губернских канцелярий, министерств, царского дворца. Рязанский губернатор с «возом розог» отправляется «вразумлять» непокорную деревню - «Колокол» печатает подробнейший отчет о всей операции. «В Тамбовской губернии, - сообщалось в другом номере, - крепостной человек убил своего помещика, вступившись за честь своей невесты. И превосходно сделал, прибавим мы».

    Царь созывает тайное заседание Государственного совета по крестьянскому делу. Присутствуют только крупнейшие сановники, протокол не ведется. Однако через две недели в «Колоколе» появляется полный отчет!

    Через полгода арестовали журналиста Эраста Перцова и в его бумагах нашли черновик того же отчета. Брат Э. Перцова был крупным чиновником в министерстве внутренних дел. Вероятно, он добыл сведения у еще более высокой персоны. Однако власти так и не докопались до истины.

    Государственный бюджет тогда не сообщался народу. «Колокол» помещает его полностью и за 1859 и за 1860 гг.!

    Одним из самых реакционных министров, тормозивших даже умеренные реформы, был граф В. Панин. Из номера в номер Герцен «беседует» с ним и о нем, находчиво обыгрывая и очень длинный рост, и различные недостатки графа. «Обращаемся снова к вам, продолжительный в пространстве и во времени министр юстиции! Дайте нам право забыть вас... Гумбольдт умер, Закревский уволен - решайтесь поскорее на то или другое. Вы, вредный человек, вспомните, что и вы обязаны для России что-нибудь сделать!» Граф ворует много и безнаказанно. «Колокол» получил подробности и рассказывает о них читателю.

    Н. П. Огарев (слева) и А. И. Герцен. Фотография 1860 г.

    Но и «Колокола» не хватает: целый выпуск приложения «Под суд» заполняется панинской карьерой. «Колокол» лишь добавляет: «Безнаказанность воров, поставленных так высоко, что их, как адмиралтейский шпиль, видно отовсюду, - служит особенным поощрением маленьким воришкам».

    Почти в каждом номере журнала вырастает среди двух вопросительных знаков знаменитое герценовское: «Правда ли?» «Правда ли, - спрашивал Колокол», - что дело о грабежах, открытых во время Крымской кампании, замяли, потому что между ворами нашлись сильные армии сей?»

    «Правда ли, что академик Вассин бьет учеников Академии художеств? Правда ли (если это правда), что ученики его еще не поколотили?» К иным обращаются прямо: «Эй ты, фельетонист! Мы читали в «Московских ведомостях», что ты в какой-то русской газете упрекал учителей воскресных школ, что они говорят ученикам «Вы». Сообщи, братец, нам твою статью, название газеты и твое прозвище, ты нас этим одолжишь».

    Трудно представить объем громадной работы издателей «Колокола». А ведь Вольная типография выпускала не только газету, но и другие периодические издания: «Полярную звезду», сборники «Голоса из России», книги.

    «Колокол» на первом месте. Его ждут. Он должен выйти вовремя. Сначала раз в месяц, потом два, в наиболее горячее время - еженедельно. Надо успеть еще прочесть массу русских и иностранных журналов и газет.

    На столе Герцена лежит недописанная глава «Былого и дум», у Огарева - незаконченное стихотворение.

    Нет времени. Но их работа - это настоящее дело, о котором они мечтали в юности.

    «Борьба - моя поэзия», - признавался Герцен. Из двух с лишним тысяч статей и заметок, появившихся в «Колоколе» за десять лет, он написал больше тысячи. Даже легкое прикосновение его пера к письму или документу, пришедшему из России, придает «соль», заостряет мысль.

    Нелегким был путь номера «Колокола» в Россию. Свежий номер «Колокола» приближался к русской границе. С другой стороны к той же границе несутся циркуляры, указания, распоряжения таможням, пограничным кордонам, цензуре.

    «Кто сильнее - власть или мысль?» - спрашивает Герцен.

    К русской границе с турецкой стороны подъезжают возы дров. Под поленьями притаились экземпляры «Колокола» и «Полярной звезды».

    Одесса. Южный порт России. Ночью в условленные места привозят табак, ткани, вина и листы «Колокола». В Одессе достаточно людей, могущих не только переслать, но и прочесть «Колокол». Связь налажена. Герцена извещают: «О закрытии для «Колокола» одесского порта не беспокойтесь - ничего не сделают».

    Петербургские таможенники просматривают прибывшие иностранные книги. 200 экземпляров басен Лафонтена подозрения не вызывают. Один том бегло просматривается, остальные пропускаются без осмотра, а в них - почти все листы вставные - герценовские. Было немало и других каналов, по которым «Колокол» попадал в Россию.

    Полиция неожиданно налетает на книжные лавки, ищет. Один московский книготорговец охотно объясняет, что сочинения Искандера бывают редко и за большие деньги молниеносно распродаются избранным лицам.

    Петербург, конечно, главный потребитель «Колокола». Через каких-нибудь две недели после отправки газета попадает прямо в столицу. Здесь особенно много друзей, направляющих затем «Колокол» в разные места России. На нижегородской ярмарке, пока полиция хватилась, успели распродать сотни журналов и книжек Вольной типографии. Московские студенты, получив «Колокол», принимаются за его перепечатку. Воронежские читатели, добыв экземпляр «Колокола», сделали с него несколько рукописных копий и распространяют их по городу, приписав несколько эпизодов о злоупотреблении местной власти.

    «Колокол» гремел десять лет - и каких! Сначала средь бурь невиданного прежде общественного подъема 1857 - 1862 гг., когда каждый горячий год стоит десяти «спокойных» (см. ст. «Современник». Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов»); затем в горькие времена террора, расправы, когда ушли на эшафот, каторгу наиболее смелые революционеры России и Польши, главные корреспонденты и читатели «Колокола» (см. ст. «Восстание 1863 года в Польше, Литве и Белоруссии»). Наконец, в годы затишья, безвременья - перед новыми общественными битвами, когда Россия, казалось, спала, а многие, прежде рукоплескавшие Искандеру, испугались, отдалились, примирились с властью. Вместо нескольких тысяч номеров газеты, распространявшихся в дни подъема (число по тем временам огромное), теперь расходилось лишь несколько сотен. Герцен и Огарев не сдаются, в 1865 г. переносят издание в Женеву, поближе к России и революционной эмиграции, сосредоточенной тогда в Швейцарии. И все же весной 1867 г. принимается решение приостановить журнал.

    1 июля 1867 г., ровно через десять лет после первого лондонского номера, вышел на 16 страницах прощальный 244/245 номер «Колокола». «Сегодняшним листом заключается наше десятилетие, - говорилось в передовой, подписанной Герценом и Огаревым. - Десять лет! Мы их выдержали и, главное, выдержали пять последних, они были тяжелы».

    Герцен и Огарев ждали новых революционных событий в России и Европе, чтобы снова ударить в «Колокол». Но они не дожили.

    «Колокол» ушел, оставив огромный мыслительный капитал в головах и душах современников и - будущим поколениям. Сотни вопросов, им поднятых, оставались; сотни мыслей и решений, им предлагаемых, были верны, а ошибки - важны, ибо в них мучительные поиски истины, без которых не существует истины найденной. А. М. Горький писал: «Герцен представляет собой целую область, страну, изумительно богатую мыслями».

    Герценом было сделано великое открытие: свободное и звучащее русское слово - громадная сила. Открытие было не забыто и развито следующими революционными поколениями.

    «Герцен, - писал В. И. Ленин, - создал вольную русскую прессу за границей - в этом его великая заслуга. «Полярная звезда» подняла традицию декабристов. «Колокол» (1857 - 1867) встал горой за освобождение крестьян. Рабье молчание было нарушено».

    "Открытие Олимпиады в Ванкувере явило апостасийное лицо современного мира без маски. Организаторы Олимпийских игр представили вполне неприкрытую пропаганду сатанизма". - Глава СХВ Владимир Осипов: "Подготовка унии РПЦ с Ватиканом проходит в ускоренном темпе.Новый типовой приходской устав РПЦ МП устанавливает жесткую "вертикаль власти", которая призвана пресечь любые попытки несогласия". - С.В.Терентьев: "Волгоградский отдел "СРН" на сегодняшний день считает единственным лигитимным российским "Союзом" организацию возглавляемую Туриком и Назаровым". - Документы Народного ополчения имени К.Минина и Д.Пожарского. - Доминик Рикарди об оккупации России: "Вам, русским, нужно сегодня приложить усилия к тому, чтобы мои прогнозы на этот раз не сбылись!" - В. Филимонов: "Строится электронный концлагерь во всемирном масштабе".
    Глава Мис. отдела Иркутской епархии РПЦ МП прот. Вячеслав Пушкарев об унии с католиками: "Мне страшно!" - Настоятель храма свв. Кирилла и Мефодия (РПЦЗ(А), СПб.) священник Александр Смирнов: "РПЦ готова к соединению с Римом". - Кто готовит следующую катастрофу на Енисее? Власть делает расчет на высадку иностранных войск в зоне бедствия как на Гаити. - Резолюция I Всероссийского съезда представителей трудовых коллективов России: "Криминальный режим спасает банкиров, народ должен спасать себя сам". - К.т.н. Л.И. Раткевич: "Виновники провалов будут по-прежнему занимать ключевые посты в правительстве и совершать убийственные "ошибки". - Оркестр антихриста: построение единой Церкви для Нового порядка. - М. Назаров: "Большинство прихожан и клириков примет унию". - Протоиерей Павел Адельгейм: "Из церковного устава 2009 г выброшены не только слово "христиане", но даже "прихожане" и "мiряне". Больше нет в уставе ни Народа Божия, ни его названий". - Михаил Задорнов: "Почему мы стали пародией на самих себя? Да потому, что мы живем не своей жизнью".
    "Внедрение в России ювенальных технологий угрожает нашему праву воспитывать своих детей в традициях православной веры и расширяет возможности изъятия наших детей на усыновление иностранцам". – С.В. Терентьев: "Взрывы в Московском метро – тщательно спланированная диверсия государственных структур". – Пророчества Лаврентия Черниговского: "Церкви будут, но ходить православному христианину в них нельзя будет...". – В. Пушкин: "Олигархия не просто грабит Россию, она демонтирует русскую цивилизацию. Борьба за семью - это наш последний русский рубеж обороны". – К. Душенов: "Решается вопрос гораздо более важный: может ли русский человек, находясь на своей родной земле, исповедовать свою православную веру во всей ее полноте". Уильям Энгдаль: "Основатель Microsoft и один из богатейших людей в мире Билл Гейтс заявил о необходимости сокращения населения Земли с помощью вакцинации".
    Теракты совпали с началом Пейсаха. В.Пушкин: "Борьба с террором и консолидация с существующим олигархическим режимом - исключают друг друга". Г. Джемаль: "Я считаю, что теракты имеет тот же политический смысл, что и взрывы домов в 1999 году". С.В.Терентьев: "У меня и моих соплеменников, попавших под каток "реформ", есть уникальная возможность наблюдать АПОКАЛИПСИС собственными глазами". экуменическое священноначалие принимает дары от масонов. Митрополит Иларион рукоположил во диакона экуменического итальянского историка Джованни Гуайту. На период с 2012 по 2015 год запланирована оккупация России войсками НАТО и уничтожения 65 % населения России. Власти Саяногорска готовят эвакуацию, но только для себя. Олигархия строит для себя громадное подземное убежище. США построят ракетные шахты у границ Калининграда. В американской армии доплачивают за знание русского и чеченского языков. Китай готовится к ядерной войне и подтягивает войска к границе с Россией. Леонид Ивашов: "Договор СНВ-3 погубит Россию". Благодаря усилиям Москвы Черноморский флот стремительно умирает.
    С.В. Терентьев: "Именно для тех, кто не видя выхода из застенков современной России, в безсилии опускают руки, я не устаю говорить, что сатану и его слуг нам без Бога не одолеть". Еп. Николай (Велимирович) Охридский: что Христос писал на земле? Катынь: побежденные русские должны каятся за всю свою историю. С. Т. Кожемякин: "Господь, попустив появление Путина в России, с его невероятным, немыслимым, но абсолютно реальным предательством показывает, какие глубины адовы могут скрываться в человеческом сердце". В.Пушкин: "Умные деятели уже загодя пронюхали, что можно по-быстрому нажиться на коммуналке, и ринулись на нас с горящими глазами". Разгром социалки: ливидация медицинского обслуживания и среднего образования. Бунт в Киргизии носил антисемитский характер: евреи готовятся к эвакуации. Нечаев: "Киргизский бунт может повториться в России". Режим запаниковал: за неисполнение приказа милиционеры будут нести уголовную ответственность.
    Судья Эдуард Чувашов: "У русских менталитет такой, что надо порой вешать и убивать". Видный идеолог "Единой России", основатель официозного телеканала "Russia.ru" Юрий Гусаков о русских: "Страну населяет звероподобный сброд. Этот сброд должен мычать в стойле". Вазген Авагян, известный экономист, советник нескольких правительств Армении: "На русских обрушился не отдельный вид или тип геноцида, а целая совокупность геноцидов, сплетенных в единую сеть". Газета "TheMarker"составила список самых богатых евреев в мире. В «Золотую сотню» Forbes попало вдвое больше российских олигархов, чем год назад. Михаил Делягин: "Антикризисная программа помогает олигархам". Деградация России при Путине: "Зарубежные эксперты отметили, что в 11 из 15 бывших республик Советского Союза рост был больше, чем в России. Хуже России оказалась только Киргизия". С.В.Терентьев: "Обстоятельства заставили меня провести журналистское расследование процедуры прохождения медицинской комиссии водителями при получении или продлении "водительских прав". Что случилось под Смоленском? Главный раввин Польши Михаэль Шудрих остался жив, потому что, несмотря на приглашение, он отказался лететь на мероприятия по случаю 70-летия Катыни. Мир вступает в катастрофический период существования. Наличные деньги исчезнут к 2015 году. Микрочип-имплантант заменит бумажник. Татьяна Васильевна Грачева: Государство передает свое "электронное население" наднациональным структурам управления.
    В.Пушкин: "Оккупанты делают у нас то, что им нравится, они завоевали это право своей Победой, которой они в этом году радостно отметят 9 мая, в день, который когда-то был нашим праздником". Валентин Распутин: "Сегодня мы живём в оккупированной стране". Фазиль Ирзабеков: "Не пора ли всем вместе ополчиться на тех, кто вот уже два десятилетия глумится над русским народом и его будущим - над детьми?!" Л.И. Раткевич: "Ежегодный рынок коррупционных "услуг" в сфере образования превышает 5 млрд. долларов". Сванидзе и Гербер придумали российский язык Наших детей собираются воспитывать в духе демонических идей самоутверждения и эгоизма.В России ликвидируют пенсионное обеспечение. Зюганов - Путину: "Вы грабите страну!" Обращение писателей к президенту: "Неужели мы сейчас беднее, чем в 1945-м, когда половина страны лежала в руинах?!" Парад Победы над Россией, Т. М. Боровикова: "Неужели надо просить ветеранов снова защитить честь нашей Матери-России, просить всех честных людей России, офицеров, участников боевых действий, защитить нас и наших детей от вражеских войск?"
    Семья Михалковых: искусство приспособления. Василий Ирзабеков: Разрушительная энергия хохота. Телевизионный наркотик. Русская культура стирается с лица земли. Артемий Троицкий: Лужков Москву сгубил. Мизалков снял фильм для Третьего Рейха. Медведева примут в еврейский клуб. Водка на христианских младенцах. Охота на православных: аресты и убийства. Обращение Квачкова к сотрудникам силовых структур.
    Медведев - анархист? О роли государственного управление в войне. 6 мая в Волгограде прошел Русский марш. Ученые разрушили русофобске мифы. Третья мировая война уже началась: о тайнах новых технологий смерти. Путин практикует магию. Макаревич ходит в синагогу.
    Патриарх Кирилл считает, что во главе страны стоят православные люди. Власть работает в контакте с потусторонними силами? Русский язык подвергается варваризации. Мат - язык бесов. Тайны последних катастроф. Среда обитания русского народа сжимается. Нефти осталось на 15 лет. Сельское хозяйство Волгоградской области агонизирует. РПЦ МП: в предверии единства с католиками. Новости электронного концлагеря.
    Россия сегодня: "пляшущие" мосты, разрушающиеся новостройки, разбитые дороги,отвратительные фильмы и песни, пни вместо лесов. Памятники Егору Гайдару украсят улицы наших городов. Реформы привели к вырождению населения России. Борьба "русской партии" против масонства в царствование Александра I. За годы реформ - только потери и утраты. Боеприпасов для армии не осталось. Хронология: взрывы на складах боеприпасов за годы реформ. Деградация власти: за последние 17 лет произошла деструкция структур мышления значительной части работников управления и органов власти России. Министерство образования обяжет детей в доносить на самих себя и свою семью.
    Хьюстонский проект уничтожения России. Массовая прививка украинцев от кори является скрытой кампанией по сокращению населения. Пытка абсурдом: русских националистов обвиняют в связях с исламскими террористами. Русское большинство - бесправное и безгласое. Антиэкстремисткая борьба добралась до русской классики. Настоящие герои Великой Отечественной: хасидских раввинов наградили медалями Жукова.
    Открытое письмо православных верующих Молдовы Патриарху Кириллу: «Вы нас не представляете». Мальтийцы поднимают бокалы в честь победы. Тайна еврейства. Экуменический форум "Kirchentag": православных не используют икон, дабы не смущать «братьев-протестантов». Похабная выставка в храме. Народ Божий и церковная бюрократия. Омирщение христианства. Архимандрит Петр (Кучер): "Глобализация - перестройка человека в беса". Протоиерей Дмитрий Смирнов: "Народ наш умирает". Из поучений Паисия Святогорца: "Дух теплохладности господствует, мужества нет совсем!" Визит папы на Кипр: экуменизм ведет к расколу в православном мире. В одном из храмов Софии совершен масонский ритуал.
    Ненависть к власти становится консолидирующим фактором. А.Проханов: "Малейшая искорка и будет взрыв". Предчувствие гражданской войны: "Русские наконец поняли, что живут в чужой стране, где им, мягко говоря, не рады". Ингушский вариант в России. Бильдербергский клуб решает судьбу России.На повестке дня Мирового Правительства - войн. На задворках "голубого потока": во многих регионах ситуацию с обезпечением населения бытовых газом иначе как катастрофической не назовешь. Повторит ли Волгоградский мост судьбу Такомского?
    Уния с Ватиканом уже состоялась - на уровне церковных элит. Обращение афонского старца Рафаила (Берестова): "Православную Русскую Церковь можно сейчас потерять". Элитный поезд вызывает ненависть. Геннадий Гудков: "Мы потеряли МВД". Торговля человечиной: этот "бизнес" дает рентабельность в 4-6 тысяч процентов. Торговля оружием и наркотиками по сравнению с ним просто отдыхают… В арабских и мусульманских СМИ циркулируют обвинения евреев в похищении алжирских детей для продажи их на органы для трансплантации.
    Сатанизм в РПЦ. Иеросхимонахом Рафаил: "Верным православным нужно собрать свой собор". Митрополит Илларион: "Вселенский Собор может пройти уже в ближайшие годы". кардинал Уильям Левада: "Цель экуменизма - полное единство с католической церковью". Революция содома: заговор сатанистов и извращенцев.
    Эффективная власть: заслуги Чубайса перед Отечеством. Дурная шутка: российские шпионы в США. В Кремле употребляют кошерные продукты. Катастрофа и ее духовный смысл. Саранча вместо хлеба. Необычные шары на фотографиях. Необъяснимые загадки космоса. Свастика на Луне.
    Самая высокая смертность, и самая низкая рождаемость - в русских регионах. Расходы бюджета на русских и кавказцев. Путин пообещал Кавказу дополнительные льготы. Тайна беззакония. Православие под запретом. Пропагандистская поддержка геноцида. Во что превратился Московский кинофестиваль. Убийства русских развлечения ради. Химтрейл: рассказ авиамеханика - распылители в самолетах. Болезнь Маргеллонов: Нанотехнологические эпидемии XXI века. Продукты станут не по карману. Чеченские силовики: легализованные бандформирования.
    Русских детей превращают в биоматериал. Тайна беззакония. Курение разрушает организм на генном уровне. Статистика: курение в России. Затмение: оккультные обряды и мистические существа. Слуги дьявола: сатанизм в России. Преподобный Амвросий Оптинский: О победе добра над злом.
    Положение русских в РФ узаконено как колониальное. Правила не для всех. Еврейские расисты России. На Кавказе зреет кризис. Кого награждает Патриарх. Причина тяжелого положения России не в аномальной жаре, а в разрушении инфраструктуры. Еда стремительно дорожает. Новая волна уничтожения скота. Для чего проводится перепись.
    Хроника горящей страны. Путин вышел на диалог; "Рында уже устанавливается". Оправдание геноцида. Высказывания Бжезинского. Познер: "Принятие православие - величайшая трагедия для России". М. Делягин: «Часть населения начнет голодать»
    Путин: универсальный солдат. Реформа МВД: "Eins, zwei, Polizei". Э. Ходос: Еврейский синдром. Лужков спасает пчелок. С.Г.Кара-Мурза: "Засуха 2010 - третий экзамен". Лесной кодекс: "Глупость или вредительство".
    Инвестиции в комшар: Россия скоро отстанется без лесов. Куда пропал Патриарх? Путинский лесной кодекс - климатическое оружие. Право на убийство.
    Россия - выжженная земля. Юбилей уничтоженного авиаучилища. Ложь о потеплении климата: что нам грозит на самом деле. Капитализм - мировое господство еврейского духа. Статуя Свободы - великая масонская скульптура. Ювенальная юстиция - саркастическая улыбка диавола.
    Конкурс песен имени МЧС на пепелище. Картошку придется закупать за рубежом. Почему Путин краб? Бегство из зоны бедствия. И это называть застоем. Правда о вымирании: в России осталось 89 млн. человек. "Проснись, если хочешь жить в моей стране!" Травля русских историков. Мемориал турецким воинам. Собчак: "Россия - страна генетического отребья". Л.И.Ивашов: "Россией руководит израильское лобби".
    Тухачевский: нити заговора. Тайна 1941 года. Торжество победителей. Гергий Гречко: "У меня "едет крыша", когда я наблюдаю за космосом и Минобороны!"
    Путин: счастливый человек. Мусульмане готовы занять церкви: "А иконы можно завесить". Ставрополье передаю Чечне. Зарубежная печать: "Россия умирает, а исламисты рвут на части ее останки". Казаки готовят детей к войне. В. Манягин: "Почему я не стану участвовать в переписи".
    Страна умерла, но мы этого не заметили. Тайный государь и великий раскол. Дальний Восток и Сибирь передаются Китаю. За кулисами театра. Мрак души. Егору Гайдару поставили памятник.
    Полет в никуда: на сколько хватит нефти? На выборы заманивают хлебом. Лукашенко: "Вы видите, что происходит?" Адский вдохновитель.
    Картина в багровых тонах: предчувствие гражданской войны. Бывший узник концлагеря о холокосте. Стратегия-2020. Дмитрий Быков: Революционная сила уже существует.
    Израильские офицеры для российской армии. Александр Крутов: "Стояние в истине". Порнография в образовательном процессе будет легализована. Русские переселятся в землянки.Зачем обреченным образование? Через край.
    Русский марш: возрождение общности.В России много разной дичи. Пианист Николай Петров: «Окончательно оболванить народ у них не получается». Оружие массового "отупения".
    Раскованный хаос.Элитарный оккультный орден: «Всешутейший и всепьянейший собор».Репортаж из близкого будущего. Мороз как средство массового уничтожения.заявление о госизмене в действиях Путина В.В., Медведева Д.А. и Сердюкова А.Э.
    Плутни в одеянии Фемиды. Михаил Делягин: глобальный управляющий класс. Представитель партии власти: "Уничтожить быдло!" Окончательная ликвидация вооруженных сил России. Медведев заговорил о вступлении в НАТО.
    Следующий министр обороны будет натовцем. Г. Гудков: В России начнется бунт. Бывший министр Правительства РФ обвиняет лично В. Путина в убийстве генерала Рохлина. О Ветхом завете. Обращение Пеуновой. Сергей Кара-Мурза: Ползучий геноцид. Осталось немного.
    Интеграция. Менора - символ новой России. Вода уходящая. Речка Царица. Пророчества о конце света. Обвальное сокращение ядерного арсенала. Откровения одного из руководителей оборонки. Свобода там, где свет.
    Обычное дело. Когалым: Вести с севера России. Рак – это грибковое заболевание, и оно излечимо. Последнее заявление председателя РБО А.Гончарова. Что будет с Родиной и с нами? Кто посеял рознь? М. Делягин: Рост напряженности.
    Операция по зачистке. М.Калашников: Кризис жанра. Откровения омоновца. Во всем мире Россия признана мафиозным государством. Цапок присутствовал на инаугурации Медведева. Как победили коррупцию в Гонконге. Как Лукашенко победил криминалитет.
    России только 20 лет! Государство вызывает страх и ненависть.Чипирование через вакцинацию.В мозг каждого гражданина РФ будет вживлен чип. В 2012 универсальная электронная карта россиянина станет обязательной. Обращение: "Свободу Квачкову!"
    Признаки конца света? Массовая гибель птиц, рыб и деревьев. Потаенная Россия. Схимонахиня Нила: Пророчества о России. Друг Израиля в Кремле. Как Путин хануку справлял. Верующие Иркутска протестуют против превращения иудейской Хануки во всероссийский праздник… Сион продает Россию. Митрополит Пирейский Серафим обвинил еврейских банкиров. Московским судьям прислали привет с того света.
    Партия "Единая Россия" готовится к выборам: "запуск слухов", "мочилово оппонентов", "чернуха", "серуха", "спецуха", "полезнуха". За что мы благодарны евреям. Контринициация в трудах Рене Генона. Гигантские скелеты. Как разоряют село: фальшивые эпидемии. Вакцинация против свиного гриппа убивает неродившихся детей.
    О терроризме: система безопасности в Домодедово была передана израильским спецслужбам. Чудесные спасения евреев. Евгений Лебедев "Давайте лечить рак". Сатанинская мода. Пир у края пропасти. М.Задорнов: вас считают быдлом. Диакон Владимир Василик: Православие плюс совестский строй.
    Памятник губителю. Раввин Йоэль Шварц: Законы потомков Ноя. Еврейский фашизм хуже немецкого? Главный раввин России предрекает скорое пришествие Мессии. Сатанинское кольцо сжимается. Необычные находки: хоббиты существовали? Атлантида: находка, которая напугала ученых.
    Модернизация, как реализация планов Гитлера. Падение III Рима. М. Задорнов: Реформа АбразАванЬЯ.Иван Душенов: верность и вера. М. Хазин: крах неизбежин неизбежен. Березовский: "Путин легко может получить израильское гражданство, как этнический еврей по матери". Берл Лазар: "Я являюсь личным раввином Медведева и Путина".

    В 1855 г. А. И. Герцен начал издавать в Лондоне альманах «Полярная звезда» . И название, и силуэты на обложке говорили о том, что герценовское издание продолжает их традиции. В альманахе печатались материалы о , Пушкине, Белинском.

    Успех «Полярной звезды» навел Герцена на мысль о выпуске зарубежного периодического издания, которое могло бы быстро откликаться на события, пропагандировать идеи освободительного движения. С 1 июля 1857 г. стали выпускать газету «Колокол» .

    В первом номере российской революционной газеты Герцен выдвинул программу из трех пунктов:

    1) освобождение крестьян;
    2) упразднение цензуры;
    3) отмена телесных наказаний.

    Позднее Герцен уточнил, что имеется в виду освобождение крестьян с землей, выкупленной государством.

    Это была программа-минимум. В то время Герцен не ставил даже вопрос о конституции. Но исполнение такой программы во многом изменило бы обстановку в стране. В открытом письме , называя себя «неисправимым социалистом» , Герцен подчеркивал умеренность и реализм своих конкретных требований: «Я стыжусь, как малым мы готовы довольствоваться; мы хотим вещей, в справедливости которых Вы так же мало сомневаетесь, как и мы. На первый случай нам и этого довольно» .

    Издание «Колокола» стало вершиной общественно-политической деятельности Герцена. Его незаурядное мастерство писателя, публициста, редактора содействовало успеху первой бесцензурной русской газеты. Газету Герцена и Огарева «Колокол» читали в России все образованные люди, от высших сановников до гимназистов, о нем спорили, его передавали из рук в руки. На Нижегородской ярмарке «Полярная звезда» и «Колокол» были в числе самых ходких товаров.

    «На меня, — вспоминал впоследствии Герцен, — обрушился ливень писем и корреспонденции из всех частей России» . Иногда в его руках оказывались целые дела, разоблачающие злоупотребления высокопоставленных бюрократов. Не жалея времени и сил, Герцен разбирался с этими бумагами. В «Колоколе » появился особый отдел «Под суд ». Разоблачений в этом отделе боялись не меньше, чем официального суда.

    Между тем в России продолжалось смягчение режима. В 1856 — 1857 гг. вернулись из ссылки декабристы и петрашевцы. Им, правда, запретили жить в столицах. Бывшие ссыльные разъехались по провинции и в дальнейшем приняли активное участие в подготовке и проведении крестьянской реформы. Многие из них гласно или негласно сотрудничали в «Колоколе » и «Полярной звезде».

    В 1858 г. журналам было разрешено печатать статьи по крестьянскому вопросу nогда же опубликовал в «Современнике» записку Кавелина. И Чернышевский, и Кавелин были в то время сторонниками сверху, в результате реформы. Хотя это совпадение не говорило об их идейной близости.

    Кавелин был либерал, приверженец западного пути развития России. Социалистических идей он не разделял, но к их сторонникам относился с присущей ему терпимостью.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Введение

    1. «Колокол» - общая характеристика

    2. А.И. Герцен - создатель Вольной русской типографии

    3. «Колокол» в борьбе за освобождение крестьян

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Социалистические взгляды А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, возникшие под влиянием трудов Сен-Симона и Фурье, положили начало социалистической традиции в русской общественной мысли, которую иногда еще называют учением о русском крестьянском социализме. Суть социалистического учения они понимали как антропологическую идею природы, полной реализацией которой только и может быть социализм, и историческая диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства. Они исходили из представления о том, что после падения крепостного права Россия пойдёт по социалистическому пути. Их идеалом стал социализм, а борьба с крепостничеством приобрела социалистическую окраску. Пирумова Н.М. А.Герцен - революционер, мыслитель, человек. - М.: Худож. лит., 1989, С.112.

    Издательская деятельность Герцена и Огарева приходится на период кризиса крепостничества. В эпоху кризиса крепостничества русская экономическая мысль развивалась в неразрывной связи с борьбой вокруг вопроса о крепостной зависимости.

    Общественная ситуация, когда рамки старых производственных отношений уже не соответствовали развитию производительных сил, привела к возникновению первой революционной ситуации в России на рубеже 50-60-х годов XIX в. Интересы российского крестьянства нашли свое отражение прежде всего в идеологии нового поколения революционной интеллигенции.

    В 50-х годах образовались два центра, возглавившие революционно-демократическое движение в стране.

    Во главе первого (эмигрантского) и стоял А.И.Герцен, основавший в Лондоне «Вольную русскую типографию» (1853). С 1855 года он начал издавать непериодический сборник «Полярная звезда», а с 1857 года - совместно с Н.П.Огаревым - пользовавшуюся огромной популярностью газету «Колокол».

    В изданиях Герцена была сформулирована программа социальных преобразований в России, включавшая освобождение крестьян от крепостного права с землей и за выкуп.

    Первоначально издатели «Колокола» верили в либеральные намерения нового императора Александра II (1855-1881) и возлагали определенные надежды на разумно проведенные реформы «сверху». Однако по мере подготовки проектов отмены крепостного права иллюзии рассеивались, и на страницах лондонских изданий в полный голос зазвучал призыв к борьбе за землю и демократию. Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия: секретная политическая история России XVIII - Х1Х вв. и Вольная печать. - М.: Наука, 1984, С.19.

    Русский крестьянский социализм стал частью учения под названием утопический социализм. Утопический социализм - принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве.

    В 60 - 70-е годы XIX века в России, в результате длительных социально-теоретических исканий, возникает особая разновидность утопического социализма, получивший название народничества и в рамках которого в основном и происходило развитие социалистической идеи в России во 2-й половине XIX века. Народничество также руководствовалось идеологией русского крестьянского утопического социализма, основы которой заложили Герцен и Огарев.

    Русскому народничеству свойственны следующие характерные черты, берущие начало от идейных публикаций Герцена и Огарева: 1) признание капитализма в России упадком, регрессом; 2) признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянина с его общинной артелью и т.п. в частности, 3) игнорирование связи «интеллигенции» и юридико-политических учреждений в стране с материальными интересами определенных общественных классов. В 60-80-х гг. революционные народники разными путями стремились к крестьянской революции. С середины 1880-х гг. либеральное народничество, ранее не игравшее существенной роли, стало господствующим направлением.

    Народничество исчерпало свою революционность и было идейно разгромлено марксизмом. С началом пролетарского этапа ведущая роль в освободительном движении перешла к рабочему классу во главе идеологами марксизма.

    Цель работы: показать на конкретных примерах оппозиционность творчества Герцена и Огарева в вопросе освобождения крестьян на примере создания Вольной русской типографии и публикаций в журнале «Колокол».

    1. Дать общую характеристику изданий и идеологии «Колокола»;

    2. Выявить роль и.И. Герцена (и Н.П. Огарева) в создании печатного центра освободительного движения России в XIX веке;

    3. Дать характеристику направлениям «Колокола» в борьбе за освобождение крестьян.

    1. «Колокол» - общая характеристика

    «Колокол» - бесцензурная русская газета, издававшаяся А.И.Герценом и Н.П.Огаревым в Лондоне с 1857 по 1867 годы. Выходил от 1 до 4 раз в месяц; всего вышло 245 номеров. Краткая литературная энциклопедия. В 9-ти тт. Т.3.- М.:«Советская энциклопедия», 1966, С.267.

    Возникнув как «прибавочные листы» к «Полярной звезде», «Колокол» быстро превратился в самостоятельное издание, воплотив насущные потребности русского революционного движения. Выходя с девизом на титульном листе «Vivos voco» («Зову живых» - начальные слова из «Песни о колоколе» Ф.Шиллера), «Колокол» стал голосом и совестью эпохи, сплотив вокруг себя передовые общественные силы в России и в эмиграции на почве широкой программы социально-политических преобразований.

    Определяя смысл развернутой «Колоколом» агитации, Ленин писал, что Герцен «поднял знамя революции», «великое знамя борьбы путем обращения к массам с вольным словом».

    Лицо газеты определяли выступления Герцена и Огарева, а также статьи, заметки и письма из России, программные документы подпольных революционных организаций (например, «Земли и воли»), материалы по истории освободительной борьбы, секретные правительственные постановления, проникавшие в «Колокол» через широкую сеть тайных корреспондентов. Среди последних - представители различных оппозиционных кругов, от крупных чиновников до опальных декабристов и петрашевцев, в том числе писатели, публицисты, критики (П.В. Анненков, М.А. Бакунин, Н.А. Добролюбов, С.С. Громека, Н.А. Мельгунов, К.Д. Кавелин, И.С. Тургенев, Н.И. Тургенев, Е. Тур, Н.И.Утин и др.). В «Колоколе» участвовали также Дж. Гарибальди, В. Гюго, Дж. Мадзини, Ж. Мишле, П. Прудон и др.

    Обилие обличительного материала привело к выпуску с 1859 года особого приложения к «Колоколу» - «Под суд!».

    «Колокол» читался по всей России: в царском дворце и среди студенчества, в министерствах и крестьянских избах. В годы революционной ситуации 1859-1861 годов тираж достигал 2000-2500 экземпляров. Спад революционного подъема проявился в резком снижении общественного влияния «Колокола». Надеясь восстановить авторитет «Колокола», Герцен в 1865 году переносит издание в Женеву. Но разногласия с женевской «молодой эмиграцией», ослабление живых контактов с Россией, усиление политической реакции и другие причины вынудили прекратить издание. Попытка возобновить «Колокол» на французском языке (1868) не нашла поддержки среди французской буржуазной демократии.

    Вопросы литературы и искусства были подчинены в «Колоколе» задачам революционной агитации, разоблачения политики царизма, дискредитации ее представителей. В соответствии с этим находилась и проблематика литературных публикаций «Колокола», где печатались стихи М.Ю. Лермонтова, («Увы! как скучен этот город…»), Н.А. Некрасова («Размышления у парадного подъезда»), обличительные стихи Огарева, М.Л. Михайлова, П.И. Вейнберга, В.Р. Зотова и др. Время от времени Герцен публиковал в «Колоколе» отрывки из «Былого и дум».

    Борьба за беспощадный реализм объединяла «Колокол» и «Современник», несмотря на расхождения по частным вопросам, например, в оценке так называемого «обличительного направления», принятого Герценом за предвестие широкой демократической гласности.

    Следствием либерально-просветительских иллюзий Герцена явилась его статья “Very dangerous!!!” («Очень опасно», 1859), положившая начало полемике «Колокола» с «Современником». В то же время «Колокол», как и «Современник», осуждал «бегство от общественных вопросов», восставал против эстетической критики.

    «Колокол» отстаивал идею преемственности революционных поколений, защищая в этой связи «лишних людей» 30-40-х годов как жертв николаевской реакции. В статье «Лишние люди и желчевики» (1860) Герцен выступил против скептической оценки «Современником» исторической роли дворянства, особенно дворянской интеллигенции эпохи Белинского и Грановского.

    К середине 60-х годов издатели «Колокола» сознали правоту Чернышевского и Добролюбова, связав свои надежды с революционным разночинством - «молодыми штурманами будущей бури».

    Общественным и эстетическим идеалом «Колокола» был тип «Дон-Кихота революции». Черты этого «высшего типа человечества» Герцен находил в Пестеле, Рылееве, Белинском, Мадзини, Гарибальди. Преданность революции и нравственная безупречность были для Герцена одним из решающих критериев в оценке творчества Тургенева и Некрасова, Салтыкова-Щедрина и Достоевского, Григоровича и Гончарова. Требуя соответствия этического и эстетического, «Колокол» негодовал против мещанской ограниченности буржуазного общества, которое обезличивает человека, изгоняя «художественный элемент в самой жизни». В этом направлении оценивалось в «Колоколе» Творчество Дж. Байрона, В. Гюго, Ч. Диккенса, Жорж Санд и др.

    Газета формировала демократические взгляды на международную политику, европейскую философию и социологию (комментировались сочинения Фурье, Сен-Симона, Прудона, Л. Блана, Милля, Шопенгауэра и др.).

    «Колокол» наметил основные вехи в истории социализма в России: указал историческое место петрашевцев и Белинского, дал характеристику учения Чернышевского, защитил «нигилизм» писаревцев как «науку и сомнение, исследование вместо веры» («Порядок торжествует!», 1886).

    Теория «русского социализма» Герцена и Огарева внедряла в сознание передового общества уважение к народу как к творящей силе истории. От имени народа «Колокол» произносил суд над грабительской реформой 1861 года, срывал маски с либерально-охранительных партий, негодуя по поводу «рабской» философии славянофильских изданий («Русская беседа», газета «День»), приспособленчества «Отечественных записок», угодливой реакционности «Русского вестника», «Московских ведомостей». Большое место в «Колоколе» занимала борьба с цензурными репрессиями.

    Требование «земли и воли», призыв «В народ! К народу» («Исполин просыпается!», 1861) нашли горячий отклик в передовой русской литературе. «Колокол» оказал влияние на многих писателей. Спор с позицией «Колокола» относительно судеб России и Европы определил полемический план романа Тургенева «Дым». Чутко реагировал на публикации «Колоколе» М.Е. Салтыков-Щедрин в «глуповских» очерках, «Сатирах в прозе», хронике «Наша общественная жизнь». Внимательно прислушивался к пропаганде Герцена Л.Н. Толстой, посетивший издателей «Колокола» в 1861 году. Направлению газеты сочувствовали Д.И. Писарев, Т.Г. Шевченко, Н.Г. Помяловский, В.А. Слепцов и другие писатели и критики. В спорах с «Колоколом» формировались социально-этические идеалы Ф.М.Достоевского.

    Чтение «Колокола» и связь с его издателями карались в России каторгой и ссылкой. Царское правительство принимало ряд мер для противодействия его влиянию. Однако газету продолжали «прятать, но читать». «Колокол» способствовал развитию сатирической журналистики 60-х годов («Искра» В.С. Курочкина).

    Разящий юмор «Колокола», его излюбленные жанры - памфлет, фельетон, иронический комментарий - вошли в арсенал сатирической публицистики. Краткая литературная энциклопедия. В 9-ти тт. Т.3.- М.:«Советская энциклопедия», 1966, С.267-268. Опыт «Колокола» был широко использован в ленинской «Искре» и других большевистских газетах.

    2 . А.И. Герцен - созда тель Вольной русской типографии

    В августе 1852 года Герцен приехал в Лондон, где собирался прожить недолго. Целью его поездки он изначально не ставил создание вольной русской печати, однако со временем у Герцена стали зарождаться новые творческие замыслы, после чего он приходит к выводу, что раз пути на родину отрезаны, то Лондон представляет собою наиболее благоприятное место для практического претворения в жизнь задуманного.

    И, действительно, Англия 50-х годов была очень удобным местом для этого начинания, потому как в отличие от Франции там отсутствовали полицейские стеснения, была свобода митингов, а политические эмигранты могли получить себе убежище.

    И вот, в феврале 1853 года Герцен напечатал воззвание «Братьям на Руси», в котором объявлял о создании «вольного книгопечатания в Лондоне» и обращался к читателям с просьбой: «Присылайте, что хотите, - все, писанное в духе свободы, будет напечатано, от научных и фактических статей…до романов, повестей и стихотворений…Если у вас нет ничего готового, своего, пришлите ходящие по рукам запрещенные стихотворения Пушкина, Рылеева, Лермонтова, Полежаева, Печерина и др. …Дверь вам открыта. Хотите ли вы ею воспользоваться или нет? -это останется на вашей совести… Быть вашим органом, вашей свободной, бесцензурной речью- вот вся моя цель». Герцен А.И. Сочинения. Т. 7.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958, С.186-188.

    Историческую необходимость и своевременность этого начинания Герцен обосновал в написанном тогда же открытом письме в редакцию газеты «Польский демократ». Он утверждал, что русское политическое движение развивалось до сих пор в «среде аристократического меньшинства», без участия народа, «за пределами народного сознания». Возможность единения с народом была найдена в социализме, который он, будучи утопистом, видел в общинном землевладении, в освобождении крестьян с землей. Но в тот момент, писал Герцен, царь цензурными гонениями «лишил нас языка». Отсюда- неизбежность создания вольной печати.

    Вольная типография была создана 22 июня 1853 года. Через несколько дней появилось первое издание - брошюра «Юрьев день! Юрьев день! Русскому дворянству», в которой Герцен призывает русское дворянство начать освобождение крестьян от крепостной неволи. Он пытается воздействовать на ум и чувства дворян, предрекая неизбежную катастрофу, пугачевщину, если они не найдут в себе силы уничтожить крепостничество, воздействуя на царя. Но если дворяне не окажутся способны изменить положение в стране, то Герцен оставляет за собой право призвать народ к освобождению своими силами.

    В августе 1853 года Герцен публикует свою брошюру «Крещеная собственность», направленную против крепостного права. Резкими штрихами рисует Герцен порядки и нравы русского крепостнического общества, произвол царизма и помещиков. В брошюре важную роль играет народническая идеализация сельской общины, как воплощения «неразвитого коммунизма», но иллюзии эти являются сущностью демократических взглядов Герцена, его веры в великое будущее русского народа.

    Он пишет: «Народ русский все вынес, но удержал общину. Община спасет народ русский; уничтожая ее, вы отдаете его, связанного по рукам и ногам, помещику и полиции…

    Народ русский ничего не приобрел…он сохранил только свою незаметную, скромную общину, т.е. владение сообща землею, равенство всех без исключения членов общины, братский раздел полей по числу работников и собственное мирское управление своими делами. Вот и все последнее приданое Сандрильоны (т.е. Золушки), - зачем же отбирать последнее». Герцен А.И. Сочинения. Т. 9.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958, С.15-40.

    Перелом в положении Вольной русской типографии наступил после смерти Николая I и окончания Крымской войны. В связи с новым подъемом общественного движения в России Герцен задумал издавать альманах «Полярная звезда». 25 июля 1855 года, в годовщину казни декабристов, вышел его первый номер с профилями пяти казненных декабристов на обложке.

    «Полярной звезде» была предпослана программа. Главным в программе было «Распространение в России свободного образа мыслей». Эта программа должна объединить вокруг Герцена все передовое общество в стране.

    Выпускать «Полярную звезду» строго периодически оказалось невозможным: вторая книга вышла в конце мая 1856 года. В статье «Вперед! Вперед!», помещенной там, Герцен писал: «На первый случай вся программа наша сводится на потребность гласности, и все знамена теряются в одном - в знамени освобождения крестьян с землею. Долой дикую цензуру и дикое помещичье право! Долой барщину и оброк! Дворовых на волю! А со становыми и квартальными мы сделаемся потом». Герцен А.И. Сочинения. Т. 8.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958, С.226.

    К середине 1856 года обнаружилось, что рукописей из России поступает так много, а по характеру своему они иногда столь значительно отличаются от направления «Полярной звезды», что необходимо время от времени издавать особые, составленные из этих рукописей сборники.

    В начале апреля 1856 года в Лондон приехал старый друг и единомышленник Герцена - Николай Платонович Огарев, который немедленно стал участвовать в изданиях Вольной типографии.

    Во второй книге была помещена его статья «Русские вопросы» за подписью «Р.Ч.» («Русский человек»). С этого времени Огарев становится ближайшим помощником и соратником Герцена. Огареву, который только что приехал из России и живо чувствовал потребности русской общественной жизни, и принадлежала мысль - издавать в Лондоне новый периодический орган. Это издание должно было выходить чаще, чем «Полярная звезда», откликаться на все текущие события и вопросы русской жизни и быть удобным для распространения.

    Через год, в апреле 1857 года, Герцен особым листком известил читателей о выходе «Колокола»: «События в России несутся быстро, их надобно ловить на лету, обсуживать тотчас.

    Для этого мы предпринимаем новое повременное издание. Не определяя сроков выхода, мы постараемся ежемесячно издавать один лист, иногда два, под заглавием «Колокол»… О направлении говорить нечего; оно то же, которое проходит неизменно через всю нашу жизнь…

    В отношении к России мы хотим страстно, со всей силой последнего верования, чтоб с нее спали, наконец, ненужные старые свивальники, мешающие могучему развитию ее.

    Для этого мы теперь, как в 1855 году, считаем первым необходимым, неминуемым, неотлагаемым шагом: освобождение слова от цензуры, освобождение крестьян от помещиков, освобождение податного сословия от побоев.

    Обращаемся ко всем соотечественникам, делящим нашу любовь к России, и просим их не только слушать наш «Колокол», но и самим звонить в него». Герцен А.И. Сочинения. Т. 8.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958, С.525. Как доставляли «Колокол» в Россию?

    Один из первых перевалочных пунктов был организован в Кенигсберге. В дальнейшем каналы проникновения «Колокола» в Россию умножились. Небольшой по размеру и тонкий «Колокол» свободно умещался в чемоданах с потайным отделением.

    Иногда ему придавали видимость тюков с упаковочной бумагой, и тогда «Колокол» проникал в Россию целыми кипами. Доходило до того, что в портовых городах за границей использовали прибывавшие туда военные суда: «Колоколом» начиняли стволы боевых орудий.

    Таким образом, деятельность и основные направления идейных высказываний «Колокола» соответствовали практике и цели, высказанной Герценом: быть «вашей свободной, бесцензурной речью».

    3. «Колокол» в борьбе за освобождение крестьян

    В первое пятилетие своего существования «Колокол» имел в России неслыханный успех и приобрел исключительное влияние. Это было естественно в условиях общественного подъема, начавшегося после Крымской войны, роста крестьянского движения, постепенного нарастания революционного кризиса.

    «Колокол» отвечал на пробуждение в широких слоях русского общества потребность в свободном, бесцензурном органе антикрепостнического и демократического направления, открыто разрешающим наболевшие вопросы русской жизни.

    Одной из причин популярности «Колокола» была поразительная одаренность Герцена как публициста. Незаменимым соратником Герцена был Огарев, перу которого принадлежала большая часть выступлений «Колокола» по экономическим и юридическим вопросам. Кроме их статей постоянно публиковались злободневные сообщения из России, блестяще обработанные редакцией и снабженные убийственными примечаниями.

    В первых номерах «Колокола» еще не было материалов, присланных из России. Но уже в 5-м листе редакция могла писать: «Мы получили за прошлый месяц ворох писем; сердце обливается кровью и кипит бессильным негодованием, читая, что у нас делается под спудом». Герцен А.И. Сочинения. Т. 9.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958, С.53. С этого времени «Колокол» начинает серию разоблачений, направленных на конкретных представителей самодержавно-крепостнического режима и на злодеяния, которые они чинили по отношению к людям.

    С 15 февраля 1858 года «Колокол» стал выходить 2 раза в месяц. Его тираж увеличен до трех тысяч экземпляров, что по тем временам считалось очень большой цифрой.

    Главной чертой направления «Колокола» и всей вольной печати была борьба за освобождение крестьян от крепостного права. Журнал с сочувствием писал о крестьянских волнениях, требовал немедленного уничтожения крепостного права с передачей крестьянам той земли, которая находилась в их пользовании.

    Чем выше поднималось крестьянское движение, чем яснее обозначался союз правительства и помещиков, тем решительнее Герцен вставал на сторону народа, на сторону молодого революционного поколения, возглавленного Чернышевским.

    Герцен все чаще стал выступать с революционным призывом, обращенным непосредственно к народу.

    Демократическая линия «Колокола» ясно проявилась в требованиях, которые Герцен и Огарев выдвигали в области крестьянской реформы в период ее подготовки.

    Они настойчиво требовали «не выкупа усадебной земли, а выкупа всей земли, какую имеют в пользовании помещичьи крестьяне»(«Колокол», л.35), и решительно восставали против предоставления помещику власти «начальнику общины»(«Колокол», л.42 - 43), против установления для крестьян переходного, «срочно-обязанного» периода («Колокол», л.51), против отрезков земли в пользу помещика («Колокол», л.62). Эльсберг Я.Е. Герцен.- М.: Государственное Изд-во художественной литературы,1956, С.439.

    Будучи органом революционной демократии, «Колокол» отразил в то же время либеральные тенденции своих руководителей, их отступления от демократизма к либерализму. Герцен и Огарев были менее последовательными, чем Чернышевский и Добролюбов. Не понимая классовой природы русского самодержавия, они мечтали о «революции сверху». Этим и объясняется появление писем Герцена к Александру II, в которых он уговаривает освободить крестьян с землей.

    Герцен правильно понял ограниченность буржуазных революций, при которых народные массы остаются по-прежнему обездоленными, но при этом недоверчиво относился к насильственным методам преобразования действительности.

    Это выразилось в его статье «Революция в России», которая была напечатана во втором листе «Колокола» от 1 августа 1857 года. Вот как Герцен описывает ситуацию в России: «Мы сто пятьдесят лет живем в ломке старого…Мы с Петра I в перестройке, ищем форм, подражаем, списываем и через год пробуем новое. Достаточно переменить министра, чтобы вдруг из государственных крестьян сделать удельных или наоборот».

    И вслед за этим следует вывод: «Имея власть в руках и опираясь с одной стороны на народ, с другой - на всех мыслящих и образованных людей в России, нынешнее правительство могло бы сделать чудеса, без малейшей опасности для себя. Такого положения, как Александр II, не имеет ни один монарх в Европе, - но кому много дается, с того много и спросится!..». Герцен А.И. Сочинения. Т. 7.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958, С.97-107.

    Герцен постепенно приходит к выводу о том, что мирным путем в России никаких преобразований добиться не удастся, вместе с тем он, как уже было отмечено выше, не являлся сторонником революции. Хотя в № 8 «Колокола» Герцен указывает на правомерность крестьянской войны ради интересов народа.

    Поводом к этому послужило заявление тамбовских крепостников, которые противились намерению правительства провести реформу крепостного права.

    Усиление подобных тенденций в публицистике Герцена связано с тем, что в России к 1859 году сложилась революционная ситуация.

    «Колокол» меняет свою социальную ориентацию. Это выразилось в том, что Герцен разочаровался в среднем интеллигентном дворянстве, перестав видеть в нем двигатель последующих изменений в русской жизни.

    Между тем непоследовательность и противоречия в политической позиции «Колокола» привели к конфликту Герцена с новым поколением революционеров- разночинцев. В листе 44 журнала от 1 июня 1859 г. Герцен помещает статью «Very dangerous!!!».

    В этой статье Герцен обрушивается на «Современник» и на «Свисток» за их насмешки над либерально-обличительной литературой и за отрицательное отношение к лишним людям. Добролюбов, который вел «Свисток», доказывал, что нельзя ограничиваться обличением частных несправедливостей, в чем, собственно, и преуспевал «Колокол», в особенности рубрика «Под суд». По мнению Добролюбова нужно не обличать, а бороться с самодержавием и крепостничеством.

    Добролюбов ответил на выступление Герцена в июньской книжке «Современника», в которой утверждал, что революционно-демократическая критика, не отрицая необходимости обличений и гласности, стремится к «более цельному и основательному образу действий». В листе 64 «Колокола» (1 марта 1860 года) было напечатано было «Письмо из провинции», подписанное «Русский Человек», которое представляет собой изложение позиций русской революционной демократии. Его автор упрекал Герцена в том, что он восхваляет царскую семью вместо того, чтобы обличать неправду, а также говорил о том, что единственное средство для коренных изменений в жизни русского человека - это топор.

    Герцен прокомментировал это письмо предисловием, которое поместил в этом же номере журнала. «Мы расходимся с вами не в идее, а в средствах, - писал он, - не в началах, а в образе действования. Вы представляете одно из крайних выражений нашего направления… К топору…мы звать не будем до тех пор, пока останется хоть одна разумная надежда на развязку без топора. Чем глубже…мы всматриваемся в западный мир…тем больше растет у нас отвращение от кровавых переворотов…К метлам надо призывать, а не к топору!.. Восстания зарождаются и возрастают, как все зародыши, в тиши и тайне материнского чрева, им надобно много сил и крепости, чтоб выйти на свет и громко кликнуть клич…Призвавши к топору, надобно иметь организацию…план, силы и готовность лечь костьми, не только схватившись за рукоятку, но схватив за лезвие, когда топор слишком расходится? Есть ли все это у вас?». Герцен А.И. Сочинения. Т. 7.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958, С.323-330.

    Разногласия между Герценом и революционной демократией, несмотря на свою глубину и серьезность, были разногласиями людей, по словам Герцена, «дружеского стана». Вообще, «Колокол», как, впрочем, и другие издания Герцена, оказали огромное влияние на развитие политического сознания демократической интеллигенции 1850-1860-х гг. и сыграли большую роль в русском освободительном движении.

    По мере нарастания революционной ситуации в России направление «Колокола» становилось все более революционным. Если проследить то, как отзывается журнал об Александре II, тенденция эта очевидна. Итак, 1 июля 1858 года Герцен пишет: «Александр II не оправдал тех надежд, которые имела Россия при его воцарении». Через полтора месяца он заявляет: «Мы каемся перед Россией в нашей ошибке. Это - то же николаевское время, но разварное с патокой». Непосредственно перед реформой разочарование достигло высшей ступени. «Прощайте, Александр Николаевич, счастливого пути! Bon vouage!..Нам сюда», - писал Герцен 15 апреля 1860 года. («Колокол», № 68-69).

    Утрачивая надежды на Александра II, Герцен и Огарев все сильнее осознавали, что во дворце нет «живых», что нужно звать и будить народ и демократическую интеллигенцию. Решительные и смелые призывы все чаще раздаются со страниц «Колокола». В 60-х годах позиция журнала и самого Герцена по всем основным вопросам принимает революционно-демократический характер. После объявления законов об «освобождении» крестьян, возрастают крестьянские движения, отражая глубокое недовольство крестьянства манифестом о воле.

    После детального ознакомления Герцена с законодательными актами царского правительства по крестьянскому вопросу, «Колокол» писал о «новом крепостном праве», о том, что народ обманут царем («Колокол», л.101). Герцен клеймит теперь «освобождение». «Колокол» выдвигает требование передачи крестьянам всей помещичьей земли (л. 134).

    После начала расстрелов крестьян, Герцен помещает в листе №105 от 15 августа 1861 года статью «Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ», являющуюся обращением к народным массам: «Ты ненавидишь подъячего, боишься их - и совершенно прав; но еще в царя и архиерея…Не верь им!». Герцен отвергает либеральные попытки приукрасить действительность: «Маски долой! Лучше видеть звериные зубы и волчьи рыла, чем поддельную гуманность и покорный либерализм». Также Герцен указывает в статье на то, что «Колокол» на стороне русского мужика.

    В «Колоколе» с середины 1861 года появляются передовые статьи, написанные простым языком, рассчитанные на широкие массы солдат и крестьян.

    «Колокол» обращается к народу и говорит ему: «Народу нужна земля и воля»(л.102). «Колокол» обращается к солдатам и на вопрос: «Что надо делать войску?» - отвечает: «Не ходить против народа»(л.111).

    С середины 1862 года Герцен и Огарев начинают выпуск листка

    «Общее вече», формально являвшегося приложением к «Колоколу», но имевшего самостоятельное значение в силу своей ориентации на массового читателя.

    Обращаясь к крестьянам и разночинцам оно стремилось «служить выражением мнений, жалоб и общественных потребностей людей всех религиозных толков и согласий».

    Все чаще и сильнее зовет «Колокол» к всенародному вооруженному восстанию. Теперь уже руководители журнала требуют не только передачи крестьянам той земли, которая находилась в их пользовании при крепостном праве, но и полной ликвидации помещичьего землевладения; теперь они призывают с оружием в руках подниматься на притеснителей.

    В 1861-1862 гг. руководители «Колокола» помогли Н.Серно-Соловьевичу, Обручеву, Слепцову создать революционное общество «Земля и воля», которое в России было связано с Чернышевским. В основу программы этого общества легла уже упомянутая ранее статья «Что нужно народу?» Вопрос об организации тайного революционного общества еще более остро поставлен в № 107 и 108 «Колоколом» в полемике против прокламаций общества «Великорусс». С этого времени влияние «Земли и воли» на «Колокол» стало весьма значительным. Сам Герцен относился к созданию «Земли и Воли» сдержанно, но 1 марта 1863 года выступил с обращением к этой организации, которое опубликовано в №157.

    «Колокол» после 1863 года стал менять свой облик. Уменьшилось количество небольших агитационно-обличительных заметок, а количество объемных статей возросло. Эти статьи включали в себя острые зарисовки общественной жизни и прогнозы на будущее.

    В конце 1864 - начале 1865 гг. Герцен в Женеве встречается с молодыми русскими эмигрантами. Это не дало ощутимых результатов, но в 1865 году Герцен перенес издание «Колокола» туда, где он выходил до 1 июля 1867 года. Именно тогда журналу исполнилось десять лет. Тогда же Герцен и Огарев объявили о приостановке издания на полгода, до 1 января 1868 года. А в ноябре опубликовано сообщение о том, что «Колокол» будет с 1 января выходить по-французски, ориентируясь и на зарубежного читателя. В первом номере французского «Колокола» Герцен прямо признал уменьшение своего влияния в России и правильно увидел в этом отражение того, что печатный орган выполнил свою историческую миссию. В 1868 году вышло 15 номеров

    «Колокола» на французском языке. В последнем номере от 1 декабря редакция объясняла свое решение прекратить издание этого органа. Это было отражено в «Письме Н. Огареву», которое написал ему Герцен: «Дорогой друг, я хочу предложить тебе не более и не менее, как «государственный переворот», а именно - немедленно прекратить издание «Колокола»…Новое поколение идет своим путем, оно не нуждается в наших речах…Остальным нам нечего сказать…Со взглядами, господствующими в России, мы разошлись настолько, что перебросить мост невозможно…».

    Герцен знаменит тем, что он является создателем бесцензурной литературы в России, правда издавалась она за пределами России, в Лондоне. Но это оказало колоссальное влияние на формирование и развитие отечественной журналистики, в том числе и оппозиционной, на формирование общественного мнения и освободительного движения в России XIX века.

    Заключение

    «Колокол» - зарубежный печатный, бесцензурный орган, издававшийся А.И.Герценом и Н.П.Огаревым в Лондоне с 1857 по 1867 годы. Возникнув как «прибавочные листы» к «Полярной звезде», «Колокол» быстро превратился в самостоятельное издание, воплотив насущные потребности русского революционного движения. «Колокол» стал голосом и совестью эпохи, сплотив вокруг себя передовые общественные силы в России и в эмиграции на почве широкой программы социально-политических преобразований.

    Позиция руководителей «Колокола» - Герцена и Огарева, несмотря на сходства с демократами, почти всегда стояла особняком, разве что в начале 60-х годов взгляды Герцена максимально были приближены к взглядам революционных демократов. О каких-то более или менее нормальных отношениях с властью и вообще говорить не приходиться, так как над «Колоколом» Герцен работал в изгнании, а для императорского правительства был врагом номер один. И, тем не менее, в условиях, когда полностью был ему предан по существу только лишь Огарев, он упорно отстаивал свои взгляды, которые были вполне возможно не так радикальны, зато в них явно присутствовал рационализм и отсутствовал авантюризм, который в какой-то степени был присущ революционным демократам.

    Делом всей жизни Герцена было облегчение жизни простого русского народа, о чем он давал клятву (вместе со своим другом Огаревым) будучи совсем юным жителем России дореформенного времени.

    Именно ради этого создавалась Вольная типография, именно ради этого выпускался «Колокол».

    Именно «Колокол» Герцена и Огарева был тем теоретическим источником, из которого черпали вдохновение будущие поколения революционеров. Именно он первым решил бросить вызов официальной власти и создал за рубежом бесцензурную прессу, которая позволила ему открыто высказываться на наиболее актуальные темы для российского общества, и делал он это для того, чтобы продемонстрировать простому люду, что хоть кому-то есть до него дело. Он до последнего момента отвергал революционное насилие, что характеризует основателей «Колокола» как гуманистов.

    Список использованной литературы

    1. Алексеева Г.Д. Народничество в России в XIX в.: идейная эволюция.- М.: Наука,1990.- 356 с.

    2. Герцен А.И. Сочинения. Т. 7-9.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958.

    3. Дьяков В А. Освободительное движение в России 1825-61 гг.- М.6 Наука, 1979.- 289 с.

    4. История русской журналистики XVIII - XIX веков /Под ред. А. В. Западова.- М.: «Высшая школа», 1973.- 489 с.

    5. Колокол //Краткая литературная энциклопедия. В 9-ти тт. Т.3.- М.: «Советская энциклопедия», 1966, С.267-268.

    6. «Колокол». 1857-1867 /Сост. Е.С. Радченко. Систематизированная роспись статей и заметок.- М.: Наука, 1957.- 367 с.

    7. Пирумова Н.М. А.Герцен - революционер, мыслитель, человек. - М.: Худож. лит., 1989.- 245 с.

    8. Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия: секретная политическая история России XVIII - Х1Х вв. и Вольная печать. - М.: Наука, 1984.- 367 с.

    9. Эльсберг Я.Е. Герцен.- М.: Государственное Изд-во художественной литературы,1956.- 478 с.

    Подобные документы

      Идейные взгляды А.И. Герцена как создателя Вольной русской типографии. Литературная и публицистическая деятельность и философские взгляды Герцена. Открытие свободной типографии, первый этап ее работы ("Полярная звезда"). "Колокол" - издание на злобу дня.

      курсовая работа , добавлен 28.07.2010

      Польский вопрос в русской общественной мысли как реакция на национальное движение польского народа. Книга "Воспоминаний" Дмитрия Алексеевича Милютина. Анализ взглядов Герцена по польскому вопросу. Проблема отношений Герцена и Каткова. Характер восстания.

      доклад , добавлен 12.03.2013

      Могущество мысли в беллетристических произведениях Герцена нередко истолковывалось как слабость его художественного дарования. Демократическая направленность творчества Герцена. Красочность и неповторимое своеобразие герценовского стиля.

      реферат , добавлен 15.03.2006

      Революционно-демократическое направление русской общественной мысли. Теория "русского социализма" А.И.Герцена и ее значение для общества. Становление социалистических взглядов П.Н. Ткачева, П.Л. Лаврова, М.А. Бакунина и сильная сторона теорий народников.

      реферат , добавлен 02.03.2009

      Царь-колокола как могучий музыкальный инструмент: общая характеристика, знакомство с историей возникновения. Анализ деятельности наиболее известных на Руси литейных мастеров Ивана Федорович и Михаила Моторина. Рассмотрение причин повреждения колокола.

      презентация , добавлен 15.03.2015

      Описание системы жанров и тематики публикаций в журнале "Пионер" (1951-1953 и 1956-1958 годы). Сравнительная характеристика соотношения жанров и тем публикаций в журналах, отражения на их страницах идеологии и социальной жизни общества того времени.

      курсовая работа , добавлен 18.02.2010

      Изучение народнического движения в России на основе анализа идей и воззрений А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Раскрытие явления "хождения в народ". Деятельность организаций революционного народничества: "Земля и воля", "Народная воля" и "Черный предел".

      реферат , добавлен 21.01.2012

      Описание царь-пушки - средневекового артиллерийского орудия, памятника русской артиллерии и литейного искусства, отлитого из бронзы в 1586 году Андреем Чоховым. Копии бомбарды в Донецке, Йошкар Оле и Перми. Другие царь-изделия: колокол, бомба и танк.

      презентация , добавлен 28.04.2014

      Первые организации будущих декабристов. Северное и южное общества. Восстание черниговского полка. Историческое значение движения декабристов. Трагедия на Сенатской площади. Революционная агитация Герцена. Осуждение обществом действий царя Николая-I.

      реферат , добавлен 13.03.2013

      Второе падение Реута - единственного большого древнего колокола в истории России. Раскрытие обстоятельств, сопровождавших обрушение колокола Реут с Успенской звонницы Московского Кремля в 1855 году, его последующий подъем на восстановленную колокольню.