Войти
Особенности ведения бизнеса в России
  • Что такое почва и из чего она состоит?
  • Увольнение без отработки по собственному желанию
  • Американский козодой: единственная птица, которая на зиму впадает в спячку
  • Дидактические игры для формирования у детей интереса к людям разных профессий
  • Презентация к уроку русского языка "безударные падежные окончания имен существительных"
  • Календарно-сетевое планирование, учет выполнения и анализ инвестиционно-строительных проектов с помощью MS Project и PlanBridge
  • Ввоз из еаэс. Контрагент из еаэс: особенности оформления и уплаты ндс

    Ввоз из еаэс. Контрагент из еаэс: особенности оформления и уплаты ндс

    В такой ситуации действует п. 11 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг Приложения 18 к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол ).

    В соответствии с п. 11 Протокола, налоговая база по НДС при экспорте товаров в случае изменения ее (увеличении / уменьшении) из-за увеличения / уменьшения цены реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации корректируется в том налоговом (отчетном) периоде , в котором участники договора (контракта) изменили цену (согласовали возврат) экспортированных товаров , если иное не предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС.

    При возврате некачественного (некомплектного) товара в рамках ЕАЭС продавец-экспортер и покупатель-импортер уменьшают свои налоговые базы по НДС на стоимость возвращенного товара. Обязанность экспортера по уплате НДС при обратном ввозе ранее экспортированного некачественного (некомплектного) товара не установлена.

    Сделанный вывод подкреплен письмом Минфина России от 28.06.2017 № 03-07-13/1/40899, где разъясняется, что при возврате казахстанским покупателем в претензионном порядке товаров по причине ненадлежащего качества, ранее экспортированных с территории РФ, обязанности по уплате НДС у российской организации при ввозе товаров не возникает и, соответственно, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в налоговый орган не представляется.

    Аналогичное мнение выражено в письме Минфина РФ от 01.09.2017 № 03-07-13/1/56235. Таким образом, бывший экспортер не уплачивает НДС и должен скорректировать налоговую базу по данному налогу, определенную по этим товарам при их экспорте.

    Исходя из положений п. 11 Протокола, корректировка налоговой базы отражается в декларации по НДС (Порядок заполнения декларации утвержден Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, далее - Порядок ) за период, в котором стороны подписали документы о возврате бракованных товаров.

    Порядок корректировки зависит от того, подтвердила ли российская компания свое право на применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров или нет.

    Если товар возвращается по подтвержденному экспорту , то корректировка отражается в разделе 4 Декларации. По строке 070 показывается корректировка налоговой базы (п. 41.6 Порядка ), то есть стоимость возвращенных бракованных товаров. При этом в строке 080 указывают сумму восстановленного НДС, ранее принятого к вычету по этим товарам.

    Из положений п. 41.9 Порядка следует, что значение по строке 080 будет формировать показатель строки 130 «Сумма налога, исчисленная к уплате по разделу» . Таким образом, в результате корректировки у компании появляется НДС к уплате в размере восстановленной суммы налога по бракованным товарам, ранее принятой к вычету.

    По неподтвержденному экспорту корректировка осуществляется в разделе 6 Декларации. В этом случае стоимость возвращенных бракованных товаров отражается по строке 080 (п. 43.7 Порядка ). При этом в строку 090 вносят сумму НДС, которая была исчислена при реализации бракованных товаров, а в строку 100 - сумму налога, принятую к вычету по этим товарам и подлежащую восстановлению. Учитывая положения п. 43.9 и 43.10 Порядка:

    • если значение в строке 100 окажется больше, чем в строке 090, то разница записывается в строке 160 и представляет собой сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет;
    • если значение в строке 090 больше, чем в строке 100, то разница отражается в строке 170 как сумма налога к возмещению.

    В данной статье мы расскажем о том, как заполнять платежное поручение на уплату НДС при импорте из стран ЕАЭС. В статье рассмотрены ключевые моменты подготовки платежного поручения:

    • сроки уплаты;
    • общие реквизиты;
    • реквизиты получателя;
    • реквизиты платежа в бюджет.

    Так же мы вместе проведем платеж и проверим взаиморасчеты с бюджетом.

    Порядок уплаты НДС

    Уплата НДС в бюджет при импорте из стран ЕАЭС осуществляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем (п. 19 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров… , Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее Протокол ЕАЭС)):

    • принятия на учет импортированных товаров;
    • срока платежа, предусмотренного договором лизинга.

    Уплата производится в ИФНС:

    • покупателем, по месту регистрации организации или ИП (п. 13 Протокола ЕАЭС, п. 4 ст. 72 Договор о ЕАЭС от 24.04.2014).

    Заполненное платежное поручение на уплату НДС выглядит следующим образом.

    Рассмотрим подробнее порядок его формирования и уплаты НДС в бюджет в программе.

    Платежное поручение на уплату НДС

    Общие реквизиты

    Платежное поручение на уплату НДС в бюджет при импорте из стран ЕАЭС формируется с помощью документа Платежное поручение в разделе Банк и касса – Банк — Платежные поручения .

    При этом необходимо правильно указать вид операции Уплата налога , тогда форма документа принимает вид для уплаты платежей в бюджетную систему РФ.

    Быстрое формирование платежного поручения можно осуществить также с помощью Помощника уплаты налогов :

    • через раздел Главное – Задачи – Список задач ;
    • через раздел Банк и касса – Платежные поручения по кнопке Оплатить – Начисленные налоги и взносы .

    Необходимо обратить внимание на заполнение полей:

    • Налог – , выбирается из справочника Налоги и взносы .

    НДС на товары ввозимые на территорию РФ предопределен в справочнике Налоги и взносы . Для него заданы параметры

    • соответствующий код КБК;
    • шаблон текста, подставляемый в поле Назначение платежа ;
    • счет учета налога.
    • Вид обязательства Налог . Выбор вида обязательства влияет на КБК, который будет указан в платежном поручении;
    • Очередность платежа 5 Прочие платежи (в т.ч. налоги и взносы) , заполняется автоматически, как и для всех налоговых платежей в бюджет, уплачиваемых по сроку (п. 2 ст. 855 ГК РФ).

    Реквизиты получателя– ИФНС

    Так как получателем НДС является налоговая инспекция, в которой зарегистрирован налогоплательщик, именно ее реквизиты необходимо отразить в документе Платежное поручение .

    • Получатель – ИФНС, в которую платится налог, выбирается из справочника Контрагенты .
    • Счет получателя – банковские реквизиты налогового органа, указанного в поле Получатель .
    • Реквизиты получателя ИНН , КПП и Наименование получателя , именно эти данные используются для печатной формы платежного поручения. При необходимости Реквизиты получателя можно отредактировать в открывающейся по ссылке форме.

    Заполнение реквизитов платежа в бюджет

    Бухгалтеру необходимо контролировать данные, которые программа заполняет по ссылке Реквизиты платежа в бюджет .

    В данной форме необходимо проверить заполнение полей:

    • КБК – 18210401000011000110 «Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации». КБК подставляется автоматически из справочника Налоги и взносы .
    • Код ОКТМО – код территории, на которой зарегистрирована Организация. Значение заполняется автоматически из справочника Организации ;
    • Статус плательщика 01-налогоплательщик (плательщик сборов)-юридическое лицо ;
    • УИН 0 , т.к. УИН можно указать только из информации в налоговых уведомлениях или требованиях об уплате налога (пени, штрафа);
    • Основание платежа ТП-платежи текущего года , проставляется при уплате налога по сроку;
    • Налоговый период МС-месячный платеж , налоговый период по НДС при импорте из ЕАЭС равен месяц, а не квартал, как по НДС на внутреннем рынке;
    • Год 2018 , год, за который уплачивается налог;
    • Месяц 4 , номер месяца, за который уплачивается налог;
    • Номер документа 0 , документом, на основании которого производится платеж является декларация, а у нее отсутствует реквизит Номер ;
    • Дата документа 0 , оплата совершается до даты подписания декларации, т.е. дата не определена (п. 4 Приложения N 2, утв. Приказом Минфина РФ от 12.11.2013 N 107н).

    Узнать подробнее о реквизитах платежей в бюджет в статье Реквизиты платежного поручения .

    • Назначение платежа – заполняется автоматически по шаблону из справочника Налоги и взносы . При необходимости поле можно отредактировать;

    Распечатать платежное поручение можно по кнопке Платежное поручение . PDF

    Уплата НДС в бюджет

    После уплаты НДС в бюджет на основании выписки банка необходимо создать документ Списание с расчетного счета вид операции Уплата налога . Документ можно создать на основании Платежного поручения по ссылке Ввести документ списания с расчетного счета . PDF

    Основные данные перенесутся из документа Платежное поручение .

    Либо его можно загрузить из программы Клиент-банк или напрямую из банка, если подключен сервис 1С:ДиректБанк .

    Необходимо обратить внимание на заполнение полей в документе:

    • от – дата уплаты налога, согласно выписке банка;
    • Вх. Номер и Вх. Дата – номер и дата платежного поручения;
    • Налог НДС на товары ввозимые на территорию РФ , выбирается из справочника Налоги и взносы и влияет на автоматическое заполнение поля Счет учета ;
    • Вид обязательства Налог ;
    • Отражение в бухгалтерском учете :
      • Счет дебета — 68.42 «НДС при импорте товаров из Таможенного союза»;
      • Контрагенты — поставщик из ЕАЭС, у которого приобретен товар;
      • Договоры — основание для расчетов с поставщиком из ЕАЭС, выбирается из

    _ Патрик Полит, Дарья Шарафутдинова. RSP International. Москва, февраль 2018 г.

    Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как и Европейский союз (ЕС), представляет собой единое экономическое пространство, которое предполагает особое регулирование НДС. В настоящей статье приводится упрощенное сравнение обеих систем, а также общие итоги такого сравнения для трансграничной торговли.

    Система НДС в ЕАЭС

    Правовой основой в сфере регулирования НДС в ЕАЭС является, среди прочего, подписанный 29 мая 2014 года Договор о ЕАЭС, который так же, как и в ЕС, предусматривает гармонизацию в области налогообложения. Статьи 71-73 Договора закрепляют принцип недискриминации по признаку происхождения товаров и принцип страны назначения в отношении торговли товарами. Приложение № 18 (Протокол) к Договору содержит основные правила косвенного налогообложения (в части НДС, а также акцизов) трансграничной торговли товарами, работами и услугами. Дополнительно к указанному регулированию необходимо учитывать и вступивший 1 января 2018 года в силу Таможенный кодекс ЕАЭС.

    Экспорт товаров

    Место реализации товара в рамках экспорта, по общему правилу, определяется согласно положениям национального законодательства. В основном местом реализации является государство-член, из которого экспортируется товар, поскольку поставка (транспортировка) товара начинается в этом государстве (см. напр., ст. 147 НК РФ). Однако обычно применяется нулевая ставка налога. И только в отношении поставок между налогоплательщиками государств-членов при фактической транспортировке товаров на территорию ЕАЭС из третьих государств предусмотрено особое правило, согласно которому местом реализации товара является государство, в котором товар помещается под процедуру выпуска для внутреннего потребления. Также налогоплательщик, по общему правилу, имеет право на налоговые вычеты в общем порядке согласно законодательству государства-члена, с территории которого вывезены товары.

    Импорт товаров

    Налогообложение импорта товаров также осуществляется согласно законодательству государства импорта. Если товары были ввезены с территории вне пределов Союза, такой ввоз влечет взимание таможенных пошлин, «ввозного НДС», а также акцизов согласно национальному законодательству и Таможенному кодексу ЕАЭС. При поставке из одной страны в другую внутри ЕАЭС такая поставка, как уже было указано, облагается по нулевой ставке НДС в государстве экспорта, а в государстве импорта рассматривается как импорт в пределах Союза, т.е. без взимания соответствующих таможенных пошлин.

    Как правило, налоговое бремя перекладывается на налогоплательщика страны, на территорию которой ввозится товар, который при этом является и собственником товара.

    Данным правилом охватываются следующие ситуации:

    • договор между налогоплательщиками государств-членов, в том числе при фактической поставке из третьего государства-члена;
    • договор между налогоплательщиком государства-члена и комиссионером (агентом, поверенным); поставка между налогоплательщиками стран Союза;
    • поставка между импортером (товар ввезен, налог не уплачен) и налогоплательщиком государства импорта, который уплачивает налог;
    • поставка налогоплательщику государствачлена по договору с налогоплательщиком государства вне территории Союза; поставка из третьего государства-члена.

    Протоколом также установлены правила в части определения налоговой базы, а также порядка и сроков уплаты налога. В части урегулирования ставок Протокол отсылает к национальному законодательству государства-члена, на территорию которого импортирован товар.

    Трансграничная реализация работ и услуг

    Основная часть норм Протокола в данной сфере посвящена порядку определения места реализации работ и услуг. Данные положения в целом совпадают с российскими правилами определения места реализации работ и услуг. Согласно этим положениям местом реализации является государство-член, в котором реализуются работы или услуги в отношении находящегося там движимого и недвижимого имущества, в области культуры, спорта и пр.; определенные работы или услуги, напр. консультационные, маркетинговые, инжиниринговые, а также передача отдель-ятельность покупателей. По общему правилу, налогообложение производится в государстве нахождения продавца работ и услуг. Положения о налогообложении услуг в электронной форме в настоящий момент не закреплены. Все остальные элементы налога (налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы) устанавливаются национальным законодательством государства-члена, в котором располагается место реализации работ или услуг.

    Система НДС в ЕАЭС

    Основой для гармонизации системы НДС в ЕС является так называемая Директива ЕС об общей системе НДС от 2006 года, которая была принята согласно ст. 93 Договора об учреждении Европейского сообщества. Основополагающим для этой системы является различие между поставками и иными услугами.

    Поставки

    Поставки между компаниями в ЕС, по общему правилу, облагаются налогом в государстве, в котором начата транспортировка или отправка. Если при поставке пересекается граница государства-члена, то такая внутрисоюзная поставка считается освобожденной от налогообложения в государстве экспорта, а в государстве импорта рассматривается как приобретение товара в переделах Союза и облагается по ставке согласно национальному законодательству (принцип страны назначения). При ввозе из третьего государства, по общему правилу, взимаются таможенные пошлины, «ввозной» НДС и акцизы. Экспорт в третье государство освобождается от НДС.

    Система в этой части похожа на систему, закрепленную в ЕАЭС. Однако имеются отдельные особенности при налогообложении трехи многосторонних сделок, при которых место реализации определяется согласно правилу о так называемой «фактической и формальной» поставке и зависит от начала и окончания поставки. Для стимулирования экспорта, например, в Германии разрешено принимать к вычету суммы налога при определенных трансграничных поставках, освобожденных от налога.

    Иные услуги

    В части определения места реализации иных услуг действует принцип местонахождения покупателя услуг, т.е. услуги облагаются там, где покупатель услуг ведет свою деятельность. Особенности имеются так же, как и в ЕАЭС, для услуг, связанных с недвижимостью (по месту расположения), а также для отдельных услуг, связанных с культурой, искусством, развлечениями, проведением выставок, спортом и пр., которые облагаются по месту их осуществления. Если в отношения вступают лица, не являющиеся компаниями (B2C), то в зависимости от особенностей конкретного случая могут применяться иные правила. Также данная оговорка действительна для услуг особых видов. Для определенных не облагаемых налогом трансграничных услуг, например, в Германии также допускается вычет соответствующих сумм налога.

    Планируемая реформа

    Необходимо упомянуть предлагаемый Комиссией ЕС проект реформы системы НДС в сфере B2B. Согласно этому проекту принцип страны назначения должен быть закреплен для всех услуг / поставок между компаниями, а вышеуказанная система отменена.

    Вначале вводится правило о том, что поставщики при трансграничных поставках должны считаться плательщиками НДС в стране назначения, т.е. немецкий поставщик будет выставлять испанскому покупателю испанский НДС. Для этого в каждом государстве-члене должны быть созданы национальные центры, в которые будут централизованно направляться суммы НДС и соответствующие уведомления. На втором этапе реформы это правило должно быть распространено на все иные услуги. Упрощенный порядок должен действовать для так называемых «сертифицированных» налогоплательщиков. И, наконец, необходимо также учитывать предложения Комиссии ЕС по реформированию регулирования электронной торговли.

    Обе системы НДС схожи в общей структуре, однако при этом основополагающий принцип страны назначения применяется с различной степенью охвата возможных ситуаций. И все же система ЕС кажется более целостной. Немаловажной является также и возможность принимать к вычету суммы налога в государствах-членах ЕС при трансграничных не облагаемых НДС услугах как результат политики стимулирования экспорта.)

    Если ваш будущий поставщик или покупатель находится в государстве, входящем в ЕАЭС, учтите: в отношении совершенных сделок НДС придется исчислять в особом порядке.

    В Евразийский экономический союз (ЕАЭС) на данный момент помимо России входят еще Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. По сделкам с контрагентами из данных стран действует особый порядок исчисления и уплаты НДС. Этот порядок установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, который был подписан в г. Астане 29.05.2014).

    Поставка товаров в страны ЕАЭС

    Документы, представляемые в ИФНС

    При экспорте товаров из России на территорию государства - члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС. Это следует из пункта 3 раздела II Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол). Но обоснованность применения нулевой ставки НДС необходимо подтвердить, собрав необходимый пакет документов. Перечень этих документов содержится в пункте 4 раздела II Протокола. Перечислим эти документы:

    • договор на поставку товаров, заключенный с контрагентом из ЕАЭС;
    • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное вашим иностранным покупателем.
    Заметим, что в перечне документов, приведенном в пункте 4 раздела II Протокола фигурирует и банковская выписка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера. Однако тут же оговаривается: «если иное не предусмотрено законодательством государства-члена». Положения Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок применения нулевой ставки в отношении «обычного» экспорта, не требуют наличие выписки. Следовательно, можно говорить о том, что «законодательством предусмотрено иное». А значит, в данном случае представлять выписку банка не нужно. Данный подход подтверждается Письмами Минфина РФ от 12.09.12 № 03-07-13/21 и от 16.01.12 № 03-07-15/03. Полагаем, что этими письмами можно пользоваться и сейчас, поскольку нормативное регулирование в этой части существенно не изменилось.

    Вкратце рассмотрим особенности представления каждого документа.

    В отношении договора обычно вопросов не возникает. Хотим только заметить, что если договор заключен с индивидуальным предпринимателем, проживающим в государстве, входящим в ЕАЭС, то проблем с подтверждением нулевой ставки возникнуть не должно. И чиновники это подтверждают (Письмо Минфина РФ от 26.10.2015 № 03-07-13/1/61251). Проблем не возникнет и в том случае, если договор заключен с филиалом российской компании, осуществляющим деятельность на территории государства-члена ЕАЭС (Письмо Минфина РФ от 04.09.2015 № 03-07-13/1/51100). Но если товары экспортируются в собственный филиал, расположенный за пределами России, то такая передача не должна в принципе облагаться НДС (Письма Минфина РФ от 15.10.2015 № 03-07-08/59083, от 24.08.2015 № 03-07-13/1/48565). Поэтому подтверждать нулевую ставку НДС и собирать пакет документов не нужно.

    Что касается транспортных документов , то не всегда они могут быть в наличии у экспортера. Например, если вывоз товара со склада поставщика осуществляется собственным транспортом контрагента из ЕАЭС. Означает ли это, что у поставщика-экспортера в данном случае возникнут проблемы с подтверждением нулевой ставки?

    Из Письма Минфина РФ от 19.07.2012 № 03-07-13/01-42 следует, что отсутствие в рассматриваемой ситуации транспортных документов не противоречит законодательству. И налогоплательщик в качестве товаросопроводительных документов может представить товарную накладную ТОРГ-12. Правда, данное разъяснение было выпущено в период действия Таможенного союза, но суть от этого не меняется, ведь и раньше международный документ требовал наличие транспортных документов.

    Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, как мы уже отметили ранее, должно составляться иностранным покупателем. В настоящее время применяется форма заявления о ввозе, утвержденная Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009, с учетом изменений, внесенных Протоколом, подписанным в г. Москве 08.10.2014.

    Если заявление оформлено на бумажном носителе, то один из экземпляров данного заявления с отметкой своей налоговой инспекции иностранец должен прислать российскому экспортеру, чтобы тот смог подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС. Если иностранец заполнял заявление в электронном виде, то помимо этого заявления он должен предоставить российскому экспортеру документ в электронной форме о том, что оплата налога подтверждена налоговой инспекцией.

    Вместо самих заявлений экспортер может представить в ИФНС перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Письмо Минфина РФ от 07.08.2015 № 03-07-13/1/45758). Данный перечень составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139@. Этот документ составляет российский экспортер на основе заявлений, полученных от своего покупателя из ЕАЭС. Представляться документ может в электронном виде по утвержденному вышеуказанным приказом формату или на бумажном носителе, в том числе со штрих-кодом. Но нужно знать: сведения, включенные экспортером в перечень заявлений, будут проверяться в ИФНС на соответствие тем данным, которые получены налоговиками в рамках международного межведомственного обмена информацией.

    Срок подачи документов в ИФНС

    Все указанные выше документы представляются в ИФНС в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров, о чем прямо сказано в пункте 5 раздела II Протокола.

    В то же время факт представления документов приурочен к сроку представления декларации по НДС. Например, если полный пакет документов собран, предположим, в декабре 2015 г., то представить его нужно будет вместе с декларацией по НДС за IV квартал 2015 г., то есть не позднее 25 января 2016 г. Такой порядок применяется, даже если к 25 января уже истечет 180-дневный срок. Главное, что документы были в 180-дневный срок собраны и представлены в ИФНС в ближайшую дату, установленную для подачи декларации по НДС.

    Данный вывод подтверждает и судебная практика, и сами чиновники (Письма Минфина РФ от 16 февраля 2012 г. № 03-07-08/41, письме ФНС от 16 февраля 2006 г. № ММ-6-03/171).

    С полученных авансов НДС не начисляется

    Если компания-экспортер получила от контрагента из ЕАЭС предоплату, то полученную сумму она не должна включать в налоговую базу по НДС. Это следует из пункта 1 статьи 154 НК РФ, согласно которому в налоговую базу по НДС не включается оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые облагаются по нулевой ставке в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ.

    Чиновники подтверждают данный вывод, о чем свидетельствует, например, Письмо Минфина РФ от 30.04.2015 № 03-07-13/1/25440.

    Вычет и восстановление НДС

    Из пункта 3 раздела II Протокола следует, что при экспорте товаров с территории РФ на территорию другого государства-члена российский экспортер имеет право на налоговые вычеты в порядке, который предусмотрен для «обычного» экспорта. Этот порядок прописан в главе 21 НК РФ и согласно нему суммы «входного» НДС, относящегося к товарам, которые экспортируются в ЕАЭС, принимаются к вычету в особом порядке.

    Данный порядок установлен положениями пункта 3 статьи 172 НК РФ. Согласно нему право на вычет возникает в момент определения налоговой базы. Это либо по мере сбора документов (если организация успела в 180-дневный срок собрать все необходимые документы), либо по мере начисления НДС (если в течение 180 дней необходимые документы не были собраны).

    Бывает, что компания в момент приобретения товаров может не знать, что эти товары будут поставлены в ЕАЭС. Либо предполагает продажу этих товаров на российском рынке, а потом меняет свои планы. Тогда «входной» НДС она может принять к вычету на общих основаниях - в момент принятия товаров к учету. Если это произошло, то впоследствии необходимо восстановить НДС. И чиновники это подтверждают, что видно, например, из Писем Минфина РФ от 19.08.2015 № 03-07-13/1/47919, от 21.10.2015 № 03-07-13/1/6024. Саму сумму восстановленного НДС следует отразить в графе 5 по строке 100 «Суммы налога, подлежащие восстановлению при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов» раздела 3 декларации по НДС (Письмо Минфина РФ от 27.02.2015 № 03-07-08/10143).

    Но в какой момент нужно восстановить налог? К сожалению, вышеупомянутые письма финансового ведомства не содержат ответа на этот вопрос. Но из писем, касающихся восстановления НДС в случае «обычного» экспорта, следует, что восстанавливать налог нужно не позднее того налогового периода, в котором производится выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта (Письма Минфина РФ от 28.08.2015 № 03-07-08/49710).

    «Экспортные» разделы в декларации по НДС

    Отгрузку товары в государства, входящие в ЕАЭС, заносить в декларацию по НДС нужно только в том периоде, в котором будут собраны все необходимые документы. Либо, если экспортер не успел собрать документы в 180-дневный срок, в том периоде, в котором этот 180-дневный срок истекает.

    Для отражения «экспортных» операций в декларации по НДС предусмотрены разделы с 4 по 6. Если все необходимые документы собраны в 180-дневный срок, то экспортные операции следует отразить в разделе 4. Там же нужно указать и суммы вычетов, относящихся к экспортным поставкам.

    Если же экспортеру не удалось вовремя собрать все необходимые документы, то ему придется начислить НДС со стоимости экспортной поставки. Этот НДС и суммы вычетов следует отразить в разделе 6 декларации по НДС. При этом следует учесть, что исчислять НДС в рассматриваемой ситуации необходимо за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров (п. 5 раздела II Протокола). Соответственно, помимо НДС придется уплатить и пени. Собрав впоследствии нужные документы, российский экспортер сможет вернуть налог, заявив его к вычету, но вот пени ему уже не вернут.

    Покупка товаров из стран ЕАЭС

    Налоговая база и момент ее определения

    При ввозе товаров из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии российская компания-импортер должна исчислить и заплатить в бюджет НДС. Этот налог должен уплачиваться не в составе цены ввозимых товаров (как при покупке товаров на российском рынке), а отдельно в «российский» бюджет. Причем не важно, на каком режиме налогообложения находится российский импортер. Поэтому обязанность по уплате «ввозного» НДС возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 13 раздела III Протокола).

    Рассмотрим порядок исчисления и уплаты «ввозного» НДС.

    Налоговую базу нужно определять на дату принятия товаров к учету. Налоговая база формируется исходя из стоимости приобретенных товаров. Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (п. 14 раздела III Протокола).

    Если товар приобретается за иностранную валюту, то рублевая стоимость определяется путем пересчета стоимости в иностранной валюте на курс ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 раздела III Протокола). Исчисленную налоговую базу умножаем на ставку НДС (10 или 18 процентов) и определяем сумму налога, подлежащую уплате.

    Декларирование и уплата НДС

    Уплачивать «ввозной» НДС нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет товаров, ввезенных из государств-участников ЕАЭС. В этот же срок компания-импортер должна представить в ИФНС специальную декларацию по НДС, форма которой согласно пункту 20 раздела III Протокола должна быть установлена законодательством РФ или утверждена компетентным органом РФ. Обновленная форма декларации до сих пор не появилась. Поэтому в настоящее время импортерам из государств ЕАЭС приходится использовать старую форму декларации, утвержденную еще со времен действия Таможенного союза. Она приведена в приложении к Приказу Минфина РФ от 7 июля 2010 г. № 69н. Данный вывод подтвержден и Минфином РФ в Письме от 12.08.2015 № 03-07-13/1/46423.

    Обратите внимание, что в отличие от «обычной» декларации по НДС, которая представляется ежеквартально, данная форма представляется за месяц. Поэтому если поставки из стран ЕАЭС возникают регулярно в каждом месяце, то и декларация по НДС по импортированным товарам должна составляться ежемесячно.

    Документы на импорт

    Вместе со специальной «ввозной» декларацией по НДС импортеру нужно представить в ИФНС ряд документов:

    • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
    • банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты НДС при импорте;
    • транспортные (товаросопроводительные) документы;
    • счет-фактуру от иностранного контрагента (если таковой имеется);
    • договор или контракт, на основании которого приобретаются импортные товары.
    Если товар приобретается комиссионером, то дополнительно необходимо представить и договор комиссии.
    1. на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
    2. в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.
    Чиновники из Минфина в своем Письме 01.07.2015 № ЗН-4-17/11507@уточняют, что представление заявления вторым способом осуществляется через оператора электронного документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП). По результатам проверки заявления незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки.

    Таким образом, если заявление в электронном виде импортер подписывает усиленной КЭП, то он не должен представлять заявление еще и на бумаге. Также в этом случае нет необходимости обращаться в инспекцию для того, чтобы получить свои бумажные экземпляры заявления с проставленными отметками инспекции (для его последующего направления своему иностранного продавцу). В данной ситуации иностранному продавцу российский импортер отправит на бумажном носителе или в электронном виде экспортеру следующие документы:

    • копии составленного им заявления;
    • сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств).
    В отношении заявлений, представляемых в налоговый орган с 1 января 2015 г., должен применяться Формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика, утвержденный Приказом ФНС от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@.

    Вычет «ввозного» НДС

    Если импортер применяет обычный режим налогообложения и не освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ, то уплаченную при импорте из стран ЕАЭС сумму НДС он может принять к вычету (п. 26 раздела III Протокола, п. 2 ст. 171 НК РФ).

    Из статей 171 и 172 НК РФ следует, что вычет «ввозного» НДС возможен после принятия товаров к учету и факт уплаты НДС подтвержден документами. Дополнительных условий для принятия НДС к вычету НК РФ не содержит. Вместе с тем, по мнению, чиновников из Минфина, НДС, уплаченный за товары, которые импортированы из стран-членов ЕАЭС можно принять к вычету только после получения из инспекции заявления о ввозе товаров с отметкой об уплате НДС. Такое разъяснение содержится в Письме Минфина РФ от 02.07.15 № 03-07-13/1/38180.

    В обоснование своей позиции финансовое ведомство ссылается на Правила ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137). Из этих Правил следует, что в графе 3 «Номер и дата счета-фактуры продавца» книги покупок нужно зарегистрировать номер и дату заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС.

    Однако суды по данному вопросу высказывают противоположную позицию. Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ, суммы НДС, уплаченные при ввозе на территорию России товаров, подлежат вычетам после принятия товаров на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров. Поэтому организация вправе принять уплаченный при ввозе НДС в том квартале, когда товары приняты на учет и налог уплачен в бюджет, даже если отметка на заявлении о ввозе проставлена в следующем квартале (Постановления ФАС Московского округа от 25.07.11 № КА-А41/7408-11 и ФАС Центрального округа от 14.02.12 № А62-2431/2011).

    Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

    Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

    У Центра обучения «Клерка» новый .

    Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.