Войти
Особенности ведения бизнеса в России
  • Архив библиотечных выставок
  • 113 трудового кодекса российской федерации
  • Что такое окдп 2. Коды окпд2 продукции. Какая информация содержится в кодах
  • Деловое письмо предложение о сотрудничестве
  • Изменение записи регистра сведений 1с 8
  • Сценарий весеннего развлечения в подготовительной группе «Весенние забавы
  • Цикл занятий «Опыты и микроскопы. Увлекательные занятия с микроскопом Что интересно смотреть в микроскоп

    Цикл занятий «Опыты и микроскопы. Увлекательные занятия с микроскопом Что интересно смотреть в микроскоп

    Микроорганизмы под названием бактерии окружают нас повсеместно. Источники для ознакомления с этими простыми, но интересными организмами можно найти буквально везде. Даже на руках, во рту, в моче, слюне человека живут миллионы интересных образцов. Разместив бактерии под микроскопом, можно увидеть их строение, особенности, понять, по каким признакам они классифицируются.

    Можно посмотреть видео, демонстрирующие увеличение данных организмов под микроскопом. Это современные устройства, позволяющие рассмотреть невидимые человеческому глазу частицы. Они дают возможность достаточно точно узнать, как устроен мир одноклеточных, а также что такое бактерия, максимально подробно.

    Разновидности микроскопов

    Познакомиться с импровизированным видео под увеличительными линзами, где бактерии двигаются, можно в лабораторных и домашних условиях. Все зависит от наличия специального оборудования. Микроскопы, позволяющие производить наблюдение за организмами, имеют свою классификацию, построенную на основе конструкции оборудования, предоставляемых им возможностей. Выделяют следующие доступные виды:

    • обычный (биологические лаборатории, классы образовательных учреждений);
    • фазово-контрастный (исследует бактерии в моче);
    • темнопольный;
    • электронный.

    На фото продемонстрированы данные категории для исследования бактерий, которые можно приобрести. Ознакомившись с видео, можно без труда научиться пользоваться каждой моделью, не допуская ошибок.

    Выбор подходящей модели

    Многих начинающих исследователей интересует, какой прибор выбрать, чтобы рассмотреть кисломолочные, а также другие распространенные категории бактерий.

    Бюджетный сегмент микроскопов, демонстрирующих 640-кратное увеличение, не даст того эффекта, который можно оценить на видео, сделанном более мощным микроскопом. Бактерии в моче, к примеру, можно увидеть только под линзами оборудования, увеличивающим в 1000 крат и больше.

    Под линзами обычного микроскопа будут показаны не совсем четкие палочки, нити, шарики с отсутствием четких контуров, сероватого оттенка.

    Фазово-контрастный тип прибора работает на основе определения различной плотности частиц. Данный микроскоп, позволяющий осуществлять наблюдение и увеличение бактерий, окрашивает элементы в светло-серый или темно-серый оттенок. На таком видео можно рассмотреть многократное увеличение бактерий, находящихся в моче.

    Темнопольный микроскоп позволяет разглядеть кисломолочные бактерии (увидеть, как они выглядят, можно также на фото). Его преимущество состоит в рассеивании света, идущего не через линзу напрямую, а сбоку. Прибор также позволяет понять, какой актуальный характер движения бактерий.

    Электронная микроскопия: эффективный метод

    Данный вид микроскопов следует выделить отдельно, так как на просторах разреженного пространства гибнут живые микроорганизмы, поэтому увидеть их непросто. Его изобретение стало настоящим прорывом, позволившим внести коррективы в изучение живых микроорганизмов. Много десятилетий назад оптические микроскопы не давали возможность узнать, как устроена бактерия, и рассмотреть наличие ядра или протоплазмы.

    При помощи электронного устройства ученым удалось проследить процесс деления клетки. На фото можно увидеть бактерию стафилококка, часто присутствующую в моче человека и вызывающую серьезные заболевания, в состоянии деления. Исследования дали возможность снимать видео для изучения процессов на базе образовательных учреждений.

    Что можно рассмотреть?

    Каждый теперь может увидеть фото и видео всех известных науке бактерий в свободном доступе. Кисломолочные - это кокки и палочки, бактерии в моче - правильной формы шары (стафилококки), прямые палочки, нити (протеусы). Особенно хорошо они видны под электронным прибором на фото.

    Исследуемый материал нужно фиксировать специальным методом, чтобы избежать быстрого распада и снизить уровень токсичности (второе актуально для исследования не всегда безопасных микроорганизмов в моче).

    Увидеть бактерии в электронный микроскоп можно после предварительного нагрева стекла, на который нанесен образец для рассмотрения. Не обязательно покупать горелку – бытовые источники огня и стандартный пинцет позволят это сделать. В этих же целях можно использовать метиловый спирт или ацетон. Химическая фиксация требует осторожности (лучше рассмотреть для начала видео). Далее производится окраска образца с последующим увеличением его под микроскопом (наиболее распространенная краска - метиленовая синяя).

    Учитывая, какой вид бактериальных организмов был окрашен, можно увидеть палочки или шарик. Они могут присутствовать в открытых ранах или моче человека.

    Подвижные и неподвижные организмы

    Под электронным или обычным микроскопом с многократным увеличением будет видно движение клеток. Независимо от того, какой тип бактерий исследуется – шары-стафилоккоки (находящиеся в моче) или кисломолочные, с жгутиками или без – они не останутся неподвижными. Возникает закономерный вопрос: почему двигаются те образцы, у которых жгутиков от природы нет?

    Причина - не самостоятельное движение, как у имеющих дополнительные элементы, позволяющие шевелиться, а броуновское движение (беспорядочное, теплового типа). Палочки и нити могут:

    • пересекать поле,
    • замирать,
    • складываться вдвое,
    • образовывать спираль.

    Имея под рукой микроскоп для наблюдения за различными бактериями, можно исследовать свою бытовую сферу и физиологические жидкости - микроорганизмы в моче, слюне. Интересное рядом, но увидеть скрытую от посторонних глаз жизнь непросто. С одной стороны, доступны различные категории видео и фото, но гораздо эффективнее провести эксперимент самостоятельно.

    Продолжительность: 4 недели

    Цель:

    Исследовать возможности микроскопа для объектов живой и неживой природы

    Задачи:

    1. Узнать историю создания микроскопа.

    2. Узнать, из чего состоят микроскопы, и какими могут они быть.

    3. Провести опыты с элементами исследования.

    Актуальность проекта

    Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие – пушистые, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец – зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Куда интереснее не просто послушать мамин рассказ о каких-то там клетках, а посмотреть на эти клетки собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделает ваш маленький естествоиспытатель.

    Занятия с микроскопом помогут малышу расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У малыша будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Маленький исследователь сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.

    Проект призван на примере микроскопа показать детям возможности использования приборов для изучения объектов и явлений окружающего мира, расширять кругозор, вовлекать их в экспериментальную и проектную деятельность с использованием микроскопа.

    Механизм реализации проекта

    Осуществление проекта проводилось через подбор материала, проведение опытов.

    Ожидаемые результаты

    • Повышение уровня экологического образования дошкольников.
    • Появление желания экспериментировать с использованием микроскопа.
    • Получить практические знания по использованию микроскопа.

    Основная часть

    История создания микроскопа.

    Микроскоп (от греч. - малый и смотрю) - оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом.

    Увлекательное это занятие - рассматривать что-либо в микроскоп. Но кто же придумал это чудо - микроскоп?

    В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей - два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, - нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца - оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую - она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, - вернее сказать, - его дети.

    Микроскоп можно назвать прибором, открывающим тайны. Микроскопы в разные года выглядели по-разному, но с каждым годом становились всё сложнее, и у них стало появляться много деталей.

    Виды микроскопов.

    Существует множество различных видов увеличительных приборов. Например, лупы, телескопы, бинокли, микроскопы. Какие же бывают микроскопы?

    Существует 3 вида микроскопов.

    1. Оптический микроскоп, который был изобретен еще в 16 веке. Он состоит из 2-х линз, одна из которых предназначена для глаза, другая для объекта, который ты хочешь рассмотреть.

    2. Электронный микроскоп был изобретен в начале 20 века. Наблюдаемый объект сканируется электронным лазером, который анализирует частицы при помощи компьютера, который воссоздает трехмерное изображение наблюдаемого объекта.

    3. Сканирующий туннельный микроскоп и атомно-силовой микроскоп изобретены позднее, с их помощью можно увидеть бесконечно малые частицы.

    Химики используют микроскоп для изучения молекул. Видя то, что не видно вооруженным взглядом, они могут смешивать молекулы и создавать новые материалы, называемые пластмассами.

    Врачи и биологи используют микроскоп, чтобы понять функционирование живых организмов. При помощи микроскопа, врачи изучают различные заболевания и создают лекарства, а также проводят хирургические операции, которые требуют особой точности.

    Инженер-агроном изучает молекулы пищи. Это помогает создавать новые продукты из уже существующих видов пищи. Микроскоп используется и для контроля качества пищи, что может предотвратить множество болезней.

    Криминалисты расследуют преступления научными методами. Они используют микроскоп для изучения улик, оставленных на месте преступления. Микроскоп помогает собирать и изучать отпечатки пальцев.

    Микроскоп

    В лаборатории нашего детского сада мы будем работать с оптическим микроскопом, который работает на батарейках. Основная задача этого микроскопа - показать объект в увеличенном виде.

    Я познакомила детей с этим микроскопом, рассказала из чего он состоит, как работает.

    Дети узнали какие предметы входят в его набор это:

    Прозрачные пластины, с их помощью можно сохранять образцы, которые были изучены ранее;

    Пинцет и палочка для размешивания;

    Игла, скальпель и микрорезка;

    Чашка Петри.

    Прежде чем проводить исследования, дети узнали правила работы с микроскопом:

    1. Поставь микроскоп на ровную поверхность.

    2. Проверь подсветку. Установи образец на подставку и зажми пластину, крути регулятор для получения 150-ти кратного увеличения.

    3. Посмотри в окуляр. С помощью регулятора фокусировки придвинь объектив как можно ближе к платине, не касаясь ее. Затем крути регулятор в обратном направлении до тех пор, пока изображение не станет четким.

    4. С помощью светофильтров можно изменять цвета рассматриваемых объектов.

    5. Если изображение слишком темное, можно настроить яркость подсветки.

    6. Выбрать объект для исследования и навести фокус.

    Эксперименты с микроскопом.

    Под микроскопом можно рассмотреть буквально все это интересно и познавательно.

    1.Состав растений

    Все, начиная от семян, заканчивая листьями деревьев и прочих растений, живое. Эти предметы состоят из тысячи крошечных клеток, которые помогают растениям расти, развиваться и размножаться.. Вот они-то и видны в микроскоп, будто маленькие кирпичики. А почему их назвали клетками? Это имя придумал английский ботаник Р.Гук. Рассматривая под микроскопом срез пробки, он заметил, что она состоит "из множества коробочек". А еще он называл эти "коробочки" камерами и... клетками.

    Микроскоп поможет узнать о том, что все живое состоит из клеток. Под микроскопом можно увидеть не только клетку, но и рассмотреть ее строение.

    Опыт 1. Листочек.

    Листья – это нос дерева. У них есть 2 основные функции: поглощение солнечных лучей, углекислого газа и кислорода. Возьмем хороший зеленый листик клена. Отрежем от него небольшой кусочек. Поместим этот кусочек на пластину, закрепим ее на подставке, будем использовать прямое освещение.

    Лист имеет простую структуру. Он состоит из черенка, который отходит от ствола дерева или веточки. Жилки являются скелетом растения. Листовая платина – основная ткань листа. С каждой стороны листа находятся клетки 2 типов, которые отвечают за обе функции. Снаружи есть хлоропласты, которые отвечают за захват солнечного света. На внутренней стороне есть устьица, которые поглощают углекислый газ днем, а кислород ночью.

    Почему листья зеленые? Хлорофилл – это зеленый пигмент листочка. Это что-то вроде «крови» листа. Осенью лист покраснеет или пожелтеет, так как содержание хлорофилла уменьшится.

    2.Люди и животные

    У человека множество сходства с животными. Они состоят из одинаковых клеток. Эти клетки позволяют им жить, думать, двигаться и размножаться. Проведем опыт, который откроет удивительный мир животных клеток.

    Опыт 2. Клетки во рту

    Слюна состоит из множества животных клеток. Что удивительно, они почти ничем не отличаются от растительных клеток!

    Чистым ватным тампоном соберем немного слюны с внутренней стороны щеки. Поместим небольшое количество полученного образца на пластину, распространим по ней, накроем другой прозрачной пластиной и дадим подсохнуть в течении нескольких минут. Наблюдение будем проводить с увеличением в 400 раз и при использовании отраженного света.

    Слюна дает возможность легко наблюдать за животными клетками. Большинство клеток в данном образце погибли, но сохранили свою структуру, похожую на структуру растительных клеток – ядро, являющееся жизненным центром, которое погружено в цитоплазму. Внутри цитоплазмы есть питательные вещества, которые позволяют клетке жить, но, к сожалению, не видны в микроскоп. Мембрана защищает клетку. Отличительной чертой от растительных клеток является то, что животные клетки не имеют регулярной формы и могут быть разных размеров.

    Твое тело состоит из определенного набора клеток. Например, эритроциты, клетки крови, не имеющие ядра, а мозг состоит из клеток, которые называют нейронами.

    Предметы в твоем доме.

    В твоем доме находится масса занимательных предметов. В шкафу, в холодильнике, в гостиной находятся множество предметов, с которыми можно провести эксперименты.

    Опыт 3. Сахар в еде.

    Все дети обожают сладости, сухие завтраки или шоколадную пасту. Все эти продукты содержат сахар

    Понадобится сделать два образца. На первый поместим сахар, на второй шоколадный порошок (какао). Проводить эксперимент будем при слабом увеличении.

    Под микроскопом можно различить в порошке какао частички сахара. Это небольшие прозрачные кусочки на фоне шоколадных гранул. Они составляют почти 65% порошка какао. На самом деле это именно тот сахар, который мы добавляем в чай и кофе. Шоколадный порошок не самый сладкий продукт. Например, в бутылке содовой находится 9 кусков сахара. Кроме того, в одном печенье содержится 1 кусок сахара, а конфеты почти полностью состоят из него. Поэтому, чтобы оставаться здоровыми, не стоит злоупотреблять этими продуктами.

    Какие фрукты самые сладкие? На 100г фиников приходится 7 кусков сахара. Затем следует виноград и банан. А вот в землянике наоборот содержится меньше всего сахара.

    На этом наши исследования закончились. Мы сделали снимки всех объектов, которые исследовали под микроскопом.

    Заключение

    Исследуя разные объекты под микроскопом, человек познает природу самой жизни. Выполняя этот проект, мы узнали историю создания первого микроскопа, и какие теперь использует человек в современной жизни.

    Научились пользоваться оптическим микроскопом – прибором для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом. Узнали, из чего он состоит и как с ним работать. Провели несколько экспериментов по исследованию увеличенных объектов. Действительно, увлекательное это занятие - рассматривать что-либо в микроскоп.

    Выводы:

    1. Познакомились с интересной историей изобретения микроскопа.

    2. Мы узнали, из чего состоят микроскопы, и какими они бывают.

    3. Проделали несколько очень интересных и познавательных опытов.

    4. Микроскоп - штука интересная!

    Приложение № 1

    Тематическое планирование

    Этапы

    Срок

    Формы взаимодействия

    Ответственные

    Подготовительный

    1 неделя
    октября

    Деятельность воспитателя

    Изучение методической литературы

    Составление плана

    Организация предметно – развивающей среды

    Воспитатель группы

    Воспитатель - дети

    Беседы познавательного характера:

    «История создания микроскопа»

    «Виды микроскопов»

    «Профессии, в которых используется микроскоп»

    - просмотр мультфильмов «Биология для малышей»

    ФИКСИКИ игрушки – «Как работает МИКРОСКОП» развивающий мультик для детей

    Воспитатель группы

    1 неделя
    сентября

    Воспитатель - родители

    Беседа с родителями связанная с реализацией проекта.

    Воспитатель группы

    Основной

    Заключительный

    2 неделя сентября

    3 неделя сентября

    4неделя сентября

    4неделя сентября

    Воспитатель - дети

    Экскурсия в “детскую лабораторию”;

    Познакомить:

    С микроскопом из чего состоит;

    Что входит в его набор, - правилами работы с микроскопом

    - «Увеличительные приборы – просмотр презентации.

    С/ ролевая игра «Мы юные исследователи»

    Поиск образцов для исследований

    Беседа

    «Состав растений»

    Опыт №1 «Листочек»


    - Чтение художественной литературы: книга Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

    «Люди и животные»

    Опыт № 2 «Клетки во рту»

    Лепка «Домашние животные».

    Составление рассказов «Люди и животные»

    «Предметы в твоем доме»

    Опыт №3 «сахар в еде»

    Загадки о предметах в твоем доме.

    Итоговая беседа (анализ проделанной работы)

    Воспитатель группы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Микроскоп»

    Познавательно – исследовательский проект «Микроскоп»

    Тип проекта: краткосрочный исследовательский

    Продолжительность: 4 недели

    Участники: воспитатель и воспитанники средней группы «Цветочки».

    Цель:

    Задачи:

    Актуальность проекта

    Механизм реализации проекта

    Ожидаемые результаты

    Основная часть

    История создания микроскопа.

    Виды микроскопов.

    Профессии, в которых используется микроскоп.

    Микроскоп

    Чашка Петри.

    Эксперименты с микроскопом.

    1.Состав растений

    Опыт 1. Листочек.

    Почему листья зеленые?

    2.Люди и животные

    Опыт 2. Клетки во рту

    Какие еще клетки обитают в твоем теле?

    Предметы в твоем доме.

    Опыт 3. Сахар в еде.

    Какие фрукты самые сладкие?

    Заключение

    Выводы:

    Приложение № 1

    Тематическое планирование

    Этапы

    Срок

    Формы взаимодействия

    Ответственные

    Подготовительный

    1 неделя
    октября

    Деятельность воспитателя

    Составление плана

    Воспитатель группы

    1 неделя

    октября

    Воспитатель - дети

    «Виды микроскопов»

    -

    Воспитатель группы

    1 неделя
    сентября

    Воспитатель - родители

    Воспитатель группы

    Основной

    Заключительный

    2 неделя сентября

    3 неделя сентября

    4неделя сентября

    4неделя сентября

    Воспитатель - дети

    Познакомить:


    Беседа

    «Состав растений»

    Опыт №1 «Листочек»

    Рисование «Осенний листочек»

    Беседа

    «Люди и животные»

    Опыт № 2 «Клетки во рту»

    Лепка «Домашние животные».

    Беседа

    «Предметы в твоем доме»

    Опыт №3 «сахар в еде»

    Воспитатель группы

    Предварительный просмотр:

    Познавательно - исследовательский проект по теме

    «Микроскоп»

    Познавательно – исследовательский проект «Микроскоп»

    Тип проекта: краткосрочный исследовательский

    Продолжительность: 4 недели

    Участники: воспитатель и воспитанники средней группы «Цветочки».

    Цель:

    Исследовать возможности микроскопа для объектов живой и неживой природы

    Задачи:

    1. Узнать историю создания микроскопа.

    2. Узнать, из чего состоят микроскопы, и какими могут они быть.

    3. Провести опыты с элементами исследования.

    Актуальность проекта

    Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие – пушистые, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец – зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Куда интереснее не просто послушать мамин рассказ о каких-то там клетках, а посмотреть на эти клетки собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделает ваш маленький естествоиспытатель.

    Занятия с микроскопом помогут малышу расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У малыша будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Маленький исследователь сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.

    Проект призван на примере микроскопа показать детям возможности использования приборов для изучения объектов и явлений окружающего мира, расширять кругозор, вовлекать их в экспериментальную и проектную деятельность с использованием микроскопа.

    Механизм реализации проекта

    Осуществление проекта проводилось через подбор материала, проведение опытов.

    Ожидаемые результаты

    • Повышение уровня экологического образования дошкольников.
    • Появление желания экспериментировать с использованием микроскопа.
    • Получить практические знания по использованию микроскопа.

    Основная часть

    История создания микроскопа.

    Микроскоп (от греч. - малый и смотрю) - оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом.

    Увлекательное это занятие - рассматривать что-либо в микроскоп. Но кто же придумал это чудо - микроскоп?

    В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей - два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, - нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца - оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую - она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, - вернее сказать, - его дети.

    Микроскоп можно назвать прибором, открывающим тайны. Микроскопы в разные года выглядели по-разному, но с каждым годом становились всё сложнее, и у них стало появляться много деталей.

    Виды микроскопов.

    Существует множество различных видов увеличительных приборов. Например, лупы, телескопы, бинокли, микроскопы. Какие же бывают микроскопы?

    Существует 3 вида микроскопов.

    1. Оптический микроскоп, который был изобретен еще в 16 веке. Он состоит из 2-х линз, одна из которых предназначена для глаза, другая для объекта, который ты хочешь рассмотреть.
    2. Электронный микроскоп был изобретен в начале 20 века. Наблюдаемый объект сканируется электронным лазером, который анализирует частицы при помощи компьютера, который воссоздает трехмерное изображение наблюдаемого объекта.
    3. Сканирующий туннельный микроскоп и атомно-силовой микроскоп изобретены позднее, с их помощью можно увидеть бесконечно малые частицы.

    Профессии, в которых используется микроскоп.

    Химики используют микроскоп для изучения молекул. Видя то, что не видно вооруженным взглядом, они могут смешивать молекулы и создавать новые материалы, называемые пластмассами.

    Врачи и биологи используют микроскоп, чтобы понять функционирование живых организмов. При помощи микроскопа, врачи изучают различные заболевания и создают лекарства, а также проводят хирургические операции, которые требуют особой точности.

    Инженер-агроном изучает молекулы пищи. Это помогает создавать новые продукты из уже существующих видов пищи. Микроскоп используется и для контроля качества пищи, что может предотвратить множество болезней.

    Криминалисты расследуют преступления научными методами. Они используют микроскоп для изучения улик, оставленных на месте преступления. Микроскоп помогает собирать и изучать отпечатки пальцев.

    Микроскоп

    В лаборатории нашего детского сада мы будем работать с оптическим микроскопом, который работает на батарейках. Основная задача этого микроскопа - показать объект в увеличенном виде.

    Я познакомила детей с этим микроскопом, рассказала из чего он состоит, как работает.

    Дети узнали какие предметы входят в его набор это:

    Прозрачные пластины, с их помощью можно сохранять образцы, которые были изучены ранее;

    Пинцет и палочка для размешивания;

    Игла, скальпель и микрорезка;

    Чашка Петри.

    Прежде чем проводить исследования, дети узнали правила работы с микроскопом:

    1. Поставь микроскоп на ровную поверхность.

    2. Проверь подсветку. Установи образец на подставку и зажми пластину, крути регулятор для получения 150-ти кратного увеличения.

    3. Посмотри в окуляр. С помощью регулятора фокусировки придвинь объектив как можно ближе к платине, не касаясь ее. Затем крути регулятор в обратном направлении до тех пор, пока изображение не станет четким.

    4. С помощью светофильтров можно изменять цвета рассматриваемых объектов.

    5. Если изображение слишком темное, можно настроить яркость подсветки.

    6. Выбрать объект для исследования и навести фокус.

    Эксперименты с микроскопом.

    Под микроскопом можно рассмотреть буквально все это интересно и познавательно.

    1.Состав растений

    Все, начиная от семян, заканчивая листьями деревьев и прочих растений, живое. Эти предметы состоят из тысячи крошечных клеток, которые помогают растениям расти, развиваться и размножаться.. Вот они-то и видны в микроскоп, будто маленькие кирпичики. А почему их назвали клетками? Это имя придумал английский ботаник Р.Гук. Рассматривая под микроскопом срез пробки, он заметил, что она состоит "из множества коробочек". А еще он называл эти "коробочки" камерами и... клетками.

    Микроскоп поможет узнать о том, что все живое состоит из клеток. Под микроскопом можно увидеть не только клетку, но и рассмотреть ее строение.

    Опыт 1. Листочек.

    Листья – это нос дерева. У них есть 2 основные функции: поглощение солнечных лучей, углекислого газа и кислорода. Возьмем хороший зеленый листик клена. Отрежем от него небольшой кусочек. Поместим этот кусочек на пластину, закрепим ее на подставке, будем использовать прямое освещение.

    Лист имеет простую структуру. Он состоит из черенка, который отходит от ствола дерева или веточки. Жилки являются скелетом растения. Листовая платина – основная ткань листа. С каждой стороны листа находятся клетки 2 типов, которые отвечают за обе функции. Снаружи есть хлоропласты, которые отвечают за захват солнечного света. На внутренней стороне есть устьица, которые поглощают углекислый газ днем, а кислород ночью.

    Почему листья зеленые? Хлорофилл – это зеленый пигмент листочка. Это что-то вроде «крови» листа. Осенью лист покраснеет или пожелтеет, так как содержание хлорофилла уменьшится.

    2.Люди и животные

    У человека множество сходства с животными. Они состоят из одинаковых клеток. Эти клетки позволяют им жить, думать, двигаться и размножаться. Проведем опыт, который откроет удивительный мир животных клеток.

    Опыт 2. Клетки во рту

    Слюна состоит из множества животных клеток. Что удивительно, они почти ничем не отличаются от растительных клеток!

    Чистым ватным тампоном соберем немного слюны с внутренней стороны щеки. Поместим небольшое количество полученного образца на пластину, распространим по ней, накроем другой прозрачной пластиной и дадим подсохнуть в течении нескольких минут. Наблюдение будем проводить с увеличением в 400 раз и при использовании отраженного света.

    Слюна дает возможность легко наблюдать за животными клетками. Большинство клеток в данном образце погибли, но сохранили свою структуру, похожую на структуру растительных клеток – ядро, являющееся жизненным центром, которое погружено в цитоплазму. Внутри цитоплазмы есть питательные вещества, которые позволяют клетке жить, но, к сожалению, не видны в микроскоп. Мембрана защищает клетку. Отличительной чертой от растительных клеток является то, что животные клетки не имеют регулярной формы и могут быть разных размеров.

    Какие еще клетки обитают в твоем теле? Твое тело состоит из определенного набора клеток. Например, эритроциты, клетки крови, не имеющие ядра, а мозг состоит из клеток, которые называют нейронами.

    Предметы в твоем доме.

    В твоем доме находится масса занимательных предметов. В шкафу, в холодильнике, в гостиной находятся множество предметов, с которыми можно провести эксперименты.

    Опыт 3. Сахар в еде.

    Все дети обожают сладости, сухие завтраки или шоколадную пасту. Все эти продукты содержат сахар

    Понадобится сделать два образца. На первый поместим сахар, на второй шоколадный порошок (какао). Проводить эксперимент будем при слабом увеличении.

    Под микроскопом можно различить в порошке какао частички сахара. Это небольшие прозрачные кусочки на фоне шоколадных гранул. Они составляют почти 65% порошка какао. На самом деле это именно тот сахар, который мы добавляем в чай и кофе. Шоколадный порошок не самый сладкий продукт. Например, в бутылке содовой находится 9 кусков сахара. Кроме того, в одном печенье содержится 1 кусок сахара, а конфеты почти полностью состоят из него. Поэтому, чтобы оставаться здоровыми, не стоит злоупотреблять этими продуктами.

    Какие фрукты самые сладкие? На 100г фиников приходится 7 кусков сахара. Затем следует виноград и банан. А вот в землянике наоборот содержится меньше всего сахара.

    На этом наши исследования закончились. Мы сделали снимки всех объектов, которые исследовали под микроскопом.

    Заключение

    Исследуя разные объекты под микроскопом, человек познает природу самой жизни. Выполняя этот проект, мы узнали историю создания первого микроскопа, и какие теперь использует человек в современной жизни.

    Научились пользоваться оптическим микроскопом – прибором для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом. Узнали, из чего он состоит и как с ним работать. Провели несколько экспериментов по исследованию увеличенных объектов. Действительно, увлекательное это занятие - рассматривать что-либо в микроскоп.

    Выводы:

    1. Познакомились с интересной историей изобретения микроскопа.

    2. Мы узнали, из чего состоят микроскопы, и какими они бывают.

    3. Проделали несколько очень интересных и познавательных опытов.

    4. Микроскоп - штука интересная!

    Приложение № 1

    Тематическое планирование

    Этапы

    Срок

    Формы взаимодействия

    Ответственные

    Подготовительный

    1 неделя
    октября

    Деятельность воспитателя

    Изучение методической литературы

    Составление плана

    Организация предметно – развивающей среды

    Воспитатель группы

    1 неделя

    октября

    Воспитатель - дети

    Беседы познавательного характера:

    «История создания микроскопа»

    «Виды микроскопов»

    «Профессии, в которых используется микроскоп»

    - просмотр мультфильмов «Биология для малышей»

    ФИКСИКИ игрушки – «Как работает МИКРОСКОП» развивающий мультик для детей

    Воспитатель группы

    1 неделя
    сентября

    Воспитатель - родители

    Беседа с родителями связанная с реализацией проекта.

    Воспитатель группы

    Основной

    Заключительный

    2 неделя сентября

    3 неделя сентября

    4неделя сентября

    4неделя сентября

    Воспитатель - дети

    - Экскурсия в “детскую лабораторию”;

    Познакомить:

    С микроскопом из чего состоит;

    Что входит в его набор, - правилами работы с микроскопом

    - «Увеличительные приборы – просмотр презентации.

    С/ ролевая игра «Мы юные исследователи»

    Поиск образцов для исследований


    Беседа

    «Состав растений»

    Опыт №1 «Листочек»

    Рисование «Осенний листочек»
    - Чтение художественной литературы: книга Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

    Беседа

    «Люди и животные»

    Опыт № 2 «Клетки во рту»

    Лепка «Домашние животные».

    Составление рассказов «Люди и животные»

    Беседа

    «Предметы в твоем доме»

    Опыт №3 «сахар в еде»

    Загадки о предметах в твоем доме.

    Итоговая беседа (анализ проделанной работы)

    Воспитатель группы


    Станислав Яблоков, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

    Вот уже два года, как я наблюдаю за микромиром у себя дома, и год, как снимаю его на фотокамеру. За это время собственными глазами увидел, как выглядят клетки крови, чешуйки, опадающие с крыльев бабочек, как бьётся сердце улитки. Конечно, многое можно было бы узнать из учебников, видеолекций и тематических сайтов. Но при этом не было бы ощущения присутствия, близости к тому, что не видно невооружённым глазом. Что это не просто слова из книжки, а личный опыт. Опыт, который сегодня доступен каждому.

    Кожица лука. Увеличение 1000×. Окраска йодом. На фотографии видно клеточное ядро.

    Кожица лука. Увеличение 1000×. Окраска азур-эозином. На фотографии в ядре заметно ядрышко.

    Картофель. Синие пятна - зёрна крахмала. Увеличение 100×. Окраска йодом.

    Плёнка на спине таракана. Увеличение 400×.

    Кожура сливы. Увеличение 1000×.

    Крыло жучка бибиониды. Увеличение 400×.

    Крыло бабочки боярышницы. Увеличение 100×.

    Чешуйки с крыльев моли. Увеличение 400×.

    Хлоропласты в клетках травы. Увеличение 1000×.

    Детёныш улитки. Увеличение 40×.

    Лист клевера. Увеличение 100×. Некоторые клетки содержат тёмно-красный пигмент.

    Лист земляники. Увеличение 40×.

    Хлоропласты в клетках водоросли. Увеличение 1000×.

    Мазок крови. Окраска азур-эозином по Романовскому. Увеличение 1000×. На фотографии: эозинофил на фоне эритроцитов.

    Мазок крови. Окраска азур-эозином по Романовскому. Увеличение 1000×. На фотографии: слева - моноцит, справа - лимфоцит.

    Что купить

    Театр начинается с вешалки, а микросъёмка с покупки оборудования, и прежде всего - микроскопа. Одна из основных его характеристик - набор доступных увеличений, которые определяются произведением увеличений окуляра и объектива.

    Не всякий биологический образец хорош для просмотра при большом увеличении. Связано это с тем, что чем больше увеличение оптической системы, тем меньше глубина резкости. Следовательно, изображение неровных поверхностей препарата частично будет размыто. Поэтому важно иметь набор объективов и окуляров, позволяющий вести наблюдения с увеличением от 10-20 до 900-1000×. Иногда бывает оправданно добиться увеличения 1500× (окуляр 15 и объектив 100×). Большее увеличение бессмысленно, так как более мелкие детали не позволяет видеть волновая природа света.

    Следующий немаловажный момент - тип окуляра. «Сколькими глазами» вы хотите рассматривать изображение? Обычно выделяют монокулярную, бинокулярную и тринокулярную его разновидности. В случае монокуляра придётся щуриться, утомляя глаз при длительном наблюдении. В бинокуляр смотрят обоими глазами (не следует путать его со стереомикроскопом, дающим объёмное изображение). Для фото- и видеосъёмки микрообъектов понадобится «третий глаз» - насадка для установки аппаратуры. Многие производители выпускают специальные камеры для своих моделей микроскопов, но можно использовать и обычный фотоаппарат, купив к нему переходник.

    Наблюдение при больших увеличениях требует хорошего освещения в силу небольшой апертуры объективов. Световой пучок от осветителя, преобразованный в оптическом устройстве - конденсоре, освещает препарат. В зависимости от характера освещения существует несколько способов наблюдения, самые распространённые из которых - методы светлого и тёмного поля. В первом, самом простом, знакомом многим ещё со школы, препарат освещают равномерно снизу. При этом через оптически прозрачные детали препарата свет распространяется в объектив, а в непрозрачных он поглощается и рассеивается. На белом фоне получается тёмное изображение, отсюда и название метода. С тёмнопольным конденсором всё иначе. Световой пучок, выходящий из него, имеет форму конуса, лучи в объектив не попадают, а рассеиваются на непрозрачном препарате, в том числе и в направлении объектива. В итоге на тёмном фоне виден светлый объект. Такой метод наблюдения хорош для исследования прозрачных малоконтрастных объектов. Поэтому, если вы планируете расширить набор методов наблюдения, стоит выбирать модели микроскопов, в которых предусмотрена установка дополнительного оборудования: конденсора тёмного поля, тёмнопольной диафрагмы, устройств фазового контраста, поляризаторов и т.п.

    Оптические системы не идеальны: прохождение света через них сопряжено с искажениями изображения - аберрациями. Поэтому объективы и окуляры стараются изготавливать так, чтобы эти аберрации максимально устранить. Всё это сказывается на их конечной стоимости. Из соображений цены и качества имеет смысл покупать планахроматические объективы для профессиональных исследований. Сильные объективы (с увеличением, например, 100×) имеют числовую апертуру больше 1 при использовании иммерсии, масла с высоким показателем преломления, раствора глицерина (для УФ-области) или просто воды. Поэтому, если кроме «сухих» объективов вы берёте ещё и иммерсионные, стоит заранее позаботиться об иммерсионной жидкости. Её показатель преломления обязательно должен соответствовать конкретному объективу.

    Иногда следует обратить внимание на устройство предметного столика и рукояток для управления им. Стоит выбрать и тип осветителя, которым может быть как обычная лампа накаливания, так и светодиод, который ярче и греется меньше. Микроскопы тоже имеют индивидуальные особенности. Каждая дополнительная опция - это добавка в цене, поэтому выбор модели и комплектации остаётся за потребителем.

    Сегодня нередко покупают недорогие микроскопы для детей, монокуляры с небольшим набором объективов и скромными параметрами. Они могут послужить хорошей отправной точкой не только для исследования микромира, но и для ознакомления с основными принципами работы микроскопа. После этого ребёнку уже стоит купить более серьёзное устройство.

    Как смотреть

    Можно купить далеко не дешёвые наборы готовых препаратов, но тогда не таким ярким будет ощущение личного участия в исследовании, да и наскучат они рано или поздно. Поэтому следует позаботиться и об объектах для наблюдения, и о доступных средствах для подготовки препаратов.

    Наблюдение в проходящем свете предполагает, что исследуемый объект достаточно тонок. Даже кожура ягоды или фрукта слишком толста, поэтому в микроскопии исследуют срезы. В домашних условиях их делают обычными бритвенными лезвиями. Чтобы не смять кожуру, её помещают между кусочками пробки или заливают парафином. При определённой сноровке можно достигнуть толщины среза в несколько клеточных слоёв, а в идеале следует работать с моноклеточным слоем ткани - несколько слоёв клеток создают нечёткое сумбурное изображение.

    Исследуемый препарат помещают на предметное стекло и в случае необходимости закрывают покровным. Купить стёкла можно в магазине медицинской техники. Если препарат плохо прилегает к стеклу, его фиксируют, слегка смачивая водой, иммерсионным маслом или глицерином. Не всякий препарат сразу открывает свою структуру, иногда ему нужно «помочь», подкрасив его форменные элементы: ядра, цитоплазму, органеллы. Неплохими красителями служат йод и «зелёнка». Йод достаточно универсальный краситель, им можно окрашивать широкий спектр биологических препаратов.

    При выезде на природу следует запастись баночками для набора воды из ближайшего водоёма и маленькими пакетиками для листьев, высохших остатков насекомых и т.п.

    Что смотреть

    Микроскоп приобретён, инструменты закуплены - пора начинать. И начать следует с самого доступного - например, кожуры репчатого лука. Тонкая сама по себе, подкрашенная йодом, она обнаруживает в своём строении чётко различимые клеточные ядра. Этот опыт, хорошо знакомый со школы, и стоит провести первым. Луковую кожуру нужно залить йодом на 10-15 минут, после чего промыть под струёй воды.

    Кроме того, йод можно использовать для окраски картофеля. Срез необходимо сделать как можно более тонким. Буквально 5-10 минут его пребывания в йоде проявят пласты крахмала, который окрасится в синий цвет.

    На балконах часто скапливается большое количество трупиков летающих насекомых. Не торопитесь от них избавляться: они могут послужить ценным материалом для исследования. Как видно из фотографий, вы обнаружите, что на крыльях насекомых есть волоски, которые защищают их от намокания. Большое поверхностное натяжение воды не позволяет капле «провалиться» сквозь волоски и коснуться крыла.

    Если вы когда-нибудь задевали крыло бабочки или моли, то, наверное, замечали, что с неё слетает какая-то «пыль». На снимках отчётливо видно, что это не пыль, а чешуйки с крыльев. Они имеют разную форму и довольно легко отрываются.

    Кроме того, с помощью микроскопа можно изучить строение конечностей насекомых и пауков, рассмотреть, например, хитиновые плёнки на спине таракана. И при должном увеличении убедиться, что такие плёнки состоят из плотно прилегающих (возможно, сросшихся) чешуек.

    Не менее интересный объект для наблюдения - кожура ягод и фруктов. Однако либо её клеточное строение может быть неразличимым, либо её толщина не позволит добиться чёткого изображения. Так или иначе, придётся сделать немало попыток, прежде чем получится хороший препарат: перебрать разные сорта винограда, чтобы найти тот, у которого красящие вещества кожуры имели бы интересную форму, или сделать несколько срезов кожицы сливы, добиваясь моноклеточного слоя. В любом случае вознаграждение за проделанную работу будет достойным.

    Ещё более доступны для исследования трава, водоросли, листья. Но, несмотря на повсеместную распространённость, выбрать и приготовить из них хороший препарат бывает непросто. Самое интересное в зелени - это, пожалуй, хлоропласты. Поэтому срез должен быть исключительно тонким.

    Приемлемой толщиной нередко обладают зелёные водоросли, встречающиеся в любых открытых водоёмах. Там же можно найти плавучие водоросли и микроскопических водных обитателей - мальков улитки, дафний, амёб, циклопов и туфелек. Маленький детёныш улитки, оптически прозрачный, позволяет разглядеть у себя биение сердца.

    Сам себе исследователь

    После изучения простых и доступных препаратов захочется усложнить технику наблюдения и расширить класс исследуемых объектов. Для этого понадобится и специальная литература, и специализированные средства, свои для каждого типа объектов, но всё-таки обладающие некоторой универсальностью. Например, метод окраски по Граму, когда разные виды бактерий начинают различаться по цвету, можно применить и для других, не бактериальных, клеток. Близок к нему и метод окраски мазков крови по Романовскому. В продаже имеется как уже готовый жидкий краситель, так и порошок, состоящий из его компонентов - азура и эозина. Их можно купить в специализированных магазинах либо заказать в интернете. Если раздобыть краситель не удастся, можно попросить у лаборанта, делающего вам анализ крови в поликлинике, стёклышко с окрашенным её мазком.

    Продолжая тему исследования крови, следует упомянуть камеру Горяева - устройство для подсчёта количества клеток крови и оценки их размеров. Методы исследования крови и других жидкостей с помощью камеры Горяева описаны в специальной литературе.

    В современном мире, где разнообразные технические средства и устройства находятся в шаговой доступности, каждый сам решает, на что ему потратить деньги. Это может быть дорогостоящий ноутбук или телевизор с запредельным размером диагонали. Находятся и те, кто отводит свой взор от экранов и направляет его далеко в космос, приобретая телескоп. Микроскопия может стать интересным хобби, а для кого-то даже и искусством, средством самовыражения. Глядя в окуляр микроскопа, проникают глубоко внутрь той природы, часть которой мы сами.

    «Наука и жизнь» о микросъёмке:

    Микроскоп «Аналит» - 1987, № 1.

    Ошанин С. Л. С микроскопом у пруда. - 1988, № 8.

    Ошанин С. Л. Невидимая миру жизнь. - 1989, № 6.

    Милославский В. Ю. . - 1998, № 1.

    Мологина Н. . - 2007, № 4.

    Словарик к статье

    Апертура - действующее отверстие оптической системы, определяемое размерами зеркал, линз, диафрагм и других деталей. Угол α между крайними лучами конического светового пучка называется угловой апертурой. Числовая апертура А = n sin(α/2), где n - показатель преломления среды, в которой находится объект наблюдения. Разрешающая способность прибора пропорциональна А, освещённость изображения А 2 . Чтобы увеличить апертуру, применяют иммерсию.

    Иммерсия - прозрачная жидкость с показателем преломления n > 1. В неё погружают препарат и объектив микроскопа, увеличивая его апертуру и тем самым повышая разрешающую способность.

    Планахроматический объектив - объектив с исправленной хроматической аберрацией, который создаёт плоское изображение по всему полю. Обычные ахроматы и апохроматы (аберрации исправлены для двух и для трёх цветов соответственно) дают криволинейное поле, которое исправить невозможно.

    Фазовый контраст - метод микроскопических исследований, основанный на изменении фазы световой волны, прошедшей сквозь прозрачный препарат. Фаза колебания не видна простым глазом, поэтому специальная оптика - конденсор и объектив - превращает разность фаз в негативное или позитивное изображение.

    Моноциты - одна из форм белых клеток крови.

    Хлоропласты - зелёные органеллы растительных клеток, отвечающие за фотосинтез.

    Эозинофилы - клетки крови, играющие защитную роль при аллергических реакциях.

    »: Повышенный уровень лейкоцитов, бактериальная инфекция, картофель содержит крахмал, насекомые переносят заболевания — эти и другие похожие высказывания приходится слышать отовсюду. Каждый день с экранов телевизоров, из уст знакомых, с полос газет и журналов нам в мозг поступает одна и та же информация. Информация, которая, как может показаться, является уделом лишь специалистов — медиков и биологов. Ведь именно они касаются этих вопросов в своей повседневной жизни. Простому же человеку достаются лишь только выводы из тех или иных исследований, сухие слова, не обладающие наглядностью. В этой статье я постараюсь рассказать просто о сложном. О том, как каждый может приблизить к себе неуловимый, на первый взгляд, мир клеток и микроорганизмов.

    Вот уже два года, как я наблюдаю за этим миром у себя дома, и год, как делаю фотоснимки. За это время я успел увидеть собственными глазами, какие бывают клетки крови, что опадает с крыльев бабочек и молей, как бьётся сердце у улитки. Конечно, многое можно было бы почерпнуть из учебников, видеолекций и с тематических веб-сайтов. Единственное, что осталось бы не почерпнутым - это ощущение присутствия и близости к тому, чего не видно невооружённым глазом. То, что прочитано в книге или увидено в телепередаче, скорее всего, сотрется из памяти в весьма сжатые сроки. Что увидено лично в объектив микроскопа - останется с тобой навсегда. И останется не столько сам образ увиденного, сколько понимание, что мир устроен именно так, а не иначе. Что это не просто слова из книжки, а личный опыт. Опыт, который в наше время доступен каждому.

    Что купить?

    Театр начинается с вешалки, а исследование - с покупки оборудования. В нашем случае это будет микроскоп, ибо в лупу много не разглядишь. Из основных характеристик микроскопа «для домашних нужд» стоит выделить, конечно же, набор доступных увеличений, которые определяются произведением увеличений окуляра и объектива. Не всякий биологический образец хорош для исследования на больших увеличениях. Связано это с тем, что большее увеличение оптической системы предполагает меньшую глубину резкости. Следовательно, изображение неровных поверхностей препарата частично будет размыто. Поэтому важно иметь набор объективов и окуляров , позволяющий вести наблюдения во всем диапазоне увеличения: 10–20×, 40–60×, 100–200×, 400–600×, 900–1000×. Иногда бывает оправдано увеличение 1500×, достигающееся при покупке окуляра 15× и объектива 100×. Всё, что увеличивает сильнее, разрешающей способности заметно не прибавит, так как на увеличениях около 2000–2500× уже близок так называемый «оптический предел », обусловленный дифракционными явлениями.

    Следующим немаловажным моментом является тип насадки. Обычно выделяют монокулярную, бинокулярную и тринокулярную разновидности. Принцип классификации основывается на том, «сколькими глазами» вы хотите смотреть на объект. В случае монокулярной системы вам придётся щуриться, постоянно меняя глаза от усталости при длительном наблюдении. Здесь вам на помощь придёт бинокулярная насадка, в которую, как и следует из её названия, можно глядеть обоими глазами. В целом, это более благоприятно скажется на самочувствии ваших глаз. Не следует путать бинокуляр со стереомикроскопом. Последний позволяет добиться объёмного восприятия наблюдаемого объекта за счёт наличия двух объективов, в то время как бинокулярные микроскопы просто подают на оба глаза одно и то же изображение. Для фото- и видеосъёмки микрообъектов понадобится «третий глаз», а именно насадка для установки камеры. Многие производители выпускают специальные камеры для своих моделей микроскопов, хотя можно использовать и обычный фотоаппарат (правда, при этом придётся купить переходник).

    Наблюдение при больших увеличениях требует хорошего освещения в силу небольшой апертуры соответствующих объективов. Канули те времена, когда препарат исследовали в отражённом от зеркала свете. Сейчас микроскопы представляют собой комплексные оптико-механо-электрические приборы, в которых всецело используются достижения научно-технического прогресса. В современных устройствах имеется своя лампочка, свет от которой распространяется через специальное устройство - конденсор , - которое и освещает препарат. В зависимости от типа конденсора можно выделить различные способы наблюдения, самыми популярными из которых являются методы светлого и тёмного поля. Первый метод, знакомый многим ещё со школы, предполагает, что препарат освещается равномерно снизу. При этом в тех местах, где препарат оптически прозрачен, свет распространяется от конденсора в объектив, а в непрозрачной среде свет поглощается, приобретает окраску и рассеивается. Поэтому на белом фоне получается тёмное изображение - отсюда и название метода.

    С темнопольным конденсором всё иначе. Он устроен так, что лучи света, выходящие из него, направлены в разные стороны, кроме непосредственно отверстия объектива. Поэтому они проходят сквозь оптически прозрачную среду, не попадая в поле зрения наблюдателя. С другой стороны, лучи, попавшие на непрозрачный объект, рассеиваются на нём во все стороны, в том числе и в направлении объектива. Поэтому в итоге на тёмном фоне будет виден светлый объект. Такой метод наблюдения хорош для исследования прозрачных объектов, которые на светлом фоне не являются контрастными. По умолчанию большинство микроскопов являются светлопольными. Поэтому, если вы планируете расширить набор методов наблюдения, то стоит выбирать модели микроскопов, в которых предусмотрена установка дополнительного оборудования: конденсоров, устройств фазового контраста, поляризаторов и т.п.

    Как известно, оптические системы не идеальны: прохождение света через них сопряжено с искажениями изображения - аберрациями . Поэтому объективы и окуляры стараются изготавливать так, чтобы эти аберрации максимально устранить. Всё это сказывается на их конечной стоимости. Из соображений цены и качества имеет смысл покупать планахроматические объективы. Они используются при профессиональных исследованиях и имеют адекватную цену. Объективы с большим увеличением (например, 100×) имеют числовую апертуру больше 1, что предполагает использование масла при наблюдении - так называемая иммерсия . Поэтому, если кроме «сухих» объективов вы берёте ещё и иммерсионные, стоит заранее позаботиться об иммерсионном масле. Его показатель преломления обязательно должен соответствовать вашему конкретному объективу.

    Конечно, это не весь список параметров, которые следует учитывать при покупке микроскопа. Иногда бывает важно обратить внимание на устройство и расположение предметного столика и рукояток для управления им. Стоит выбрать и тип осветителя, которым может быть как обычная лампа накаливания, так и светодиод, который светит ярче и греется меньше. Также микроскопы могут иметь индивидуальные особенности. Но основное, что стоило бы сказать об их устройстве, пожалуй, сказано. Каждая дополнительная опция - это добавка к цене, поэтому выбор модели и комплектации - это удел конечного потребителя.

    В последнее время наметилась тенденция покупки микроскопов для детей. Такие устройства обычно являются монокулярами с небольшим набором объективов и скромными параметрами, стоят недорого и могут послужить хорошей отправной точкой не только для непосредственно наблюдений, но и для ознакомления с основными принципами работы микроскопа. После этого ребёнку уже можно будет купить более серьёзное устройство на основании выводов, сделанных при работе с «бюджетной» моделью.

    Как смотреть?

    Любительское наблюдение не предполагает исключительных навыков ни в работе с микроскопом, ни в подготовке препаратов. Конечно, можно купить далеко не дешёвые наборы уже готовых препаратов, но тогда не таким ярким будет ощущение вашего личного присутствия в исследовании, да и готовые препараты рано или поздно наскучат. Поэтому, купив микроскоп, стоит задуматься о реальных объектах для наблюдения. Кроме того, вам понадобятся хоть и специальные, но доступные средства для подготовки препаратов.

    Наблюдение в проходящем свете предполагает, что исследуемый объект является достаточно тонким. Даже не каждая кожура с ягоды или фрукта сама по себе обладает необходимой толщиной, поэтому в микроскопии исследуют срезы. В домашних условиях достаточно адекватные срезы можно делать обычными лезвиями для бритья. При определённой сноровке можно достигнуть толщины среза в несколько клеточных слоёв, что во многом повысит дифференцируемость объектов препарата. В идеале стоит работать с моноклеточным слоем ткани, ибо несколько слоёв клеток, наложенных друг на друга, создают нечёткое и сумбурное изображение.

    Исследуемый препарат помещается на стекло предметное и, в случае необходимости, накрывается стеклом покровным. Поэтому, если в комплекте к микроскопу стёкла не прилагаются, их следует купить отдельно. Сделать это можно в ближайшем магазине медицинской техники. Однако не каждый препарат хорошо прилегает к стеклу, поэтому применяют методы фиксации. Основными являются фиксация огнём и спиртом. Первый метод требует определённого навыка, так как можно попросту «спалить» препарат. Второй способ зачастую более оправдан. Чистый спирт достать не всегда возможно, поэтому в аптеке в качестве заменителя можно приобрести антисептик, который, по сути, является спиртом с примесями. Там же стоит купить йод и зелёнку. Эти привычные для нас средства дезинфекции на деле оказываются ещё и хорошими красителями для препаратов. Ведь не всякий препарат открывает свою сущность при первом взгляде. Иногда ему нужно «помочь», подкрасив его форменные элементы: ядро, цитоплазму, органеллы.

    Для взятия образцов крови следует приобрести скарификаторы, пипетки и вату. Всё это есть в продаже в медицинских магазинах и аптеках. Кроме того, для сбора объектов из дикой природы следует запастись маленькими пакетиками и баночками. Брать с собой баночку для набора воды из ближайшего водоёма при выезде на природу должно стать у вас хорошей привычкой.

    Что смотреть?

    Микроскоп приобретён, инструменты закуплены - пора начинать. И начать следует с самого доступного. Что может быть доступнее кожуры репчатого лука (рис. 1 и 2)? Являясь тонкой сама по себе, кожура лука, будучи подкрашенной йодом, обнаруживает в своём строении чётко дифференцируемые ядра. Этот опыт, хорошо знакомый со школы, пожалуй, и стоит провести первым. Саму кожуру лука нужно залить йодом и оставить окрашиваться на 10–15 минут, после чего нужно промыть её под струёй воды.

    Кроме того, йод можно использовать для окраски картофеля (рис. 3). Не стоит забывать, что срез необходимо делать как можно более тонким. Буквально 5–10 минут пребывания среза картофеля в йоде проявят пласты крахмала, которые окрасятся в синий цвет. Йод является достаточно универсальным красителем. Им можно окрашивать широкий спектр препаратов.

    Рисунок 1. Кожица лука (увеличение: 1000×). Окраска йодом. На фотографии дифференцируется ядро в клетке.

    Рисунок 2. Кожица лука (увеличение: 1000×). Окраска Азур-Эозином. На фотографии в ядре дифференцируется ядрышко.

    Рисунок 3. Зерна крахмала в картофеле (увеличение: 100×). Окраска йодом.

    На балконах жилых домов часто скапливается большое количество трупов летающих насекомых. Не торопитесь от них избавляться: они могут послужить ценным материалом для исследования. Как видно из фотографий, вы обнаружите, что крылья насекомых волосатые (рис. 4–6). Насекомым это необходимо для того, чтобы крылья не намокали . В силу большого поверхностного натяжения, капли воды не могут «провалиться» сквозь волоски и коснуться крыла.

    Это явление называется гидрофобностью . Подробно мы о нем говорили в статье «Физическая водобоязнь ». - Ред.

    Рисунок 4. Крыло божьей коровки (увеличение: 400×).

    Рисунок 5. Крыло бибионида (увеличение: 400×).

    Рисунок 6. Крыло бабочки боярышницы (увеличение: 100×).

    Если вы когда-нибудь задевали крыло бабочки или моли, то, наверное, замечали, что с неё слетает какая-то «пыль». На фотографиях отчётливо видно, что этой пылью являются чешуйки с их крыльев (рис. 7). Они имеют разную форму и достаточно легки на отрыв.

    Кроме того, можно поверхностно изучить строение конечностей членистоногих (рис. 8), рассмотреть хитиновые плёнки - например, на спине таракана (рис. 9). При должном увеличении можно убедиться, что такие плёнки состоят из плотно прилегающих (возможно, сросшихся) чешуек.

    Рисунок 7. Чешуйки с крыльев моли (увеличение: 400×).

    Рисунок 8. Конечность паука (увеличение: 100×).

    Рисунок 9. Плёнка на спине таракана (увеличение: 400×).

    Следующее, что стоило бы понаблюдать - это кожура ягод и фруктов (рис. 10 и 11). Не все фрукты и ягоды обладают приемлемой для наблюдения в микроскоп кожурой. Либо её клеточное строение может быть не дифференцируемым, либо толщина не позволит добиться чёткого изображения. Так или иначе, придётся сделать немало попыток, прежде чем вы получите хороший препарат. Вам придётся перебрать разные сорта винограда - например, для того, чтобы найти тот, у которого красящие вещества в кожуре имели бы «приятную для глаза» форму, или сделать несколько срезов кожицы сливы, пока не добьётесь моноклеточного слоя. В любом случае, вознаграждение за проделанную работу будет достойным.

    Рисунок 10. Кожура чёрного винограда (увеличение: 1000×).

    Рисунок 11. Кожура сливы (увеличение: 1000×).

    Рисунок 12. Лист клевера (увеличение: 100×). Некоторые клетки содержат тёмнокрасный пигмент.

    Достаточно доступным для исследования объектом является зелень: трава, водоросли, листья (рис. 12 и 13). Но, несмотря на повсеместную распространённость, выбрать и приготовить хороший образец бывает не так-то просто.

    Самым интересным в зелени являются, пожалуй, хлоропласты (рис. 14 и 15). Поэтому срез должен быть исключительно тонким. Нередко приемлемой толщиной обладают зелёные водоросли, встречающиеся в любых открытых водоёмах.

    Рисунок 13. Лист земляники (увеличение: 40×).Рисунок 16. Плавающая водоросль со жгутиком (увеличение: 400×).

    Рисунок 17. Детёныш улитки (увеличение: 40×).

    Рисунок 18. Мазок крови. Окраска Азур-Эозином по Романовскому (увеличение: 1000×). На фотографии эозинофил на фоне эритроцитов.

    Сам себе учёный

    Видео 1. Биение сердца улитки (увеличение оптического микроскопа 100×).

    После исследования простых и доступных препаратов естественным желанием является усложнение техник наблюдения и расширение класса изучаемых объектов. Для этого, во-первых, понадобится литература по специальным методам исследования, а, во-вторых, специальные средства. Эти средства, хотя и являются своими для каждого типа объектов, всё-таки обладают некоторой общностью и универсальностью. Например, всеобще известный метод окраски по Граму, когда разные виды бактерий после окраски дифференцируются по цветам, может быть применён и при окраске других, не бактериальных, клеток. Близким к нему по сути является и метод окраски мазков крови по Романовскому. В продаже имеется как уже готовый жидкий краситель, так и порошок, состоящий из таких красящих веществ, как азур и эозин. Все красители можно купить в специализированных медико-биологических магазинах, либо заказать в интернете. Если же по каким-то причинам вы не можете достать краситель для крови, можно попросить лаборанта, делающего вам анализ крови в больнице, приложить к анализу стёклышко с окрашенным мазком вашей крови.

    Продолжая тему исследования крови, нельзя не упомянуть камеру Горяева - устройство для подсчёта форменных элементов крови. Будучи важным инструментом для оценки количества эритроцитов в крови ещё в те времена, когда не было устройств для автоматического анализа её состава, камера Горяева также позволяет измерять размеры объектов благодаря нанесённой на неё разметке с известными размерами делений. Методы исследования крови и других жидкостей с помощью камеры Горяева описаны в специальной литературе.

    Заключение

    В данной статье я постарался рассмотреть основные моменты, связанные с выбором микроскопа, подручных средств и основные классы объектов для наблюдения, которые нетрудно встретить в быту и на природе. Как уже было сказано, специальные средства наблюдения предполагают наличие хотя бы начальных навыков работы с микроскопом, поэтому их обзор выходит за рамки данной статьи. Как видно из фотографий, микроскопия может стать приятным хобби, а может быть, для кого-то даже и искусством.

    В современном мире, где разнообразные технические средства и устройства находятся в шаговой доступности, каждый сам решает, на что ему потратить собственные деньги. Из развлекательных соображений это может быть дорогостоящий ноутбук или телевизор с запредельным размером диагонали. Но находятся и те, кто отводит свой взор от экранов и направляет его либо далеко в космос, приобретая телескоп, либо, смотря в окуляр микроскопа, проникают взглядом глубоко внутрь. Внутрь той природы, частью которой мы являемся.

    Литература

    1. Ландсберг Г.С. (2003). Оптика. § 92 (стр. 301);
    2. Гуревич А.А. (2003). Пресноводные водоросли;
    3. Козинец Г.И. (1998). Атлас клеток крови и костного мозга;
    4. Коржевский Д.Э. (2010). Основы гистологичесой техники..

    Наталия Шибакова

    Конспект непосредственно-организованной деятельности на тему:

    «Чудеса в микроскопе!»

    Составила и провела

    Воспитатель группы:

    Шибакова Наталия Валерьевна

    Дать элементарные навыки работы с микроскопом.

    Познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством проведения опытов – микроскопом;

    Организовать детское экспериментирование с микроскопом;

    Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы;

    Обогащать детей новыми, интересными знаниями;

    Развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца;

    Познакомить с понятием «клетка» и «клеточное строение» на наглядном материале (фрукты, овощи, вода, волос);

    Формировать умение отвечать на вопрос полным предложением.

    Активизация и пополнение активного и пассивного словаря следующими словами и выражениями: микроскоп, экран, механизм, часть, объектив, окуляр, тубус, предметный стол, отражающее зеркало, фокусировочный механизм, штатив, пинцет, предметное стекло, покровное стекло, полый.

    I часть.

    В - Ребята, посмотрите на экран, и ответьте на вопрос - как называется этот предмет? Кто знает?

    Д - Этот предмет называется микроскоп!

    В - Верно! На экране показан микроскоп! А как вы думаете, для чего он нужен?

    Д - Микроскоп нужен для того, чтобы рассматривать самые маленькие предметы!

    В - Какие молодцы, верно! А теперь посмотрите на микроскоп внимательней, это очень сложный механизм состоит из многих частей, например, как велосипед…из каких частей он состоит (руль, колеса, седло, рама, цепь, педали, спицы?

    Д - Велосипед состоит из таких частей, как: руль, колеса…

    В - А знаете ли вы, из каких частей состоит микроскоп?

    Д - Нет, мы не знаем, из каких частей он состоит.

    В - Тогда я думаю, вам будет интересно сегодня это узнать, посмотрите на экран…

    1) Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки.

    На сложных микроскопах, которыми пользуются ученые, бывает сразу несколько объективов, это сделали для того, чтобы было удобней работать, и увидеть один и тот же предмет с разным увеличением.

    Как вы думаете, почему можно увидеть один и тот же предмет с разным увеличением?

    Потому что линзы бывают разной силы, или мощности. Слабые линзы увеличивают предмет совсем немного, а сильные - очень хорошо, так хорошо, что видно буквально все! Даже микробы! А они, как вы уже знаете, нашим глазкам совсем не видны.

    2) Окуляр - это часть микроскопа, которое находится к нашим глазкам ближе всего. Окуляр закрыт стеклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе.

    Давайте покажем окуляр с помощью наших ладошек (соединить ладонь в круг и посмотреть сквозь него).

    3) Посмотрите, эта часть микроскопа называется - тубус! На что он похож? Верно, на трубку! Тубус – это полая, то есть пустая трубка, которая соединяет объектив и окуляр между собой на определенном расстоянии и под определенным углом, таким, чтобы было удобно рассматривать предметы под микроскопом!

    ТУБУС - это тоннель, который помогает окуляру и объективу дружить! Мы с вами тоже можем его показать! (сделать из обоих ладоней трубки, и соединить их под углом –получился окуляр и тубус)

    4) Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.

    Как мы можем показать предметный столик? Верно, с помощью прямой ладошки.

    5) Отражающее зеркало – это специальное зеркало, которое используют для освещения рассматриваемого предмета. Это необычное зеркало, оно не похоже на зеркала, которые есть у каждого из нас дома. Отражающее зеркало собирает лучики света, которые исходят от лампы, окна и направляет их на рассматриваемый нами предмет, освещая его.

    6) Посмотрите на тубус. На его спинке спряталась еще одна важная часть микроскопа – фокусировочный механизм! (повторить название по слогам) Сложное название, не правда ли? А сейчас повторим его название вместе! ФО-КУ-СИ-РО-ВОЧ-НЫЙ МЕ-ХА-НИ-ЗМ! Мы будем называть его просто – фокусник! Этот механизм и в правду умеет показывать фокусы! Посмотришь в окуляр на капельку, а ее совсем не видно. Вот тогда и приходит на помощь фокусник! Нужно только немного покрутить ручку, и капелька станет видна! Давайте се вместе покрутим ручку вперед (выполняем вращательные движения) и назад. Молодцы, у всех отлично получилось! Настоящие фокусники!

    7) А эта часть микроскопа называется – штатив! Именно к нему прикрепляют все остальные части микроскопа.

    Как можно показать штатив? (встать ровно, не двигаться)

    У микроскопа есть маленькие помощники:

    пинцет - с его помощью мы берем и переносим маленькие кусочки разных предметов, чтобы их не сломать и не испортить;

    предметное стекло - нужно для того, чтобы класть на него различные предметы, которые хочется рассмотреть;

    покровное стекло - покровным стеклом накрывается предмет, лежащий на предметном стекле.

    Вопросы к детям:

    Что такое микроскоп? Для чего он нужен?

    Из каких частей состоит микроскоп? (Окуляр, объектив, тубус, предметный столик, отражающее зеркало, фокусировочный механизм, штатив)

    Как называются помощники микроскопа? (пинцет, предметное и покровное стекло)

    Опыт 1: Рассматривание готовых образцов.

    Цель: Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы;

    Опыт 2: «Прозрачность»

    Разведение крепкого раствора морской соли и сладкого раствора (сахара);


    Нанесение его на приборные стекла;

    Дать раствору высохнуть и лишь, затем рассмотреть под микроскопом;

    Цель: Обратить внимание детей на прозрачность соленой и сладкой воды.

    Опыт 3: «Воздух волшебник»

    Рассмотреть срез картошки и банана;

    Отметить, что под воздействием кислорода (воздуха, срезы становятся темными.

    Цель: Показать влияние внешней среды на продукт.

    Опыт 4: «Из чего что состоит?»

    Рассматривание структуры среза листа;

    Рассматривание кристаллов соли и сахара (что общего, и чем отличаются);

    Рассматривание волокон банана и картофеля (что общего, и чем отличаются).

    Цель: Познакомить с понятием «клетка» и показать детям клеточное строение на примере фруктов, овощей, воды.


    Опыт 5: «Структура волоса»

    Рассматривание структуры волоса;

    Цель: продолжать знакомство с клеточным строением на примере волоса.