Войти
Особенности ведения бизнеса в России
  • Сценарий весеннего развлечения в подготовительной группе «Весенние забавы
  • Что такое почва и из чего она состоит?
  • Увольнение без отработки по собственному желанию
  • Американский козодой: единственная птица, которая на зиму впадает в спячку
  • Дидактические игры для формирования у детей интереса к людям разных профессий
  • Презентация к уроку русского языка "безударные падежные окончания имен существительных"
  • Новый порядок применения контрольно-кассовой техники. Закон «О применении контрольно — кассовой техники Онлайн касса закон 54 фз

    Новый порядок применения контрольно-кассовой техники. Закон «О применении контрольно — кассовой техники Онлайн касса закон 54 фз

    Федеральный закон ФЗ-54 определяет, каким образом должны осуществляться расчеты при продажах. Новая редакция статьи ФЗ-54 касается:

    • розничных магазинов разного направления деятельности;
    • аптек;
    • предприятий общественного питания;
    • юридических организаций;
    • автозаправочных станций и прочих компаний, которые предоставляют услуги.

    ФЗ-54 о применении контрольно-кассовой техники не касается банков, столовых в школах, газетных киосков, торговли на распродажах и базарах. Кроме того освобождается реализация билетов, акций, разнос продукции.

    Внесенные изменения в ФЗ-54

    Обновленный закон об онлайн-кассах привнес значительные изменения в общепринятый процесс продаж:

    • измененный порядок регистрации/перерегистрации оборудования;
    • новый порядок передачи расчетных данных в ФНС;
    • дополнительный формат чека – электронный вид, который можно отправить на мобильный телефон или E-mail покупателя.

    Штрафы за несоблюдение ФЗ-54

    Закон № 54 по онлайн-кассам при несоблюдении требований предполагает наложение штрафов:

    Нарушение Штраф
    Юридические лица и ИП Должностные лица
    Систематические нарушения Административное наказание в виде приостановки работы до 1.5 месяцев Административное наказание в виде приостановки работы на срок 1-2 года
    Отсутствие ККТ в установленном порядке Не меньше 30 тысяч рублей Не меньше 10 тысяч рублей
    Использование ККТ, не соответствующей требованиям нового закона по кассам 5-10 тысяч рублей либо предупреждение От 1500 до 3000 рублей либо предупреждение
    Непредоставление по требованию клиента электронного или бумажного чека Предупреждение либо 10 тысяч рублей 20 тысяч рублей или предупреждение
    Нарушение сроков или непредоставление документов и данных налоговым органам 5-10 тысяч рублей или предупреждение 1500-3000 рублей или предупреждение

    Подготовка к ФЗ-54

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» опубликован вчера вечером на официальном интернет-портале правовой информации.

    Этим законом внесены значительные поправки в правила применения ККТ. Изменено даже название закона - теперь он называется «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Наличные расчеты больше в названии не упоминаются, поскольку ККТ придется применять и при некоторых безналичных расчетах.

    Некоторые определения в законе 54-ФЗ переписаны, в частности определение расчетов. Теперь там четко указано, что расчеты это «прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги...». Таким образом, законодатель прямо дал ответ на вопрос, надо ли применять ККТ при всех безналичных расчетах, поступающих от физических лиц (при безналичных расчетов между организациями/ИП ККТ применять не надо).

    Однако по некоторым безналичным расчетам установлена отсрочка по обязанности применять ККТ.

    Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа ), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года.
    К сожалению, выделенные в цитате слова уже вызвали бурные споры у бухгалтеров, поскольку в законе 54-ФЗ нет определения что такое «электронное средство платежа», а формулировки из закона «О национальной платежной системе» приводят к неутешительным выводам — практически все платежи физлиц теперь являются ЭСП. Исключением является разве что оплата по квитанции через операциониста в банке. Но выяснить, каким образом физлицо произвело оплату, бухгалтеру не так просто, ведь из выписки банка это не видно.

    При наличных расчетах между оргазациями (ИП) необходимо будет указывать в чеках новые реквизиты. Об этом мы уже писали в материале . Но такая обязанность появится только с 1 июля 2019 года.

    Из положительных поправок стоит отметить конкретизацию условий применения ККТ при осуществлении расчетов в безналичном порядке. Так, установлено, что кассовый чек должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но до момента передачи товара.

    Перечислим еще несколько важных поправок:

    1. При реализации товара через торговый автомат можно будет не печатать кассовый чек и применять один кассовый аппарат на несколько торговых автоматов.
    2. ККТ на территории военных объектов можно использовать в оффлайн-режиме.
    3. Изменен список видов деятельности, при которых можно не применять ККТ. Добавлена торговля водой и молоком в розлив, услуги библиотек, платные парковки.
    4. Страховые агенты, не являющиеся организациями или ИП, не должны будут пробивать кассовые чеки при заключении договоров со страхователями. ККТ должен будет применять страховщик, после получения от страхового агента денежных средств. При этом кассовый чек будет направляться застрахованному лицу в электронной форме.
    5. Прописан порядок действий пользователя ККТ в случае поломки фискального накопителя.
    6. В законе появился термин «бенефициарный владелец». Впрочем, касается он только операторов фискальных данных, поскольку организациям, в числе выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев которых есть иностранные лица, теперь запрещено быть такими операторами.
    Новый закон вступает в силу со дня опубликования (3 июля), за исключением некоторых статей.

    В России продолжается кассовая реформа, по итогам которой все хозяйствующих субъектов в РФ – индивидуальные предприниматели и организации – должны перейти на использование онлайн касс. Очередной этап реформы ознаменовался внесением поправок в Федеральный закон «О применении контрольно кассовой техники» 54-ФЗ. Последняя редакция 2019 года установила с 1 июля обязанность использовать ККТ для подавляющего большинства предпринимателей, исключение в виде отсрочки сделано только для некоторых ИП (ст. 2 54-ФЗ).

    Расскажем подробнее об актуальных вопросах применения закона и напомним, что отсутствие онлайн-касс, если их применение обязательно, грозит привлечением к административной ответственности с наложением солидного штрафа. Полный текст 54-ФЗ изменения 2019 года по онлайн-кассам можно скачать в конце статьи.

    Применение онлайн-касс

    Закон об онлайн-кассах вступил в силу еще в 2017 году. Именно тогда были внесены глобальные изменения в законодательство о применении кассовой техники. В целях обеспечения большей прозрачности денежных операций и расчетов были введены онлайн-кассы (неофициальное, но общепринятое название), то есть, аппараты, которые оснащены подключением к Интернету и способны передавать информацию в виде фискальных документов, кассовых чеков, в налоговую и клиенту в электронном виде. Делается это посредством специального оператора. Список операторов, получивших разрешение на работу с ККТ и обработку фискальных данных, размещен на сайте ФНС РФ.

    Внедрение онлайн-касс происходит постепенно, переход на их использование предусмотрен в несколько этапов, и в 2019 году был запланирован окончательный переход на повсеместное использование ККТ. При этом законодатель не установил обязательную замену аппаратов, недорогое решение проблемы – их модернизация. Можно приобрести новую ККТ с гарантией, что она уже соответствует не только требованиям закона, но и новейшим техническим разработкам, например, в крупнейшей российской компании «Атол». В интернет-магазине компании есть дешевые модели, цена которых не превышает 14 000 рублей.

    Изменения 2019 года

    Поправки в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» – таблица

    Пункт, статья Изменения, анализ
    Новое название, «о применении ККТ при осуществлении расчетов» До этого речь шла только о наличных расчетах и расчетах при помощи электронных средств, таким образом, действие закона расширено, под него подпадают все расчеты в РФ
    ч. 1.1 (изменен) Под действие закона попали все платежи: наличные, безналичные, электронные, само понятие «Расчеты» расширено
    П. 2.1., ст. 1.2 (добавлен) При оказании услуг связи, проведении культурно-массовых мероприятий, осуществлении пассажирских и грузоперевозок при производстве расчетов зачетами или оформлении возврата авансов, допускается формирование в срок до следующего рабочего дня одного чека, с включением информации по всем операциям за сутки (другой период, но не больше месяца) без предоставления клиентам кассового чека.
    П. 5 ст. 1.2 (изменен) При осуществлении безналичных расчетов клиенту направляется кассовый чек в электронной форме (на мобильный номер или на адрес электронной почты), но распечатывать его не обязательно
    П. 5.1. ст. 1.2 (добавлен) От распечатки чеков, а также от их направления на е-мейл или телефонный аппарат освобождены (кроме безналичных расчетов в сети Интернет), а также наделены правом использования ККТ вне корпуса автоматического устройства для производства расчетов в следующих случаях:

    — оплата в терминалах услуг перевозки пассажиров (в том числе, такси);

    — при применении электронных средств платежа в вендинговых аппаратах (кроме оплаты подакцизной продукции, товаров, подлежащих маркировке, технически сложных товаров)

    П. 1 ст. 2 (изменен) Кредитные организации были полностью освобождены от применения ККТ
    П. 10-12 ст. 2 (добавлены) ККТ не применяется при расчетах за муниципальную парковку и библиотечные услуги, страховые агенты (не ИП) чеков не выдают, документ направляет сам страховщик
    П. 8.1 ст. 4.2. (добавлен) Законодательно определен порядок действий при поломке фискального накопителя
    П. 18 ст. 4.2. (добавлен) Снятие ККТ происходит автоматически после внесения соответствующих данных в реестр юридических лиц или ИП об их ликвидации

    Также были перечислены случаи, когда предприниматели и организации освобождались от применения ККТ (в основном, случаи касаются применения автоматических устройств).

    Недавно были внесены очередные изменения в 54 ФЗ «О применении ККТ» с 2019 года. Последние новости: части ИП предоставлена очередная отсрочка.

    Кто переходит на онлайн-кассы в 2019 году

    Закон 54-ФЗ с 1 июля 2019 года в обновленном виде должен был начать действовать для всех субъектов предпринимательства. Эта норма содержится в ФЗ-290 от 03.07.2016г. Однако 27.11.2017г. в этот закон были внесены поправки ФЗ-337. В соответствии с этим последним нормативным актом продлена отсрочка перехода на онлайн-кассы до 01.07.2019г. для следующих категорий налогоплательщиков:

    • юридические и физические лица на ЕНВД, кроме тех, которые осуществляют розничную торговлю и работают в сфере общественного питания;
    • индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения, кроме тех, которые осуществляют розничную торговлю и работают в сфере общественного питания;
    • ИП на ПНС и вмененке, оказывающие услуги общественного питания и ведущие розничную торговлю без наемных работников;
    • ИП и компании, не заключившие трудовые договоры, осуществляющие продажу товаров через автоматы;
    • юрлица и физлица, оказывающие услуги населению (кроме осуществляющих деятельность в сфере общественного питания и заключивших трудовые договоры с работниками);
    • получатели переводов в целях оплаты услуг в сфере ЖКХ. ТСЖ и ЖСК онлайн-касса могут не применять, если выступают в качестве посредников или агентов при проведении платежей.

    Изменения в 54-ФЗ «О применении ККТ» с 1 июля 2019 года

    Последние новости: часть ИП может обходиться без онлайн-касс еще два года – до 1 июля 2021 года. Поправки к 54-ФЗ предполагают, что такие льготы предоставляются предпринимателям при наличии следующих условий:

    • отсутствие штата наемных работников, с которыми заключены трудовые договоры;
    • реализация товаров, произведенных непосредственно данными ИП, выполнение своими силами работ или оказание услуг.

    При заключении трудового контракта через месяц ИП уже должен поставить онлайн-кассу. Это же правило актуально при начале реализации продуктов не собственного производства.


    Кому не нужно переходить на онлайн-кассы?

    Список видов деятельности, при осуществлении которой нет нужны применять онлайн-кассы, перечислен в ст. 2 54-ФЗ:

    • операции в банкоматах и устройствах, которые передают поручения по переводу денег
    • торговля в газетно-журнальных киосках, если газеты и журналы занимают не менее 50% товарооборота, а сопутствующие товары из списка, который утвердили местные власти
    • продажа ценных бумаг
    • продажа билетов водителем или кондуктором в транспорте
    • обеспечение питанием в школах и детских садах
    • розничная торговля непродовольственными товарами на рынках, ярмарках и выставках без обустроенных торговых мест, кроме товаров из распоряжения правительства от 14.04.2017 N 689-р
    • разносная торговля, кроме технически сложных товаров и скоропортящихся продуктов
    • торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив
    • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами и фруктами, в том числе картофелем и бахчевыми культурами
    • прием стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома, драгметаллов и камней.
    • ремонт и окраска обуви
    • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей
    • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами
    • продажа изделий народных художественных промыслов, если сам изготовил
    • вспашка огородов и распиловка дров
    • услуги носильщиков на вокзалах, в портах и аэропортах
    • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) своих жилых помещений

    Правило о налоговом вычете на онлайн-кассы

    Федеральный закон №349-ФЗ от 27.11.2017г. внес очередные изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ. На этот раз законодатели решили предоставить определенные преференции индивидуальным предпринимателям, перешедшим на использование онлайн-касс. Теперь ИП, применяющие ЕНВД или ПСН, перешедшие на онлайн-кассы и вовремя зарегистрировавшие их в налоговой, наделены правом на уменьшение суммы обязательных к уплате налогов.

    Предоставляемый в соответствии с законом налоговый вычет, может достигнуть 18 000 рублей на каждый экземпляр кассы, в эту суммы можно включить не только расходы по покупке самого аппарата ККТ, но также и фискального накопителя, необходимых программ, настройке и приведение техники а рабочий режим. Индивидуальные предприниматели — плательщики ЕНВД для того, чтобы воспользоваться данным правом, должны предоставить декларацию, а обладатели патента — заявление. В этих документах ИП обязательно должны указать сведения о моделях и регистрационных номерах касс, суммы расходов по их приобретению.

    Ответственность за нарушения

    Неприменение ККТ или использование аппаратов с нарушениями законодательных требований преследуется по закону. Этим правонарушениям посвящены ч. 2-4 ст. 14.5 КоАП РФ. Размер штрафа за отсутствие ККТ зависит от суммы расчета, произведенного без ККТ и составляет:

    • для физических лиц – от 1/4 до 1/2 (но менее 10 000 рублей быть не может);
    • для юридических лиц – от 3/4 до 1 (но не менее 30 000 рублей).

    Повторное совершение данного правонарушения, если в совокупности сумма расчетов без ККТ составила миллион и более рублей, карается дисквалификацией от одного до двух лет для должностных лиц, а деятельность виновных предпринимателей и организаций вообще может быть приостановлена на срок до 90 суток.

    Менее серьезные наказания предусмотрены за нарушение правил использования ККТ: контролирующие органы могут ограничиться вынесением предупреждения, если правонарушение малозначительное, или наложить штраф:

    • на должностных лиц — от 1 500 до 3 000 рублей;
    • на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.

    Самый существенный набор поправок в закон о применении ККТ № 54-ФЗ от 22.05.2003 был внесен в июле 2016 года (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Изменения были кардинальными и влияют на нас до сих пор. Суть их тогда свелась:

    • к введению в обращение касс нового образца (онлайн-касс), оснащенных фискальными накопителями и передающих информацию о продажах напрямую в налоговые органы;
    • возникновению обязанности оформлять на устройствах, аналогичных онлайн-кассам, БСО и расширению круга лиц, применяющих такие бланки;
    • изменению состава лиц, обязанных использовать кассовые аппараты.

    Подробнее об изменениях, упомянутых в последнем пункте, читайте в этой статье .

    Следующие поправки в закон о ККТ привели к тому, что из числа лиц, освобождавшихся ранее от применения кассы, оказались исключенными в том числе плательщики ЕНВД и ИП, работающие на патенте. Для них так же, как и для иных лиц, потерявших возможность не применять ККТ, дата наступления обязанности работы с кассой была сдвинута на 01.07.2018.

    Затем осенью 2017 года в текст закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ были внесены правки (закон «О внесении изменений» от 27.11.2017 № 337-ФЗ), в силу которых для плательщиков ЕНВД и ИП, работающих на патенте, дату 01.07.2018 заменили на 01.07.2019, т. е. применение касс отодвинули еще на 1 год. Но этой возможностью не смогли воспользоваться юрлица, работающие в сфере розничной торговли, общепита и продаж через торговые автоматы. А ИП, работающие в этих сферах, для того, чтобы пользоваться дополнительной отсрочкой, не должны иметь наемных работников, оформленных по трудовому договору. Появление у них таких работников приводит к возникновению обязанности в течение 30 календарных дней с даты заключения договора зарегистрировать ККТ.

    Подробнее о том, кто должен перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2019 года, читайте в этой статье .

    Необходимость приобретения касс для ИП, не имевших ранее такой техники, влечет за собой достаточно большие расходы, порой весьма существенно отражающиеся на итоговой величине полученного ИП дохода. Именно в связи с этим возникло предложение о материальной поддержке предпринимателей, использующих указанные спецрежимы (так называемый вычет на ККТ). На уровне закона связанные с этим вопросом положения оказались закрепленными не в законе о ККТ, а в НК РФ, дополненном новыми пунктами — в ст. 346.32 (п. 2.2) и 346.51 (п. 1.1). И эти поправки по онлайн-кассам вылились в закон «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 349-ФЗ, подлежащий применению с 01.01.2018 (ст. 3 закона № 349-ФЗ).

    О том, как получить налоговый вычет при покупке онлайн-кассы, читайте .

    Редакция закона от 25.12.2018 не привнесла особых изменений в 54-ФЗ "О применении ККТ". Согласно ст.2 закона "О внесении изменений..." от 25.12.2018 № 488-ФЗ в 54-ФЗ добавлен новый пункт № 14 в ст.4.4 следующего содержания:

    ВНИМАНИЕ! 07.06.2019 вступил в силу закон от 06.06.2019 № 129-ФЗ, продливший отсрочку ККТ для некоторых ИП до 01.07.2021 . Привнес он и некоторые другие изменения.

    Кто вправе не применять онлайн машины: последние изменения 54-ФЗ

    Чтобы узнать, нет ли у вас возможности обойтись без применения онлайн-ККТ, обратитесь к актуальной редакции ст. 2 закона № 54-ФЗ. Она освобождает от использования ККТ при осуществлении отдельных видов деятельности, в том числе при (ст. 2 закона № 54-ФЗ):

    1. продаже журналов игазет вне зависимости от места торговли;
    2. продаже ценных бумаг;
    3. торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (за некоторым исключением), а также при разносной торговле с рук или ручных тележек вне мест стационарной торговой сети, а также в вагонах пассажирских поездов или на борту самолетов;
    4. продаже мороженого в киосках, а также безалкогольных напитков, воды или молока в розлив;
    5. торговле из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
    6. ремонте и окраске обуви;
    7. сдаче индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих емуна праве собственности и др.

    Также ККТ могут не применять:

    • продавцы, работающие в отдаленных и труднодоступных местностях ;
    • банки и иные кредитные организации;
    • страховые агенты при продаже полисов.

    Кроме того допускается не выдавать чек при торговле товарами (за исключением технически сложных) через вендинговые аппараты. При этом с 01.02.2020 вендинг должен быть оснащен дисплеем, на который будет выводиться QR-код.

    Иные поправки в 54-ФЗ

    Вносили законодатели и иные правки в 54 закон:

    1. Обязательна выдача кассового чека при погашении займа, выданного на приобретение товаров.
    2. При выплате выигрыша организаторы азартных игр обязаны выдать чек с признаком "расход".
    3. Разрешается формировать один чек за день, неделю или месяц по всем случаям возврата клиентам переплаты за услуги или проведении взаимозачетов.
    4. Снятие кассового аппарата с учета осуществляется автоматически при ликвидации хозсубъекта на основании выписки из госреестра.
    5. Для исправления ошибок в чеке необходимо использовать чек коррекции. Ранее рекомендовалось оформлять возврат прихода и оформлять новый чек.
    6. Увеличен срок выдачи карточки регистрации ККМ до 10 дней.
    7. Все кассовые чеки должны отображать QR-код с 03.07.2018 года.

    Зачем нужен QR-код читайте .

    Итоги

    Закон № 54-ФЗ регулярно изменяется и дорабатывается. Последняя редакция не привнесла в него глобальных изменений. А вот более ранние поправки были кардинальными.

    Документ с изменениями, внесенными:
    Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ (Российская газета, N 104, 10.06.2009) (о порядке вступления в силу см. статью 8 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ);
    Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ (Российская газета, N 132, 21.07.2009);
    Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 192-ФЗ (Российская газета, N 166, 29.07.2010) (о порядке вступления в силу см. пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 192-ФЗ);
    Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ (Российская газета, N 139, 30.06.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 23 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ).

    Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

    наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

    фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

    фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

    фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

    Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) - перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации;

    Платежный терминал - устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты) (абзац дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ);

    Банкомат - устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности) наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам, а также для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений (абзац дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ; дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

    Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

    1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. *2.1.1)

    Порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Центральным банком Российской Федерации.

    2. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

    Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации. *2.2)

    2.1. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346_26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

    Наименование документа;

    Порядковый номер документа, дату его выдачи;

    Наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);

    Идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

    Наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

    Сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

    Должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
    (Пункт дополнительно включен с 21 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ)

    3. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

    продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

    продажи ценных бумаг;

    продажи лотерейных билетов;

    продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

    обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

    торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

    разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

    продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

    торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

    торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;

    приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

    реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

    Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

    Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники (абзац дополнительно включен с 1 сентября 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 192-ФЗ).

    4. Положения пунктов 2, 2_1 и 3 настоящей статьи не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, субагентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ); дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

    Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

    1. При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр. *3.1)

    2. Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, определяются Правительством Российской Федерации. *3.2)

    3. Центральный банк Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, сведения о контрольно-кассовой технике, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах.

    4. Государственный реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке. Изменения и дополнения, вносимые в Государственный реестр, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и дополнений.

    5. В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

    Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

    1. Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. *4.1)

    При этом контрольно-кассовая техника (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна (абзац дополнен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ; дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ - см. предыдущую редакцию):

    быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

    иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

    1.1. Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, субагентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, субагентами, должна (абзац дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ - см. предыдущую редакцию):

    быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;

    быть исправна, опломбирована в установленном порядке;

    Иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени;

    Обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде;

    Эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом;

    Передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат;

    Иметь паспорт установленного образца.

    2. Порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов утверждается Центральным банком Российской Федерации.

    Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

    1. Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), обязаны (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ; дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ - см. предыдущую редакцию):

    осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;

    применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

    выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;

    обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;

    производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

    2. Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны:

    Использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата;

    Осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика;

    Предоставлять при регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах и замене накопителей фискальной памяти налоговым органам паспорт контрольно-кассовой техники и информацию, зарегистрированную в фискальной памяти контрольно-кассовой техники;

    Применять исправную контрольно-кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти;

    эксплуатировать контрольно-кассовую технику в фискальном режиме;

    Выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом;

    Обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и снятием с регистрации в налоговом органе, вводом в эксплуатацию, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, ходом регистрации контрольно-кассовой техникой информации о платежах, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике и документации;


    (Пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ)

    Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

    1. Кредитные организации, применяющие в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона контрольно-кассовую технику, обязаны (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ, - см. предыдущую редакцию):

    соблюдать требования, устанавливаемые Центральным банком Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального закона;

    применять контрольно-кассовую технику, которая должна быть оснащена защищенными от несанкционированного доступа программными продуктами;

    предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

    2. Кредитная организация, которая применяет платежные терминалы и банкоматы, осуществляющие прием средств наличного платежа, являющиеся основными средствами этой кредитной организации и принадлежащие только ей на праве собственности, обязана:

    Ежедневно осуществлять ведение бухгалтерского учета по каждому платежному терминалу и банкомату, которые осуществляют прием средств наличного платежа;

    Применять исправные платежные терминалы и банкоматы, осуществляющие прием средств наличного платежа и обеспечивающие надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов, а также отражать операции в бухгалтерском учете этой кредитной организации в соответствии с нормативными актами Банка России.

    В случае, если кредитная организация применяет платежный терминал или банкомат, осуществляющие прием средств наличного платежа, не являющиеся основными средствами этой кредитной организации и не принадлежащие только ей на праве собственности или в силу специфики своей конструкции либо особенностей своего места нахождения не позволяющие ей выполнить обязанности, предусмотренные настоящей статьей, такой платежный терминал или банкомат должен быть оборудован исправной контрольно-кассовой техникой, зарегистрированной в налоговых органах, опломбированной в установленном порядке, эксплуатируемой в фискальном режиме и обеспечивающей фиксацию расчетных операций на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти.
    (Пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ)

    Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

    1. Налоговые органы:

    осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;

    осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

    проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

    проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

    налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона. *7.1)

    2. Органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними указанных в настоящей статье контрольных функций. *7.2)

    3. Действие полномочий налоговых органов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на кредитные организации. Контроль за соблюдением кредитными организациями требований настоящего Федерального закона осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

    Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

    Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

    Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 года N 5215-I "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 27, ст.1018);

    абзацы девятнадцатый - двадцать второй статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.2).

    Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

    Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст.492; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст.1912; N 34, ст.1966; 1993, N 12, ст.429; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст.3484; 2002, N 1, ст.2) дополнить абзацем следующего содержания:

    "Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.".

    Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

    2. Через шесть месяцев после вступления в силу настоящего Федерального закона при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.

    Президент
    Российской Федерации
    В.Путин