Войти
Особенности ведения бизнеса в России
  • Сценарий весеннего развлечения в подготовительной группе «Весенние забавы
  • Что такое почва и из чего она состоит?
  • Увольнение без отработки по собственному желанию
  • Американский козодой: единственная птица, которая на зиму впадает в спячку
  • Дидактические игры для формирования у детей интереса к людям разных профессий
  • Презентация к уроку русского языка "безударные падежные окончания имен существительных"
  • Конспект занятия «Перелетные птицы. Конспект в старшей группе "перелетные птицы" Конспект на тему перелетные птицы старшая группа

    Конспект занятия «Перелетные птицы. Конспект в старшей группе

    Задачи: 1) формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

    2) упражнять в согласовании существительных с порядковыми числительными, в подборе прилагательных – антонимов.

    3) обогащать словарь путем введения слов: зимующие, перелетные.

    4) воспитать любовь к птицам, желание помогать им.

    Развивающая среда: предметные картинки, схемы отлета птиц, кормушки, корм для птиц.

    Ход занятия:

    1) Упражнение на развитие слухового внимания «Мы идем».

    Ребята предлагаю всем отправиться на прогулку в лес…
    В лес с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют)
    На носочках мы пойдем, и тихонько запоем (Ходят на носочках)

    2) Привела нас тропинка в лес.

    Садимся на пеньки. Тихо.

    – Не слышно птиц. Почему?

    Улетели в теплые края.

    – Чем питались птицы летом?

    Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.

    – А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью?

    – Не стало еды для птиц, вот улетели они на юг,

    где тепло и сытно.

    – Сначала улетели те, кто питался насекомыми.

    Это какие птицы?

    Ласточки, стрижи. (ставлю картинки).

    – После ласточек и стрижей улетают те птицы,

    которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи
    И последними улетают от нас утки и гуси.

    Они живут у нас пока не замерзнут реки.

    – Ребята, как называют птиц, которые улетают на юг?

    Перелетные птицы.

    – Еще каких перелетных птиц вы знаете?

    – Лебеди, скворцы, кукушки.

    – Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)

    – Журавли клином (ставлю картинку клином)

    – Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

    – Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря!

    3) Игра «Сосчитай-ка» (согласование сущ. с порядком числит-м). Утки летят вереницей?

    – Ребята, сосчитайте птиц по порядку.

    Первая утка, вторая утка…

    (ставлю картину)

    – Первый гусь, второй гусь…

    (ставлю картину)

    4) Физминутка. «Снегирек»

    Отгадайте загадку..

    Зимой на ветках яблоки!

    Скорей их собери!

    Ведь это – снегири!

    Картинку «Снегирек» Про снегирей говорят: «Снегири прилетели – на крыльях зиму

    принесли. Эта птица появляется тогда, когда снег выпавший уже

    не первый раз и раньше таявший, наконец не растает.
    5) Игра «Кто лишний»

    Не все птицы улетают на юг, остаются птицы и зимовать.

    – Ребята, назовите птиц, которые зимуют?

    Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь. (Ставлю картинки!»

    – Как мы их называем?

    + Зимующие птицы. (повторяют 2 раза)

    Лебедь, дикие утки, журавль, голубь (картинки)

    – Как мы их называем?

    Перелетные птицы.

    Ворона, сорока, воробей, ласточки (картинки)

    – Какая птица лишняя?

    Ласточки и т.д.

    5) Игра «Скажи наоборот» – закончи предложение.

    – Птицы у нас разные по внешности, размеру, пению!

    Аист большой, а соловей … (маленький) (повтори предложение)

    У соловья серая грудка, а у ласточки …

    У аиста длинная шея, а у кукушки … (короткая)

    Аист белый, а грач … (черный)

    6) Итог. Игра «Улетает – не улетает»

    – Встали в круг

    – Ребята, о ком, чем говорили на занятии?

    О зимующих и перелетных птицах (с мячом)

    – (Я называю птицу, а ребенок отвечает, улетает она на зиму или нет.)

    7) Оценивание

    – Ребята, молодцы, все хорошо занимались. (кормушку)

    – Сегодня мы с вами повесили вот эти кормушки и насыпали корм для разных птиц,
    поможем птицам.
    – А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять – сады, парки.

    – А этот мешочек с сюрпризом передала сорока – белобока.

    (Раздаем угощения детям)

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    В старшей группе

    «Перелетные птицы»

    Воспитатель: Шеленговская Т.А.

    Задачи:

    1) закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности поведение; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что». Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

    2) развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

    3) воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

    Ход занятия

    Ребята, послушайте стихотворение:

    Падают, падают листья.

    В нашем саду листопад...

    Желтые, красные листья

    По ветру вьются, летят.

    Птицы на юг улетают,

    Гуси, грачи, журавли.

    Вот уж последняя стая

    Крыльями машет вдали.

    Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (… об осени).

    Предлагаю поиграть в игру «Что бывает осенью».

    Опадают листья (да)

    Тает снег (нет)

    Дети загорают у реки (нет)

    Люди убирают урожай на полях (да)

    Птицы улетают на юг (да)

    Ребята, когда я пришла в детский сад, то нашла письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)

    Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи?

    Педагог знакомит детей со словом «орнитолог» - специалист, изучающий птиц и их распространение.

    Давайте повторим вместе со мной - «орнитологи». А кто такие «орнитологи»?

    Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.

    Давайте вспомним, как называются птицы, которые улетают в теплые края?

    (Перелетные)

    А как называются птицы, которые остаются? (Зимующие).

    Упражнение «Отгадай и присядь» Встали врассыпную.

    Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел , голубь , ласточка, синица, грач, сорока , скворец, снегирь , аист, журавль, воробей , цапля.

    Молодцы.

    Посмотрите, здесь у меня очень много птиц и нужно их распределить на перелетных и зимующих птиц. Вы, мне поможете?

    Отгадайте, пожалуйста, загадки :

    1. Кто без нот и без свирели

    Лучше всех выводит трели,

    Кто же это? (Соловей)

    Послушайте как поет соловей /аудиозапись/

    2. Это старый наш знакомый:

    Он живет на крыше дома -

    Длинноногий, длинноносый,

    Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист) /аудиозапись/

    Эти птицы перелетные или зимующие? Почему? (потому что они улетают в теплые края)

    Правильно. Назовите, пожалуйста, части тела птиц (голова, клюв, туловище, хвост).

    У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине).

    Правильно. Соловей - маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. А теперь давайте попробуем описать аиста. Аист - большая птица белого цвета, с большим клювом.

    Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).

    А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем).

    Мы с вами орнитологи. Давайте обратимся к энциклопедии.

    Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок - в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

    Как вы думаете, как летят птицы - как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?

    Вы обращали внимание, что некоторые птицы, как ласточки, скворцы, трясогузки улетают «стайками» , все вместе. Некоторые, например, журавли, лебеди и другие крупные птицы, выстраиваются «клином » в виде треугольника. Другие, как утки, цапли выстраиваются «цепочкой », в одну линию и еще называют «прямой фронт» . Гуси чаще всего летят «косяком» .

    А как вы думаете, от чего это зависит? Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

    Пальчиковая игра «Птицы» /загибаются пальцы обеих рук/

    Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек - стайка. Эта птичка - воробей, эта птичка - совушка, сонная головушка. Эта птичка - свиристель, эта птичка - коростель, эта птичка - скворушка, серенькое перышко. Эта - зяблик, эта - стриж, эта - развеселый чиж. Ну а эта - злой орлан, птички, птички, по домам. /руки за спину/

    Анализ занятия:

    Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.

    Ребята, скажите, пожалуйста, кто такие орнитологи?

    Что нового вы узнали про полет птиц?

    Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

    Здравствуйте, уважаемые посетители блога о творческом развитии детей !

    Предлагаю вам провести с детками наше тематическое занятие «Перелётные птицы».

    Для удобства я разделила его на две части.

    В одной мы будем разбирать кто такие перелётные птицы, куда, как и когда они улетают.

    А в другой части приходит весна, и птички возвращаются в родные края.

    В этих занятиях вы найдёте игры на развитие речи, внимания, логические игры, игры по географии, творческие задания, физкультминутки, пальчиковые игры и многое другое.

    Для того чтобы ничего не забыть и провести занятие на одном дыхании, я решила всё подробно законспектировать.

    Конспект первой части вы найдёте в конце статьи.

    Первую часть мы провели, дочурка была в восторге, теперь она хочет стать орнитологом)).

    Вот что у нас получилось.

    Сначала мы вспоминали, кто такие птицы и чем они отличаются от других животных.

    Вспомнили птиц, которые не могут летать, части тела птицы.

    Вспомнили, что есть птицы зимующие, а есть перелётные.

    Затем к нам в гости прилетели две полярные крачки (хоть это и совята, но мы решили, что быть им крачками).

    Они показали нам презентацию о перелётных птицах с загадками и птичьими голосами.

    Провели с гостями физкультминутку.

    Затем играли в игры на развитие речи и в пальчиковую игру.

    После этого занимались творчеством и строили птиц клином.

    Тематическое занятие перелётные птицы, часть 1

    Затем помогали ласточке найти дорогу к гнёздышку.

    Находили каждому колечку пару.

    Затем играли в игру «Куда улетают птицы». Птички вылетали в основном из России, и разлетались на зимовку по всему свету.

    Тематическое занятие перелётные птицы, часть 1

    Ну и напоследок занимались творчеством, делали поделку из бумаги «Аисты летят домой».

    Вторую часть тематического занятия «Перелётные птицы» я уже подготовила, и как только проведу его с дочуркой, сразу поделюсь им с вами.

    Подробный конспект тематического занятия «Перелётные птицы»:

    Часть 1

    К деткам в гости прилетает Грач (или любая птица по вашему выбору):

    Здравствуйте, ребята!

    Я долго летел, устал и решил залететь к вам, отдохнуть. А летел я из дальних тёплых стран, ведь я, Грач — перелётная птица.

    А вы, ребята, знаете, почему перелётные птицы так называются?

    Правильно! Потому что они перелетают в тёплые края и обратно домой.

    Есть птицы зимующие, которые зимой никуда не улетают. А есть перелётные птицы, которые с наступлением холодов улетают на юг, в тёплые страны.

    Физкультминутка Перелётные птицы.

    Насекомые пропали,
    Птицы в лесу заскучали. (Взмахи руками (крыльями).
    Стали думать и гадать,
    Как беды им избежать? (Пальцы рук к вискам головы, покачивание головы вправо – влево).
    Вместе собрались,
    Стаей назвались. (Дети встают в круг, взявшись за руки).
    Дружно взлетели,
    На юг полетели. (Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу).
    Долго летели, устали,
    Сели, отдыхали, (Останавливаются, приседают).
    Снова взлетели,
    Дальше полетели. (Встают, бегут по кругу, машут крыльями).
    Вот и южные края,
    Долетели мы, друзья!
    Вы устали, отдохните.
    Насекомых поищите! (Дети останавливаются, расходятся в разные стороны).

    (Волкова Нина Александровна)

    А каких вы знаете перелётных птиц?

    Загадки о перелётных птицах. (Презентация) Презентацию с аудио-голосами птиц вы сможете найти на этой странице

    Дети говорят отгадку, показываем слайд из презентации или картинку птицы и аудио голоса птиц.

    И это, конечно, не все перелётные птицы, их очень много.

    Ребята, давайте поиграем с вами в игру!

    Игра на развитие речи. (Выберите по вашему усмотрению 1-2 игры, если больше, ребёнок может потерять интерес к игре и занятию).

    Игровое упражнение “У кого кто?”

    — У грача – грачонок — грачата.

    — У утки – утёнок — утята

    — У лебедя – лебедёнок — лебедята

    — У соловья – соловьёнок — соловьята

    — У журавля – журавлёнок — журавлята

    — У дрозда – дроздёнок — дроздята

    — У чижа – чижонок — чижата.

    — У аиста – аистёнок — аистята

    — У скворца – скворчонок — скворчата.

    Игровое упражнение “Кто о ком заботится?”

    — Аист заботится об аистятах.

    — Грач заботится о грачатах.

    — Журавль заботится о журавлятах.

    — Лебедь заботится о лебедятах.

    — Чиж заботится о чижатах.

    — Соловей заботится о соловьятах.

    — Дрозд заботится о дроздятах.

    — Утка заботится об утятах.

    — Скворец заботится о скворчатах.

    — Гусь заботится о гусятах.

    Игровое упражнение “Чей хвост у кого?”

    — Журавлиный хвост у кого? (Журавлиный хвост у журавля)

    — Грачиный хвост у кого? (Грачиный хвост у грача)

    — Лебединый хвост у кого? (Лебединый хвост у лебедя)

    — Утиный хвост у кого? (Утиный хвост у утки)

    — Гусиный хвост у кого? (Гусиный хвост у гуся)

    — Аистиный хвост у кого? (Аистиный хвост у аиста)

    — Соловьиный хвост у кого? (Соловьиный хвост у аиста)

    Игровое упражнение “Кто кем станет?”

    — Грачонок станет грачом.

    — Соловьёнок станет соловьём.

    — Скворчонок станет скворцом.

    — Лебедёнок станет лебедем.

    — Утёнок станет уткой.

    — Аистёнок станет аистом.

    — Журавлёнок станет журавлём.

    ________________________

    Перелётные птицы прилетают к нам весной, живут здесь всё лето, высиживают птенцов. А осенью снова улетают в тёплые края.

    Путь их длинный и нелёгкий, порой некоторым птицам приходится лететь несколько недель, а то и месяцев.

    Скажите, ребята, что же заставляет птиц покидать свои родные края, насиженные места и отправляться в такое долгое, а иногда и опасное путешествие?

    Правильно ребята, холод, а ещё голод.

    Птицы, которые остаются и никуда не улетают зимой, приспособились добывать корм из засохших семян растений, шишек, питаться зерном, оставшимся на полях, замороженными или засохшими ягодами.

    Некоторые из них перебираются поближе к жилью человека.

    А вот птицы, улетающие с наступлением холодов в тёплые края, питаются, в основном, насекомыми.

    Осенью насекомые прячутся и засыпают до весны. Поэтому, многим птицам нечего кушать. Вот и улетают они в тёплые страны, спасаясь от голода и холода.

    Пальчиковая игра «Птицы перелётные».

    Тили-тели, тили-тели –

    С юга птицы прилетели! (Скрестить большие пальцы, помахать ладошками).

    Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко. (Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

    Жаворонок, соловей

    Торопились: кто скорей?

    Цапля, лебедь, утка, стриж,

    Аист, ласточка и чиж – (Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками)

    Все вернулись, прилетели,

    Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.)

    ___________________

    Стаи перелётных птиц бывают очень большими (например, несколько тысяч у скворцов),

    а бывают маленькие — до десяти (у уток).


    Некоторые птицы совершают перелёт в одиночку — кукушка, зимородок, удод.

    Перед полётом птицы собираются стаями и вместе готовятся к полёту.

    Они выстраиваются так:

    Клином

    Дугой

    В линию

    Шеренгой

    Игра «Как летят перелётные птицы

    ____________________________________

    Некоторые птицы летают ночью, некоторые днём.

    Ребята, а вы знаете, как птицы находят дорогу в полёте, ведь у них нет карты и компаса?

    Птицы находят дорогу по расположению Солнца, по звёздам, по магнитному полю Земли (как будто у них в голове есть компас).

    Игра-диктант по клеточкам «Ласточка летит в гнёздышко

    ______________________________________

    А как люди узнали, куда улетают перелётные птицы?

    Учёные, которые занимаются изучением птиц (орнитологи) ловят их и надевают на лапки маленькие колечки. На каждом колечек имеется свой номер.

    Когда птица прилетит в другую страну и её там уловят, то по номеру колечка определят, какой путь проделала эта птица, и из какой страны прилетела.

    Ребята, а давайте поиграем в орнитологов и найдём птичек с одинаковыми колечками.

    А ещё, определим, каких птичек больше, с синими колечками, или красными и на сколько.

    Игра на развитие внимания «Колечко для птички»

    ____________________________________

    Некоторые птицы улетают не далеко, где чуть-чуть потеплее и есть корм.

    А некоторые улетают на большие расстояния. Давайте поиграем с вами в интересную игру!

    Игра «Птица летит на зимовку»

    ___________________________________

    А теперь я предлагаю заняться творчеством, и

    сделать поделку, которую мы назовём «Аисты возвращаются домой».

    С Уважением.
    Елена Медведева.

    Цели:

    1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
    2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
    3. Упражнять детей:
    - в образовании сложных прилагательных;
    - в составлении сложноподчиненных предложений.
    4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

    Оборудование:

    Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

    Предварительная работа:

    Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

    Ход занятия:

    1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

    Скучная картина!
    Тучи без конца,
    Дождик так и льется,
    Лужи у крыльца,

    Чахлая рябина
    Мокнет под окном;
    Смотрит деревушка
    Сереньким пятном.

    Что ты рано в гости,
    Осень, к нам пришла?
    Еще просит сердце
    Света и тепла.

    Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

    Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
    - А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
    - Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
    - Отгадайте, пожалуйста, загадки:

    1. Эта птица никогда
    Для птенцов не вьет гнезда.
    /Кукушка/

    Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

    2. Под крышей я леплю гнездо
    Из комочков глины.
    Для птенчиков стелю на дно
    Пуховую перину.
    /Ласточка/ /включается аудиозапись/

    3. Это старый наш знакомый:
    Он живет на крыше дома -
    Длинноногий, длинноносый,
    Длинношеий, безголосый.
    Он летает на охоту
    за лягушками к болоту.
    /Аист/ /аудиозапись/

    Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
    Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
    - Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
    - У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
    - Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
    - А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
    Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

    Физминутка «Птицы»

    /загибаются пальцы обеих рук/

    Пой–ка, подпевай-ка,
    Десять птичек – стайка,
    Эта птичка – воробей,
    Эта птичка – совушка,
    Сонная головушка.
    Эта птичка – свиристель,
    Эта птичка – коростель,
    Эта птичка – скворушка,
    Серенькое перышко.
    Эта – зяблик,
    Эта – стриж,
    Эта – развеселый чиж.
    Ну а эта – злой орлан,
    Птички, птички, по домам.
    /руки за спину/

    Упражнение «Отгадай и присядь»

    Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

    Упражнение «Скажи одним словом»

    Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

    У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
    У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
    У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
    Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
    У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
    У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

    Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

    Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
    Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
    Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
    Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
    Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

    Анализ занятия:

    Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
    - О каких новых перелетных птицах вы узнали?
    - Что интересного мы узнали о кукушке?
    - Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
    - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
    Самым активным ребятам я даю призы.

    Конспект ООД, старшая группа "Перелетные птицы"

    Жаркова Галина Анатольевна, воспитатель МБУ детский сад №138 «Дубравушка» г.о. Тольятти

    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы.

    Цели: формирование представлений у детей о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д) .

    1. Расширить представления у детей о разнообразии птиц.
    2. Формировать умения делить перелетных и зимующих птицах на основе их связи между характером корма и способом его добывания.
    3. Активизироватьсловарь (зерноядные,насекомоядные, перелетные, водоплавующие, размножение) .
    4. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.

    Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; жетоны для игры, магнитная доска, проектор, ноутбук, экран.

    1. Организационный момент.

    Листья с веток опадают.
    Лить дожди не устают.
    Улетают птичьи стаи,
    Направляются на юг.

    Но остался сизый голубь
    Зимовать на ветках голых. (Е. Благинина.)

    Какие птицы улетают в теплые страны? (перелетные)

    2. Беседа о перелетных птицах.

    На экране появляются иллюстрации с изображением птиц.

    Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (ответы детей)

    Почему птиц называют перелетными?

    Каких перелетных птиц вы знаете?

    Почему улетают птицы?

    Какие птицы нашего края первыми улетают в теплые края?

    Оказывается, еще в августе воздух около земли теплый, а чем выше, тем холоднее. Стрижи летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых - они и улетают. Улетают самыми первыми. За ними ласточки, а позже улетают скворцы.

    Какие птицы улетают последними, как вы думаете почему?

    (Утки и гуси, потому что водоемы замерзают постепенно.)

    3. Д / И «У кого кто или один много»

    Сейчас мы разделимся на две команды. На экране будут появляться картинку с изображением птицы. Одна команда будет называть одного птенца, а вторая – много птенцов.

    У журавля - журавленок – журавлята
    У скворца – скворчонок –скворчата
    У лебедя – лебеденок- лебедята
    У грача – грачонок – грачата

    У утки - утенок – утята
    У аиста - аистенок – аистята
    У гуся – гусенок – гусята

    4. Физкультминутка:

    Насекомые пропали
    Птицы в лесу заскучали. (Взмахи руками)
    Стали думать и гадать,
    Как беды им избежать? (Пальцы рук к вискам головы,

    Покачивание головы вправо-влево)
    Вместе собрались,
    Стаей назвались. (Дети встают в круг,
    Взявшись за руки.)

    Дружно взлетели,
    На юг полетели. (Поворачивают направо, машут руками,
    бегут по кругу.)
    Вот и южные края,

    Долетели мы друзья! (Поворачивают налево, летят дальше.)
    Вы устали, отдохните.
    Насекомых поищите. (Садятся на свои места.)

    5. Отгадывание загадок о птицах.

    После отгадки на экране появляются изображения птиц.

    Все ли птицы улетают в теплые края?

    Какие птицы остаются в нашем городе?

    Какие птицы живут в вашем дворе? (ответы детей)

    Как мы называем птиц которые остались зимовать? (зимующие)

    Отгадайте загадки о птицах.

    Дети отгадывают и называют зимующая или перелетная это птица.

    Нос у него белый,
    Сам он черный,
    Очень проворный,
    Друг садов и полей.
    Поедает червей.

    (Грач.)

    Прилетает к нам с теплом
    Путь, проделав длинный.
    Лепит домик под окном
    Из травы и глины.

    (Ласточка.)

    Маленькая, юркая, проворная,
    Трясет длинным тонким хвостиком.

    (Трясогузка.)

    Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Черненькая шапочка
    И полоска шарфика.

    (Синичка.)

    Красногрудый, чернокрылый,
    Любит зернышки клевать,
    С первым снегом на рябине
    Он появится опять.

    (Снегирь.)

    Вот птичка так птичка,
    Не дрозд, не синичка,
    Не лебедь не утка
    И не козодой.

    Но эта вот птичка
    Хоть и невеличка,
    Выводит птенцов
    Только лютой зимой.

    (Клест.)

    6. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

    Правила игры: Воспитатель прикрепляет на магнитную доску 5-6 изображений перелетных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц.

    Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым дает правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

    Например: на юг улетел журавль.

    Выигрывает тот, у кого больше жетонов.

    7. Пальчиковая гимнастика. «Десять птичек - стайка»

    Пой-ка, подпевай-ка:
    10 птичек – стайка.
    Эта птичка – соловей,
    Эта птичка – воробей,

    Эта птичка – Совушка,
    Сонная головушка.
    Эта птичка свиристель,
    Эта птичка – коростель,

    Эта птичка – скворушка,
    Серенькое перышко.
    Это зяблик, это- стриж,
    Это развеселый чиж.

    Ну, а это злой орлан.
    Птички, птички по домам!

    (И. Токмакова.)

    8. Рефлексия.

    О каких птицах мы беседовали?

    Что нового вы узнали о перелетных птицах?

    В какие игры играли?

    Что понравилось? (Ответы детей)

    Литература

    1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -352 с.
    2. Николаева С.Н. «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
    3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. -М.: Академия, 2009