Войти
Особенности ведения бизнеса в России
  • Какой металл был освоен первым
  • Правила работы с микроскопом
  • Правила делегирования в менеджменте
  • Архив библиотечных выставок
  • 113 трудового кодекса российской федерации
  • Что такое окдп 2. Коды окпд2 продукции. Какая информация содержится в кодах
  • Лексическая тема профессии. Домашнее задание «Профессии

    Лексическая тема профессии. Домашнее задание «Профессии

    Речевой материал

    Лексическая тема «Профессии»

    Профессии.

    Имя существительное: врач, учитель, воспитатель, повар, портной, парикмахер, продавец, садовник, летчик, шофер, артист, сапожник, строитель, рабочий, спортсмен, почтальон, пожарный, ткач, пастух, трубочист.

    Прилагательные: строительный, рабочий, садовый, сапожный, столярный, спортивный, рыболовный, врачебный, учительский, водительский, пожарный, пастущий, детективный, директорский, парикмахерский, художественный, юридический.

    Глаголы: работать, строить, учить, воспитывать, разводить, шить, готовить, чинить.

    Формирование грамматического строя речи.

    • Усвоение некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа.

    Врач- врачи

    Воспитатель - воспитатели

    Продавец- продавцы

    Садовник- садовники

    Летчик- летчики

    Водитель- водители

    Сапожник- сапожники

    Строитель- строители

    Пожарный- пожарные

    Ткач- ткачи

    Пастух- пастухи

    Артист- артисты

    Спортсмен- спортсмены

    Трубочист- трубочисты

    Тракторист- трактористы

    Портной- портные

    Рабочий- рабочие

    Военный- военные

    Учитель- учителя

    Повар- повара

    • Образование имени существительного женского рода от существительного мужского рода.

    Повар- повариха

    Портной- портниха

    Ткач- ткачиха

    Продавец- продавщица

    Воспитатель- воспитательница

    Учитель- учительница

    Садовник- садовница

    Певец- певица

    Художник- художница

    Писатель- писательница

    Летчик- летчица

    Журналист- журналистка

    Официант- официантка

    Спортсмен- спортсменка

    Актер (артист)- актриса (артистка)

    Санитар- санитарка

    Пастух- пастушка

    Парикмахер- парикмахерша

    • Практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к профессиям.

    У строителя инструмент (какой?)- строительный

    У рабочего инструмент- рабочий

    У садовника инструмент- садовый

    У столяра инструмент- столярный

    У спортсмена- инструмент- спортивный

    У рыболова снасти- спортивный

    У врача кабинет- врачебный

    У директора кабинет- директорский

    У учителя кабинет- учительский

    У водителя права- водительские

    У пожарных машина- пожарная

    У пастуха рожок- пастуший

    У детектива агентство- детективное

    У парикмахера ножницы- парикмахерские

    У художника выставка- художественная

    У юриста образование- юридическое

    У летчика поле- летное

    • Усвоение некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными и глаголами единственного и множественного числа.

    Врач лечит- врачи лечат

    Воспитатель воспитывает- воспитатели воспитывают

    Продавец продает- продавцы продают

    Садовник сажает- садовники сажают

    Водитель водит- водители водят

    Строитель строит- строители строят

    Пожарный тушит- пожарные тушат

    Ткач ткет- ткачи ткут

    Пастух пасет- пастухи пасут

    Портной шьет- портные шьют

    Рабочий работает- рабочие работают

    Учитель учит- учителя учат

    Повар варит- повара варят

    • Усвоение некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа в сочетании с глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.

    Врач лечит- врачи лечили

    Садовник сажает- садовники сажали

    Летчик летает- летчики летают

    Водитель водит- водители водили

    Сапожник чинит- сапожники чинили

    Строитель строит- строители строили

    Пожарный тушит- пожарные тушили

    Ткач ткет- ткачи ткали

    Пастух пасет- пастухи пасли

    Артист выступает- артисты выступали

    Певец поет- певцы пели

    Спортсмен тренируется- спортсмены тренируются

    Тракторист пашет- трактористы пашут

    Трубочист чистит- трубочисты чистят

    Экскаваторщик работает- экскаваторщики работают

    Портной шьет- портные шьют

    Рабочий работает- рабочие работали

    Военный воюет- военные воевали

    Учитель учит- учителя учат

    Повар варит- повара варят

    Сторож сторожит- сторожа сторожат

    • Усвоение некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными мужского и женского рода в сочетании с глаголами прошедшего времени

    Учитель учил- учительница учила

    Воспитатель воспитывал- воспитательница воспитывала

    Певец пел- певица пела

    Писатель писал- писательница писала

    Продавец продавал- продавщица продавала

    Садовник сажал (цветы)- садовница сажала (цветы)

    Летчик летал (на самолете)- летчица летала (на самолете)

    Художник рисовал- художница рисовала

    Повар варил (суп)- повариха варила (суп)

    Портной шил- портниха шила

    Ткач ткал- ткачиха ткала

    Артист выступал (на сцене)- артистка выступала (на сцене)

    Журналист писал (статью)- журналистка писала (статью)

    Официант накрывал (на стол)- официантка накрывала (на стол)

    Санитар работал- санитарка работала

    Спортсмен тренировался- спортсменка тренировалась

    Пастух пас (стадо)- пастушка пасла (стадо)

    Парикмахер сделал (прическу)- парикмахерша сделала (прическу)

    • Усвоение навыка согласования числительных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа.

    Учитель

    Врач

    Воспитатель

    Строитель

    Ткач

    Повар

    Парикмахер

    Садовник

    Летчик

    Артист

    Сапожник

    Спортсмен

    Художник

    Журналист

    Пастух

    Продавец

    Учителя

    Врача

    Воспитателя

    Строителя

    Ткача

    Повара

    Парикмахера

    Садовника

    Летчика

    Артиста

    Сапожника

    Спортсмена

    Художника

    Журналиста

    Пастуха

    Продавца

    Учителей

    Врачей

    Воспитателей

    Строителей

    Ткачей

    Поваров

    Парикмахеров

    Садовников

    Летчиков

    Артистов

    Сапожников

    Спортсменов

    Художников

    Журналистов

    Пастухов

    Продавцов

    • Употребление простых предлогов «на» «в» в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

    Моряк- корабль-

    Моряк служит на корабле.

    Строитель-стройка-

    Строитель работает на стройке.

    Артист- сцена-

    Артист выступает на сцене.

    Повар- кухня-

    Повар готовит на кухне.

    Летчик- самолет-

    Летчик летает на самолете.

    Официант- стол-

    Официант накрывает на стол.

    Врач- больница-

    Врач лечит в больнице.

    Учитель- школа-

    Учитель учит в школе.

    Продавец- магазин-

    Продавец продает в магазине.

    Садовник- сад-

    Садовник работает в саду.

    Спортсмен- спортзал-

    Спортсмен тренируется в спортзале.

    Парикмахер- парикмахерская-

    Парикмахер работает в парикмахерской.

    Офицер- армия-

    Офицер служит в армии.

    • Согласование глаголов настоящего времени с существительными а роде.

    Игра «Что я сделал не скажу лучше я вам покажу».

    Ход игры: Перед играющими лежат предметы (инструменты по профессиям). Дети по очереди берут какой-нибудь предмет и выполняют с ним действия. Остальные дети описывают действия показывающего ребенка и узнают профессию которую он изображает. Например: «Вова пишет книгу. Он писатель». «Женя стрижет волосы. Она парикмахер». «Саша шьет иглой. Она портниха». Ваня солит суп. Он повар». Коля слушает фонендоскопом. Он врач». «Катя принесла письмо. Она почтальон». «Даша рисует картину. Она художник».

    Игра «Угадай мою профессию».

    Ребенок выбирает на столе у педагога реальные предметы игрушки или предметные картинки относящиеся к определенным профессиям и говорит: «Я взял нож доску половник. Какая у меня профессия?». Дети должны угадать о какой профессии идет речь и назвать действия которые выполняет человек этой профессии. («Эта профессия- повар. Повар готовит еду»).

    Игра «Отгадай профессию».

    Ребенок загадывает профессию дети задают ему вопросы:

    Какие инструменты необходимы для этой профессии?

    Нужна ли специальная одежда для этой профессии? Какая?

    С кем (или с чем) работает человек этой профессии?

    Чем занимаются люди этой профессии?

    Формирование и расширение

    Лексической стороны речи.

    • Уточнение глагольного словаря дифференциация сходных действий.

    Шьет- вяжет- вышивает

    Строит- чинит- ремонтирует

    Поливает- наливает- выливает

    • Словообразование (сложные слова).

    (проговаривать хором и индивидуально )

    Рыбу ловит- рыболов

    Пчел разводит- пчеловод

    Землю копает- землекоп

    Трубы чистит- трубочист

    Лес рубит- лесоруб

    Сад разводит- садовод

    Цветы разводит- цветовод

    Пожар тушит- пожарный

    Детей учит- учитель

    Детей воспитывает- воспитатель

    На тракторе работает- тракторист

    На экскаваторе работает- экскаваторщик

    Ткань ткет- ткач (ткачиха)

    Сапоги шьет- сапожник

    Продает- продавец

    Работает- рабочий

    Строит- строитель

    Стада пасет- пастух

    • Автоматизация звука (Р) во фразах.

    Рабочий работает.

    Рыбак рыбачит.

    Продавец продает.

    Сторож сторожит.

    Фотограф фотографирует.

    Сварщик сваривает.

    Рассказчик рассказывает.

    Нормировщик нормирует.

    Странник странствует.

    Уборщица убирает.

    • Образование и употребление родственных слов.

    Строитель- стройка строительство строить строительный постройка застройка выстроенный.

    Садовник- сад садовница садик садочек, полисадник, полисадничек, садовый, посадочный (материал).

    Учитель - учительница, ученик, учеба, учительский, учить, учебный, учебник, заучивать.

    Летчик- летчица, летать, полет, взлет, самолет, летающий, полететь, улететь, прилететь, вылететь, летчик.

    Развитие лексико- синтаксического анализа.

    Цель: закрепление навыка построения предложений.

    Игра «Регулировщики».

    Детям предлагается стать регулировщиками. Но регулировать они будут не уличное движение, а речь ведущего. Слушая произносимые вслух предложения, они должны будут поднимать сигналы- точки- в том месте, где предложения заканчиваются. Ведущий обязан остановиться тогда, когда дети поднимут сигнал. Если они ошиблись, ведущий указывает им на ошибку, демонстрируя тот фрагмент предложения, который дети приняли за целое. Таким образом, усваивается понимание того, что предложение выражает законченную мысль. Текст читается два раза. Первый раз дети прослушивают. На второй- выполняют задание.

    Текст для игры.

    В детский сад пришли два новичка- Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спросил Колю:

    Где работает твоя мама?

    А разве ты не догадался? – удивился Коля. – Она же так пахнет лекарствами. Моя мама- врач. Заболеет человек- мама вылечит. А твоя мама, где работает?

    А ты не знаешь?- сказал Толя. – Она же так пахнет хлебом. Моя мама пекарь. Она кормит людей. Без хлеба не мог бы жить никто.

    И врач?- спросил Коля.

    И врач- ответил Толя.

    Новые туфли .

    Папа подарил Светлане новые туфли. Света была рада. Она пошла в них в школу. Света берегла туфли. Она знала- туфли делали много мастеров.

    Один мастер кроил туфли из кожи. Другие пришивали подошвы, прибивали каблуки.

    Мастерам помогали машины.

    Кузнецы.

    В нашем селе большая новая кузница. Она расположена в конце улицы.

    В кузнице целый день работают кузнецы. У кузнецов много разных дел.

    Они готовят машины и прицепы для работы в поле, куют цепи, подковы для коней .

    Развитие связной речи.

    1. Составление описательного рассказа по схеме.
    2. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
    3. Рассказывание по картинке (Козырева с.144 «Фотограф»).
    4. Обучение составлению рассказов- описаний с элементами рассуждения (игра «Как ты узнал?», «Кто кем хочет быть?»).
    • Составление описательного рассказа (по схеме)

    Игра «Писатель»: Ребенку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал рассказ о какой- либо профессии. Один ребенок выходит под аплодисменты друзей и рассказывает свою «придумку».

    Игра «Самый главный»: Педагог раздает детям предметные картинки и представители разных профессий, кто из них самый главный. Дети описывают предмет, изображенный на картинке, по схеме от первого лица и заканчивают свой рассказ словами: «Я самый главный». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужны и полезны.

    Игра «Загадки»: Один ребенок загадывает профессию и описывает ее, а остальные дети отгадывают, о ком он говорит. Ребенок, который угадал название профессии, составляет следующий описательный рассказ.

    • Составление рассказов- описаний с элементами рассуждения.

    Игра «как ты узнал»?

    Цель: Учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

    Ход игры. Перед детьми раскладывают карты, на которых нарисованы представители разных профессий. Эти карты раздают игрокам. Дети рассматривают картинки, а затем по очереди рассказывают, почему они решили, что перед ними именно эта профессия. Объясняют, выбирая только существительные признаки.

    Игра «Кто кем хочет быть».

    Ход игры. Игроки по очереди выбирают себе одну или несколько картинок с любимыми профессиями и рассказывают о них. Вместе с ведущим они выясняют, какими способностями и чертами характера должен обладать человек данной профессии.


    Новая лексика

    Существительные:

    строитель, каменщик, маляр, учитель, продавец, плотник, стекольщик, архитектор, воспитатель, повар, врач,

    медсестра. Названия инструментов, связанных с данными профессиями (см. тема « Инструменты »).

    Глаголы:

    поднимать, класть, управлять, красить, собирать, строить, чинить, лечить, учить.

    Прилагательные:

    высокий, низкий, красивый, блочный, кирпичный, де вянный, городской, внимательный, строгий, умный, умел

    Наречия:

    красиво, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро, лов

    Игра «Кто самый внимательный?»

    Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Профессии».

    ХОД игры : воспитатель читает детям стихотворение, затем просит их постараться вспомнить, названия каких профессий

    встречаются в стихотворении, какие ещё профессии они знают.

    Я ДОМА НЕ ЛЮБЛЮ СИДЕТЬ

    Я дома не люблю сидеть,

    Мне нравится ходить.

    Люблю ходить, люблю глядеть,

    Друзей с собой водить.

    Люблю глядеть на облака,

    На солнечный восход;

    На то, как гулкая река

    Разламывает лёд.

    На то, как мастерит столяр

    Стол, стул иль табурет,

    И красит комнаты маляр

    В любой весёлый цвет.

    Как дворник убирает двор -

    Сгребает в кучу снег,

    И как танцует полотёр -

    Весёлый человек .

    Как в бурю , в зной или в мороз ,

    Под ветра острый свист

    Ведёт тяжёлый паровоз

    Бесстрашный машинист.

    Я дома не люблю сидеть,

    Нет, не люблю сидеть.

    Мне нравится на мир глядеть,

    На солнечный глядеть!

    Е. Благинина

    Игра «Стихи-небылицы»

    Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

    стихотворение и найти в нём ошибки.

    Ловко дом возвёл учитель,

    Пишет музыку певец,

    Шьёт одежду продавец.

    С. Чешева

    Игра «Угадай, кем я хочу быть?»

    Цели: развивать слуховое внимание, мышление, связную речь, актуализировать словарный запас по темам «Профессии»,

    «Инструменты».

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям подумать, кем они хотели бы быть, описать свою профессию так, чтобы другие дета

    отгадали.

    Например:

    Ребёнок: Мне нужны такие инструменты: ножницы, расчёска , бритва , фен .

    Остальные дети: Ты хочешь быть парикмахером.

    Игра «Кто чем управляет»

    Цель: закреплять умение употреблять существительное в форме творительного падежа.

    Ход игры. Воспитатель выставляет на панно картинки с изображением транспорта и предлагает сказать, кто каким

    транспортом управляет.

    (Водитель) ... управляет автобусом.

    (Шофёр) ... управляет грузовиком.

    (Машинист) ... управляет поездом.

    (Вертолётчик) ... управляет вертолётом.

    (Лётчик) ... управляет самолётом.

    (Капитан) ... управляет кораблём.

    (Мотоциклист) ... управляет мотоциклом.

    (Велосипедист) ... управляет велосипедом.

    (Космонавт) ... управляет ракетой.

    Игра «Кто чем занимается?»

    Цели: развивать грамматический строй речи, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.

    Например:

    Врач (что делает?) лечит людей.

    Учитель... Повар...

    Пожарный... Портниха...

    Дворник... Почтальон...

    Продавец... Художник...

    Воспитатель... Парикмахер...

    Игра «Объясняй-ка»

    Цели: развивать грамматический строй речи, словообразование: учить пониманию и толкованию сложных слов.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям объяснить, из каких слов получились названия профессий.

    Слова: рыболов, лесоруб, дровосек, зверовод, коневод, овощевод, садовод и т. д.

    Игра «Кому что нужно?»

    Цели: развивать слуховое внимание, формировать грамматический строй речи, учить употреблению дательного

    падежа существительных, образованию относительных прилагательных.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложение , найти ошибку , исправить ее , повторить

    предложение правильно.

    Кастрюля нужна... повар {повару).

    Пила нужна... плотник (плотнику).

    Станок нужен... токарь (токарю).

    Мука нужна... пекарь (пекарю).

    Кисти нужны... художник (художнику).

    Топор нужен... лесоруб (лесорубу).

    Ножницы нужны... портной (портному).

    Молоток нужен... сапожник (сапожнику).

    Игра «Рассыпанные слоги»

    Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и зрительную память, активизировать словарный

    запас по теме «Профессии».

    Ход игры . Воспитатель предлагает детям «починить» слова, которые рассыпались. На ковролинографе - слоги: ТОР - ПО -

    ПА - ЖЕ - РИК - МА - ДОВ - НИК - СА - ДОЖ - ХУ - НИК -

    ИН - ХЕР - НЕР - ДОК - ВАР. Дети составляют из них слова.

    Слова: художник, парикмахер, доктор, садовник, инженер, повар.

    Игра «Назови звуки»

    Цели : совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый и последний звуки в слове.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый и последний звуки в словах - названиях профессий.

    Слова: повар, врач, инженер, плотник, машинист, столяр, каменщик, художник, маляр, архитектор.

    Игра «Кем быть?»

    Цели: развивать связную речь, учить связному монологическому высказыванию, активизировать словарь детей

    по теме «Профессии».

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить рассказ.

    Однажды в детском саду дети мечтали о том, кем они будут, когда станут взрослыми. Петя сказал:

    Я хочу лечить людей. Я буду (кем?)... .

    А я, - сказала Юля, - когда вырасту, стану воспитывать маленьких детей. Я буду (кем?)... .

    Это что! - ответил Вася. - Вот я скоро стану людей из огня спасать, с пожаром бороться. Я буду (кем?)... . .

    Подумаешь, пожарный! - засмеялась Катя. - Я вот картины писать начну. Я стану (кем?)... .

    Самый маленький мальчик Олег посмотрел на ребят и тихо сказал:

    А я буду готовить для вас еду. Я стану (кем?)...

    С. Чешева

    Текст для пересказа

    ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ

    Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всём разговаривали.

    Спросил как-то дедушка внука:

    А для чего, Петенька, людям руки нужны?

    Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

    А ещё для чего? - спросил дед.

    Чтобы ложку держать.

    А ещё?

    Чтобы кошку гладить.

    А ещё?

    Чтобы камешки в речку бросать...

    Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он маленький был и по своим рукам обо всех других

    судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь свет держится.

    Е. Пермяк Вопросы:

    О чём дедушка спросил Петю? Что отвечал Петя?

    Почему Петя отвечал так? Для чего же человеку

    больше всего руки нужны?

    Текст для пересказа

    ДВА ПЛУГА

    Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга.

    Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу, а другой долго и совершенно бесполезно лежал,

    провалялся в лавке купца.

    Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как

    серебро, и был даже ещё лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без

    всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

    Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

    От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это

    время ты пролежал на боку, ничего не делая.

    К . Ушинский

    Вопросы :

    Как и где были сделаны два плуга?

    К кому попал один плуг и, что случилось с другим?

    Как выглядели оба плуга, когда встретились снова?

    О чём говорили два плуга?

    Новая лексика

    Существительные:

    строитель, каменщик, маляр, учитель, продавец, плотник, стекольщик, архитектор, воспитатель, повар, врач, медсестра и др. Названия инструментов, связанных с данными профессиями.

    Глаголы: поднимать, класть, управлять, красить, собирать, строить, чинить, лечить, учить.

    Прилагательные: высокий, низкий, красивый, блочный, кирпичный, деревянный, городской, внимательный, строгий, умный, умелый.

    Наречия: красиво, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро, ловко.

    Игра «Кто самый внимательный?»

    Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Профессии».

    ХОД игры:

    прочтите стихотворение, затем спросите о том, названия каких профессий встречаются в стихотворении, какие ещё профессии они знают.

    Я ДОМА НЕ ЛЮБЛЮ СИДЕТЬ

    Я дома не люблю сидеть,

    Мне нравится ходить.

    Люблю ходить, люблю глядеть,

    Друзей с собой водить.

    Люблю глядеть на облака,

    На солнечный восход;

    На то, как гулкая река

    Разламывает лёд.

    На то, как мастерит столяр

    Стол, стул иль табурет,

    И красит комнаты маляр

    В любой весёлый цвет.

    Как дворник убирает двор —

    Сгребает в кучу снег,

    И как танцует полотёр —

    Весёлый человек.

    Как в бурю, в зной или в мороз,

    Под ветра острый свист

    Ведёт тяжёлый паровоз

    Бесстрашный машинист.

    Я дома не люблю сидеть,

    Нет, не люблю сидеть.

    Мне нравится на мир глядеть,

    На солнечный глядеть!

    Е. Благинина

    Игра «Стихи-небылицы»

    Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

    Ход игры. Найти в стихотворении ошибки.

    Ловко дом возвёл учитель,

    Пишет музыку певец,

    Шьёт одежду продавец.

    С. Чешева

    Игра «Угадай, кем я хочу быть?»

    Цели: развивать слуховое внимание, мышление, связную речь, актуализировать словарный запас по темам «Профессии»

    Ход игры. Предложить детям подумать, кем они хотели бы быть, описать свою профессию так, чтобы вы

    отгадали.

    Например:

    Ребёнок: Мне нужны такие инструменты: ножницы, расчёска, бритва, фен.

    Ответ: Ты хочешь быть парикмахером.

    Игра «Кто чем занимается?»

    Цели: развивать грамматический строй речи, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

    Ход игры. Предложить ребенку ответить на вопросы.

    Например:

    Врач (что делает?) лечит людей.

    Учитель... Повар...

    Пожарный... Портниха...

    Дворник... Почтальон...

    Продавец... Художник...

    Воспитатель... Парикмахер...

    Игра «Объясняй-ка»

    Цели: развивать грамматический строй речи, словообразование: учить пониманию и толкованию сложных слов.

    Ход игры. Предложить ребенку объяснить, из каких слов получились названия профессий.

    Слова: рыболов, лесоруб, дровосек, зверовод, коневод, овощевод, садовод и т. д.

    Игра «Кому что нужно?»

    Цели: развивать слуховое внимание, формировать грамматический строй речи, учить употреблению дательного

    падежа существительных, образованию относительных прилагательных.

    Ход игры. Прослушать предложение, найти ошибку, исправить ее, повторить

    предложение правильно.

    Кастрюля нужна... повар {повару).

    Пила нужна... плотник (плотнику).

    Станок нужен... токарь (токарю).

    Мука нужна... пекарь (пекарю).

    Кисти нужны... художник (художнику).

    Топор нужен... лесоруб (лесорубу).

    Ножницы нужны... портной (портному).

    Молоток нужен... сапожник (сапожнику).

    Игра «Назови звуки»

    Цели: совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый и последний звуки в слове.

    Ход игры. Предложить ребенку назвать первый звук в словах — названиях профессий.

    Слова: повар, врач, инженер, плотник, машинист, столяр, каменщик, художник, маляр, архитектор.

    Игра «Кем быть?»

    Цели: развивать связную речь, учить связному монологическому высказыванию, активизировать словарь детей по теме «Профессии».

    Ход игры. Предложить ребенку дополнить рассказ.

    Однажды в детском саду дети мечтали о том, кем они будут, когда станут взрослыми. Петя сказал:

    —Я хочу лечить людей. Я буду (кем?)... .

    —А я, — сказала Юля, — когда вырасту, стану воспитывать маленьких детей. Я буду (кем?)... .

    —Это что! — ответил Вася. — Вот я скоро стану людей из огня спасать, с пожаром бороться. Я буду (кем?)... . .

    —Подумаешь, пожарный! — засмеялась Катя. — Я вот картины писать начну. Я стану (кем?)... .

    Самый маленький мальчик Олег посмотрел на ребят и тихо сказал:

    —А я буду готовить для вас еду. Я стану (кем?)...

    С. Чешева

    Текст для пересказа

    ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ

    Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всём разговаривали.

    Спросил как-то дедушка внука:

    —А для чего, Петенька, людям руки нужны?

    —Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.

    —А ещё для чего? — спросил дед.

    —Чтобы ложку держать.

    —Чтобы кошку гладить.

    —Чтобы камешки в речку бросать...

    Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он маленький был и по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь свет держится.

    Е. Пермяк Вопросы:

    О чём дедушка спросил Петю? Что отвечал Петя?

    Почему Петя отвечал так? Для чего же человеку

    больше всего руки нужны?

    Новая лексика

    Существительные:

    строитель, каменщик, маляр, учитель, продавец, плотник, стекольщик, архитектор, воспитатель, повар, врач,

    медсестра. Названия инструментов, связанных с данными профессиями (см. тема « Инструменты »).

    Глаголы:

    поднимать, класть, управлять, красить, собирать, строить, чинить, лечить, учить.

    Прилагательные:

    высокий, низкий, красивый, блочный, кирпичный, де вянный, городской, внимательный, строгий, умный, умел

    Наречия:

    красиво, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро, лов

    Игра «Кто самый внимательный?»

    Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Профессии».

    ХОД игры : воспитатель читает детям стихотворение, затем просит их постараться вспомнить, названия каких профессий

    встречаются в стихотворении, какие ещё профессии они знают.

    Я ДОМА НЕ ЛЮБЛЮ СИДЕТЬ

    Я дома не люблю сидеть,

    Мне нравится ходить.

    Люблю ходить, люблю глядеть,

    Друзей с собой водить.

    Люблю глядеть на облака,

    На солнечный восход;

    На то, как гулкая река

    Разламывает лёд.

    На то, как мастерит столяр

    Стол, стул иль табурет,

    И красит комнаты маляр

    В любой весёлый цвет.

    Как дворник убирает двор -

    Сгребает в кучу снег,

    И как танцует полотёр -

    Весёлый человек .

    Как в бурю , в зной или в мороз ,

    Под ветра острый свист

    Ведёт тяжёлый паровоз

    Бесстрашный машинист.

    Я дома не люблю сидеть,

    Нет, не люблю сидеть.

    Мне нравится на мир глядеть,

    На солнечный глядеть!

    Е. Благинина

    Игра «Стихи-небылицы»

    Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

    стихотворение и найти в нём ошибки.

    Ловко дом возвёл учитель,

    Пишет музыку певец,

    Шьёт одежду продавец.

    С. Чешева

    Игра «Угадай, кем я хочу быть?»

    Цели: развивать слуховое внимание, мышление, связную речь, актуализировать словарный запас по темам «Профессии»,

    «Инструменты».

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям подумать, кем они хотели бы быть, описать свою профессию так, чтобы другие дета

    отгадали.

    Например:

    Ребёнок: Мне нужны такие инструменты: ножницы, расчёска , бритва , фен .

    Остальные дети: Ты хочешь быть парикмахером.

    Игра «Кто чем управляет»

    Цель: закреплять умение употреблять существительное в форме творительного падежа.

    Ход игры. Воспитатель выставляет на панно картинки с изображением транспорта и предлагает сказать, кто каким

    транспортом управляет.

    (Водитель) ... управляет автобусом.

    (Шофёр) ... управляет грузовиком.

    (Машинист) ... управляет поездом.

    (Вертолётчик) ... управляет вертолётом.

    (Лётчик) ... управляет самолётом.

    (Капитан) ... управляет кораблём.

    (Мотоциклист) ... управляет мотоциклом.

    (Велосипедист) ... управляет велосипедом.

    (Космонавт) ... управляет ракетой.

    Игра «Кто чем занимается?»

    Цели: развивать грамматический строй речи, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.

    Например:

    Врач (что делает?) лечит людей.

    Учитель... Повар...

    Пожарный... Портниха...

    Дворник... Почтальон...

    Продавец... Художник...

    Воспитатель... Парикмахер...

    Игра «Объясняй-ка»

    Цели: развивать грамматический строй речи, словообразование: учить пониманию и толкованию сложных слов.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям объяснить, из каких слов получились названия профессий.

    Слова: рыболов, лесоруб, дровосек, зверовод, коневод, овощевод, садовод и т. д.

    Игра «Кому что нужно?»

    Цели: развивать слуховое внимание, формировать грамматический строй речи, учить употреблению дательного

    падежа существительных, образованию относительных прилагательных.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложение , найти ошибку , исправить ее , повторить

    предложение правильно.

    Кастрюля нужна... повар {повару).

    Пила нужна... плотник (плотнику).

    Станок нужен... токарь (токарю).

    Мука нужна... пекарь (пекарю).

    Кисти нужны... художник (художнику).

    Топор нужен... лесоруб (лесорубу).

    Ножницы нужны... портной (портному).

    Молоток нужен... сапожник (сапожнику).

    Игра «Рассыпанные слоги»

    Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и зрительную память, активизировать словарный

    запас по теме «Профессии».

    Ход игры . Воспитатель предлагает детям «починить» слова, которые рассыпались. На ковролинографе - слоги: ТОР - ПО -

    ПА - ЖЕ - РИК - МА - ДОВ - НИК - СА - ДОЖ - ХУ - НИК -

    ИН - ХЕР - НЕР - ДОК - ВАР. Дети составляют из них слова.

    Слова: художник, парикмахер, доктор, садовник, инженер, повар.

    Игра «Назови звуки»

    Цели : совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый и последний звуки в слове.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый и последний звуки в словах - названиях профессий.

    Слова: повар, врач, инженер, плотник, машинист, столяр, каменщик, художник, маляр, архитектор.

    Игра «Кем быть?»

    Цели: развивать связную речь, учить связному монологическому высказыванию, активизировать словарь детей

    по теме «Профессии».

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить рассказ.

    Однажды в детском саду дети мечтали о том, кем они будут, когда станут взрослыми. Петя сказал:

    Я хочу лечить людей. Я буду (кем?)... .

    А я, - сказала Юля, - когда вырасту, стану воспитывать маленьких детей. Я буду (кем?)... .

    Это что! - ответил Вася. - Вот я скоро стану людей из огня спасать, с пожаром бороться. Я буду (кем?)... . .

    Подумаешь, пожарный! - засмеялась Катя. - Я вот картины писать начну. Я стану (кем?)... .

    Самый маленький мальчик Олег посмотрел на ребят и тихо сказал:

    А я буду готовить для вас еду. Я стану (кем?)...

    С. Чешева

    Текст для пересказа

    ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ

    Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всём разговаривали.

    Спросил как-то дедушка внука:

    А для чего, Петенька, людям руки нужны?

    Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

    А ещё для чего? - спросил дед.

    Чтобы ложку держать.

    А ещё?

    Чтобы кошку гладить.

    А ещё?

    Чтобы камешки в речку бросать...

    Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он маленький был и по своим рукам обо всех других

    судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь свет держится.

    Е. Пермяк Вопросы:

    О чём дедушка спросил Петю? Что отвечал Петя?

    Почему Петя отвечал так? Для чего же человеку

    больше всего руки нужны?

    Текст для пересказа

    ДВА ПЛУГА

    Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга.

    Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу, а другой долго и совершенно бесполезно лежал,

    провалялся в лавке купца.

    Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как

    серебро, и был даже ещё лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без

    всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

    Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

    От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это

    время ты пролежал на боку, ничего не делая.

    К . Ушинский

    Вопросы :

    Как и где были сделаны два плуга?

    К кому попал один плуг и, что случилось с другим?

    Как выглядели оба плуга, когда встретились снова?

    О чём говорили два плуга?

    ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
    Названия разных профессий.
    Назначение разных профессий.

    ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: врач, строитель, учитель, пожарник, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, портной, сапожник, пекарь, писатель, летчик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, сварщик, стекольщик, мастер, архитектор, тракторист, комбайнер, доярка, птичница, педиатр, стоматолог, окулист, хирург, невропатолог, медсестра.

    ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, добросовестный, дисциплинированный;

    ГЛАГОЛЫ: лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует, варит, готовит, стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, пишет, сочиняет, летает, водит, возит, выдает, принимает, продает, считает, ухаживает, выращивает, кладет, устанавливает, поднимает, управляет, красит, копает, строгает, стеклит, сваривает, сеют, сажают, копают.

    ОДИН - МНОГО.
    Учитель — учителя — учителей.
    Врач — врачи — врачей.
    Продавец — продавцы — продавцов.
    Пекарь — пекари — пекарей.
    Фотограф — фотографы — фотографов.
    Портной — портные — портных.
    Доярка — доярки — доярок.
    Почтальон — почтальоны — почтальонов.

    НАЗОВИ ПО ОБРАЗЦУ (детям от 6 лет):
    Он художник, а она — художница.
    Он учитель, а она — ... .
    Он писатель, а она — ... .
    Он проводник, а она — ... .
    Он певец, а она — ... .
    Он переводчик, а она — ... .

    КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?
    Учитель — учит читать, писать, считать.
    Пожарный — тушит пожар.
    Строитель — строит и ремонтирует дома.
    Маляр-штукатур — красит, белит, штукатурит.
    Фотограф — фотографирует.
    Повар — ... .
    Портной — ... .
    Парикмахер — ... .
    Библиотекарь — ... .
    Врач — ... .
    Писатель — ... .
    Водитель — ... .
    Тракторист — ... .
    Доярка — ... .
    Птичница — ... .

    КОМУ ЧТО НАДО ДЛЯ РАБОТЫ?
    Парикмахеру — ножницы, расческа, фен, бигуди.
    Врачу — лекарство, белый халат, градусник.
    Художнику — ... .
    Учителю — ... .
    Портному — ... .
    Маляру — ... .
    Рыболову — ... .
    Продавцу — ... .
    Садовнику — ... .
    Плотнику — ... .
    Доярке — ... .
    Трактористу — ... .

    УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ (детям от 6 лет).
    Кто носит багаж? (Носильщик.)
    Кто сваривает трубы? (Сварщик.)
    Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)
    Кто работает на кране? (Крановщик.)
    Кто укладывает кирпичи? (Каменщик.)
    Кто точит ножи? (Точильщик.)
    Кто чинит часы? (Часовщик.)
    Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)
    Кто красит стены? (Маляр.)
    Кто ухаживает за птицами? (Птичница).
    Кто сочиняет музыку? (Композитор.)
    Кто играет на рояле? (Пианист.)

    ПУТАНИЦА.
    Маляр шьет одежду.
    Водитель управляет самолетом.
    Парикмахер вяжет кофту.
    Библиотекарь разносит почту.
    Фотограф сочиняет музыку.
    Тракторист шьет одежду.

    ОПИШИ ПРОФЕССИЮ ПО ПЛАНУ:
    Название профессии.
    Какие инструменты нужны для работы по этой профессии.
    Что делает человек этой профессии.

    НАЗОВИ (детям от 6 лет):
    Детского врача — ... (педиатр).
    Зубного врача — ... (стоматолог).
    Глазного врача — ... (окулист).
    Врача, делающего операции, — ... (хирург).
    Врача, лечащего нервы, — ... (невропатолог).
    Помощник врача — ... (медицинская сестра).

    Медицинскую одежду - ...(колпак, косынка, халат, перчатки).
    Медицинские инструменты - ...(шприц, шпатель, пипетка, градусник, молоточек, пинцет).

    Что такое профессия? (Дело, работа, занятие.)
    Назовите профессии своих родителей.
    Для чего нужны профессии?
    Кем вы хотите стать, когда вырастете?
    Для чего надо учиться профессиям? Где им обучаются?

    Встаем мы очень рано, ведь наша забота —
    Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель.)

    Наведет стеклянный глаз,
    Щелкнет раз — и помним вас. (Фотограф.)

    С огнем бороться мы должны —
    С водою мы напарники.
    С нами будут не страшны
    Газы вам угарные.
    Мы очень людям всем нужны,
    Так кто же мы? — ... (Пожарные).

    Скажи-ка, кто так вкусно
    Готовит щи капустные,
    Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
    Все завтраки, обеды? (Повар.)

    ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

    В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).
    Инструмент любой у места - и рубанок, и … (стамеска).

    С огнем бороться мы должны.
    Мы смелые работники.
    C водою мы напарники.
    Мы очень людям всем нужны.
    Так кто же мы? - … (пожарники).

    Я бы летчиком-пилотом
    Непременно стать хотел,
    Я тогда на самолете
    До Москвы бы … (Долетел).

    Бежит за иголкой торопливая нить
    Я все что угодно могу себе… (сшить).

    Не трудно самой мне заштопать носок
    Карман починить, обметать… (поясок).

    В нем пудов, наверно, тыща!
    Тяжеленный… (молотище).

    Я не хвастая, скажу:
    Всех друзей омоложу!
    Идут ко мне унылые -
    С морщинками, со складками.
    Уходят очень милые -
    Веселые и гладкие.
    Значит я надежный друг,
    Электрический… (утюг).

    В мире слов разнообразных,
    Что блестят, горят и жгут
    Золотых, стальных. Алмазных
    Нет священней слова … (труд).

    В небо синее пилот поднимает… (самолет).

    Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок).

    Рубанок в руки - работа другая:
    Сучки, закорючки рубанком… (строгаем).

    Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:
    Вместо кисти он принес механический… (насос).

    Чтоб не мокли люди под дождем
    Кровельщик железом покрывает… (дом).

    Ходит кран подъемный - огромной высоты
    Подает на крышу железные… (листы).

    Летят опилки белые, летят из-под пилы:
    Это плотник делает рамы и… (полы).

    Надо хлеба нам купить иль подарок подарить -
    Сумку мы с тобой берем и на улицу идем.
    Мы проходим вдоль витрин и заходим в… (магазин).

    Ну, а в этом магазине крендель, булки на витрине,
    С отрубями хлеб лечебный. Магазин зовется… (хлебный).

    Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон).
    Семь молодцов удалых косцов косы точили, траву... (косили).

    На глазах у детворы крышу красят... (маляры).

    Доски на гору везем, будем строить новый... (дом)
    Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра).

    Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра). Баруздин С.

    Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать).

    Ир-ир-ир-мой папа...(командир).

    Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос).

    Не пила и не спала, грызла дерево... (пила).

    Шьёт, зашивает и колется колко остроносая... (иголка).