Войти
Особенности ведения бизнеса в России
  • Что такое почва и из чего она состоит?
  • Увольнение без отработки по собственному желанию
  • Американский козодой: единственная птица, которая на зиму впадает в спячку
  • Дидактические игры для формирования у детей интереса к людям разных профессий
  • Презентация к уроку русского языка "безударные падежные окончания имен существительных"
  • Календарно-сетевое планирование, учет выполнения и анализ инвестиционно-строительных проектов с помощью MS Project и PlanBridge
  • Полхов майдан. Энциклопедия технологий и методик

    Полхов майдан. Энциклопедия технологий и методик

    Полхов-Майданская роспись

    (Полхов-Майдан)

    История возникновения Полхов-Майданской росписи

    Село Полховский Майдан расположено на речке Полховка в Вознесенском районе Нижегородской области. Вокруг только лес да овраги. Именно на эти земли в 1667 году после подавления восстания под руководством Степана Разина прибыли ссыльные, высланные по легенде с Дона за участие в крестьянской войне, они и стали основателями Полховского Майдана. "Майдан" – слово старинное, означает "место собраний, сходов у казаков; станичный круг", а реку назвали "Полховка" (полыхать, гореть) потому что переселенцам приходилось расчищать берега под пашню, выжигая заросли и бурьян. Вот и получился – Полховский Майдан.

    От названия села пошло и название знаменитого промысла – полховско-майданской росписи. При росписи деревянная основа покрывается жидким картофельным крахмалом, затем металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками – розовой, красной, зелёной, жёлтой, синей. Но может применяется и свободная кистевая роспись . Яркость росписи достигается с помощью техники "лессировок" (наложение чистых красок слоями одна на другую) и сочетания контрастных цветов (красный – зелёный, жёлтый – синий и т.д.). Основные элементы – цветы (роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись чаще всего представлена сельским пейзажем с речкой, домиками, мельницей на берегу, и обязательно рисуется небо.

    Полхов-майданская роспись имеет недолгую, но довольно интересную историю развития. Возникла она в начале XX в., на базе токарного промысла, существовавшего здесь, по преданию, с конца XVIII века. Местные крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. Токарные изделия мастеров этого промысла обычно делят на два типа: Первый - это детские игрушки, матрешки, грибы, пасхальные яйца (шарики, пугачи, погремушки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки); Второй - это традиционная русская посуда и шкатулки (солонки, кубки, чаши, сахарницы, поставки, самовары, коробейки и коробочки). Все эти изделия щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. В них довольно слабо выражено утилитарное начало. Видимо, поэтому их прозвали «тарарушками» , что в народном понимании означает вещи несерьезные, для забавы.

    Народные промыслы издавна были семейным занятием. Как правило, мужчины делали заготовки - так называемое "белье", а женщины расписывали готовые изделия.

    Так вот, в каждой семье, где исстари занимались этим промыслом, утверждали, что именно их «бабушки-дедушки» первыми начали расписывать тарарушки, но ни первых игрушек, ни документов, где бы они упоминались – не было…

    Точно известно, что в 1916 г. крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич привез в село выжигательный аппарат. На игрушках стали выжигать рисунки. С выжиги в 1926 году перешли на «разделку» масляными красками. С 1933 года роспись игрушек в Полховском Майдане стала производиться уже не масляными, а спиртовыми (анилиновыми) красками. Предметы, окрашенные анилиновыми красителями, приобретали необычайную яркость, были очень эффектны.

    Пример полховцам, очевидно, подали понемногу и загорцы, и семеновцы, и мериновцы, перенес это искусство на местную почву не один человек. Кому-то приглянулись матрешки; другому удалось узнать о крахмальной подкладке и более удобных спиртовых красках; третий нарисовал цветок шиповника; четвертый добавил к нему «яблочко»; пятый взял с «пукетовых» лент набор цветов; шестой вспомнил старинные набойки и, упростив, стилизовал цветок, как делали это народные художники двести-триста лет назад.

    Сюжеты Полхов-Майданской росписи

    В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент.

    Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.

    В пейзажном мотиве чаще всего изображаются «домики» - пейзаж с домиками, церковью, мельницей на берегу речки, деревья с огромными яблоками на ветках и почти обязательная розовая заря.

    Основные приемы Полхов-Майданской росписи

    Никаких шаблонов на полхов-майданском промысле не существует. Роспись наносят свободно, в отработанной мастерицами последовательности. Перед росписью изделие проходит специальную подготовку. Прежде всего его поверхность тщательно шлифуют, а после этого грунтуют крахмальным клейстером для того, чтобы водорастворимые краски не расплывались.

    Основных красок всего четыре - синяя и зеленая , красная и желтая . Выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом).

    В окраске любого орнамента, будь то букеты, гирлянды из цветов или пейзаж, существует своя выверенная практикой очередность. Сначала на определенные участки, в том числе и на те, где будет красный или зеленый цвет, наносят самую светлую - желтую краску. Перекрывая ее ярко-красной или алой, получают интенсивный красный цвет, а накладывая сверху синюю, получают ярко-зеленый.

    Роспись матрешек:

    Лицо нарисовано условно и торопливо - смаху нанесены линии и точки глаз, прямыми росчерками обозначены брови и губы, закрученными спиральками - небрежные кудряшки волос, руки совсем не написаны, как бы спрятаны под фартук. И наряд их необычен: нет общепринятых очертаний платка со спускающимся углом сзади и завязанными под подбородком концами, нет привычных линий сарафана или юбки, спинка матрешки примерно на две трети высоты локально окрашена одним цветом - красным, алым, лазоревым или зеленым. Платок выделен другим по отношению к низу цветом, а на нем спереди в области лба нарисован трехлепестковый полуцветок - роза-дикуша. Роспись условного фартука заключена в овал, спускающийся от чуть сплюснутого лица. В овале на светло-золотистом фоне естественного цвета древесины написана веточка с крупным цветком-розой в вершине, ягодкой, листочками и мелкими цветочками - незабудками или маргаритками - по бокам.

    Бесконтурная роспись

    Сравнительно недавно на промысле Полхов-Майдана появилась бесконтурная роспись . В ней выработался своеобразный стиль.

    Легкие, с небольшим завихрением, группами расходящиеся от центра лепестки-лучи делают цветок похожим на василек. В середине цветка тычком нанесены тычинки и сердцевинка. Небольшие яблочки написаны теми же мазками-лучами, только идущими от стебля и сходящимися в замкнутый круг.

    Второй вариант написания яблока - это две дуги, идущие от стебля и сходящиеся в круг, а внутри них также от стебля, примерно до середины мотива, написаны короткие мазки того же цвета.

    Колорит бесконтурной росписи тот же - на золотистой поверхности естественного цвета древесины пишут малиновые цветы с желтой сердцевинкой и черными тычинками, малиновые яблоки и черные тонкие веточки с ярко-зелеными или голубыми перистыми листьями-травками и черными мелкими ягодками.

    Композиции бесконтурной росписи могут быть легкими с большими просветами фона и довольно плотными, в которых фона почти не видно, а вся поверхность заплетена узором, из цветов, плодов и пушистых веточек с ягодками.

    Разновидность бесконтурной росписи - роспись «под масло» или «под нитро» . Здесь по цветному - зеленому или малиновому - фону, окрашенному анилиновыми красками, пишут тушью черные цветы и пушистые ветки, а после лакировки наносят белой или какой-нибудь светлой масляной краской или нитрокраской тычками ягодки и простые соцветия. Иногда роспись полностью выполняют масляной краской или нитрокраской.

    Пейзажная роспись - «домики»

    Сначала мастерица точными движениями наносит контуры домика, ствола и оголенных ветвей деревьев, берега реки и силуэты птиц на ее белой глади. И вот получается холодный зимний пейзаж, кажется, что к этому ничего не надо добавлять, настолько убедительно в своей законченности выглядит этот графический рисунок. Но по традиции промысла рисунок должен превратиться в изображение красочного радостного летнего вечера. Мастерица берет краски, и розовыми или голубыми становятся стены домика, белые лебеди плывут по синей речке, изумрудной муравой покрывается лужок, листьями, цветами или плодами - кусты и деревья, вспыхивает алое зарево вечерней зари. Природа как бы оживает, подвластная руке художницы. И нет среди написанных за день пейзажей двух одинаковых, похожих друг на друга, в каждом изображении что-то новое, отличное от предыдущего.

    В середине 70-х годов в ассортимент изделий промысла стали вводить довольно крупные формы, что способствовало укрупнению орнамента и усложнению композиций. Большие яркие пятна цветов стали плотно заполнять центральную часть расписываемой поверхности, их окружали крупные бутоны и листья. Фона в росписи почти не было видно, все просветы между основными декоративными пятнами были заполнены мелкими цветочками и ягодками.

    Элементы и композиции Полхов-Майданской росписи


    Цветы

    Сложный цветок

    Бутоны

    Фрукты

    Ягодки

    Фрукты и ягоды

    Букеты

    Технология Полхов-Майданской росписи

    Для полхов-майданского промысла характерно изготовление и роспись в основном декоративных предметов, которые редко имеют практическое предназначение. Это изделия, имеющие декоративную функцию. Прежде всего это матрешки, а также детские игрушки, комплекты посуды, шкатулки, деревянные яйца и т.п.

    Эта роспись выполняется при помощи анилиновых красителей. Раньше на этом промысле изделия расписывались при помощи естественных красителей, которые готовились самими мастерами. Поскольку процесс приготовления этих красителей был трудоемким, им нашли замену.

    Так как анилиновые красители обладают одним недостатком - они слишком быстро выгорают на свету, для росписи нередко используют синтетические красители - основные, кислотные, прямые, которыми также расписывают ткани.

    При росписи применяют чистые яркие краски, например, синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно выполненному контуру, который наносят при помощи туши. Реже для росписи берут масляные краски или нитрокраски.

    Перед работой изделие проходит подготовку, которая сводится к грунтованию. Грунтуют его трижды с использованием клейстера из крахмала. Сначала наносят клейстер, имеющий консистенцию сметаны, после чего изделие сушат в течение 15-16 часов. Затем клейстер, уже более жидкий, наносят во второй и третий раз, отводя на сушку после каждого грунтования примерно 4 часа. После этого можно приступать к росписи.

    В процессе росписи нужно следить, чтобы пальцы как можно меньше прикасались к загрунтованной поверхности. Дело в том, что следы от прикосновений могут проступить после того, как изделие будет расписано. Для этого изделие лучше держать за дно.

    Контур росписи наносится на сухое изделие без шаблонов. Поэтому для выполнения росписи нужен опыт. Контур наносят свободно.

    Краски при росписи следует наносить в один слой, не допуская многократного движения кистью по одному и тому же месту. Для получения цвета путем наложения красок их наносят в такой последовательности: сначала изделие раскрашивают более светлыми цветами, затем - более темными. Так для получения зеленого цвета поверхность сначала покрывают желтой краской, а затем синей.

    После росписи изделие сушат в естественных условиях в течение 8-12 часов, а затем лакируют. При этом лакировка производится также, как грунтовка - при помощи рук, которые обмазывают лаком. Лучше всего лакировать изделие масляным лаком. Вместо масляного лака используют также пентафталевые лаки, которые наносят посредством распыления. Лакируют изделие дважды. После первой лакировки изделие выдерживают 12 часов, после второй - 24 часа.

    Роспись матрешки выполняется при помощи минимальных выразительных средств. Лицо матрешки рисуют очень схематично - нос изображают в виде двух точек, контур глаз и брови наносят тонкими линиями причем нижний и верхний контуры глаз по бокам не смыкаются. Губы у матрешки маленькие, по ширине не превышающие расстояние между точками ноздрей. На щеках обычно рисуют два небольших кружочка - румянец. Волосы также изображают очень схематично, в виде двух черных фрагментов, расположенных рядом с платком.

    Спинку матрешки примерно на две трети окрашивают одним цветом. Руки изображают посредством полукругов, а кисти рук часто скрывают фартуком. На фартуке или платке рисуют цветы, чаще розы, листики и ягодки.

    Для декорирования других деревянных изделий чаще всего используют розы, которые для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками. Изделия с плоскими стенками украшают пейзажными зарисовками, которые могут представлять собой пейзажи с зарей на небе или маленькими домиками. При этом характерной чертой этой росписи является изображение домиков под кустиками, например земляничными, что придает росписи непосредственность.

    Широко распространены и фигурные композиции. Они состоят из прямых и зигзагообразных линий, завитков, сцепленных в один ряд, точек. Иногда в фигурную роспись включают условные изображения листиков, ягод и цветов. Такую роспись обычно применяют при изготовлении чугунков, росписи сахарниц, пудрениц.

    Полхов-Майданская роспись

    История возникновения Полхов-Майданской росписи

    Село Полховский Майдан расположено на речке Полховка в Вознесенском районе Нижегородской области. Вокруг только лес да овраги. Именно на эти земли в 1667 году после подавления восстания под руководством Степана Разина прибыли ссыльные, высланные по легенде с Дона за участие в крестьянской войне, они и стали основателями Полховского Майдана. "Майдан" - слово старинное, означает "сборище людей", а реку назвали "Полховка" потому что всполошные (ссыльные) люди на ней поселились. Вот и получается: сборище на Полховке - Полховский Майдан.

    От названия села пошло и название знаменитого промысла - полховско-майданской росписи. При росписи деревянная основа покрывается жидким картофельным крахмалом, затем металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками - розовой, красной, зелёной, жёлтой, синей. Но может применяется и свободная кистевая роспись. Яркость росписи достигается с помощью техники "лессировок" (наложение чистых красок слоями одна на другую) и сочетания контрастных цветов (красный - зелёный, жёлтый - синий и т.д.). Основные элементы - цветы (роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись чаще всего представлена сельским пейзажем с речкой, домиками, мельницей на берегу, и обязательно рисуется небо.

    Полхов-майданская роспись имеет недолгую, но довольно интересную историю развития. Возникла она в начале XX в., на базе токарного промысла, существовавшего здесь, по преданию, с конца XVIII века. Местные крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. Токарные изделия мастеров этого промысла обычно делят на два типа: Первый - это детские игрушки, матрешки, грибы, пасхальные яйца (шарики, пугачи, погремушки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки); Второй - это традиционная русская посуда и шкатулки (солонки, кубки, чаши, сахарницы, поставки, самовары, коробейки и коробочки). Все эти изделия щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. В них довольно слабо выражено утилитарное начало. Видимо, поэтому их прозвали «тарарушками» , что в народном понимании означает вещи несерьезные, для забавы.

    Народные промыслы издавна были семейным занятием. Как правило, мужчины делали заготовки - так называемое "белье", а женщины расписывали готовые изделия.

    Так вот, в каждой семье, где исстари занимались этим промыслом, утверждали, что именно их «бабушки-дедушки» первыми начали расписывать тарарушки, но ни первых игрушек, ни документов, где бы они упоминались - не было…

    Точно известно, что в 1916 г. крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич привез в село выжигательный аппарат. На игрушках стали выжигать рисунки. С выжиги в 1926 году перешли на «разделку» масляными красками. С 1933 года роспись игрушек в Полховском Майдане стала производиться уже не масляными, а спиртовыми (анилиновыми) красками. Предметы, окрашенные анилиновыми красителями, приобретали необычайную яркость, были очень эффектны.

    Пример полховцам, очевидно, подали понемногу и загорцы, и семеновцы, и мериновцы, перенес это искусство на местную почву не один человек. Кому-то приглянулись матрешки; другому удалось узнать о крахмальной подкладке и более удобных спиртовых красках; третий нарисовал цветок шиповника; четвертый добавил к нему «яблочко»; пятый взял с «пукетовых» лент набор цветов; шестой вспомнил старинные набойки и, упростив, стилизовал цветок, как делали это народные художники двести-триста лет назад.

    Сюжеты Полхов-Майданской росписи

    В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент.

    Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.



    В пейзажном мотиве чаще всего изображаются «домики» - пейзаж с домиками, церковью, мельницей на берегу речки, деревья с огромными яблоками на ветках и почти обязательная розовая заря.



    Основные приемы Полхов-Майданской росписи

    Никаких шаблонов на полхов-майданском промысле не существует. Роспись наносят свободно, в отработанной мастерицами последовательности. Перед росписью изделие проходит специальную подготовку. Прежде всего его поверхность тщательно шлифуют, а после этого грунтуют крахмальным клейстером для того, чтобы водорастворимые краски не расплывались.

    Основных красок всего четыре - синяя и зеленая , красная и желтая . Выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом).

    В окраске любого орнамента, будь то букеты, гирлянды из цветов или пейзаж, существует своя выверенная практикой очередность. Сначала на определенные участки, в том числе и на те, где будет красный или зеленый цвет, наносят самую светлую — желтую краску. Перекрывая ее ярко-красной или алой, получают интенсивный красный цвет, а накладывая сверху синюю, получают ярко-зеленый.

    Роспись матрешек:

    Лицо нарисовано условно и торопливо — смаху нанесены линии и точки глаз, прямыми росчерками обозначены брови и губы, закрученными спиральками — небрежные кудряшки волос, руки совсем не написаны, как бы спрятаны под фартук. И наряд их необычен: нет общепринятых очертаний платка со спускающимся углом сзади и завязанными под подбородком концами, нет привычных линий сарафана или юбки, спинка матрешки примерно на две трети высоты локально окрашена одним цветом — красным, алым, лазоревым или зеленым. Платок выделен другим по отношению к низу цветом, а на нем спереди в области лба нарисован трехлепестковый полуцветок — роза-дикуша. Роспись условного фартука заключена в овал, спускающийся от чуть сплюснутого лица. В овале на светло-золотистом фоне естественного цвета древесины написана веточка с крупным цветком-розой в вершине, ягодкой, листочками и мелкими цветочками — незабудками или маргаритками — по бокам.

    Бесконтурная роспись

    Сравнительно недавно на промысле Полхов-Майдана появилась бесконтурная роспись . В ней выработался своеобразный стиль.

    Легкие, с небольшим завихрением, группами расходящиеся от центра лепестки-лучи делают цветок похожим на василек. В середине цветка тычком нанесены тычинки и сердцевинка. Небольшие яблочки написаны теми же мазками-лучами, только идущими от стебля и сходящимися в замкнутый круг.

    Второй вариант написания яблока — это две дуги, идущие от стебля и сходящиеся в круг, а внутри них также от стебля, примерно до середины мотива, написаны короткие мазки того же цвета.

    Колорит бесконтурной росписи тот же — на золотистой поверхности естественного цвета древесины пишут малиновые цветы с желтой сердцевинкой и черными тычинками, малиновые яблоки и черные тонкие веточки с ярко-зелеными или голубыми перистыми листьями-травками и черными мелкими ягодками.

    Композиции бесконтурной росписи могут быть легкими с большими просветами фона и довольно плотными, в которых фона почти не видно, а вся поверхность заплетена узором, из цветов, плодов и пушистых веточек с ягодками.

    Разновидность бесконтурной росписи — роспись «под масло» или «под нитро» . Здесь по цветному — зеленому или малиновому — фону, окрашенному анилиновыми красками, пишут тушью черные цветы и пушистые ветки, а после лакировки наносят белой или какой-нибудь светлой масляной краской или нитрокраской тычками ягодки и простые соцветия. Иногда роспись полностью выполняют масляной краской или нитрокраской.

    Пейзажная роспись — «домики»

    Сначала мастерица точными движениями наносит контуры домика, ствола и оголенных ветвей деревьев, берега реки и силуэты птиц на ее белой глади. И вот получается холодный зимний пейзаж, кажется, что к этому ничего не надо добавлять, настолько убедительно в своей законченности выглядит этот графический рисунок. Но по традиции промысла рисунок должен превратиться в изображение красочного радостного летнего вечера. Мастерица берет краски, и розовыми или голубыми становятся стены домика, белые лебеди плывут по синей речке, изумрудной муравой покрывается лужок, листьями, цветами или плодами — кусты и деревья, вспыхивает алое зарево вечерней зари. Природа как бы оживает, подвластная руке художницы. И нет среди написанных за день пейзажей двух одинаковых, похожих друг на друга, в каждом изображении что-то новое, отличное от предыдущего.

    В середине 70-х годов в ассортимент изделий промысла стали вводить довольно крупные формы, что способствовало укрупнению орнамента и усложнению композиций. Большие яркие пятна цветов стали плотно заполнять центральную часть расписываемой поверхности, их окружали крупные бутоны и листья. Фона в росписи почти не было видно, все просветы между основными декоративными пятнами были заполнены мелкими цветочками и ягодками.

    Элементы и композиции Полхов-Майданской росписи

    Технология Полхов-Майданской росписи

    Для полхов-майданского промысла характерно изготовление и роспись в основном декоративных предметов, которые редко имеют практическое предназначение. Это изделия, имеющие декоративную функцию. Прежде всего это матрешки, а также детские игрушки, комплекты посуды, шкатулки, деревянные яйца и т.п.

    Эта роспись выполняется при помощи анилиновых красителей. Раньше на этом промысле изделия расписывались при помощи естественных красителей, которые готовились самими мастерами. Поскольку процесс приготовления этих красителей был трудоемким, им нашли замену.

    Так как анилиновые красители обладают одним недостатком - они слишком быстро выгорают на свету, для росписи нередко используют синтетические красители - основные, кислотные, прямые, которыми также расписывают ткани.

    При росписи применяют чистые яркие краски, например, синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно выполненному контуру, который наносят при помощи туши. Реже для росписи берут масляные краски или нитрокраски.

    Перед работой изделие проходит подготовку, которая сводится к грунтованию. Грунтуют его трижды с использованием клейстера из крахмала. Сначала наносят клейстер, имеющий консистенцию сметаны, после чего изделие сушат в течение 15-16 часов. Затем клейстер, уже более жидкий, наносят во второй и третий раз, отводя на сушку после каждого грунтования примерно 4 часа. После этого можно приступать к росписи.

    В процессе росписи нужно следить, чтобы пальцы как можно меньше прикасались к загрунтованной поверхности. Дело в том, что следы от прикосновений могут проступить после того, как изделие будет расписано. Для этого изделие лучше держать за дно.

    Контур росписи наносится на сухое изделие без шаблонов. Поэтому для выполнения росписи нужен опыт. Контур наносят свободно.

    Краски при росписи следует наносить в один слой, не допуская многократного движения кистью по одному и тому же месту. Для получения цвета путем наложения красок их наносят в такой последовательности: сначала изделие раскрашивают более светлыми цветами, затем - более темными. Так для получения зеленого цвета поверхность сначала покрывают желтой краской, а затем синей.

    После росписи изделие сушат в естественных условиях в течение 8-12 часов, а затем лакируют. При этом лакировка производится также, как грунтовка - при помощи рук, которые обмазывают лаком. Лучше всего лакировать изделие масляным лаком. Вместо масляного лака используют также пентафталевые лаки, которые наносят посредством распыления. Лакируют изделие дважды. После первой лакировки изделие выдерживают 12 часов, после второй - 24 часа.

    Роспись матрешки выполняется при помощи минимальных выразительных средств. Лицо матрешки рисуют очень схематично - нос изображают в виде двух точек, контур глаз и брови наносят тонкими линиями причем нижний и верхний контуры глаз по бокам не смыкаются. Губы у матрешки маленькие, по ширине не превышающие расстояние между точками ноздрей. На щеках обычно рисуют два небольших кружочка - румянец. Волосы также изображают очень схематично, в виде двух черных фрагментов, расположенных рядом с платком.

    Спинку матрешки примерно на две трети окрашивают одним цветом. Руки изображают посредством полукругов, а кисти рук часто скрывают фартуком. На фартуке или платке рисуют цветы, чаще розы, листики и ягодки.

    Для декорирования других деревянных изделий чаще всего используют розы, которые для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками. Изделия с плоскими стенками украшают пейзажными зарисовками, которые могут представлять собой пейзажи с зарей на небе или маленькими домиками. При этом характерной чертой этой росписи является изображение домиков под кустиками, например земляничными, что придает росписи непосредственность.

    Широко распространены и фигурные композиции. Они состоят из прямых и зигзагообразных линий, завитков, сцепленных в один ряд, точек. Иногда в фигурную роспись включают условные изображения листиков, ягод и цветов. Такую роспись обычно применяют при изготовлении чугунков, росписи сахарниц, пудрениц.

    Культура России – это классический балет, великие композиторы и большая литература. Так, кажется, принято считать и именно так среднестатистический обыватель ответит на вопрос, чем славится русское искусство. А еще вспомнит Репина, Васнецова и Шишкина. Но даже такой краткий список требует быстрого дополнения: народное творчество определяет русскую культуру так же значительно, как и труды гениев. Полхов-Майданская роспись – одна из ярких страничек народного искусства. О том, как она сформировалась, чем прославилась и как получить собственный художественный опыт в этом направлении, читайте далее.

    История появления и развитие полхово-майданской росписи

    Село Полховский Майдан находится на Нижегородчине. В лесной, удаленной от железнодорожного сообщения местности в середине 19 местное население стало производить токарную некрашеную деревянную посуду. Интересное наблюдение сделали эксперты: ремесла, по их мнению, активно развиваются близ монастырей. А Полховский Майдан находится недалеко от знаменитого Дивеева монастыря.

    Надо сказать, что раньше монастыри не были центрами сугубо духовной жизни. Крепостные сбегали от хозяев, оседали у монастырей и получали там заказы на деревянную посуду. Можно сказать, они и работу себе находили (монастырь выступал заказчиком), и защиту в лице настоятелей.

    Но история возникновения именно полхово-майданской росписи по-настоящему начинается лишь в 20 столетии. В 20-е годы промысел поджидал кризис. Власть перешла к Советам, мастеров-токарей отправляли на работу в колхозы, давали огромные участки под огороды, устраивали настоящие кордоны и, что еще хуже, не принимали их ремесленную продукцию на реализацию.

    Нужно было что-то менять, подстраиваться под советские реалии. И отдельные мастера решают объединиться в артель «Красная заря». Так некрашеные деревянные изделия, наконец, становятся живописными.

    В это время образуются основные приемы росписи. Получается, что развитию полховской росписи поспособствовал кризис. В 60-е годы прошлого века артель стала Полхов-Майданской фабрикой игрушек. Еще через десятилетие в райцентре Вознесенское появляется производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись».

    Сегодня промысел живет, в основном, за счет семейной организации производственного процесса. Мужчины изготавливают токарное «белье», а женщины расписывают заготовки. И такие работы могут быть более востребованы, так как однообразие и шаблонность творчеству мастеров-кустарей присуща гораздо меньше, нежели фабричной продукции.

    Из данного видео-ролика вы узнаете, чем живет Полховский Майдан сегодня.

    Мотивы и орнаменты

    Основные мотивы росписи – птицы, животные, цветы (мак, роза, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись тоже встречается, в основном мастера изображают сельский пейзаж: река, домики, мельница на берегу и церквушка. И обязательно венчает и умиротворяет этот пейзаж красная заря.

    Узнают полхово-майдановскую роспись по красным цветкам, крупным, ярким, еще не распустившимся. Это не единственный сюжет, но он в большей степени ассоциируется с промыслом.

    Полхов Майдан – роспись и ее уникальные черты:

    • в выборе цветов доминирует следующее сочетание – желтый плюс темно-синий, зеленый и холодный красный;
    • самый распространенный цветок росписи – роза, она предстает на изделиях в разных вариациях;
    • приоритетный фон для орнамента – желтый, рисунок имеет черный, четко очерченный контур.

    Узнаваемая продукция полхово-майданского творчества – игрушки-тарарушки: матрешки, свистульки в виде пташек, лошадки, грибы-копилки, коробочки-яблочки и балалайки. «Взрослый» ассортимент представляет традиционная русская посуда – чаши, солонки, сахарницы. Занимаются местные мастера и расписными пасхальными яйцами. Таким образом, полховские узоры активно появляются в быту и украшают его.

    Цвета

    Яркие, нарядные, праздничные – так можно назвать цвета на похловских изделиях. Они воспевают жизнь, ее цветение, красоту каждого дня, саму радость жить и все это созерцать. Такая философия традиционна для русского творчества, она же является гимном народу, крестьянам и ремесленникам.

    Радости в их реальной жизни было не так много, иногда ее «черпали по дну». Суровый труд, тяготы, лишения мало кого обошли стороной. Но даже в таких условия люди замечали, как блестит на солнце первая ягодка землянички, как красуется в палисаднике нарядный мак, как приносят весну пестрые пташки. Потому появляется и на полховских токарных заготовках насыщенный зеленый, жизнелюбивый желтый, жгучий оранжевый, манящий розовый и фиолетовый цвета.

    Традиционно цвет на изделия появлялся только с помощью анилиновых красок. И наносили их на поверхность в определенном порядке: сначала желтую, которую потом перекроют алой – так и выйдет ярко-красный цвет. Или желтую, которую перекрывают синей – и вот листики стали ярко-зелеными. А отличительной чертой, завершением цветового оформления считается черный контур элементов.

    Особенности росписи матрешки

    Татьяна Семенова, Сергей и Наталья Квач – этим людям мы обязаны той широкой информацией, которая хранит историю полхово-майданской росписи. Этнографы изучали путь народного искусства. Они установили, что в 20-х годах прошлого столетия матрешка, приобретенная на ярмарке в Сергиевом Посаде, попала в Мериново. Это нижегородское село. А мериновская продукция была очень известной, и уже она попадала на ярмарки, где бывали и полхово-майдановские мастера.

    И вот строгать и красить матрешек начали мериновцы, потом подхватили традицию мастера Семенова, и дошла она, наконец, до Полховского Майдана. И, безусловно, местные творцы решили отличиться. Работали правила торговли уже тогда: продукцию нужно было сделать заметной, отличающейся от конкурентов, как следствие, более покупаемой.

    Догм и правил местные мастера не устанавливали. Полховский Майдан роспись придумал интуитивно, ориентируясь на желание сделать красиво и чуть иначе, чем у других. Революционным моментом можно считать выжигательный аппарат, узнав о существовании которого, мастера решили сделать контур рисунка. А вскоре этот контур они начали заполнять краской – такая техника прижилась.

    Полховский Майдан роспись придумал интуитивно, ориентируясь на желание сделать красиво и чуть иначе, чем у других.

    Потом художники решили, что выжигать – дело хлопотное, и обводка стала выполняться пером и черной тушью. И такой способ стал традиционным. Сегодня отдельные художники и вовсе используют специальный маркер. Развитие промысла стало возможным и благодаря появлению анилиновых красителей. Эти химические краски отличала особая яркость. Так, яркая картинка с тонкой черной обводкой и стала визитной карточкой росписи Полховского Майдана.

    Классическое изображение полховской матрешки

    Описание матрешки:

    • стройная, вытянутая по форме;
    • плоская голова с резким расширением шеи при переходе в тулово;
    • яркие цветы на сарафане;
    • на макушке крупный цвет с тремя лепестками;
    • большие темные глаза, длинные ресницы, пробор на бок.

    Такая матрешка быстро полюбилась покупателям.

    Технология росписи

    На раскраску матрешки мастерицы тратят больше времени, нежели мужчины, заготавливающие «белье». Мастерица выбирает заготовку, на которую будут наноситься краски.

    Роспись матрешки поэтапно:

    1. Если заготовка не отшлифована и не зачищена, сначала нужно выполнить эти процедуры.
    2. Далее заготовку следует покрыть слоем крахмалистого клея, ведь он, как известно, отлично удерживает гуашь.
    3. Затем мастерица наносит на матрешку контуры будущего рисунка. Как правило, первым расписывают личико игрушки. Над ним работают долго, ведь туловище расписывается быстро, как по накатанной.
    4. Фон головы и туловища отличается, но вместе цвета должны гармонировать.
    5. На переднике мастерица обычно выделяет крупные ягоды или цветы.
    6. На платке куколки появляются горошины или завитушки, а на макушке – цветок.
    7. Традиционная матрешка имела темные завитки кудрявых волос, сейчас такой элемент считается необязательным.
    8. После того, как в цвете матрешка выполнена, ее ожидает этап лакировки.

    В полхов-майданской росписи матрешка привычный, но не единственный популярный сувенир. Доски, шкатулки и игрушки-тарарушки по-прежнему пользуются спросом. У тех художников, династий, которые занимаются промыслом, поэтапный план росписи изделий может немного отличаться от фабричного.

    Стоит сказать, что и самостоятельные мастера вынуждены работать быстро, не концентрируясь на одной куколке долго. Нижегородские и московские заказчики торопят, покупать более искусных, художественно-совершенных кукол им не выгодно. На роспись таких матрешек тратится больше времени, а значит, и стоят они дороже. А вот окупаемость их ниже. Разве что ценители могут позволить себе приобрести более тонкую работу, обычному же покупателю нужен красивый и доступный по цене сувенир.

    Полхов-майданская роспись, элементы которой навеяны другими русскими промыслами, не так известна, как, например, гжель и хохлома. Но любители народного творчества, этнографы любят ее не меньше. А потому промысел все еще живет, и из-под кисти мастеров 21 века выходят яркие, красочные, волшебного настроения деревянные изделия. Они украсят ваш интерьер, сделают его уютнее и прибавят ему аутентики.

    Удачи в творчестве!

    Вконтакте

    Полхов - Майданская роспись поэтапно

    Порядок работы мастеров Полхов-Майдана над украшением изделий.

    1 этап - Деревянное «белье»- заготовка из дерева (липы), выточенная на токарном станке.

    2 этап - Грунтовка- изделие покрывают сверху крахмальным грунтом, и оно становится белым.

    3 этап - Нанесение контура - тонкой кисточкой или перышком наносится контур узора по всей поверхности изделия.

    4 этап - Роспись- заполнение контура узора цветом.

    Этапы процесса от подготовки белья до окончательной отделки изделия

    1. Деревянные расписные изделия

    2. Заготовка деревянных изделий под роспись (белье)

    3. Выбор белья под роспись на плоской поверхности

    4. Шлифовка (зачистка) поверхности заготовки

    5. Зачищенная разделочная доска

    6. Грунтование

    7. Нанесение карандашного рисунка

    8. Роспись изделия

    9. Выполнение оживки

    10. Лакирование

    11. Вид готового изделия

    12. Выбор белья под роспись по круглой поверхности

    13. Шлифовка поверхности шкатулки

    14. Отшлифованная шкатулка

    15. Грунтование шкатулки

    16. Нанесение карандашного рисунка на шкатулку

    17. Роспись шкатулки

    18. Выполнение оживки

    19. Лакирование шкатулки

    20. Вид готового изделия

    Методика обучения Полхов - Майданской росписи

    Поверхность изделия тщательно подготавливают, шлифуют, грунтуют и окончательно зачищают шкуркой. Гуашевые краски разводят 3 - 5%-ным раствором столярного клея. Наносят их мягкими беличьими или колонковыми кисточками, фон пишут широкой щетинной кистью. После росписи изделие сушат 2 - 3 часа при комнатной температуре и лакируют нитролаками НЦ-221, НЦ-316.

    В сёлах Полхов-Майдан и Крутец Нижегородской (Горьковской) области расписывают праздничными узорами различные деревянные сувениры -- матрёшек, коней-троек, а также шкатулки, пасхальные яйца, вазочки, солонки, кубки, толкушки для кухни. Все эти предметы щедро украшают сочной орнаментальной и сюжетной росписью.

    Сувениры вытачивают в основном из мягкого дерева -- липы. После сушки точёные изделия «крахмалят» -- два-три раза обтирают их вручную крахмальным клейстером. Затем мастер металлическим пером выводит узор (делает чёрный контур) и раскрашивает изделие яркими красками. Контуры художник старается сделать понарядней -- «покудрявей», на цветах и листьях рисует дополнительные чёрточки, которые делают роспись ещё более богатой.

    Растительный орнамент Полхов-Майданской росписи устойчив, это так называемая роза, которая то упрощается до звёздчатой розетки, то становится пышной, многолепестковой, с подчёркнутой глубиной чашечки и разноцветными серединками. Кажется, что стебелёк растёт, закручивается, а из него вырастают цветы и бутоны.

    Краски Полхов-Майданской росписи яркие, анилиновые. Сначала наносится светлый жёлтый тон на те места, которые будут разрисовываться красным и зелёным цветами. Перекрывая жёлтый красным, алым, получают цвет более яркий; проводя по жёлтому цвету синим, получают зелёный. Нарядной и весёлой роспись делают четыре-пять основных цветов: жёлтый, алый, голубой, фиолетовый и чёрный. Ритмично чередуются тёмные и светлые тона. Фон изделия может быть как светлым, так и чёрным, красным, синим.

    Делает игрушку вся семья. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья» (вытачивают игрушку), а женщины и девочки (с девяти лет) расписывают её, красят, покрывают лаком.

    Полхов-Майданские игрушки не перепутаешь на рынке ни с какими другими. Делаются и продаются они с прибаутками, приговорками: «Не бьётся, не ломается, а кто купит -- удивляется», «Деревянный чурбачок завертелся, как волчок», «Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

    Анилиновые красители не только дали основу для становления формирования и развития этой группы промыслов, они способствовали созданию в каждом из них собственною стиля. Всемирную славу завоевала семеновская матрешка, которая стала настоящим символом русского народного искусства. Ее отличает крепкая, устойчивая форма с мягким переходом покрыто и платочком головки в покатые плечики и объемное тулово. Семеновские мастера создали симпатичный образ игрушки-сувенира, для которого свойственно круглое личико с черными аккуратно расчесанными на прямой пробор прядями волос и широко раскрытыми глазами. На фоне светлого фартука матрешка держит в руке раскидистый яркий букет, написанный в технике свободной кистевой росписи с небольшими графическими разработками. Букет составлен из пышных цветов, перистых листьев и дополняющих их мелких цветочков и травинок.

    В первые годы существования промысла семеновские мастера расписывали свои изделия в технике "цветы с наводкой", которую согласно бытующей на промысле легенде в 1922 г. токарь Арсений Федорович Майоров привез с нижегородской ярмарки. Роспись понравилась односельчанам и была принята за основу для украшения токарных изделий. Постепенно она совершенствовалась и усложнялась. Эту технику росписи и технологию отделки у мериновских и семеновских живописцев переняли полхов-майданские кустари. В 40-е годы семеновцы стали писать цветы на своих изделиях свободными кистевыми мазками, а в Полхов-Майдане долгое время любимой оставалась роспись "цветы с наводкой".

    Сегодня полхов-майданский промысел является самым разнообразным по видам техник, жанрам и мотивам росписи, поэтому на его примере мы и покажем особенности росписи аналиновых красках.

    Полхов-манданский центр по росписи "татарушек" имеет недолгую, но довольно интересную историю развития. Возник он относительно недавно, в начале XX в., на базе токарного промысла, существовавшего здесь, по преданию, с начала XIX в. Своим появлением и развитием он опровергает все еще бытующее представление о народном крестьянском искусстве как явлении, уходящем в прошлое.

    Основу ассортимента этого промысла в 1914-1916 гг. составляли мелкие токарные и столярные изделия, украшенные выжиганием с раскраской по методу Сергиевских кустарей. С 1926 г. мастера промысла перешли на роспись масляными красками, по примеру загорских мастеров изображая на токарных изделиях пейзажи. А в 1933 г., как уже говорилось, на промысле была внедрена менее трудоемкая техника росписи анилиновыми красками.

    Находится этот промысел в дальней юго-восточной части Горьковской области, в селениях Вознесенского района, селе Вознесенском и Полхов-Майдан. Бок о бок с производственным объединением "Полхов-Майданская роспись" живет крестьянский промысел в деревнях Крутец, Вилки и др. Контакты между ними многообразны: предприятие является для кустарей источником художественных идей, а кустарный промысел - своеобразным аккумулятором и хранителем традиции Росписью на полхов-маиданском промысле занимаются исключительно женщины, все мужчины - токари

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «ясли-сад № 395 города Донецка»

    Конспект интегрированного итогового занятия

    в старшей логопедической группе по изучению народной росписи и разных техник рисования

    «Знакомство с Полхов-Майданской росписью»

    Подготовил воспитатель: Михальчук Оксана Леонидовна

    Г.Донецк-2018

    Программное содержание :

    Образовательные :

    Познакомить детей с росписью Полхов - Майдана;

    Обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи – шиповник с листьями и ягодами.

    Развивающие :

    Развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные элементы;

    Закреплять умение рисовать гуашевыми красками.

    Воспитательные :

    Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

    Вызвать желание овладеть навыками в рисовании Полхов – Майдайских узоров.

    Предшествующая работа :

    Знакомство детей с гжелевской, дымковской, городецкой росписями;

    Рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;

    Чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;

    - дидактические игры : «Продолжи узор» , «Обведи узор» и др.

    Словарная работа : Полхов – Майдан .

    Материал : мульти медио картинки с изображением Полхов – Майданских изделий, вида села, ; разрезные картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; посылка магнитофон; диск с записями мелодий; магнитная доска; образцы расписанных бочонков; бумажный силуэт бочонка; гуашевые краски (красный, синий, зеленый) ; кисти белка № 1,ватные палочки; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки; фея Кисточка.

    Методические приемы : чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, филимоновских игрушек, городецких изделий, изделий Полхов – Майдана; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе.

    Ход непосредственно образовательной деятельности.

    Дети под народную мелодию (Русский хоровод композитора

    В.Малышева) входят в группу и становятся в круг.

    Приветствие:

    Придумано кем - то просто и мудро
    При встрече здороваться и говорить
    И каждый становится, добрым, доверчивым
    Пусть доброе утро длится до вечера!

    Воспитатель : Ребята, послушайте пословицу :

    «Красна птица перьем, а человек уменьем» .

    Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?

    Дети : ответы.

    Воспитатель : Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он

    Воспитатель: Ребята, а чем вы любите заниматься в детском саду?

    Дети: лепить, рисовать,играть, делать аппликации…

    Воспитатель: А какие виды рисования вы знаете (пальчиками, ладошками, ватными палочками, зубной щеткой набрызг, манкой, песком, оттиск, монотипия,по мокрой бумаге, кляксография)

    Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве?

    Дети : «Умелец и рукоделец и себе и людям радость приносит» .

    .

    Воспитатель: Какие замечательные поговорки,а как вы их понимаете?

    Дети: ответы детей.

    Воспитатель: Посчитайте пожалуйста сколько слов в поговорке «Хорошая работа два века живет» .

    Дети: считают и отвечают (5 слов)

    Воспитатель: Молодцы. правильно справились с заданием!

    В нашу группу пришла посылка от мастеров-умельцев с заданием для вас: нужно собрать из частей предметы народных промыслов.(Предлагаются три вида росписи Гжелевская, Дымковская, Городетская).

    Дети: Собирают картинки - пазлы.

    Воспитатель: Мы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов вы догадались какие мастера прислали свои изделия?

    Дети : ответы (Филимоновские, Дымковские и Городецкие мастера росписывали изделия ) .

    Воспитатель : Молодцы ребята.

    В чем отличие Дымковской росписи, Филимоновской росписи и Городецкой росписи?

    Дети : ответы Дымковская роспись – на белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии,

    Гжелевская роспись – на белом фоне синие цветы. Городецкая роспись - розаны, бутоны, листья,лошади птицы).

    Воспитатель: Вы большие умнички, а теперь садитесь поудобнее. Я слышу какой то странный звук (появляется кукла Фея Кисточка в русском народном сарафане)

    Ребята у нас в гостях сказочная фея Кисточка.

    Фея Кисточка : Здравствуйте ребята! Я узнала что вы знаете много о народных умельцах и хочу пригласить вас в сказочное путешествие в чудесное место где живут чудо мастера.

    Использование ИКТ:

    Королева кисточка : Здравствуйте ребята! Я узнала что вы знаете много о народных умельцах и хочу пригласить вас в сказочное путешествие в чудесное место где живут чудо мастера.

    Слайд №2:

    В России на реке Полхов есть огромное село которое назвали Полхов- Майдан. Дома там деревянные, почти в каждой семье занимаются народным промыслом в домашних мастерских. . Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев лип, осин из этих деревьев местные мастера начали делать посуду : ложки, миски, детские игрушки.

    Слайд№3

    С давних пор было налажено производство их на токарных станках и расписывали в ручную игрушек «тарарушек» так в далеком прошлом ласково называли деревянные игрушки- это название сохранилось и до наших дней.

    Слайд№4

    В старину Дымковские, Городецкие, Гжельские мастера со всей округи приезжали на ярмарку со своими изделиями и продавали их с прибаутками «Не бьется, не ломается, а кто купит удивляется!.»

    Слайд№5

    Королева кисточка обращает внимание на изделия народного промысла: расписные игрушки, свистульки,балалайки,грибок-капилочкупосуду,сахарницу,дощечку,самовар,).

    Слайд№6

    С тех пор прошло очень много лет но промысел в селе и сейчас процветает. Производят мастера посуду и детские игрушки на токарных станках, но перед тем как начать изготавливать изделие, дерево сушат целый год на улице в мороз, жару и под дождем. Затем заготовки вытачивают на токарных станках. «Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

    Слайд№7

    Заготовки приносили в дом в больших плетенных корзинах их кистью три раза покрывают клейстером из картофельного крахмала,что бы краска ложилась ровно и гладко.

    Слайд№8,9

    А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. большими розово-малиновыми цветами и бутонами шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодками черники, яблочками.

    Слайд№10

    Рассмотрим основные элементы росписи:

    Цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан.

    Ягоды: шиповник, черника.

    Листочки: большие, маленькие, колючие веточки шиповника.

    Пейзажи: дома, река, церковь, мельница.

    Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера, как ярко расписан грибок копилка и сахарница. Художники расписывали свои изделия сюжетами из окружающей природы.

    Мы немножко отдохнем скоро рисовать начнем..

    Физкультминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

    Раз, два – спит цветок.

    Три - раскрыли лепесток.

    Четыре – проснулись,

    Дружно к солнцу потянулись.

    Скажите ребята, какие цвета красок используют в своей работе мастера Полхов- Майдана?

    Дети: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

    Воспитатель: Но у мастериц было только три краски желтая, синяя, красная как же у них получаются такие разные цвета?

    Дети: художники смешивают цвета

    Воспитатель: Как можно получить оранжевую, зеленую и фиолетовую краски?

    Дети: ответы

    Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать умельцами рукодельцами и подарить людям радость?

    Посмотрите какие грибочки подарила нам фея Кисточка какие элементы росписи вы видите?

    Дети: цветок шиповника, ягодки черники, листики, стебельки, полоски.

    Воспитатель: Я предлагаю вам расписать грибок- капилочку, и расскажу как правильно и красиво выполнить работу.

    Начинаем роспись с верхней части гриба.

    Берем кисть и красную краску Верхнюю часть шляпки отделяем дугой и закрашиваем.

    Подводим низ шляпки тонкой красной линией.

    Ватной палочкой рисуем синей краской ягоды черники сначала в центре, затем слева и справа.

    Под каждой ягодкой всей плоскостью кисти рисуем по два листика.

    Переходим к ножке гриба.- ватной палочкой рисуем слева овальную ягодку шиповника в верху ставим овальную точечку.

    Справа от шиповника рисуем ватной палочкой три синих ягодки черники одну выше две ниже.

    Прорисовываем кисточкой с зеленой краской стебельки соединяя их между собой внизу.

    Украшаем веточки двумя большими листиками пририсовываем контур и закрашиваем зеленой краской.

    Кисточкой подводим красной линией низ гриба.

    Воспитатель: Фея Кисточка превращает вас в мастеров-художников.

    Сейчас кисточкой вращаю.

    В мастеров-художников вас превращаю!

    Проходите в мастерскую оденьте фартушки и будем творить чудеса!

    Пальчиковая гимнастика:

    Дружат в нашей группе

    Девочки и мальчики,

    Мы с тобой подружим

    Маленькие пальчики,

    Один, два, три, четыре,пять

    Начинаем рисовать!

    Выполнение работы детьми..

    Воспитатель: Заканчиваем работу. Мне и Фее очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои грибочки и кладем на стол в мастерскую.

    Фея: Какие красивые грибочки у вас получились!

    Какие элементы росписи вы использовали? (ягоды, листья веточки полоски)

    Вы огромные молодцы! Вам пора превращаться в обычных детей.

    Кисточкой я поверчу,

    В деток снова превращу!

    Воспитатель: Ребята, скажите с какой росписью познакомила вас Фея Кисточка? (Полхов- Майданской)

    Вам понравилось быть мастерами?

    А в заключении мне хочется сказать, что наверное очень приятно иметь дома деревянную игрушку. И тогда в душе будет всегда хорошее настроение!.

    Фея: А я, приготовила подарок для вашей группы игрушки от Полхов-Майданских мастеров и альбом с изображениями росписей.

    Воспитатель: Спасибо тебе Фея, мы рады были видеть тебя в гостях, приходи к нам еще!