Войти
Особенности ведения бизнеса в России
  • Что такое почва и из чего она состоит?
  • Увольнение без отработки по собственному желанию
  • Американский козодой: единственная птица, которая на зиму впадает в спячку
  • Дидактические игры для формирования у детей интереса к людям разных профессий
  • Презентация к уроку русского языка "безударные падежные окончания имен существительных"
  • Календарно-сетевое планирование, учет выполнения и анализ инвестиционно-строительных проектов с помощью MS Project и PlanBridge
  • Презентация практические методы обучения и их особенности. Презентация "наглядные методы обучения"

    Презентация практические методы обучения и их особенности. Презентация

    Ульяновск 2012 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, Обеспечивающих усвоение содержание образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.(Ю.К. Бабанский). система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения. (И.Я.Лернер). система регулятивных принципов и правил целенаправленной деятельности учителя и коллектива учащихся, реализуемых через сочетание методических приёмов решения определённого круга дидактических задач (М.И. Махмутов) МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ По источнику передачи и восприятия учебной информации Словесные Рассказ Лекция Беседа Диспут Конференция Объяснение Дискуссия Наглядные Наблюдение Демонстрация Практические Опыты Упражнения Выполнение трудовых заданий По логике передачи и восприятия учебной информации дедуктивные индуктивные От общего к частному От частного к общему ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ репродуктивные Объяснительноиллюстративные Беседа Работа с книгой Устное изложение Наблюдение продуктивные Проблемное изложение Проблему решает учитель Проблемная ситуация Проблемная задача Частично -поисковый репродуктивные Беседа Диспут (вывод делается совместно) Программированное обучение исследовательский Экспериментальная работа Творческая работа ОБЪЯСНИТЕЛЬНО – ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МЕТОД Если ученик знает от учителя, из какого знания надо исходить, через какие промежуточные задачи надо пройти, каким образом их решить, то его функции сводятся к запоминанию и воспроизведению. Этот метод соответствует традиционному взгляду на образование как передачу молодому поколению знаний и опыта старшего поколения и остаётся пока наиболее распространённым Начальные условия, планируемые результаты Способы решения промежуточных задач Промежуточные задачи ПРОГРАММИРОВАННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ Если ученику неизвестны промежуточные задачи, но открыто всё остальное. Ученик знает, из чего исходить и что делать. Главное понятие – обучающая программа - это совокупность материала и предписаний для работы с ним. Процесс полностью детерминирован. Средства реализации: печатное пособие, компьютер, человек Эвристический метод обучения В случае, когда открыты промежуточные задачи, но способ их решения не сообщается, ученику приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ Можно скрыть и промежуточные задачи и их решения, тогда возникает противоречие между знаниями и необходимыми, т.е. ученик попадает в проблемную ситуацию. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ (МОДЕЛЬНЫЙ) МЕТОД ОБУЧЕНИЯ Исходные условия не выделяются учителем, а выбираются учеником в зависимости от его понимания задачи. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми, при необходимости возвращается к началу, вносит изменения в начальные условия и вновь проходит весь путь. И до тех пор, пока ученик либо достигнет планируемых результатов, либо докажет, что это невозможно. Закрывая от ученика вместе с начальными условиями разные элементы схемы, мы получим разновидности модельного метода, например, модельно-эвристический ТАБЛИЦА КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (ПО ГУЗЕЕВУ В.В.) Схема метода Название метода Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (ПО ГУЗЕЕВУ В.В.) Меняется позиция учителя: из транслятора содержания обучения, он превращается в менеджера, организатора коммуникаций и эксперта, Функции его состоят в грамотной постановке задач, организации процесса их решения и экспертизе получаемых учениками решений на предмет соответствия планировавшимся результатам. Резко растёт и эффективность обучения. Схема метода Название метода Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный ТАБЛИЦА КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (ПО ГУЗЕЕВУ В.В.) За высокую эффективность приходится платить. Прежде всего необходимо менять себя. Переход от традиционных моделей обучения «мудрец на подмостках» к личностно ориентированным стратегиям и деятельности типа»советник под рукой» требует длительного процесса профессионального развития – такого, который лежит далеко за пределами ресурсов и опыта большинства учебных заведений. Необходимо создание образцов для подражания, через которые опыт можно передать другим училищам. Схема метода Название метода Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (ПО ГУЗЕЕВУ В.В.) Позиция ученика: объект научения, получатель готовой информации активный субъект учения, самостоятельно добывающего информацию активный субъект учения, конструирующий необходимые способы действий. Схема метода Название метода Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (ПО ГУЗЕЕВУ В.В.) Позиция учителя: транслятор содержания обучения, менеджер, организатор коммуникаций эксперта Схема метода Функции учителя-эксперта: грамотная постановка задач, организации процесса их решения экспертиза решений на предмет соответствия планировавшимся результатам. Название метода Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ. Задаётся три вопроса Начальные условия актуализировал учитель нет модельный да Их решение дал учитель Промежуточные задачи сформулировал учитель нет да Их решение дал учитель нет да Объяснительноиллюстративный эвристический нет да Программированный проблемный ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТОЙ Под руководством учителя Самостоятельная работа Работа с книгой Выполнение письменного задания Лабораторная работа МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методы стимулирования интереса к учению Познавательные игры Учебные дискуссии Создание ситуации занимательности Создание ситуации успеха Реализация ситуации неуспеха По характеру управления учебной работы Формирование убеждения в социальной и личной значимости учения Предъявление требований Упражнения в выполнении требований Состязательность, поощрения, наказания Методы устного контроля и самоконтроля в обучении Устные экзамены Индивидуальны й опрос Программиро ванный опрос Фронтальный опрос Устный самоконтроль Устные зачёты

    Презентация по слайдам

    Текст слайда: Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци

    Текст слайда: Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д. Пойа Подготовила Бортникова Г.В.

    Текст слайда:

    Текст слайда:

    Текст слайда:

    Текст слайда:

    Текст слайда:

    Текст слайда:

    Текст слайда:

    Слайд №10

    Текст слайда: Рассказ предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Учебная лекция – систематическое изложение материала. Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Дискуссия – обсуждение проблемы.

    Слайд №11

    Текст слайда: Иллюстрация - показ учащимся различных иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, схем, рисунков из учебника, зарисовок и записей на доске, моделей геометрических фигур, натуральных предметов и т. д. Демонстрация приборов, опытов, показ кинофильмов, диафильмов, слайдов, и т. д.

    Слайд №12

    Текст слайда: Упражнение - многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков. Лабораторная работа - проведение учащимися в условиях лаборатории опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы. Практическая работа - выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, работа на пришкольных участках, в мастерских и пр.

    Слайд №13

    Текст слайда:

    Слайд №14

    Текст слайда:

    Слайд №15

    Текст слайда:

    Слайд №16

    Текст слайда:

    Слайд №17

    Текст слайда:

    Слайд №18

    Текст слайда:

    Слайд №19

    Текст слайда: Метод дидактических игр. Сущность – моделирование и имитация. Обучение по алгоритму.

    Слайд №20

    Текст слайда:

    Слайд №21

    Текст слайда: Решение проблемы путем высказывания идей для ее решения

    Слайд №22

    Текст слайда: Узнавание термина Определение понятия Раскрытие объема и содержания понятия Установление связей данного понятия с другим Практическая интерпретация понятия

    Слайд №23

    Текст слайда: Положительные эмоции по отношению к деятельности. Наличие познавательной стороны этой эмоции. Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

    Слайд №24

    Текст слайда: Познавательные игры. Метод опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций Учебные дискуссии - метод создания ситуации познавательного спора. Создание ситуации успеха в учении путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности

    Слайд №25

    Текст слайда:

    Слайд №26

    Текст слайда: Соответствие методов принципам обучения. Соответствие целям и задачам обучения. Соответствие содержанию данной темы. Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения. Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения. Соответствие возможностям самих преподавателей

    Слайд №27

    Текст слайда: Наименование решения Характеристика данного уровня принятия решения Стереотипные решения Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых. Решения типа проб и ошибок Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора. Оптимизированные решения Решения, которые принимаются путем научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых определенных критериев.

    Слайд №28

    Текст слайда: 1. По источнику знаний Словесные Наглядные Практические 2. По характеру познавательной деятельности Объяснительно-иллюстративный Проблемное изложение Частично-поисковый Исследовательский 3. Активные и интенсивные методы Метод дидактических игр Обучение по алгоритму 4. Методы науки в качестве учебных методов Мозговая атака Внеконтекстные операции с понятиями

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Презентация на тему: Наглядные методы обучения Выполнила: Худилайнен Ксения

    Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Наглядные методы обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.

    Наглядные методы применяются в учебном процессе по всем предметам, во всех классах и в разных организационных формах обучения, широко используются в связи со словесными методами и методами практической деятельности. К наиболее распространенным методом этой группы относятся: наблюдение, иллюстрирование и демонстрирование, показ приемов выполнения работ, просмотр произведений изобразительного и прикладного искусства.

    Наблюдение - это самостоятельная работа учеников по заданию и под руководством учителя. В ходе наблюдения учитель управляет процессом восприятия и мышления школьников, учит приемам наблюдения, развивает наблюдательность у детей, помогает им вести записи наблюдений, производить анализ и синтез накопленных представлений. Наблюдение отличается сложностью психологической структуры, связана со всеми познавательными процессами, подготавливает учащихся к абстрактному мышлению.

    Наблюдение отличается сложностью психологической структуры, связана со всеми познавательными процессами, подготовляет учащихся к абстрактному мышлению.

    Иллюстрации и демонстрации. Иллюстрации и демонстрации как метод обучения предусматривает, что при помощи натурального предмета или логической схемы, картины, таблицы или демонстрации опыта, ученик яснее различает свойства и признаки изучаемых предметов, устанавливают сущность явлений, убеждаются в достоверности полученных знаний, в объективности изучаемых законов.

    Показ иллюстраций, изображающих изучаемые явления т. е. того, что носит характер раздаточного материала, проводится в классе, в то время, как демонстрация опытов, действующих моделей, препаративных растений и животных требует оборудованных кабинетов. Демонстрации и иллюстрации сочетаются с речью учителя. Восприятие любого наглядного образа или предмета слито с абстрактным мышлением. В обучении чрезвычайно важно добиваться правильного сочетания наглядности и слова учителя.

    Метод демонстраций и иллюстраций в связи с совершенствованием технических средств, внедрение в учебный процесс телевидения, компьютерной техники других аудиовизуальных средств постоянно развивается и совершенствуется. Так в последнее время в процессе обучения по гуманитарным дисциплинам, с помощью учебного телевидения используется показ-просмотр произведений изобразительного искусства, театральных постановок, исторической хроники и др.

    Эффективность метода достигается: 1. Привлечением объяснений учащихся к раскрытию содержания демонстрируемого, осуществлением ими сравнительного анализа, формулирования выводов, предложений, изложение своей позиции, своего отношения к увиденному, к поиску «скрытого», «нового» содержания в изучаемых фактах, явлениях, процессах, предметах. 2. Правильным отбором, т.е. согласованием демонстрируемого материала с содержанием урока, его объемом, количеством демонстрируемых единиц, местом и временем в структуре урока. 3. Соответствием демонстрируемого материала психологической готовности учащихся к его усвоению, учетом возрастных и других особенностей.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Методы и формы обучения

    XXI век - век глобализации, информатизации, высоких технологий и открытого общества. Цель: подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде эффективному использованию ее возможностей и защите от негативных воздействий

    « Обучение должно быть построено таким образом, чтобы в его процессе учащийся, получая знания удивлялся и восхищался мудростью тех, кто принёс людям эти знания, чтобы он по существу оценивал смысл и значение приобретаемых знаний». Л.Д.Кудрявцев

    Устный счёт Работа в группах Исследовательская работа Индивидуальные самостоятельные и домашние контрольные работы Лабораторные работы Дидактические игры традиционные модели обучения

    Устный счёт У стные упражнения важны тем, что они активируют мыслительную деятельность учащегося; при их выполнении у детей развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Как показывает опыт, при умелом использовании устных упражнений они могут играть немаловажную роль в повышении эффекта урока.

    Работа в группах и её плюсы Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. В-четвёртых, способствует улучшению психологического климата, в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения

    “ Минусы” и трудности организации групповой работы Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех.

    Виды групповой работы на уроке Уроки-конференции Урок-КВН Урок-семинар Урок «За круглым столом» Урок –деловая игра Урок «Что? Где? Когда?»

    Исследовательская работа Цель - развитие личности ученика. Учебные исследовательские работы учат грамотно решать проблемы, неважно, научные они или житейские. В решении проблем растет и развивается личность. Ученик испытывает эмоциональный подъем, происходит "обмен желаниями". Все это обеспечивает мотивацию учебной деятельности. Эта форма работы - возможный путь вхождения подростка в пространство культуры, при котором он: 1) присваивает нормы и ценности мира взрослых; 2) формирует свою внутреннюю позицию по отношению к миру в процессе развития самосознания, ведь в работе

    Индивидуальные самостоятельные и домашние контрольные работы Самостоятельная работа учащихся –это такая работа, которая выполняется ими по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

    Дифференцируемый подход Задания в этих работах распределены по трем уровням сложности. Уровень 1 соответствует обязательным программным требованиям; Уровень 2 – среднему уровню сложности; Уровень 3 предназначен для учеников, проявляющих повышенный интерес к математике.

    Примеры Вариант 1 (уровень 1) Для заданного закона движения точки S (t) = 3 t – 1 вычислите среднюю скорость на отрезке времени . Вариант 1 (уровень 2) Точка движется прямолинейно по закону S (t) = 3 t + 2. Найдите мгновенную скорость при t = 2. Вариант 1 (уровень 3) Для заданного закона движения точки вычислите, в какой момент времени скорость равна 5.

    Лабораторные работы Цель: Экспериментальная проверка основ математики. Например, связь между тригонометрическими функциями одного аргумента. Задача: доказать экспериментально справедливость формул.

    Дидактические игры Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя. Но если с учёбой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье. Математические игры объединяют ученье и игру, труд и отдых.

    Применение ИКТ можно выделить ряд преимуществ: повышается познавательная активность учащихся. Им уже самим хочется открыть для себя что-то новое, больше узнать дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Например, при выполнении упражнений, тестов ребята могут сверить свои ответы с выведенными на экран вариантами и при этом, пережить ситуацию успеха, если ответ правильный или обнаружить ошибку, если ответ неверный, продолжить поиск верного решения позволяет учителю работать с учеником индивидуально (с помощью программы MS Word можно подготовить различные дидактические материалы, предложить ученику найти нужную информацию в сети Интернета)

    ИКТ позволяют: эффективно использовать сочетание ИКТ с групповой работой; - применять дифференцированный подход при изучении нового материала; - формировать коммуникативные и учебно-познавательные компетентности учащихся; - развивать вычислительные навыки учащихся, рациональную вычислительную культуру; - формировать навыки само- и взаимоконтроля; - реализовывать межпредметные связи.

    ДИСКУССИИ О МОДЕЛЯХ ОБУЧЕНИЯ Модели обучения с применением ИКТ Традиционные модели обучения Оптимальное решение – модель, объединяющая в себе лучшие стороны этих подходов.


    Cлайд 1

    ЛЕКЦИЯ к.п.н., доцента О.В.Правдиной Факультет коррекционной педагогики Кафедра педагогики

    Cлайд 2

    Cлайд 3

    В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения Метод – (от греч.) способ действия, деятельности: путь достижения цели

    Cлайд 4

    Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

    Cлайд 5

    Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. ДЕ Учащихся Репродуктивная

    Cлайд 6

    Минусы Самый неэффективный метод (с точки зрения современных педагогических технологий) успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет. Плюсы 1)легкая подготовка к уроку со стороны учителя 2) возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока

    Cлайд 7

    Это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Учитель и учащиеся находятся на равных правах. Демократический стиль общения. ДЕ Учащихся Продуктивная

    Cлайд 8

    К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других.

    Cлайд 9

    развивает подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий. Теория также содержит положение о научении слушателей решению проблемных задач, но раскрывает его на основе традиционных методик. Проблемное обучение Программированное обучение внесло серьёзный вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных курсов индивидуального пользования, получивших новый толчок к развитию в связи с развитием компьютерных технологий и становлением дистанционного обучения. К дидактическим предпосылкам можно отнести педагогические технологии в той или иной мере реализующие и развивающие отдельные принципы активного обучения

    Cлайд 10

    отталкивается от положения теории деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, «пристрастной» деятельности субъекта. В нем получают воплощение следующие принципы: активность личности; проблемность; единство обучения и воспитания; последовательное моделирование в формах учебной деятельности обучения. Контекстное обучение Игровое обучение доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения.

    Cлайд 11

    Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Ориентированы на более широкое взаимодействие учеников друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения при изучении нового материала. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. ДЕ Учащихся Творческая

    Cлайд 12

    Традиционные методы Активные методы Интерактивные методы Лекция Рассказ Чтение газетного и журнального материала Беседа Размышление над (высказыванием, фактом и т.д.) Встреча (с произведениями искусства, интересными людьми, специалистами и т.д.) Обсуждение (конкретных событий) Анкетирование и анализ результатов Просмотр фильма и др. Диспут Дискуссия Беседа за круглым столом Путешествие Соревнование Игра и т.д. Деловая игра Ролевая игра Проект Мозговой штурм Брейн-ринг Телемост Суд и др.

    Cлайд 13

    (по (по Юрию Константиновичу Бабанскому) 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

    Cлайд 14

    методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Организация уч. работы в сов. школе, Л., 1957 По источнику передачи и восприятия учебной деятельности (Е.Я.Голант 1888-1971г.г.) По логике передачи и восприятия информации По степени самостоятельности мышления По степени управления учебной работой Словесные Индуктивные Репродуктивные Под руководством преподавателя Наглядные Дедуктивные Проблемно-поисковые Самостоятельная работа обучаемых Практические

    Cлайд 15

    методы стимулирования и мотивации учебной деятельности Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования ответственности и долга Познавательных игр Убеждения в значимости учения Учебных дискуссий Предъявления требований Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры Поощрения и наказания

    Cлайд 16

    методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы практического контроля и самоконтроля Индивидуальный опрос Письменные контрольные работы Машинный контроль Фронтальный опрос Письменные зачеты Контрольно-лабораторный контроль Устные зачеты Письменные экзамены Устные экзамены Письменные работы

    Cлайд 17

    К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают. Вербальные методы Аудиальный канал 5-10% усвоения учебного материала «Скажи мне и я забуду»

    Cлайд 18

    Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников. раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.. проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме..

    Cлайд 19

    предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

    Cлайд 20

    Диспут – одно из активных средств учебно-воспитательного воздействия на становление личности старшеклассника, выработки у него активной позиции, способности аргументированно и последовательно отстаивать свои взгляды и убеждения. Диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) – публичный СПОР на заданную тему. Этапы организации диспута 1 этап – Выбор темы 2 этап – Формулирование вопросов для обсуждения 3 этап – Оформление диспута, определение его правил 4 этап -Подготовка учащихся и выбор ведущего (ведущих) диспута

    Cлайд 21

    НАВЫКИ И УМЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ВЕДУЩЕМУ Умение слушать Учитель развивает умение слушать, обращая внимание на вербальные и невербальные признаки реакции учащегося в ответ на такие факторы, как ассоциативность мыслей, перемена темы в разговоре, предварительные и заключительные замечания, повторяющиеся высказывания, противоречия и пропуски в беседе, а также скрытый подтекст разговора. Воспроизведение сказанного Этот прием помогает ученику понять, что сказанное им услышано учителем. Если высказывание понято неправильно, учащийся имеет возможность поправить учителя. Умение разъяснять Учитель (руководитель дискуссии) может объединить несколько суждений учеников для формирования нового подхода к пониманию проблемы. Можно сказать: «При обсуждении темы (вопроса) вы сказали следующее... Можно ли это понять как...». Таким образом, у учащихся появляется возможность обдумать такое предположение (соглашаясь или не соглашаясь с ним). Умение задавать вопросы Задавать вопросы следует нечасто и осмотрительно. Вот несколько советов о том, как следует эффективно задавать вопросы: Задавайте вопросы, оставляющие свободу выбора ответа. Вы не могли бы рассказать об этом подробнее? Каково ваше мнение? Не хотите ли еще что-либо добавить? И т.д. 2.Задавайте лишь один вопрос за раз. Не задавайте несколько вопросов один за другим. Это сбивает темп беседы, не дает возможности учащимся осмыслить ваш вопрос. 3.Дайте ученику возможность ответить на поставленный вопрос. Иногда бывает так, что на вопросы, обращенные к ученику, отвечает сам учитель. 4.Оцените ответ учащегося. Поблагодарите ответившего ученика за ответ. 5.Не загоняйте ребенка в угол. После нескольких минут молчания скажите: «Кажется, вы очень тщательно обдумываете мой вопрос. Вам нужно еще время, или, может быть, вам помочь с ответом?» 6.Заканчивайте на положительной ноте. Поблагодарите ребят за хорошую работу. Подбор примеров Дайте возможность ученикам подыскать аналогию или пример, подтверждающий или опровергающий какую-либо точку зрения.

    Cлайд 22

    Cлайд 23

    Материальный и идеальный объект, который помещен между учителем и учащимися и используется для усвоения знаний Обладает свойствами компенсаторности и адаптивности классификация По составу объектов: Идеальные Материальные 2) По свойствам материальных объектов: Натуральные объекты Изображение 3) По субъектам деятельности: В готовом виде Конструируются самими учащимися на уроке

    Cлайд 24

    Муляжи Аквариум Влажные препараты Террариум Кабинет биологии Фантомы Скелеты Гербарии Натуральные объекты Искусственные объекты Коллекции

    Cлайд 25

    Лабораторный практикум по биологии Лабораторный практикум по физике Лабораторный практикум по химии

    Cлайд 26

    Интерактивная парта Интерактивная доска Ноутбук-электронный учебник Компьютер -Интернет Интерактивная карта по истории Интерактивный планшет Интерактивный контроль

    Cлайд 27

    Cлайд 28

    Форма обучения Форма организации обучения Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и ученика Конструкция отдельного звена процесса обучения, определённый вид занятий внешние внутренние Урок Лекция Семинар Факультатив Экскурсия Практикум Экзамен и т.д. С точки зрения доминирующей цели (В.И.Андреев): Вводное занятие Занятие по углублению знаний Практическое занятие Контроль знаний Комбинированная форма и др. В основе: особенности коммуникативного взаимодействия между учителем и учеником... Индивидуальные Групповые Коллективные

    Cлайд 29

    Формы организации обучения Репетиторство Экскурсии Олимпиады Конференции Лекции Семинары Уроки Коллективно-групповые занятия Проекты Элективные курсы Научные недели Творческие недели Погружения Индивидуально-коллективные системы занятий Тьютерство Менторство Гувернёрство Семейное обучение Самообучение Деловые игры Предметные недели По Хуторскому Андрею Викторовичу Индивидуальные занятия Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное. - М.: Высшая школа, 2007. - 639 с

    Cлайд 30

    Cлайд 31

    урок Урок - динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся - с классом - по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания Гёте Иоган Фольфганг «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя» цель Ребенок, его развитие, формирование его качеств Учебно-воспитательный процесс на уроке как создание условий для развития и саморазвития ребенка. средство РО Традиционная система Урок изучение нового Урок применения знаний, формирования навыков и умений Проблемный Урок обобщения, повторения и систематизации знаний Урок закрепления и повторения знаний Урок контроля знаний и умений Комбинированный урок Урок – постановка учебной задачи Урок моделирования и преобразования модели Урок решения частных задач Урок контроля Урок оценки

    Cлайд 34

    1 этап - Постановка цели перед учащимися и тем самым организация их готовности к деятельности или непосредственное включение в деятельность 2 этап - Опрос д.з. Организация восприятия, осознание учащимися и закрепление в их памяти первоначальной информации, т.е. усвоение исходных знаний 3 этап – Объяснение нового материала. Организация и осуществление усвоения способов деятельности на основе усвоенной информации путем воспроизведения ее в упражнении в ее применении 4 этап – Закрепление.Организация и осуществление усвоения опыта творческой деятельности путем решения проблем и проблемных задач, в ходе которого усвоенные знания и умения применяются творчески и вместе с тем самостоятельно добываются новые знания и умения 5 этап – Применение. Целенаправленное воспитание и самовоспитание качеств личности в ходе изучения всего учебного материала, на его основе и реализации всех этапов обучения путем эмоционального воздействия на учащихся, обеспечение их эмоций, интересов, увлечений, радости самоутверждения и самопроявления и т.д. 6 этап - Обобщение усвоенного и введение его в систему ранее усвоенного 7 этап - Контроль за результатами деятельности (Оценка знаний). Все эти элементы в совокупности обеспечивают реализацию учебного процесса как целостного явления

    Cлайд 35

    Дидактический аспект Поставлена и достигнута обучающая цель; Соблюдались дидактические принципы (научность, систематичность, доступность, последовательность, наглядность, прочность); Активизировалась познавательная деятельность учащихся. 2. Методический аспект Методы и приемы деятельности учителя соответствовали поставленным задачам; Стимулировалась самостоятельная деятельность учащихся: Сочетались репродуктивные, продуктивные виды деятельности. 3. Организационный аспект Рационально использовалось время; Применялись разнообразные формы работы (фронтальные, групповые, индивидуальные); Учителя отличал высокий уровень самоорганизации. 4. Воспитательный аспект Учитывались воспитательные возможности дидактического материала; В организации видов деятельности моделировались эмпатические взаимоотношения между учениками. 5. Педагогический аспект Учитывались возрастные и индивидуальные особенности учеников; Создавался благоприятный психологический климат. Учащиеся испытывали удовлетворение от интеллектуальной деятельности. Урок мысли Урок сотрудничества. Урок ритма Урок чувств Урок щадящей педагогики

    Cлайд 36

    Ю. Г. Фокин "Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество"; Д. И. Латышина "История педагогики"; А. А. Радугин "Педагогика" Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек "Методы обучения. Обучение в сотрудничестве"; Джон Дьюи "Демократия и образование".