Войти
Особенности ведения бизнеса в России
  • Что такое почва и из чего она состоит?
  • Увольнение без отработки по собственному желанию
  • Американский козодой: единственная птица, которая на зиму впадает в спячку
  • Дидактические игры для формирования у детей интереса к людям разных профессий
  • Презентация к уроку русского языка "безударные падежные окончания имен существительных"
  • Календарно-сетевое планирование, учет выполнения и анализ инвестиционно-строительных проектов с помощью MS Project и PlanBridge
  • Разработка урока на тему: «Художественная обработка изделий из древесины» (6 класс). Виды художественной обработки древесины Виды работ по чеканке

    Разработка урока на тему: «Художественная обработка изделий из древесины» (6 класс). Виды художественной обработки древесины Виды работ по чеканке

    Иллюстрация:

    etnografiavko.kz


    Все люди стараются сделать свое жилье индивидуальным, неповторимым, уютным. Сегодня существует огромное количество способов для получения неповторимого колорита и комфорта, однако наиболее притягательным на протяжении многих лет остается украшение дома обработанными изделиями из древесины. В этой статье мы поговорим о том, какая художественная обработка древесины наиболее популярна.

    Виды художественной обработки древесины

    К основным видам художественной обработки древесины можно отнести:

    • резьбу
    • мозаику
    • точение
    • выжигание
    • тиснение.

    Мозаика - это создание орнаментов или сюжетов при помощи отдельных элементов. Такое изображение собирается из маленьких кусочков одного или нескольких видов древесины на какой-либо поверхности.

    Для создания мозаичного рисунка применяются самые разнообразные виды древесины, отличающиеся оттенком и текстурой. Мозаику из дерева можно отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства. Ее используют для отделки помещение и предметов обихода: мебели, шкатулок для украшений и сувениров, картин.

    Мозаика содержит такие разновидности:

    • инкрустацию
    • интарсию
    • блочную мозаику.

    Инкрустация представляет собой украшение поверхности врезанными в них кусочками древесины. Когда вставки отличаются от основного цвета или фактуры, инкрустация носит название - интарсия. Применяются в оформлении мозаичных полотен декоративные кусочки шпона разных сортов лесоматериалов. Таким образом, можно получить цельное, как - будто нарисованное полотно, называемое маркетри. Блочная мозаика отличается наличием тонких пластин с одинаковым узором, которые приклеиваются на украшаемую поверхность. Мозаикой легко будет заниматься тем, кто владеет навыками столярного дела, а именно, создания предметов мебели. Мебель, украшенная мозаикой, выглядит очень красиво, выгодно отличается от стандартной мебели. Определенные композиционные и технологические приемы, которые используются для создания мозаичного рисунка, будут полезны при настилке паркета.

    Резьбой по дереву называют процесс получения рисунка при помощи вырезанных элементов. Этот вид обработки можно назвать самым древним. Но сегодня резьбой по дереву занимаются многие художники и мастера. Плосковыемчатая, к примеру, очерчивает контуры рисунка при помощи выемок, а контурная - создаёт узор при помощи прямых линий. Самого интересного эффекта можно добиться с помощью рельефной резьбы, полученный узор будет объёмным.

    Прорезную резьбу можно назвать самым простым типом резьбы, ее выполняют при помощи лобзика или электролобзика. Прорезная резьба, имеющая рельефный рисунок, применяется для украшения предметов мебели в стиле барокко и рококо.

    Одним из наиболее востребованных и легких методов обработки лесоматериалов является выжигание. С помощью разогретых металлических штифтов на дерево наносится узор, орнамент или надпись. Очень жаль, что очень не многие люди знают о широких возможностях данного типа художественной обработки.

    Некоторые породы лесоматериалов отличаются очень мягкой древесиной, которую легко резать. Основным видом резки дерева является выпиливание лобзиком. Это простой вид обработки, который не требует дорогостоящих инструментов и большого опыта. Именно с этого вида начинается обучение художественной обработке.

    В конце прошлого века область использования лазерных технологий существенно увеличилась. Ученые изобрели разные устройства, принцип действия которых основан на работе лазерного излучения. Применяются лазеры и в станках для резания и гравировки разных материалов. На лазерных установках можно резать самые разнообразные материалы, среди которых и дерево.

    У лазерного луча имеется целый ряд интересных свойств. Он характеризуется большой теплотой и способен пробивать отверстие в любом материале.

    Лазер применяется для художественного оформления сувенирной продукции, выжигания эмблем и товарных знаков из дорогостоящих сортов лесоматериалов, а также художественно инкрустированной паркетной доски.

    Точение привлекает легкостью обработки и возможностью получения изделия с гладкой поверхностью и красивым внешним видом поверхности. Таким методом чаще всего делают детские игрушки. Создают точеные предметы на токарном станке, который изобрели древнеегипетские мастера. Самые первые станки работали таким образом, что вращение заготовки мастера приходилось совершать при помощи веревки, один край которой был зафиксирован на тетиве лука, установленного на потолке мастерской, а второй на деревянной педали. В процессе эволюции станки постоянно совершенствовались. Сегодня они оборудованы электроприводом, а есть даже с механическим и автоматическим управлением.

    Методика токарной обработки дает возможность добиться округлого сечения с разным профилем. Также можно получить витые колонки, полые детали.

    Выбор древесного материала определяется предназначением, параметрами, конструкцией, а также условиями использования предмета. Чаще всего мастера используют лесоматериалы груши, яблони, клена ясеня, дуба, липы, сосны, ели.

    Важным методом создания рельефного декора можно назвать и тиснение. Этот процесс заключается в выдавливании рисунка на мягкой поверхности лесоматериала. Орнамент создается в условиях высокого давления и температуры в особых пресс-формах.

    Для того, чтобы размягчить древесину ее нужно пропарить или обработать раствором соляной кислоты. После этого на поверхность кладется пресс-форма, чаще всего металлическая, содержащая выгравированный негатив узора. Далее происходит процесс прессования под давлением 200-250 Н на 1 см2. Для тиснения используется буковая, еловая, березовая, липовая, дубовая древесина.

    Подученные таким образом изделия не шлифуют, по этой причине можно обработать их мочевино-меламиновой пленкой.

    Самым последним этапом работы с деревом всегда является его декоративная обработка, которая включает очистку и покраску. Без этого древесина быстро поглощает жидкость и меняет форму.

    Итак, два последних этапа работы с деревом — это очистка и окраска. Первоначально деревянная заготовка должна быть тщательно очищена от мусора, пыли, стружек, жира и любого другого вида грязи. Во время пользования даже прекрасно ошкуренным, но неокрашенным деревянным предметом, высока вероятность занозы. Кроме этого необработанные предметы быстрее загрязняются, могут плесневеть, в результате чего существенно снижается период эксплуатации. Очистка и покраска может кардинально поменять оттенок древесины, акцентировать внимание на текстуре.

    Основным видам декоративной обработки можно отнести:

    • обжиг
    • отбеливание
    • вощение
    • покраску
    • морение.

    Процедура структурирования дает возможность акцентировать внимание на естественной красоте древесины. Главным условиям является невысокая плотность материала и ярко выраженные годичные кольца. По окончанию сушки и зачистки, специалисты приступают к обжигу.

    Его выполняют особой газовой горелкой, которую держат под углом в 45, не задерживаясь на одном месте. В конце этого процесса полученную поверхность зачищают жёсткой щеткой в направлении волокон. Эта процедура очень бюджетна, но внешний вид получается очень необычным.

    Отбеливание древесины заключается в окислении соединений, придающих ей естественную окраску. Главная задача отбеливания - смена окраски, устранения изъянов, сглаживание узора. Результатом будет улучшение декоративных свойств и увеличение периода эксплуатации.

    Процесс, изменяющий оттенок древесины на более светлый, можно реализовать в несколько этапов. В результате получается белый слой толщиной пару миллиметров, через который видно темную сердцевину. Отбеливание также проводится с минимальными затратами.

    После очистки или даже отбеливания древесина отлично демонстрирует свою структуру. Однако еще больше подчеркнуть ее можно с помощью вощения. Материал для этой процедуры выбирается согласно дальнейшей эксплуатации предмета. К примеру, для кухонной посуды необходимо использовать экологически безопасные средства, такие как пчелиный воск. Перед нанесением воска предмет нужно как следует пропитать, после чего создается дополнительная защита верхнего деревянного слоя и воск не будет впитываться.

    Обычно в качестве пропитки мастера используют растительные масла. Пропитка наносится в несколько слоев, после чего предмет можно покрывать купленной мастикой или восковым раствором. И масло, и воск нужно обязательно нагреть, примерно до 82 - 91C, все зависит от вида материала.

    При условии точного соблюдения правил выполнения, этот процесс позволяет существенно улучшить внешний вид предмета, а также увеличивает период эксплуатации.

    Для покраски предметов, находящихся в помещении и на улице, применяются различные краски и подготовительные растворы. Древесина не капризный материал, но соблюдать определенные правила все же необходимо:

    • перед покраской обязательна пропитка антисептиком
    • исключение контакта с прямыми лучами солнца
    • покраска проводится в сухой комнате с нормальной или низкой влажностью.

    Для покраски можно использовать масло. Оно создает защитный слой, но оставляет естественный цвет древесины, препятствует потемнению, выделяет текстуру. Перед нанесением масла предмет тщательно зашкуривается наждачной бумагой, далее наносится антисептик, по окончанию высыхания которого можно приступать к покраске.

    Во время декоративной обработки нужно очень старательно прокрашивать материал. Для покраски отлично подходят акриловые покрытия. Сегодня в строительных магазинах представлена широкая палитра таких материалов. В качестве финишного материала применяются лаки — чаще бесцветные, но используют и оттеночные.

    Придание лесоматериалам определенного оттенка возможно при помощи морилки. Светлые лесоматериалы проще затонировать.

    Морение осуществляется двумя методами:

    • глубокий
    • поверхностный.

    Глубокое морение дерева осуществляется для отдельных деталей, до того, как они будут соединены в одно целое. Часто для этой цели применяется гнет. Заготовки погружают полностью в краску и выдерживают там некоторое время, после чего их нужно подвесить для стекания лишней жидкости. Эта процедура легко выполняется даже дома. К такому методу часто прибегают для имитации ценных пород лесоматериалов. Специалисты добиваются требуемого оттенка даже с помощью красителей для ткани. Более глубокий цвет получается после многократного морения.

    Сегодня наиболее древний строительный материал - древесина может быть изменен до неузнаваемости и применяться в самых разнообразных отраслях. увеличивает период эксплуатации и создает уникальный внешний вид.

    Декорирование одежды , обуви , кож-галантерейных изделий

    История

    Кожевник. Немецкая гравюра.

    История художественной обработки кожи восходит к каменному веку . Уже тогда появились одежды из шкур, первые утилитарные предметы — ремни, обматывающие древко копья , пояса , сумки . Пифагор упоминает о выполненных при помощи интарсии таблицах, применявшихся в обрядах египетских пирамид . Другой пример — созданные в технике интарсии византийские иконы (VIII —XII века), которые так понравились крестоносцам , что мода на кожаные обои , охватив всю Европу , продержалась более трёхсот лет.

    Приемы художественной обработки кожи

    Существует множество приёмов и технологий обработки кожи. В зависимости от назначения изделия и в соответствии с художественным замыслом, эти приемы используются как по отдельности, так и в сочетаниях. Елена Решетникова, художник по обработке кожи, 2004:

    То, что сегодня называется художественной обработкой кожи, появилось вместе с цивилизацией. Разные народы использовали кожу и украшали предметы из нее по-разному. В Европе вместе с книгопечатанием появилось тиснение, дамские сумки и пояса украшали аппликация и вышивка. На севере кожу отделывали мехом, а на Востоке ее научились покрывать золотом. Кожаные одежда и обувь, мебель и обои, переплеты книг и ножны для оружия сопровождали человечество на протяжении всей его истории.

    Тиснение

    Плетение

    Плетение — один из способов обработки, заключающийся в соединении при помощи специальной техники нескольких полосок кожи. В ювелирных изделиях часто применяют элементы макрамэ , выполненные из «цилиндрического» шнурка. В сочетании с перфорацией плетение применяется для оплётки края изделий (используется для отделки одежды, обуви, сумок).

    Пирография

    Пирография (выжигание) — приём новый, но с древней родословной. Видимо, первоначально выжигание по коже явилось побочным эффектом при термо-тиснении (известно в России с XII , а в Европе с XIII века), но затем широко применялось как самостоятельный прием. В классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов. Делалось это при помощи разогретых штампов из меди и применялось в основном для отделки конской упряжи. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа). При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.

    Гравировка

    Инструменты, применяемые при гравировке

    Гравировку (резьбу) применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами (шора , чепрак , реже — юфть). Делается это так — на лицевую поверхность размоченной кожи с помощью резака наносят рисунок. Затем дорожником или штихелем (или любым металлическим предметом продолговатой формы) прорези расширяют и заполняют акриловой краской. При высыхании контурный рисунок сохраняет свою чёткость, а линии — толщину. Другой способ заключается в том, что вместо дорожника используется пирограф. В этом случае цвет и толщина линий, а также глубина гравировки регулируется изменением степени накала иглы пирографа.

    Аппликация

    Аппликация в кожевенном деле — наклеивание или пришивание кусочков кож на изделие. В зависимости от того, какое изделие декорируется, несколько различаются способы аппликации. Так, при отделке предметов одежды элементы декора выполняют из тонких кож (опоек, шевро, велюр) и пришивают к основе. При создании панно, изготовлении бутылей или сувениров фрагменты аппликации могут быть выполнены из любых видов кож и наклеены на основу. В отличие от интарсии при аппликации допустимо соединение элементов «внахлёст».

    Интарсия

    Интарсия — по сути, то же, что инкрустация или. Техника интарсии применяется в основном для создания настенных панно, но в сочетании с другими приемами может использоваться при изготовлении бутылей, сувениров, декорировании мебели.

    Кроме того, кожу можно расписывать, её можно формовать, придавая любую форму и рельеф (при помощи размачивания, проклеивания, наполнения).

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Михайловская средняя общеобразовательная школа»

    Нижнегорского р-на Республики КРЫМ

    План-конспект Урока

    Тема Урока: «Художественная обработка древесины. Резьба по дереву».

    Конспект урока по предмету «Технология» в 6 классе. Цели урока: ознакомление учащихся с традиционными видами декоративно – прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной, профессиями, связанными с художественной обработкой древесины; формирование представлений об оборудовании и инструментах для резьбы по дереву; ознакомление с правилами безопасного труда при выполнении художественно – прикладных работ с древесиной; формирование у учащихся знаний видов резьбы по дереву, технологии выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы; формирование умений и навыков выполнения приемов художественной резьбы по дереву; изготовления изделий декоративно – прикладного творчества по эскизам и чертежам; воспитание эстетического вкуса, аккуратности, трудолюбия.

    Ожидаемый учебный результат:

    Общее представление о технологиях художественно – прикладной обработки древесины, инструментах для резьбы по дереву;

    Приобретение опыта самостоятельного выбора и обработки заготовок для последующей художественной резьбы по дереву;

    - приобретение навыков резьбы по дереву;

    Развитие внимания, трудолюбия, точности исполнения, самостоятельности в принятии решений, эстетического мышления;

    - приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии.

    Дидактические средства обучения: образцы изделий художественной обработки древесины; плакаты с изображением изделий с художественной резьбой; оборудование и инструменты для резьбы по дереву, эскизы и чертежи изделий, имеющих декоративное оформление резьбой, заготовки из древесины, копировальная бумага, карандаши, дрели, сверла, стамески, лобзики, напильники, надфили, шлифовальная шкурка, шило, лак, кисти, рабочая тетрадь, учебник технологии.

    Формируемые УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

    План урока:

    Из истории художественной обработки древесины

    Практическая работа.

    Ход урока І Организационная часть

    Контроль посещаемости.

    Проверка готовности учащихся к занятию.

    Сообщение темы, целей и задач урока

    Актуализация знаний учащихся.

    Учитель:

    - Расскажите кратко об изученных ранее технологиях выпиливания лобзиком и выжигания по дереву

    - Что такое эстетичность изделия?

    Имеются ли в вашем доме изделия из древесины с декоративной резьбой (предметы мебели, кухонные принадлежности, игрушки)

    - Назовите область применения изделий из древесины, обработанных художественной резьбой;

    ІІ Теоретическая часть

    Из истории художественной обработки древесины. Художественная обработка древесины – один из самых древних видов народного декоративного искусства. Изготавливая из древесины многие предметы быта, люди старались сделать их красивыми, радующими глаз. Наиболее древним способом украшения изделий из древесины считается резьба по дереву. Резьбой украшали дома, посуду, мебель, корабли, музыкальные инструменты, колыбели для младенцев, из дерева вырезали игрушки, сувениры.

    Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Слово «промысел» произошло от глагола «промыслить», то есть помыслить, подумать, каким образом можно заработать. Наши предки не ждали, когда им кто-нибудь даст хлеба, а искали любую возможность заработать его, чтобы прокормить себя и свою семью.

    Так возникли народные промыслы. Бурное развитие их породило множество направлений. Это резьба и роспись по дереву, чеканка и гончарное дело, изготовление игрушек и др.

    Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

    В России построено множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного зодчеств является ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера с двадцатиглавой Преображенской церковью.

    Наибольшее развитие получила резьба по дереву в конце XIX –начале XX в древних Абрамцево и Кудрино. Для абрамцево – кудринской техники характерно сочетание растительных мотивов (побеги деревьев, гирлянды из листьев, ветвей, цветов, ягод) с изображениями птиц, рыб, зверей, всадников. В этой технике создаются декоративные изделия: солонки, лоточки, черпаки, ковшики, сухарницы, конфетницы, блюда, вазы.

    В настоящее время резьба применяется в убранстве домов для украшения лестниц, дверей и окон садовых домиков, дачных беседок, детских площадок. При изготовлении домашней утвари: шкатулок, вазочек, подсвечников; кухонных принадлежностей: хлебниц, посуды, разделочных досок, подставок.
    Виды резьбы по дереву и технология их выполнения.

    Существует множество видов резьбы по дереву. Наиболее простой считают ажурную резьбу. Это резьба, в которой фон удаляется полностью, и рисунок получается сквозным. Ажурную резьбу называют прорезной, если она прорезается стамесками, или пропильной, если участки фона выпиливаются лобзиком или пилой. Ажурной прорезной резьбой с зубчатыми и ступенчатыми орнаментами (рис. 6) украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек.

    Плосковыемчатая резьба характерна тем, что плоская поверхность заготовки является основным фоном, а все элементы рисунка вырезаны в этом фоне, то есть находятся ниже его уровня. Плосковыемчатую резьбу условно разделяют на контурную и геометрическую.

    Изображения, выполненные в технике контурной резьбы, имеют плоский графический рисунок с прямыми, кривыми, спиралевидными и линиями другой формы. Рисунок создается выемками, прорезанными по его контуру. Разновидностью контурной резьбы является чернолаковая резьба. Здесь поверхность заготовки покрывают черным лаком, а затем на ней прорезают линии. Таким образом создается узор.

    Одним из видов плосковыемчатой резьбы является геометрическая резьба, все элементы которой представляют собой геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями, - треугольники, квадраты, окружности и др.

    Геометрическая резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки. Она выполняется в виде выемок: двух -, трех - и четырехгранных, сочетания которых дает причудливый узор на поверхности древесины.

    Данный вид резьбы относительно простой в освоение, не требует применен6ие сложного и разнообразного инструмента. Все многообразие элементов геометрического орнамента выполняется одним ножом, так называемом «ножом – косяком»

    Основным элементом геометрической резьбы является треугольник, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз.

    Треугольники могут иметь самые разнообразные формы и размеры. Стороны треугольники могут быть не только прямолинейными, но и являться частью дуги окружности.
    Сочетание различных треугольников образует мотивы геометрической резьбы
    Рассмотрим каждую фигуру в отдельности:
    Сколышки –
    Ромб и витейка –
    Пирамида –
    Звездочка и розетка –
    Сочетая различные фигуры можно создавать различные композиции
    Рельефную резьбу условно разделяют на плоскорельефную и кудринскую, или абрамцево – кудринскую. Основателем кудринской резьбы является российский мастер – резчик
    В. Ворносков, открывший в 1906 г. школу – мастерскую по обучению резьбе по дереву.
    Плоскорельефная резьба образует на поверхности рельеф с одинаковой высотой всех частей рисунка и одной и той же глубиной фона.
    Первоначально на поверхность доски копируют рисунок, надрезают и подрезают контур. После этого вырезают весь фон между надрезками сначала отлогими и полукруглыми стамесками, а затем прямыми стамесками и клюкарзами на глубину 4….5 мм. Затем прорабатывают рельеф рисунка.
    Скульптурная резьба имеет много направлений. Одно из них – лесная резьба, которая часто применяется в городских парках. Из стволов стоящих высохших деревьев вырезают фигуры людей, сказочных персонажей, животных. Такие фигуры украшают естественный интерьер.
    Другим направлением скульптурной резьбы является богородская резьба. Она получила свое название от села Богородское, где еще с XV века занимались резьбой по дереву. В Богородской резьбе не шлифуют полученную скульптуру, а оставляют следы от ножа и стамески, что позволяет увидеть красоту дерева и мастерство резчика.
    Оборудование и инструменты для резьбы по дереву.

    Инструменты для резьбы по дереву делятся на основные (резаки, стамески) и вспомогательные (пилы, дрели, киянки, молотки, рубанки, рашпили, напильники, разметочные и измерительные инструменты). Резаки применяют для выполнения прямых и закругленных линий вырезаемого рисунка. Их изготовляют из качественной стали.

    ІІІ Практическая часть

    Вводный инструктаж.

    Правила безопасности при выполнении резьбы.
    1. Работать можно только хорошо заточенным инструментом.
    2.Во время резьбы следует прижимать заготовку к упору на верстаке.
    3. Запрещается работать косяком с треснувшей или неплотно насаженной ручкой.
    4. Во время работы нельзя низко наклоняться над заготовкой.
    5.При выполнении резьбы ножом-косяком нельзя держать свободную руку перед режущим инструментом.
    6. Приступать к резьбе только с разрешения учителя.
    7. Не ходить по мастерской с режущим инструментом, если появилась необходимость, несите его в футляре или кромкой вниз.
    8. Во время работы не отвлекайся, говорить тихо и только о деле.
    Выполнение резьбы.
    Показ учителем основных приемов работы режущими инструментами.
    Вначале производят накалывание вырезаемых элементов. Нож держат в кулаке, кончик ножа вонзают в дерево в центр трёх угловых лучей с таким расчётом, чтобы в центре нож углубился больше, а к вершине треугольника лезвие вышло на поверхность. Наколку делают по всем лучам. Затем, не меняя положения ножа, только наклоняя руку вправо или влево и поворачивая дощечку, производят подрезание наколотых элементов по сторонам треугольников. Из поверхности древесины извлекают трёхгранные фигуры. Отсюда и произошло название этого вида резьбы - трёхгранно выемчатая. Трёхгранно-выемчатая, геометрическая резьба состоит из целого ряда элементов, возникших в результате многовекового опыта народных резчиков: треугольник, ромб, змейка, витейка, ёлочка, квадрат, соты, звёздочка, сияние, розетка и др. Композиция узоров в геометрической резьбе в основном создаётся из сочетания этих элементов. Но тот, кто занимается резьбой, могут вырабатывать и свои узоры. При срезании треугольников, небезразлично в какой последовательности это делать. В первую очередь срезают треугольник, который расположен по слою. Если же удалить сначала два других треугольника, то этот не срежется, а сколется, т.к. вокруг него всё будет углублено. Плоскость будет волокнистой, шероховатой, неопрятной. Нужно будет обязательно делать повторный срез, чтобы добиться гладкой поверхности. Когда же первым срезают треугольник, расположенный по волокнам, по слою то у него есть опора. Поэтому, не скалываясь, он срезается нормально.

    Следует иметь в виду, что трудность выполнения разных элементов зависит не только от твёрдости древесины, но и от расположения рисунка узора по отношению к годичным слоям.
    Наиболее сложно выполнить различного рода сияния. Тут есть ряд особенностей. Накалывают сияния при резьбе по-разному. Если порода мягкая, однородная (липа, осина, ольха) можно делать наколку лишь по коротким лучам треугольника. Затем, срезав этот маленький треугольничек, сразу без центрального надреза, удаляют длинные треугольники. Если же резьбу делают на хрупких или твёрдых породах, то нужен и центральный надрез по длинному лучу треугольника. Только надрез нужно делать так, чтобы нож постепенно и равномерно выходил из глубины дерева на поверхность к центру сияния. Около центра, где сходятся узкие треугольники, ни в коем случае нельзя делать глубокий надрез. Иначе в этом месте волокна сколятся и центр сияния будет выщербленным. Исправить этот дефект будет очень трудно.

    Выразительный эффект возникает от игры светотени на наклонных гранях. Чем глубже резьба и больше угол наклона, тем плотнее теневые участки и резче выделяется узор.

    Выполняя резьбу по дереву, нужно работать двумя руками. Правая производит основные усилия при накалывании и подрезании, а левая удерживает дощечку, направляет острие ножа, сдерживает движение или, наоборот, дополняет усилие правой.
    Напоминание строгого соблюдения правил безопасности труда.

    Самостоятельная работа учащихся – выполнение полученного задания.
    Каждому учащемуся раздается заготовка размерами 200х100х20 мм и нож-косячок для выполнения практической работы
    Выбор учащимися орнамента геометрической резьбы (из представленных учителем образцов) или самостоятельное выполнение орнамента.
    Нанесение (копирование) орнамента резьбы.
    Динамическая пауза
    Отработка приемов и навыков выполнения геометрической резьбы

    (под фронтальным наблюдением учителя)
    Проверка организации рабочих мест, соблюдение безопасных приемов работы;

    Проверка правильности выполнения элементов геометрической резьбы;

    Обучение самоконтролю и взаимоконтролю.

    IV Организационно-заключительная часть: 1.Вопросы на закрепление:

    Дайте определение геометрической резьбы;
    - назовите виды геометрической резьбы;
    - перечислите основные виды узоров в геометрической резьбе.
    2. Прием учителем выполненных работ 3. Заключительный инструктаж (подведение итога работы за урок, анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы).
    4. Сообщение оценок работы каждого учащегося.

    Художественной обработкой древесины человек занимается с древних времен. Резные деревянные изделия несли ему и красоту, и пользу. Жилища украшались коньками на крышах, резными дверями и наличниками. Три примера художественной обработки древесины - посуды и сувениров, чем традиционно занимались наши предки.

    Огромное число дворцов и храмов, разбросанных по всей России, украшено деревянной резьбой. В качестве классического примера шедевра подобного зодчества выступает ансамбль, выстроенный на Кижах Онежского озера в 1714 году.

    Производство точеной и резной деревянной посуды на Руси имело широкий размах. Ее было принято пропитывать олифой, расписывать масляными и природными красками, отделывать золотом и серебром. Хорошим примером художественной обработки изделий из древесины может послужить известная всем хохломская роспись.

    Заглянем в прошлое

    Выполняться вся художественная обработка древесины могла в самых разных стилях. К примеру, стилю под названием барокко присуща динамичность в виде подвижности форм, праздничный пышный декор, многочисленные изображения купидонов, цветочных венков, стилизованных птиц и животных.

    Роскошно смотрелась мебель из массивной древесины, будучи украшенной мозаикой, инкрустированной костью или металлом, а также покрытой цветным лаком или имеющей утонченные резные элементы.

    В стиле ретро выполнялись роскошные экземпляры изделий эпохи классицизма и барокко. А в наши дни появились и образцы нетрадиционных решений дизайнеров новых форм и конструкций, популярные среди молодежи.

    Ныне художественная обработка древесины - творческое направление профильного труда, обучение которому ведется во многих учебных заведениях. В наши дни интерес к данной теме не иссякает. В рамках школьного курса мальчики осваивают основные приемы работы с деревом, позволяющие создавать несложные изделия. Технология художественной обработки древесины преподается в рамках профильного курса художественных вузов.

    Поговорим о ручной резьбе

    В деле художественной обработки древесины особое место отведено процессу ручной резьбы. Существует ее великое множество самых разных видов. Говоря о наиболее распространенных, следует упомянуть прежде всего плосковыемчатую резьбу. Далее - геометрическую, прорезную, контурную.

    Характерная особенность первой разновидности (плосковыемчатой) - проделывание на ровной поверхности углублений различной формы. Геометрическая относится к одной из ее модификаций и представляет собой ряд элементов квадратной, треугольной, округлой формы. Образцом в данном случае может служить разделочная доска с повторяющимися декоративными деталями.

    Контурную резьбу выполняют путем прорезания тонких двусторонних или двугранных выемок небольшой глубины по контуру определенного рисунка. К ней прибегают главным образом в процессе изображения фигурок животных, птиц, цветочных орнаментов и листьев.

    Что легче всего?

    Наиболее простой вид резьбы - прорезная. Она выполняется лобзиком, которым выпиливают контуры самых разных фигур там, где сквозь прорези нужно что-то разглядеть (двери, ширмы, буфеты, оконные наличники). Фон у такого деревянного изделия отсутствует. В ряде случаев он может быть заменен яркой тканью.

    Технология выполнения художественной обработки древесины (резьбы по дереву такого вида) достаточно проста: на заготовку с подготовленной заранее поверхностью (отшлифованной либо простроганной) переносится по шаблону рисунок. Возможно также использование кальки.

    По контуру будущего рисунка просверливают несколько отверстий, в которые заводят пилку лобзика и аккуратно пропиливают весь контур на специальном столике, называемом выпиловочным.

    Как работал мастер по дереву

    Такие в художественной обработке древесины, как контурная, прорезная и плоская, с давних пор использовались для украшения русской мебели. Ажурной называется разновидность имеющая рельефный рисунок. Как правило, ею украшали мебель мастера, работающие в стилях рококо и барокко.

    Если выполненные в технике прорезной резьбы изделия прибивалась либо приклеивались к деревянной основе, она получала название накладной.

    Классификация оборудования художественной обработки древесины всегда велась в зависимости от вида выполняемых работ. Как, например, выглядело рабочее место резчика, работающего с деревом? Это мог быть самый обычный стол со стулом либо система верстаков, оборудованных именно для данной цели.

    Высота крышек их располагалась на уровне локтей мастера. Свет падал слева и спереди. На верстаках при помощи винтовых зажимов или клиньев крепились обрабатываемые изделия. В качестве режущих инструментов использовали главным образом стамески.

    Инструменты для разных видов художественной обработки древесины

    Стамески могут быть прямыми плоскими, с помощью которых защищают фон при выполнении рельефной либо контурной резьбы. Желобчатая пригодится для почти каждого из видов работ. Клюкарза с длинной шейкой изогнутой формы и коротким полотном применяется, если нужно вырезать углубление в труднодоступном месте. Стамеску-уголок берут для вырезания канавок. С помощью церазика наносят узенькие жилки или канавки.

    Для геометрической резьбы берут плоские стамески, именуемые косяками, резаками или косячками. Они могут быть короткими либо длинными с разным углом скоса режущей кромки. Наиболее грубые разновидности работы выполняют при помощи долота.

    Каждый из инструментов должен иметь качественную ручку. Лезвия обязаны быть хорошо заточены с доводкой на оселке. В случае качественно сделанного инструмента возможно получить работу высокого уровня.

    Как происходит процесс

    Начинают резьбу по дереву с разметки выбранного рисунка. Для этого используют линейку, угольник, транспортир, циркуль, трафареты, а также шариковые ручки или карандаши. Рисунок для геометрической резьбы представляет собой набор квадратов, прямоугольников и треугольников.

    Каждое из углублений (выемок) вырезают при помощи косячка поперек волокон, а затем вдоль них. При этом косячок держат в правой руке и ставят носком лезвия с легким наклоном на размеченную черту. Лезвие врезают в древесину и проделывают линию движением на себя.

    Таким образом выполняют все средние линии. Если требуется вырезать наклонную, косяк следует наклонить влево или вправо под углом от 30 до 40 градусов. Линия разметки при этом перерезаться не должна. Процесс резьбы нужно вести плавно и медленно, нажимая на косяк равномерно. Инструмент крепко зажимают в правой руке. Порой требуется его придержать левой, чтобы избежать ухода по направлению волокон. Тем, кто только начал осваивать процесс резьбы, разрешается держать инструмент обеими руками.

    Процедура вырезания трехгранных выемок сводится к обработке сторон нарисованных треугольников косячком, который держат в руке вертикально. Прорезка идет от вершины к основанию. Эти приемы очень простые. Освоение их не займет много времени и позволит перейти к вырезанию прочих, гораздо более сложных фигур.

    О правилах техники безопасности при художественной обработке древесины

    1. Следует помнить, что стамески относятся к опасным режущим инструментам и требуют осторожного обращения.

    2. Левую руку запрещается держать рядом с режущим инструментом.

    3. Слишком большие усилия при работе стамеской применять запрещается.

    4. Если необходимо выполнить удар по ручке стамески, ее следует взять в левую руку, а киянку при этом в правую. Инструмент ставится на место вырубки, затем по его ручке наносятся легкие удары.

    5. Храниться стамески должны в специально отведенных для этого местах (в шкафах, ящиках верстака и т. п.).

    Учиться и снова учиться

    Тот, кто решил добиться результатов в деле резьбы по дереву, не должен рассчитывать лишь на собственные творческие способности. Серьезное занятие художественной обработкой древесины включает в себя постоянное обучение с освоением различных ее нюансов.

    Методов, позволяющих создавать замечательные резные изделия, имеется огромное количество. Примером одного из них может служить стиль "Татьянка". В основе его лежит технология выполнения растительного орнамента. Особенность появившегося в результате творческого эксперимента стиля резьбы заключается в том, что изделие обрабатывается всего один раз. Повторная доработка не допускается, да она, в принципе, и не нужна, поскольку все элементы выходят из-под резца готовыми, не требующими дополнительной обработки. Поэтому в данном случае применяются специальные инструменты.

    Использование стиля "Татьянка" экономит время по сравнению с выполнением форм при других видах художественной обработки древесины, касающихся рельефной резьбы. Инструмент в каждом конкретном случае подбирается с учетом особенностей древесной породы. Она, как известно, может быть твердой или мягкой. Каждое из приспособлений требуется хорошо заточить.

    Стиль "Татьянка" относится к многослойным. Каждый из слоев обрабатывается поочередно, причем соблюдение качества важно на любом из этапов, иначе последующая работа теряет всякий смысл. Перед началом воспроизведения любой из деталей ее расположение и дизайн должны быть тщательно продуманы. Если элемент будет срезан неправильно, восстановление его невозможно.

    Изделия, выполненные в этом стиле, достаточно популярны среди покупателей. Поэтому овладевший данным методом мастер без работы никогда не останется.

    Другие методы работы с древесиной

    Напомним еще раз, что каждая техника выполнения резьбы требует соответствующего инструмента. Например, сквозная резьба, результат которой выглядит объемным, требует использования пилы, лобзика либо стамески. Такая ажурная резьба широко используется в украшении домов - рельефная форма придает дополнительный объем.

    В технике плоскорельефной резьбы предполагается фон выбранный и подушечный.

    В наши дни стало модным создавать при помощи бензопилы. Скульптурная резьба относится к наиболее сложным из всех имеющихся техник художественной обработки древесины. В то же время она весьма интересна. Обработав исходный кусок древесины с соблюдением правильных пропорций, вы можете воплотить свой замысел по превращению его в фигурку животного или человека. Объемные детали делают скульптуру необычайно живой.

    Другая разновидность художественной обработки древесины - выжигание по дереву. Это также целый пласт интереснейших навыков и художественных приемов, требующий отдельного рассказа. Путем выжигания возможно получить богатое разнообразие узоров самых разных тематик.

    До начала сложных работ в учебных целях следует поработать над каким-либо из простых эскизов для резьбы, ознакомиться со специальной литературой, просмотреть классические схемы и зарисовки с их детальным описанием. Не помешает заглянуть и в ГОСТы по художественной обработке древесины.

    Начинающим резчикам следует заняться вырезанием фигурок небольших размеров с минимальной детализацией. Для перехода к изделиям сложной формы и овладения грамотой художественной резьбы по дереву потребуются постоянные упорные тренировки.

    Виды плосковыемчатой обработки

    Она может быть геометрической, контурной, ногтевидной или чернолаковой. Каждая из названных техник потребует собственных эскизов и набора инструментов в виде ножа и стамески.

    Процесс создания резного геометрического рисунка состоит в вырезании квадратов, ромбов, шестиугольников и т. п. подопределенными углами. Если рисунок создается при помощи круговых либо треугольных желобков, речь идет о технике контурной резьбы. В случае покрытия поверхности до начала работы черной краской или же лаком готовый рисунок будет смотреться необычайно эффектно.

    Рабочее место мастера

    Если вы решили работать в технике "Татьянка" либо в любой другой из приведенных выше, вам потребуется деревянная плоскость с ровной поверхностью. Это может быть верстак, стол, подоконник или даже табурет. Предпочтительнее всего стол или верстак, поскольку они тяжелые и обладают деревянной столешницей.

    Если стол полированный, его можно накрыть куском фанеры или чертежной доской. Это защищает инструмент от поломки в случае случайного срыва. Липовые заготовки достаточно мягкие сами по себе, принято упирать их во что-то твердое.

    Рабочее место резчика по дереву требует наличия хорошего естественного освещения либо искусственного с широким спектром. Связано это с кропотливым характером труда и повышенными требованиями к точности и аккуратности. В идеале стол с лампой должны располагаться рядом с окном.

    Учебная доска для рабочего процесса нуждается в постоянном увлажнении. Требуемая влажность составляет порядка 12-15%. Увлажнять доску можно заранее путем промывания ее торцов.

    Материал для резьбы

    Используемая для процесса резьбы древесина обязана обладать гладкой ровной поверхностью без сучков и других изъянов. Если же вы намеренно берете дерево с сучками, то в процессе работы их можно обыграть в художественном плане и составить на их основе декоративную композицию.

    Отличным материалом для создания деревянных композиций (особенно в стиле "Татьянка") является липа. Эту породу древесины легко резать в любом из направлений, из-за чего она идеально подходит резчикам-новичкам. Выбирая доску, обратите внимание на ее торец. По нему можно выбрать образец плотной, однородной и не рыхлой древесины.

    Лучше всего выбирать доску, выпиленную с края бревна, близко от коры. В этом случае слои размещаются полого по отношению к ее поверхности. Такую доску легко разрезать. В случае необходимости перерыва между этапами работы увлажнять учебную доску путем укутывания в мокрую ткань либо помещения во влажной пакет не стоит, так как возможно появление и размножение самых разных бактерий с последующим потемнением доски и образованием плесени.

    Лучше всего хранить такие доски в помещениях, где отопление отсутствует, например, в сараях, сенях, банях, на балконах и лоджиях. Не рекомендуется хранить учебный материал в ванной, подвале, в холодильнике или на солнце.

    Какой инструмент лучше?

    Существует специальный инструмент для стиля "Татьянка" с параметрами, рассчитанными на работу с пластичной древесной породой. Если ваш инструмент самодельный либо заводской, он может оказаться малопригодным из-за несовпадения по размерам и прочим параметрам.

    Работа с неподходящими сильно осложняет процесс обучения резьбе и снижает его результативность. Первые несложные учебные орнаменты выполняются при помощи самого обычного ученического набора, состоящего из стамесок №6 и №17 (полукруглых среднего диаметра) и ножа-косяка. Лезвие полукруглых стамесок в поперечном сечении выглядит как часть круга. Если поместить такой инструмент торцом на доску и после этого повернуть вокруг оси, лезвие замыкает окружность, прорезая при этом древесину.

    Важное качество стамески, позволяющее делать глубокие срезы, -маневренность. Нож-косяк - один из основных инструментов. Название произошло от формы лезвия с косым срезом. Размер его, как правило, подходит для руки средней величины.