Войти
Особенности ведения бизнеса в России
  • Что такое почва и из чего она состоит?
  • Увольнение без отработки по собственному желанию
  • Американский козодой: единственная птица, которая на зиму впадает в спячку
  • Дидактические игры для формирования у детей интереса к людям разных профессий
  • Презентация к уроку русского языка "безударные падежные окончания имен существительных"
  • Календарно-сетевое планирование, учет выполнения и анализ инвестиционно-строительных проектов с помощью MS Project и PlanBridge
  • Конкурсная программа на День птиц в начальной школе. Сценарий

    Конкурсная программа на День птиц в начальной школе. Сценарий

    Литвиненко Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Ташлинская средняя общеобразовательная школа», Оренбургская область Тюльганский район с. Ташла.
    Описание материала : 1 апреля праздник «День птиц», поэтому данный материал может многим учителям пригодиться, а также сценарий предназначен для организации летнего отдыха детей в пришкольном лагере дневного пребывания и для внеклассных мероприятий в любое время года. Возрастная категория – учащиеся начальных классов. Разработка может быть полезна как учителям начальных классов, так и педагогам дополнительного образования, вожатым, воспитателям.
    Цель: развитие интеллектуальной сферы учащихся.
    Задачи:
    расширить знания учащихся о многообразии пернатых, о народных приметах;
    дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц;
    прививать любовь и бережное отношение к родной природе;
    расширять кругозор учащихся;
    развивать смекалку, наблюдательность, быстроту реакции, глазомер, смелость;
    воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм.
    Особенности формирования команд: количество команд зависит от количества детей (от 2 до 4 команд), в командах должно быть не более 10 человек (обязательно: мальчики и девочки разных возрастов); команда самостоятельно выбирает себе капитана, придумывает название по теме, рисует эмблемы.
    Условия игры.
    Каждый отряд получает свой маршрутный лист, в котором указан план путешествия по станциям, и оценочный лист. По маршрутному листу дети отправляются на свои станции. Прибыв на станцию, отряды выполняют задания, которые оцениваются в баллах.
    По окончанию игры подводятся итоги, составляется сводная таблица путешествия по станциям.
    Награждение на линейке победителей и участников.
    Вступление.
    - Давайте, ребята, отправимся с вами … за чудесами! Да, да, за чудесами!
    Когда ты идешь по тропинке лесной,
    Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
    Одно «почему» меж деревьями мчится,
    Летит по полям за неведомой птицей,
    Другое пчелою забралось в цветок,
    А третье – лягушкою скок в ручеек.
    Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
    Ответы искать под зеленым шатром.
    - А тема нашего путешествия спрятана в загадке:
    Снится ночью пауку
    Чудо-юдо на суку:
    Длинный клюв и два крыла
    Прилетит – плохи дела.
    А кого паук боится?
    Угадали? Это … (птица) .
    - Да, сегодняшний день мы посвятим птицам. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц.
    Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в поле неподалеку от вашего дома, надо знать.
    - Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. (Звучит запись птичьих голосов.)
    - Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
    «Синь-синь!» - посвистывает синица.
    «Чи-чи! Чи-чи!» - вторит ей чиж.
    «Гра-гра!» - представляется грач.
    «Сквор-сквор!» - поют скворцы.
    - А сейчас узнаем как образовались названия других птиц.
    (Делают сообщения подготовленные учащиеся. Их рассказы сопровождаются иллюстрациями или презентацией.)
    1.Имя зарянки подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори.
    В чаще лесной у полянки
    Рада вечерней поре.
    Птичка лесная зарянка
    Песню запела заре.
    2.Сойка , или горихвостка . Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.
    3.Зяблик . Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.
    4.Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.
    5.Свиристель . В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.
    6.Удивительно происхождение слова «цапля» . Оно происходит от глагола «чапати», то есть медленно передвигаться, образовано от звукоподражательного «чап». Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: «Чап-чап! Чап-чап!». Отсюда и глагол «чапати». Но ведь птицу называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове «цапля» звук [ц ] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.
    7.Почему снегирю дано такое имя? Потому что мы видим снегиря только в снежное время. С первым снегом прилетают к нам снегири, а весной, когда снег стает, улетают на север в родные края.

    А сейчас послушайте интересные сведения из жизни птиц .
    1) Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
    2) Самая маленькая птичка наших хвойных лесов - королёк, уничтожает от 8 до 10 млн. мелких насекомых в год.
    3) Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
    4) Семья ласточек - около миллиона насекомых.
    5) Мухоловка за 2 месяца уничтожает не менее 50 тысяч мух.
    6) Ушастая сова способна съесть за день 10 полёвок, а сова-сивуха съедает в год 1200 грызунов. Если учесть, что одна мышь в год съедает 2-3 килограмма зерна, а суслик - 16, то каждая сова спасает тонны хлеба.
    7) Сарыч (ястреб) питается мышами и полёвками: за 50 дней съедает не менее 265 грызунов.
    8) Жаворонки, овсянки, зеленушки, щеглы склёвывают семена и плоды сорняков, тем самым снижая засорённость полей.
    - А теперь, дорогие ребята, разобьемся на команды. Каждая команда должна выбрать себе командира, придумать название команды и эмблему, связанные с темой. Получите маршрутный и оценочный листы. Итак в путь! Всем желаю удачи!

    Станция 1. «Отыщите птиц»
    Учащимся дается текст, который они должны сначала прочитать.
    - В тексте затаилось восемь птиц, отыщите их названия.
    Сколько слов найдет команда, столько и получит баллов.
    Восемь птиц.
    Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Ока залось тут удобное, вообще гол ое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, ка шей. Другая столовая – высоко, л учше для мелких птичек, а н ад ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лест нице, иначе четка я подкормка не получится, кормушку не достать.
    (Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка. Правильные ответы выделены в тексте.)
    Станция 2. «Узнайте птиц»
    - А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками признаки и названия птиц. Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
    На карточке:


    Когда проверяются ответы, учитель делает небольшие сообщения о птицах, по возможности сопровождая рассказ картинками или фотографиями птиц.
    Птица – рыболов (баклан).


    Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.
    Птица – плотник (дятел).


    Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
    Лесная кошка (иволга).


    Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
    Птица – строитель (ласточка).


    Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек – саланган или стрижей – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
    Птица – акробат (поползень).


    Поползень лазает по деревьям. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами.
    Пернатый солист (соловей).


    Недаром об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая». Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых – вредителей.
    Ночной хищник (сова).


    Совы глотают мышей целиком.
    Легкомысленная мамаша (кукушка).


    Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает. Хотя некоторые виды кукушек сами высиживают яйца.

    Станция 3. «Птичьи разговоры».
    Разгадайте птичьи разговоры (соедините стрелкой). Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
    На карточке:


    (Ответ: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.)

    Станция 4. «Корм для птиц».
    - Птицы нуждаются в нашей помощи. Кто из вас подкармливает птиц зимой? А чем вы их кормите? (Выслушать ответы детей и дополнить рассказ.)
    Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнечника, дыни, тыквы, арбуза, кабачков, одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы, лебеды.
    Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
    Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
    Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.
    Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.
    Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.
    Любят птицы сушеные яблоки, тертую морковь, сухих насекомых, высушенные грибы (особенно червивые).
    А уж сухие хлебные крошки пшеничного хлеба всегда найдут своих любителей. А ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести к ее гибели.
    Синички кроме семян очень любят кусочки сырого несоленого сала.
    Помните!Для птиц соль - яд!

    Ваша задача за 5 минут перебрать семена для птиц (смешаны семена подсолнечника, рябины, арбузов, дыни, черемухи) . Оценивание проходит на усмотрение учителя от1 до 10 баллов, в зависимости сколько будет перебрано семян.

    Станция 5. «Кто Я?»
    Учащимся показываются иллюстрации или презентация с изображениями птиц (поползень, снегирь, зяблик, ласточка, дятел, сова, воробей, журавль, чечетка, синица, чиж, галка, сойка, цапля и др.). Задача ребят угадать название изображенной птицы. Сколько птиц угадано, столько баллов получает команда.

    Станция 6. «Покормите птиц» (Спортзал).
    Это соревнование проходит по подобию «Попади в цель». На расстоянии ставится ведро или корзина, необходимо попасть в нее маленьким мячом. Если попал, значит «накормил птиц». Каждому участнику дается 3 попытки. Считается одно попадание – один балл. В итоге суммируются все баллы набранные командой.

    Станция 10. «Узнай птицу».
    - По словесному описанию команда должна угадать, что это за птица. Сколько птиц отгадано, столько баллов и получают.
    1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват… А вечером или ночью приди сюда – и остановишься как вкопанный, услышав ее песню… Разливается она на все лады. (Соловей.)
    2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест.)
    3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (Сорока.)
    4. Слышишь ты его постоянно: скрипит на сырых лугах – скрип-скрип, скрип-скрип. Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг. И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дергает. А не видно! Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась. (Дергач.)
    5. Посмотрите, какая красавица! А размером со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Песня у нее красивая – звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга.)
    6. Эта птичка сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающего познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей! (Вертишейка.)
    7. Птица семейства вороновых отряда воробьиных. Оперение рыхлое, красновато-серое; хвост чёрный, на крыле голубое пятно с чёрными пёстринами, на голове хохол с чёрными пятнами. Полезна уничтожением насекомых; делает на зиму запасы желудей, чем способствует расселению дуба; вместе с тем вредит, разоряя гнёзда мелких птиц. (Сойка.)
    8. Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья. Полезна уничтожением насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое, жёлтая грудка. (Синица.)
    9. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами – это светлые концы контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей городов, наступление весны. (Скворец.)
    10. Птица подотряда стрижей отряда длиннокрылых. Крылья длинные, узкие. Оперение тёмно-бурое или черноватое. Гнёзда этой птицы состоят из растительных материалов, склеенных слюной, или из одной затвердевшей слюны (так называемые ласточкины гнёзда); в Китае эти гнёзда люди употребляют в пищу.(Саланган.)
    11. Птица из отряда воробьиных. Голова большая, клюв на вершине с крючком и зубцом перед вершиной, хвост длинный. Оперение рыхлое, чаще серых тонов в сочетании с белым и чёрным, реже с рыжим. Избегая сплошных лесов, селится в лесотундре, на опушках леса, на полянах, в степи или пустыне с зарослями кустарника или отдельными деревьями. Некоторые из них запасают пищу, накалывая добычу на сучки или колючки. (Сорокопут) .
    12. Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Песня – нежное "свирири-свирири". (Свиристель) .
    13. Известно, что самая большая из живущих на земле птиц - это африканский страус. Он достигает 2,5 метров в высоту, весит около 135 килограммов. Понятно, что такая птица не может летать из-за своего роста и массы. Но ведь есть же и среди летающих самая большая птица. Внимание! Вопрос!
    Назовите одну из самых больших летающих птиц. (Альбатрос.)

    Конкурс 11. «Магический квадрат».
    На листе бумаги начерчена таблица с буквами. Задача учащихся: за определенное время (3-5 минут) найти и зачеркнуть названия птиц. А оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. За каждое найденное слово команда получает 1 балл, а за составленное из оставшихся букв слово – 5 баллов.


    Ответ: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь.
    В квадрате «спряталась» ласточка.

    Конкурс 12. «Музыкальный».
    Детям даются карточки с песнями (куплет или припев), но в них пропущены названия птиц. Задача ребят отгадать пропущенные слова, назвать из какой песни слова и исполнить песню. За отгаданные слова в одной песне команда получает 2 балла, за угаданное название песни – 1 балл, а за исполнение еще 3 балла.

    У дороги … , у дороги … ,
    Он кричит, волнуется, чудак:
    "Ах, скажите, чьи вы, ах, скажите, чьи вы
    И зачем, зачем идёте вы сюда?"... (Чибис. «У дороги чибис»)

    Хоть и маленькая птичка,
    Я … , я … ,
    Ярки перышки на мне,
    На головке, на спине.
    Теньти-тень, теньти-тень, тень, цвинь.
    Теньти-тень, теньти-тень,
    Теньти-тень, тень, цвинь, тень. (Синичка. «Синичка».)

    Жили у бабуси
    Два весёлых … ,
    Один - серый, другой - белый,
    Два весёлых … . (Гуся. «Два веселых гуся».)

    … заслыша голосок
    Припомню я забытые свиданья
    Три жердочки, берёзовый мосток
    Над тихою речушкой без названья...(Малиновки. «Малиновка»)
    … , … ,
    не тревожьте солдат,
    Пусть солдаты
    немного поспят... (Соловьи. «Соловьи».)

    А я хочу, а я хочу опять
    По крышам бегать, … гонять,
    Дразнить Наташку, дергать за косу,
    На самокате мчаться по двору. (Голубей. «Детство»)

    Мне кажется порою, что солдаты
    С кровавых не пришедшие полей,
    Не в землю нашу полегли когда-то,
    А превратились в белых … . (Журавлей. «Журавли».)

    День искрится радостью,
    Вдаль меня манит,
    Надо мною радуга
    Весело звенит,
    У реки под ивою
    Слышу... ,
    Самая счастливая
    В это утро я!
    Самая счастливая
    В это утро я!
    Самая счастливая
    В это утро я! (Соловья. «Выглянуло солнышко»)

    Станция 13. «Загадочная».
    - Отгадайте загадки.
    Сколько загадок отгадано, столько баллов получает команда.

    Всё стрекочет и вертится,
    Ей на месте не сидится,
    Длиннохвоста, белобока
    Вороватая …
    (Сорока)
    На песочке у реки,
    Словно снежные комки,
    Что за птица, угадай-ка!
    Догадаться просто-…
    (Чайка)
    Алый низ и чёрный хвост,
    Воробья побольше рост,
    Толстый клюв раздался вширь –
    До чего красив…
    (Снегирь)
    Хрипло птенчики кричат,
    Клювы их в гнезде торчат,
    Скрыла их густая крона,
    Проживает здесь …
    (Ворона)
    Ночью в рощах и лесах
    Уханье наводит страх,
    Страшен дикий крик и силен,
    Так кричит огромный…
    (Филин)
    Всех перелетных птиц черней,
    Чистит пашню от червей.
    (Грач)
    Щиплет за пятки -
    Беги без оглядки.
    (Гусь)
    Не царь, а в короне,
    Не всадник, а со шпорами.
    (Петух)
    Явился в желтой шубке -
    Прощайте, две скорлупки!
    (Цыпленок)
    Озорной мальчишка
    В сером армячишке
    По двору шныряет,
    Крохи собирает.
    (Воробей)
    Слышен дальний грустный зов,
    Повторение двух слогов.
    Лес берёзовый, опушка,
    На сучке сидит …
    (Кукушка)
    Синих крылышек красу
    Разглядеть нельзя в лесу,
    По сучкам порхает бойко
    С резким хриплым криком…
    (Сойка)
    С ледоходом прилетает,
    Чёрным хвостиком мотает,
    Чёрный с белым хвостик узкий
    У изящной…
    (Трясогузки)
    На репье он очень ловко
    Треплет цепкие головки,
    Сыплет семечки на пол
    Птичка бойкая…
    (Щегол)
    Воздух режут без усилья,
    Как серпы кривые крылья.
    Промелькнёт – не разглядишь,
    Так летает только…
    (Стриж)
    Тает снег, летят грачи,
    Всем глаза слепят лучи,
    Что звенит, как будто склянка?
    Песенку поёт… (Овсянка)

    Станция 14. «Найди свою половинку».
    (Можно провести в спортзале.)
    Детям раздаются карточки со слогами (одному ребенку одна карточка). Задача детей составить названия птиц так, чтобы все карточки были использованы и построиться. Сколько слов составлено, столько баллов получает команда. Например, бе-кас, ще-гол, сой-ка, фи-лин, чай-ка и др.

    Станция 15. «Наука о птицах».
    - Рыб изучает наука ихтиология, собак – кинология, грибы – микология, а вот как называется наука, изучающая птиц, мы узнаем, выполнив следующее задание: ваши команды получат буквы из названия науки и столько же математических примеров, решив примеры, вы узнаете место расположения буквы в слове. За правильно отгаданное слово команда получает 5 баллов, а также за каждый правильно решенный пример еще по одному баллу.
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
    О Р Н И Т О Л О Г И Я

    Цель : познакомить учащихся с многообразием птиц; с устным народным творчеством, посвященном птицам; воспитывать бережное отношение к птицам и к окружающей природе.

    Ход мероприятия

    Сәлеметсіздерме құрметті қоңақтар, мұғалімдер мен оқушылар.

    Сегодняшняя игра посвящена пернатым, ведь без птичьего щебета мир был бы скучен. Трудно себе представить весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. А сколько вредителей уничтожают птицы! Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям.

    Историческая справка.

    Ежегодно 1 апреля - во всем мире отмечают Международный день птиц. День птиц стали отмечать еще в начале XX века. Но возвращение перелетных птиц, означающее наступление весны, начали отмечать задолго до того, как День птиц получил официальный статус. По старинному обычаю в этот день полагалось печь жаворонков из теста и петь особые «песенки-заклички» . Отсюда берет начало и традиция развешивать в первые дни апреля скворечники, синичники, гоголятники и прочие птичьи домики.

    В 1902 году в Париже была составлена «Всемирная Конвенция об охране птиц», которую подписали более десятка государств. Она вступила в силу 12 декабря 1905 года. С 1906 года в мире начали отмечать официальный День птиц.

    Этот праздник проводится во многих странах: в Беларуси, России, Украине, Германии, Новой Зеландии, Эстонии, Узбекистане.

    В Казахстане День птиц проводится уже в седьмой раз, с 2006 года. Первой птицей года был выбран редкий степной кулик - кречётка, в 2007 - деревенская ласточка, в 2008 - стерх, в 2009 году - жаворонок, в 2010- году скворец обыкновенный, в 2011 - синица большая, 2012 - орёл степной, птицей 2013года выбран гусь-пискулька.

    А что вы знаете об этой птице?

    Пискулька - это мелкий гусь из семейства утиных, встречается в северной части Казахстана во время пролета. Гусь-пискулька очень похож на белолобого гуся, который является охотничьим видом в Казахстане. В полете их сложно отличить, только по голосу - у гуся-пискульки он высокий и писклявый.

    По данным АСБК, за последние 30 лет численность пискулек в стране сократилась почти в 7 раз. В настоящее время гусь-пискулька занесен в Красную Книгу Казахстана.

    Сегодня в честь Дня птиц будет проведена игра КВН среди учащихся 7 классов .

    Настало время представить команды. Прошу на сцену. Команда 7 «А» класса, команда 7 «Б» класса. Команды, представьтесь.

    (команды представляются)

    Спасибо. И так, начало игры.

    1. Конкурс «Узнай загадку»

    (команды получают листы с недописанными загадками (можно использовать слайд). За каждую загадку, правильно дописанную и отгаданную команда получает 2 балла. (Количество звездочек соответствует количеству пропущенных слов)

    1. Листья падают с осин,
    Мчится в небе острый*
    (Клин; Стая)

    2. Без рук, **
    Построена избенка
    (без топоренка; Гнездо)

    3. В воде купался,
    Да ** !
    (Сух остался; Гусь)

    4. Всех перелетных птиц черней,
    чистит пашню от *.
    (Червей; Грач)

    5. Плотник острым долотом
    Строит * с одним окном.
    «Я по дереву стучу,
    Червяка добыть *!»
    (Дом, хочу; Дятел)

    6. Всю ночь летает -
    Мышей добывает.
    А станет * -
    Спать летит в *.
    (Светло, дупло; Сова)

    7. Так важно она по болоту шагает!
    И живность болотная прочь убегает.
    Ведь если * укрыться не сможет,
    То этой * никто не поможет!
    (лягушка, лягушке; Цапля)

    8. В лесу на ветке она сидит,
    Одно * она твердит,
    Года она нам всем считает,
    * своих она теряет
    ( «Ку-ку» , птенцов; Кукушка)

    9. Носит серенький жилет,
    Но у крыльев -**.
    Видишь, кружат двадцать пар
    И кричат: ***
    (Черный цвет, Карр! Карр! Карр; Ворона)

    10. Хвост с узорами,
    Сапоги со *,
    Песни *,
    Время считает.
    (Шпорами, распевает; Петух)

    11. И петь не поет,
    И ***.
    За что же его птицей считают?
    (летать не летает; Страус)

    12. ***, а из болота не идет.
    (в болоте плачет; Кулик)

    Спасибо, ребята.

    2. Конкурс «Домашнее задание»

    Каждая команда готовит по несколько пословиц и в течение 5 минут участники должны назвать как можно больше пословиц и объяснить их значение.

    (пословица с объяснением - 3 балла, пословица без объяснения - 1 балл)

    Возможные варианты пословиц.

    1. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела!
    2. Пишет как курица лапой
    3. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь
    4. Соловья баснями не кормят
    5. Цыплят по осени считают
    6. Яйца курицу не учат
    7. Гусь свинье не товарищ.
    8. У каждой пташки свои замашки.
    9. Хорошо птичке в золотой клетке, а еще лучше на зеленой ветке.
    10. Ворон ворону глаз не выклюет
    11. Слово - не воробей, вылетит не поймаешь
    12. Видна птица по полету
    13. Дело не сокол, не улетит
    14. Деньги как птицы, улетают и прилетают
    15. Как птица живет: не сеет, не жнет
    16. Красна птица пером, а человек умом
    17. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку
    18. Мокрая курица, а тоже петушится
    19. Молодость пташкой, старость черепашкой!
    20. На словах - орёл, на деле - мокрая курица

    Молодцы, с заданием справились. Слово предоставляется жюри для подведения предварительных итогов.

    3. Конкурс «Собери птицу»

    (За конкурс 5 баллов)

    Участникам выдаётся конверт с пазлами и та команда которая быстрей соберёт и назовёт птицу, получит 3 балла. Лист ответа сдаётся на проверку жюри

    . (Шиқылдақ қаз)

    Пока участники команд собирают птицу, я предлагаю зрителям тоже поиграть и даже помочь командам.

    Игра со зрителями

    Зрители делятся на болельщиков 7 «А» и 7 «Б» классов, заработанные ими баллы добавляются к баллам команд. (За каждое название 0,5 б.)

    «Из какой сказки эта птица?»

    Птицы встречаются во многих сказках, некоторых из них мы сейчас вспомним.

    Варианты ответов: Галчонок Хватайка. (Успенский Э. Дядя Федор, кот и пес), попугай (Остер Г. Зарядка для хвоста), соловей (Андерсен Г. Х. Соловей), гусь (Лагарлеф С. Чудесное путешествие Нильса), золотой петушок (Пушкин А. С. Сказка о золотом петушке), ворон (Андерсен Г. Х. Снежная королева), сова (Милн А. Вини-Пух и все-все-все), ласточка (Андерсен Г. Х. Дюймовочка), воробей (Чуковский К.Тараканище), лебедь (Андерсен Г. Х. Дикие лебеди. Гадкий утенок). Утиные истории; Мадагаскар; Бюро находок; Попугай Кеша; Мешок яблок; Приключения Вуди; Винни Пух и другие; Смешарики; Побег из курятника; Дюймовочка; Рио: Курочка-Ряба.

    Проверяется выполнение задание 3 конкурса. (Слово жюри)

    4. Конкурс «Конкурс капитанов»

    Конкурс капитанов будет состоять из двух разных заданий. (первое на знание, второе на внимание)

    Первое задание. Вопрос капитану 7 «А»:

    1. Как переводится слово - пингвин? (Ответ: крыло - шпилька)

    Вопрос капитану 7 «Б»:

    2. Какая птица плавает в своём гнезде как на корабле? (Ответ: чомга)

    Второе задание. Отгадай птицу по фрагменту изображения.

    1. (ответ: сова)

    2. (ответ: утка)

    Молодцы, а мы продолжаем нашу игру.

    5. Конкурс «Продолжи примету»

    (каждый ответивший участник получает 1 балл)

    1. Сова кричит…..(на холод)
    2. Синичка с утра начинает пищать….(жди мороза)
    3. Курица на одной ноге стоит….(к стуже)
    4. Воробьи в пыли купаются….(к дождю)
    5. Чибисы с вечера кричат….(к ясной погоде)
    6. Утки разыгрались….(к дождю)
    7. Птица стучит в окно…. (письмо)
    8. Услышать карканье…. (дурной знак)
    9. Аист пролетел над домом…(родится ребёнок)
    10. Гусь прячет клюв под крыло…(к холоду)
    11. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).
    12. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).

    Слово жюри для подведения предварительных итогов.

    6. Конкурс «Перевёртыши»

    Нужно будет переставить буквы в этих словах таким образом, чтобы получились названия птиц, занесенных в Красную книгу Казахстана. Полученные результаты передайте жюри.

    Игра со зрителями

    У вас есть ещё одна попытка помочь набрать баллы командам.

    1. Карманника сложи с местоимением - Получишь птицу с черным оперением. А тот же трюк с концовкой покороче другую птицу даст чернее ночи.

    Ответ: Вор + она = ворона; вор + он = ворон.

    2. Первое - на земле валяется, Второе - в Волгу вливается. А целым птица называется.

    Ответ: Сор + Ока = сорока.

    3. В океане я бываю, корабли там разбиваю. Если букву приписать, стану в воздухе летать.

    Ответ: Риф - гриф.

    4. Полон зерен, книзу гнется… Буквы поменяй местами - Это птица в небе вьется.

    Ответ: Колос - сокол.

    Молодцы, следующий конкурс - отгадай птицу по описанию.

    7. Конкурс «Отгадай птицу по описанию»

    Я предлагаю вам картинки с изображением птиц. Через 5 сек. необходимо поднять ту картинку, где изображена нужная птица (если нет - 0, если да - 1 балл).

    1. Самая большая птица в мире? (Страус). (слайд №)
    2. Самая тяжелая и крупная птица степей. Занесена в Красную книгу? (Дрофа). (слайд №)
    3. Эта птица самая маленькая в мире, может опылять растения? (Колибри). (слайд №)
    4. Мясо и яйца этой птицы - продукты уникальные, подавались как деликатес Ивану Грозному, в Японии - детям. О какой птице идет речь? (Перепелка). (слайд №)
    5. Из всех птиц на ее долю выпало больше всех насмешек. Ее обзывали глупой, жалкой, даже попытались исключить из армии пернатых. Ум у этой птицы давно обозначает самое низкое деление на шкале. Назовите эту птицу. (Курица). (слайд №)
    6. Эта птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов. Назовите ее? (Кукушка). (слайд №)
    7. Какая птица может двигаться по вертикальному стволу дерева вверх и вниз головой? (Поползень). (слайд №)
    8. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест). (слайд №)
    9. Эту птицу называют пернатой кошкой? (Сова). (слайд №)
    10. Эту птицу называют болтушкой? (Сорока). (слайд №)
    11. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин). (слайд №)
    12. Какой город носит название хищной птицы? (орел). (слайд №)

    Молодцы, устали? Давайте немного отдохнем. А пока вы отдыхаете, я расскажу о птицах в геральдике Казахстана. Ни для кого не секрет что птицы любимая тематика, флагов, гербов, печатей, эмблем. Обратите внимание на слайды. (презентация)

    Следующий конкурс, шиворот-навыворот.

    8. Конкурс «Шиворот-навыворот»

    Каждая команда получает конверт. В этом конверте загадки и буквы. Вам необходимо отгадать загадку и из букв составить ответ. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее! (какая команда быстрее справится с заданием получает 5 баллов, баллы второй команде жюри выставляет на своё усмотрение)

    РЕЛО - На скале он строит дом.
    Разве жить не страшно в нём?
    Хоть кругом и красота,
    Но такая высота!
    Нет, хозяин не боится
    Со скалы крутой скатиться -
    Два могучие крыла
    У хозяина…. (ответ: орёл)

    Игра со зрителями «Птицы прилетели»

    Пока ребята работают, я со зрителями поиграю в игру «Птицы прилетели». Я называю птиц. Если вы услышите не название птицы, то можно хлопать, топать. (для зрителей 5 класса)

    Птицы прилетели: голуби, синицы, мухи и стрижи…
    Что не правильно? А мухи - кто?
    Прилетели птицы: голуби, куницы…
    Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, комары, кукушки…
    Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи,
    Чибисы, чижи, аисты, кукушки, лебеди и утки -
    И спасибо шутке!

    Спасибо, ребята.

    Ответы команд

    Пока жюри подводят результаты последних конкурсов, я предлагаю вам поучаствовать в аукционе. Кто перечислит больше названий конфет с «птичьими именами»?

    Варианты ответов: Балабан, лебединая песня, синяя птица, весёлый журавль, журавушка, золотой фазан, фламинго, сорока-белобока, гуси-лебеди, птица дивная, птичье молоко, петушок золотой гребешок, гусиные лапки, ласточка, буревестник, чайка, пеликан, курочка ряба.

    Ну что ж, попросим жюри объявить результаты игры и назвать победителей!

    Награждение победителей.

    Слово жюри.

    Заключение

    Жас дос, біз сені құттықтаймыз!
    Өмір бойы табиғатты аялап өтіп,
    Оны сақтау үшін қолыңнан келгеннің
    Барлығын жасайтыныңа сенеміз!

    Мы поздравляем тебя, наш юный друг!
    Верим, что через всю жизнь ты пронесёшь
    Любовь к природе и сделаешь всё,
    От тебя зависящее, для её сохранения.

    Спасибо за внимание. До новых встреч!

    Цель : формирование у младших школьников фундамента экологической, культурологической грамотности и соответствующих УУД.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Формировать экологическую грамотность детей при изучении природы родного края.
    2. Расширить практическую деятельности учащихся по изучению и охране пернатых Астраханского края.
    3. Изучить дополнительный материал из научно – познавательной литературы и ресурсов Интернета.

    Воспитательные:

    1. Прививать любовь к родному краю, воспитывать желание беречь и охранять « братьев наших меньших».
    2. Соблюдать правила нравственного и этического поведения в мире природы и людей.
    3. Научить творить добро.

    Развивающие:

    1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
    2. Развивать в детях чувство ответственности за наших пернатых друзей.

    Вид внеклассного мероприятия : интеллектуальная игра.

    Методы и методические приемы: Игровой, исследовательский (проблемно-поисковый метод), метод проектов, ИТК.

    Этапы исследования:

    1. Создание проблемной ситуации.
    2. Исследование.
    3. Обмен информацией.
    4. Организация информации.
    5. Связывание информации.
    6. Подведение итогов, рефлексия.

    «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
    Б. Шоу

    В новых образовательных стандартах прослеживается усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно – нравственного опыта и социальной компетентности.

    В основу Стандарта положен системно – деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

    Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.

    Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

    Ребенок-исследователь по своей природе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. А как велико его желание познать родной край!

    Все началось с прогулки во дворе школы. Дети обратили внимание на то, что не услышали пения птиц во дворе школы. Мы спросили их: «Что надо сделать, чтобы птицы прилетали во двор школы и радовали нас своим пением?» Они предложили сделать кормушки, развесить их и подкармливать птиц. К кормушкам стали прилетать воробьи, голуби, синички. Ребята очень любознательные и решили узнать, какие еще птицы обитают в нашем крае, почему некоторые занесены в Красную книгу. Началась большая исследовательская работа.

    Дети разделились на две группы. Одна группа изучала жизнь и повадки зимующих птиц, а другая – перелетных. Команды свои ребята назвали тоже не случайно. 12 ноября мы отмечали день птиц – день Зиновия – Синичкина. Синичкин день, Синичкин праздник. Этот день считается началом общероссийской культурно – экологической акции «Покормите птиц!» В этот день мы развешивали кормушки и хотели привлечь всех к этому доброму делу. Поэтому провели акцию «Покормите птиц» и в честь праздника «Синичкин день» мы назвали команду «Синички». С 12 ноября мы начали работать над проектом «Птицы Астраханской области»

    А 1 апреля орнитологи всего мира отмечают Международный день птиц. Начало этому празднику было положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году. В этот день развешивают скворечники, поэтому команда, которая исследовала жизнь и повадки перелетных птиц, назвала свою команду «Скворцы». В этот день мы завершили работу над проектом.

    В результате большой исследовательской работы дети узнали: птицы – класс позвоночных животных, освоивших для жизни воздушную среду. Это наложило особый отпечаток на их внешнее и внутреннее строение. Сейчас на Земле живет более 8600 видов птиц. В фауне России зарегистрировано 789 видов птиц. Фауна птиц дельты Волги и Волго–Ахтубинской поймы содержит 298 видов. 72 вида птиц занесено в Красную книгу Астраханской области.

    Из научно – познавательной литературы и из Интернета дети узнали, какие птицы обитают в нашем крае, почему они находятся на грани исчезновения и как помочь птицам. Мы выяснили, что любят птицы и всю зиму из школьного окна мы наблюдали, как весело суетятся птицы у кормушек. Составили Красную книгу птиц Астраханской области, в которую вошли 72 вида. Ребята готовили сообщения, доклады, сделали поделки, создали проекты, подготовили презентации. Дети предложили презентацию проекта «Птицы Астраханской области» провести в форме интеллектуальной игры «Птицы – наши друзья», чтобы еще раз напомнить всем о том, что мы в ответе за природу, за наших «меньших братьев»

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

    В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

    • становление личности младшего школьника,
    • раскрытие его индивидуальных возможностей.

    Это одно из требований ФГОС.

    «Птичий переполох»

    Выголова Ираида Ивановна,

    МБУ ДО «Дом детского творчества» с. Карагай Пермский край

    Сценарий интеллектуально-творческой игры

    «Птичий переполох»

    Пояснительная записка

    Игра поводилась в рамках муниципальной акции «Покормите птиц».

    Цель: привлечение внимания обучающихся к проблемам охраны зимующих птиц нашего края.

    Задачи:

    Расширить знания школьников младшего возраста о биологическом разнообразии зимующих птиц,

    Развивать творческие и организаторские способности обучающихся,

    Способствовать формированию коммуникативных компетентностей школьников,

    Привлечь обучающихся к зимней подкормке птиц.

    Участники – команда из 5 учащихся 3-4 классов (из одного или разных классов).

    Подготовка к игре. Команда должна иметь название и капитана. Участникам игры нужно знать видовой состав зимующих в Пермском крае птиц, особенности их жизнедеятельности, правила организации зимней подкорми птиц. Для участия в игре необходимо подготовить творческий отчет об участии команды в организации подкормки зимующих птиц.

    Оборудование: столы и стулья для каждой команды, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал для 2, 4, 6 туров, комплект карточек со словами «ДА» и «НЕТ» для каждого капитана, оценочные листы и ответы для жюри.

    Ход игры

    Приветствие ведущего, представление команд, жюри.

    Разминка. Вопрос – ответ

    Каждой команде предлагается ответить по 1 вопросу на 1, 2 и 3 балла. Если команда не может ответить или отвечает неправильно, вопрос переходит к соперникам.

    1 балл

    Без рук, без топоренка построена избенка (гнездо)

    Эта птица может лазать по стволам деревьев вперед хвостом (поползень)

    Если верить поговорке, эта птица может заменить лесное радио, газеты и даже телевизор (сорока)

    Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот (сова)

    Самая маленькая птица наших лесов (желтоголовый королек)

    Какая птица выводит потомство в зимнюю стужу? (клест)

    2 балла

    Какая птица может нырять и бегать под водой? (оляпка)

    Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (сорока)

    У какой птицы самый длинный язык? (Дятел)

    Какая птица носит название танца? (чечетка)

    Какая крупная краснокнижная птица из отряда Совообразных обитает на территории Карагайского района? (филин)

    На сколько градусов могут поворачивать голову совы? (270°)

    3 балла

    Жить без дела не люблю пятом я встаю часу, то сажаю кедры клювом, то дубы в глухом лесу (сойка)

    В лесу летало, в воду упало – не булькнуло (перо птицы)

    Какая пуганая птица и куста боится? (ворона)

    Какой отряд птиц включает в себя наибольшее количество видов? (воробьинообразные)

    Против сотни каких птиц довольно одного ястреба? (воробьи)

    Какая птица из семейства Врановых, обитающая на территории Пермского края, на зиму делает до 6 тысяч кладовок и помнит место расположения каждой (кедровка)

    Головоломка

    Творческий отчет об участии в акции «Покормите птиц». Критерии оценки: инициативность, уровень участия в акции всех членов команды; художественность, качество исполнения; содержательность – от 0 до 3 баллов, максимально – 15 баллов.

    Четвертое лишнее. Вычеркнуть лишнее слово и объяснить, почему (5 минут). Задание выполняется на специальном бланке.

    1) жареные семена подсолнечника, ягоды рябины, сало, крошки белого хлеба (в списке указан корм для птиц, жареными семечками их нельзя кормить);

    2) поползень, воробей, горихвостка, снегирь (все птицы, кроме горихвостки, зимующие, горихвостка – перелетная птица);

    3) много людей, много деревьев, удобный подход, защита от ветра (это условия для расположения кормушки; там, где будет много людей, птицы будут бояться садиться на кормушку);

    4) декабрь, май, ноябрь, февраль (указаны месяцы, когда следует вести подкормку птиц, в мае подкормка не ведется, т.к. птицы могут сами добыть себе пищу)

    5) тетерев, дятел, снегирь, синица (тетерев, все остальные могут прилетать на кормушку)

    6) каждый день, в день несколько раз, раз в неделю, как получится (птиц следует подкармливать каждый день)

    5. Конкурс капитанов «Верификатор»

    Капитаны выходят на сцену. При помощи карточек, на которых написаны слова «Да» и «Нет», они соглашаются или не соглашаются с предложенными им утверждениями, получая 1 балл за каждый правильный ответ.

    Верите ли вы, что:

    У дятла хвост служит подпоркой (да)

    Своим массивным клювом дубонос может дробить твердые семена и косточки (да)

    Королек – самая маленькая птица в нашей стране (да)

    Синица весит 10 грамм (нет)

    За сутки синица съедает, столько насекомых сколько весит сама (да)

    Воробей заготавливает корм на зиму (нет)

    У снегирей поют и самцы, и самки (да)

    Гнездо вороны имеет форму шара. (нет)

    Ополовник и овсянка – это синицы (нет)

    Хохлатая синица, или гренадерка, может питаться семенами хвойных деревьев (да)

    6. Узнай птицу

    Отгадайте птицу по описанию ее хвосту. Время выполнения – 5 минут, алл

    7. Птичий фольклор

    Закончи пословицу. Ведущий читает первую половину пословицы, участники на листочках ее заканчивают

    Слово - не воробей, (вылетит не поймаешь).

    Не велика птичка-синичка, и та (свой праздник помнит).

    Старого воробья (на мякине не проведешь).

    Лучше синица в руке, (чем журавль в небе).

    Пуганая ворона (куста боится).

    Скорая помощь

    Командам предлагается ответить на несколько вопросов, требующих полный ответ. На подготовку 1 минута. Отвечает команда, первая поднявшая руку. При неправильном или неполном ответе вопрос переходит остальным командам.

    Почему необходимо беречь и охранять птиц? – до 8 баллов

    птицы являются неотъемлемой частью природных сообществ,

    истребляют бесчисленное множество насекомых-вредителей,

    хищные птицы кормятся ослабленными животными и являются санитарами в природе,

    уничтожают грызунов;

    сами служат пищей для других животных;

    птицы, которые питаются плодами и семенами, способствуют их распространению;

    на некоторых птиц существует промысловая охота;

    своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение.)

    Как нужно вести себя, чтоб не навредить птицам? – до 5 баллов

    Не подходи близко к гнездам птиц

    Не шуми в местах гнездований

    Не разоряй птичьи гнезда

    Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо

    Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.

    Что вы можете сделать, чтобы помочь птицам? – до 4 баллов

    Зимой – подкормка птиц,

    Весной – развешивание искусственных гнезд

    Летом – обустройство поилок, купален

    Посадка кустов и деревьев на территории

    Почему необходимо организовывать зимнюю подкормку птиц? – 1 балл

    Недостаточно корма

    Каковы основные правила организации подкормки птиц зимой? – до 4 баллов

    Вести подкормку каждый день

    Желательно в одно и то же время

    Лучше с утра

    Кормушку следует разместить защищенном от ветра, недоступном для кошек месте.

    Подведение итогов игры и награждение. Победителем и призерами становятся команды, набравшие наибольшее количество баллов.

    Источники информации:

    Агеев И.Г. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 352 с.

    Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы/ Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004. – 160с.

    Календарь природы. Составитель – Е.Н. Чалова. – Пермь: ИД «Август», 2006 . – 46 с.

    Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2004. – 96 с.

    Приложение 1

    Материалы для жюри

    Ответы

    Головоломка

    В течение 5 минут необходимо найти названия 12 птиц. Слова могут располагаться по прямой линии, зигзагом, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево.

    Синица, дятел, воробей, лазоревка, поползень, снегирь, чечетка, сорока, галка, московка, сойка, свиристель, гаичка.

    Правила подкормки зимующих птиц

    Четвертое лишнее. Вычеркнуть лишнее слово и объяснить, почему (5 минут)

    жареные семена подсолнечника, ягоды рябины, сало, крошки белого хлеба

    в списке указан корм для птиц, жареными семечками их нельзя кормить

    поползень, воробей, горихвостка, снегирь

    все птицы, кроме горихвостки, зимующие, горихвостка – перелетная птица

    много людей, много деревьев, удобный подход, защита от ветра

    это условия для расположения кормушки; там, где будет много людей, птицы будут бояться садиться на кормушку

    декабрь, май, ноябрь, февраль

    указаны месяцы, когда следует вести подкормку птиц, в мае подкормка не ведется, т.к. птицы могут сами добыть себе пищу

    тетерев, дятел, снегирь, синица

    тетерев, все остальные могут прилетать на кормушку

    каждый день, в день несколько раз, раз в неделю, как получится

    птиц следует подкармливать каждый день

    6. Узнай птицу

    Итоговая ведомость игры «Птичий переполох»

    Критерии оценки конкурсов

    Команды, руководитель, ОУ

    Тур 1. Разминка.

    Тур 2. Головоломка

    За каждый правильный ответ – 1 б.,

    Тур 3. Творческий отчет об участии в акции «Покормите птиц»

    Критерии: инициативность,

    уровень участия в акции всех членов команды; художественность, качество исполнения; содержательность

    Каждый критерий оценивается от 0 до 3 б

    Тур 4. Правила подкормки зимующих птиц

    За каждый правильный ответ – 1 б

    Тур 5. Конкурс капитанов

    За каждый правильный ответ – 1 б

    Тур 6 . Чей портрет?

    За каждый правильный ответ – 1 б

    Тур 7. Птичий фольклор

    За каждый правильный ответ – 1 балл

    Тур 8. Скорая помощь

    Сумма баллов

    Место

    Интеллектуальная игра по теме «Птицы».

    (8-11 класс)

    учитель биологии

    МБОУ «Плехановская СОШ»

      Слайд-шоу «Что я за птица?»

    Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение - все это делает птиц чудесным украшением природы. Не случайно многие строки в стихах Пушкина и Некрасова, а также замечательные творения художников и композиторов посвящены птицам. Всем знакома картина Саврасова "Грачи прилетели", романсы "Жаворонок" Глинки, и "Соловей" Алябъева. Учёные подсчитали, сто на земном шаре сейчас обитают около 100 млрд. особей птиц, что в 20 раз больше, чем людей. И уже одно это указывает на их большое и разнообразное значение в жизни нашей планеты.

      Чёрный список (слайды презентации)

    Сегодня мы будем говорить о птицах. Многие из них могут нас удивить, поверьте мне.

    Знаете ли вы, что не только поэтам, генералам и героям ставят памятники, но и самым обычным для нас птицам.

    Когда-то, очень давно, еще до нашей эры, воинственные племена галлов напали на Рим. Они окружили Капитолий – крепость на самом высоком холме. Галльские захватчики ночью решили взобраться на крутые склоны холма и перебить жителей Рима, которые спрятались в Капитолии…

    Защитники, крайне изнуренные, спали. Даже сторожевые собаки уснули. И быть жителям Рима уничтоженными, если б не … ГУСИ!

    Не успел враг появиться на стенах крепости, как вдруг гуси загоготали, да так громко, что защитники через мгновение были на ногах. Они отважно бросились на коварных галлов и разбили их войско!

    Вот и говорят с тех пор: “Гуси спасли Рим”.

    За это благодарные римляне объявили гусей священными птицами и возвели им большой памятник.

    Вот видите: такие обыкновенные птицы, как гуси тоже способны совершать героические поступки, за что им и памятник.

    Конкурс 1. « Вознесённые на пьедестал»

    Памятники птицам - свидетельство добрых чувств и благодарности человека своим друзьям и помощникам. Отлитые из бронзы, изваянные из мрамора, они украшают улицы и площади. И каждый из таких необычных памятников имеет свою интересную и поучительную историю.

    О какой птице идёт речь.

    1 На подводной лодке были повреждены система подъема и связь. С помощью торпедного аппарата была выпущена на волю птица, чтобы доставить сообщение об аварии. Вскоре экипаж был спасён. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки. Это произошло в 1942 г. в Англии. Птице был поставлен памятник. Назовите её. (Голубь)

    2. В осаждённом городе люди умирали от голода. Когда они на крепостной стене выставили птицу, враг решил, что в городе ещё много продовольствия, и снял осаду. Это произошло в Германии в 16 веке. Благодарные люди поставили памятник птице. Что это за птица? (Петух)

    1.В 1850г в Америку впервые ввезли птицу, которая вскоре там освоилась. Случилось так, что в пригороде Бостона сильно размножались насекомые. Гусеницы сильно увеличились в количестве и стали наносить серьёзный вред посевам. На помощь пришла птица - она уничтожила насекомых-вредителей В знак благодарности жители поставили ей памятник в центральном парке города Бостона. Назовите птицу (Воробей)

    2. Этой птице поставлены 2 памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США, штат ЮТА, а другой в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной смерти. Что это за птица? (Чайка)

    Конкурс 2."Разминка". За три минуты каждая команда должна ответить на максимальное количество вопросов. Жюри, время пошло!

    Вопросы для команды 1

    1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

    2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

    3. Чем выкармливает птенцов дрозд-рябинник? (Насекомыми)

    5. Кого называют "водяной воробей"? (Оляпку)

    6. Зачем птицы заглатывают камешки? (С их помощью они перетирают твердую пищу)

    7. Где синица вьет гнездо? (В дупле дерева)

    8. Почему гусь выходит сухим из воды? (Перья птицы смазаны жиром)

    9. Какую птицу в народе называют воровкой? (Сороку)

    10. У кого не жизнь, а малина? (У малиновки)

    Вопросы для команды 2

    1. Что общего у птицы и корабля? (Киль)

    2. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)

    4. Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнезда? (Нет)

    6. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)

    7. Какие птицы роют норы для гнезда? (Ласточки)

    8. Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)

    9. Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (Вороний глаз)

    10. Назовите птицу – символ России. (Орел)

    Конкурс 3. Играем в прятки.

    Лучшей умственной зарядки

    Нет для взрослых и детей:

    Кто играет с нами в прятки,

    Тот становится умней.

    Задание: Если вы сложите соответствующим образом слова, буквы в слове, то у вас получатся названия всем известных птиц.

    1. Кожа ==

    2. Нуга ==

    3. Кожа + вор +он =

    4. Горка + и + хвост ==

    5. Кушка + тир ==

    6. Воронка + сизо ==

    7. Весло + ой ==

    8. Бей + о + вор ==

    9. Колос ==

    10.Веретено – но + т ==

    11.Три + ж + с ==

    12.Трус + са ==

    13.Булог + ь ==

    14.Род + конь – ь ==

    Игра со зрителями.

    1. Какие птицы ночуют в снегу? (тетерев, глухарь).

    2. Что внутри птичьих костей?(воздух).

    3. Скольки камерное сердце у птиц? (четырёх).

    4. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушки).

    5. Строят ли наши птицы в дальних странах гнёзда? (нет).

    6. Какие птицы не летают? (пингвины, страусы).

    7. Дышит ли цыплёнок в яйце? (да).

    8. Чем питаются аисты? (рыбой, лягушками).

    9. Какие птицы белеют на зиму? (куропатки).

    10. Что птицам страшнее зимой – холод или голод? (голод).

    11. Какая птица выводит птенцов в феврале? (клёст).

    Конкурс 4. Пернатые музыканты.

    Все знают, что птицы – прекрасные певцы и музыканты. Слушая певчих птиц, можно написать оперу. Русский композитор Н.А. Римский – Корсаков чаще других использовал голоса птиц в музыке. В опере “Снегурочка” в хоре и пляске птиц есть голоса кукушки и дрозда-белобровика, а в речитативе Весны – высвистывания снегиря. Начало штраусовского вальса “Сказки Венского леса” по ритму почти совпадает с тревожными сигналами самца зяблика (звучит отрывок из произведения). Сейчас вам предстоит прослушать записи голосов птиц и определить кому из пернатых принадлежат данные песни и разыскать этих птиц на слайдах.

    Конкурс. Рассказы-загадки.

    А сможете ли вы узнать птиц по их описанию?

    Конкурс 5. “Птичьи портреты”.

    1 команде. Этой птице поэты посвящают свой стихи, народ песни…Любо смотреть, как она гордо рассекает широкой грудью водную гладь, величаво неся изящную голову… (лебедь).

    2 команде. Это крупная птица, весом 3 кг, размах крыльев 2 м… Лицо – плоский диск, половину которого занимают выразительные глаза… Она без труда поворачивает голову на 270 вокруг вертикальной оси… (филин).

    3 команде. Эта птица встречается только в тропических лесах…Вес яйца лишь 2 мг…

    Опыляет цветковые растения. (колибри).

    4 команде. У неё длинная шея, отнесённые назад короткие ноги …Широкие крылья помогают прекрасно нырять…Недаром в древности, приручив эту птицу, люди сделали этого пернатого рыболова своим помощником (баклан).

    5 команде. Это самая крупная птица, весом до 90 кг…Нелетающая с мощными ногами (африканский страус).

    6 команде. Облик этой птицы очень разнообразен. Небольшое туловище держится на высоких ногах – ходулях, что дает возможность её считать самой длинной птицей в мире.

    Живет по берегам Каспия, некоторых озерах Казахстана… Это чудо – нераспустившийся розовый бутон (фламинго).

    1 команде. Малоподвижная маленькая птица по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается…Своим ярким оперением на фоне белого снега очень украшает зимой сады и парки…Эта птица – первый вестник зимы…Название получила от слова “снег”(снегирь).

    2 команде. Перелетная птица, только на юге ведет оседлый образ жизни…Вместе с грачами они ходят по полям, собирают из земли насекомых, их личинки, червей…Охотно занимают искусственные гнездовья – скворечники (скворцы).

    3 команде. Одна из самых красивых (самец ярко-красный) и своеобразнейших наших птиц. У него много чего необычного. Мало того, что клюв у нее “задом наперед”, птенцов она выводит посреди зимы, в лютый мороз, так она и умереть “по-человечески” не может. Тело ее так пропитывается смолой к старости, что многие годы не поддается гниению. (клест)

    4 команде. Эта птица пищу себе добывает, бегая под водой, по дну чистых речек и ручьев. За это и прозвали ее еще водяным воробьем. И все у нее для этого приспособлено. Есть копчиковая железа, как у всех водоплавающих птиц, чтобы перышки жиром смазать, а “ушки” специальным клапаном при нырянии закрываются. В то время, когда другим пернатым и холодно и голодно, она живет себе припеваючи. (оляпка)

    5 команде. Зрение у этой птицы особенное. Глаз ее может выбирать из поля зрения только ту информацию, которая ему нужна в данный момент, и не замечает другую. Одна из авиационных фирм США изобрела электронный глаз, способный определить направление и скорость движения объекта, его форму и размеры. “Глаз” может, например, распознать бомбардировщик и ракету и не замечать другие летающие объекты. (голубь)

    6 команде. Еще ее называют касаткой. Так люди выразили свою любовь к этой птичке. Ее легко узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Это птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю, а для отдыха садится на тонкие ветки или провода. Даже воду пьет и купается она на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. Глядя на них, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. (ласточка)

    Конкурс 6. "Давайте споем". По очереди исполняются по куплету песни о птицах.

    Конкурс 7. Викторина.

    Вопросы задаются командам поочередно. (Вопрос – 1 балл)

    2. Эта птица может летать быстрее и дольше всех – три года без остановки. (Стриж)

    3. Название какой птицы носит созвездие? (Лебедь и др.)

    4. Какой город носит название птицы? (Орел)

    5. Существует ли птичье молоко? (У голубей, пингвинов)

    6. Какая птица, по пословице, постоянно хвалит свое место обитания? (Кулик)

    7. Песня какой известной птички наших краев привлекла внимание Н.А. Римского – Корсакова для создания мелодии речитатива Весны в опере “Снегурочка”? (Снегирь)

    8. Какие птицы устраивают детские сады? (Пингвины, страусы)

    9. Какие птицы – опылители вам известны? (Колибри)

    10. Птица – символ мира и чистоты. (Голубь)

    11. Вся красота этой птицы в ее хвосте, который напоминает собой музыкальный инструмент: длинные крайние его перья изогнуты в виде музыкального инструмента, а между ними, словно струны, натянуты тончайшие белые перья.(лирохвост)

    12. В 50-е годы китайцы стали уничтожать воробьев из-за того, что те склевывали много зерен риса. К чему это привело? (К массовому размножению вредителей, которых раньше уничтожали воробьи. В результате вредные насекомые нанесли ущерб во много раз больше, чем воробьи.)

    13. Сельские жители никогда не выбрасывают скорлупу от куриных яиц; предварительно измельчая, они вновь скармливают ее курам, свиньям. Объясните почему. (Скорлупа содержит кальций и другие элементы, необходимые организму для образования костей и скорлупы.)

    14. Какую особенность имеют яйца, откладываемые птицами на голые скалы? (Они имеют угловатую форму)

    15. Вымершая, бескрылая, гигантская птица. Она была почти такой же высоты, как жираф, питалась листьями с вершины деревьев. (Новозеландский моа.)

    16. Эта птица – однофамилица с великим русским писателем. (Гоголь)

    17. Яйца каких птиц в древности в странах Средиземноморья использовали как сосуды для вина? (Яйца страуса)

    18. Эти птицы изображены на гербе Новой Зеландии, они охраняются государством, а фруктами с таким же названием мы охотно лакомимся.(Киви)

    Конкурс 8. «Пантомима»

    По одному участнику от команды. Команда противника называет участнику птицу, которую он должен изобразить, а его команда узнать.

    Конкурс 9. "Знаток русского языка". Объяснить, почему сложились такие поговорки о птицах:

    Седой как лунь.

    Как с гуся вода.

    Вышел сухим из воды.

    Глухая тетеря.

    Заладил как дятел.

    Забился как сыч.

    Игра со зрителями.

    2. Названия каких птиц связаны с цветом? (зеленый, пёстрый, чёрный дятел, фламинго).

    3. Какие птичьи тайны открывает листопад? (гнёзда).

    4. Почему весной скворцы, галки садятся на лошадей, коров, овец? (выщипывают из животных шерсть для постройки гнезда).

    5. Что делают маленькие птички, когда видят сову? (собираются в стаи и поднимают крик)

    6. Что восполняют птицам отсутствие зубов? (камушки, стёклышки в желудке).

    7. Какие птицы не садятся на деревья, землю, хотя и летают? (ласточки, стрижи).

    8. Крупная хищная американская птица (кондор).

    9. Когда температура тела воробья ниже зимой или летом? (одинаковая).

    10. Какая певчая птица в поисках корма может нырять и бегать под водой? (оляпка).

    11. Яйца и мясо каких птиц используют при лечении многих заболеваний? (куриных).

    Конкурс 10. «Народные приметы»

    1. Снегирь зимой поет – на снег, вьюгу и слякоть.

    2. Тетерева и куропатки в лесную чащу прячутся – жди бурана.

    3. Кукушка кукует на сухом дереве – к морозу.

    4. Воробьи дружно зимой расчирикались – к оттепели.

    5. Синичка в марте запела – весеннее тепло ворожит.

    6. Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.

    7. Дрозд к ненастью – кричит резко.

    8. Когда весной запоет удод – пора сеять боб.

    9. Галки стаями летят – на дождь.

    10. Если жаворонок вьет гнездо в ямке, будет сухое лето, а если на бугорке – мокрое.

    11. Соловей запел – весна пошла на убыль, а лето на прибавку.

    12. Ранняя ласточка – к счастливому году.

    Заключение. Слово жюри. Песня «Просьба».