Войти
Особенности ведения бизнеса в России
  • Что такое почва и из чего она состоит?
  • Увольнение без отработки по собственному желанию
  • Американский козодой: единственная птица, которая на зиму впадает в спячку
  • Дидактические игры для формирования у детей интереса к людям разных профессий
  • Презентация к уроку русского языка "безударные падежные окончания имен существительных"
  • Календарно-сетевое планирование, учет выполнения и анализ инвестиционно-строительных проектов с помощью MS Project и PlanBridge
  • Феномен общения как социальный феномен. Презентация на тему "общение как феномен психологии"

    Феномен общения как социальный феномен. Презентация на тему

    Общение играет важную роль в жизни человека. Удовольствие от него сказывается на психологическом комфорте участников коммуникативного процесса, а постоянное недовольство социальными контактами и межличностными отношениями порождает плохое настроение, депрессии, снижение активности, ухудшение здоровья, затрудняют достижение поставленных целей.

    Общение как феномен социальной психологии

    Социально-психологическая специфика общения

    Общение является неотъемлемым аспектом существования человека, важной предпосылкой формирования ее как социального существа, взаимодействия с различными сообществами, а также

    необходимым условием существования общества. В процессе общения происходит интеллектуальная и эмоционально-чувственная взаимодействие индивидов, достигается единство и слаженность их действий, что обуславливает формирование общих настроений и взглядов, взаимопонимания, сплоченности и солидарности. Они необходимы в коллективной деятельности, поскольку представляют культурно-коммуникативную основу социальной жизни общества. В процессе развития индивида потребность в общении имеет социально-выборочный характер.

    Параллельно с потребностью в общении существует потребность в уединении (здесь - общении с собой), которая у одних людей выражена ярко, у других - едва заметна. Это зависит как от конкретной личности, так и от социальной среды.

    Уединение - пребывание в самостоятельности изолированно, обособленно, без общения с кем-либо.

    Активизация, напряжение социальных контактов и межличностных отношений все острее актуализирует стремление индивида обособиться, сохранить свою независимость. Оно реализуется как потребность отдохнуть, разобраться в себе. Если рядом нет друга, с которым можно обсудить проблемы, индивид начинает общаться с собой, словно роздвоюючи собственное "Я". Умение вести внутренние размышления-диалоги, "разговаривать", "советчиками" с собственной совестью чрезвычайно важное не только для принятия взвешенных решений, избежания ошибок, но и для духовного и профессионального развития человека, сохранения его внутренней гармонии.

    Феномен общения проявляется в многочисленных взаимосвязях людей, в обмене деятельностью, информацией, опытом, умениями и навыками, результатами труда. Общение является одним из проявлений человеческой сущности, личностной формой существования и функционирования общественных отношений. Оно отражает объективную потребность людей жить в социуме, объединяться и работать друг с другом. Совместная деятельность не может происходить без координации действий, согласование целей, обмена мнениями, формирования внутреннего мира человека, его сознания, чувств, знаний. А это возможно только благодаря общению.

    Общение охватывает различные взаимосвязи, меж-личностные взаимоотношения, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые, являясь неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются, обогащаются.

    Общение - это весь спектр связей и взаимодействий людей в процессе духовного и материального производства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений и психологических особенностей отдельного человека, который осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые вступают личности и группы.

    Узкое толкование этого понятия связано с меж-личностными отношениями человека.

    Межличностное общение - процесс предметного и информационного взаимодействия между людьми, в котором формируются, конкретизируются, уточняются и реализуются их межличностные отношения (взаимовлияние, восприятие друг друга и тому подобное) и проявляются психологические особенности коммуникативного потенциала каждого индивида.

    Межличностное общение является взаимодействием людей, в которой каждый участник реализует определенные цели, одновременно познавая и изменяя себя и собеседника.

    Для социальной психологии принципиальным является взаимосвязь общения и деятельности. Имея за основу идею их единства, она трактует общение как реальность человеческих взаимоотношений, которые охватывают все формы совместной деятельности людей. Это означает, что любые формы общения относятся к специфических форм совместной деятельности. То есть люди всегда общаются в соответствующей деятельности. Среди ученых есть немало сторонников более широкого взгляда на связь деятельности и общения, согласно которым общение толкуется и как аспект совместной деятельности и как ее продукт, их оппоненты считают общение самостоятельным, незведеним к деятельности феноменом, доказывая, что процесс общения является для человека не только средством, но и целью. Согласно с таким пониманием общения не обязательно предопределяется потребностью в совместной деятельности, оно может реализовываться и как самомотивований процесс.

    Итак, общение в социальной психологии трактуется как особый вид деятельности; специфическая социальная форма информационной связи; форма взаимодействия субъектов; самостоятельная и незведена к деятельности категория; процесс межличностного взаимодействия; обмен мыслями, чувствами и переживаниями; существенный аспект человеческой деятельности; реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей; универсальная реальность бытия человека, порождается и поддерживается разными формами человеческих отношений, и др. Очевидным является то, что деятельность человека; ее общение с другими взаимосвязаны и обособленно существовать не могут. Любой вид, форма человеческой деятельности (игра, руководство, воспитание и тому подобное) реализуются через общение, а общение - через них. Даже общение с собой происходит так, что человек мысленно продолжает разговор со своим партнером.

    Общение является социальным явлением, его природа проявляется в социуме. Будучи актом передачи социального опыта, норм поведения, традиций, оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведения событий, настроений, координирует усилия людей, способствует объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Его социально-психологическая специфика заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит обмен мнениями, интересами, чувствами, деятельностью, информацией. В результате общения реализуются определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (размежевания) людей, вырабатываются правила и нормы поведения. Успешность любых контактов зависит от взаимопонимания между партнерами по общению. В межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств, коммуникативный потенциал, социальная значимость личности, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость. Это свидетельствует о необходимости знать отношения между участниками контактной группы, ведь от них зависит система общения отдельной личности, развитие ее коммуникативного потенциала, средства, используемые при взаимодействии.

    Социальная психология изучает не только форму, способы общения, но и его содержание - то, по поводу чего человек вступает в межличностные отношения.

    Деловое общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

    Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно - временная дистанция).

    Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально - психологические механизмы.

    В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели.

    Деловое общение реализуется в различных формах:

    Деловая беседа

    Деловые переговоры

    Деловые совещания

    Публичные выступления.

    Переговоры - это деловое взаимное общение с целью достижения совместного решения. На протяжении всей нашей жизни мы ведем переговоры, обмениваемся обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда двум людям нужно прийти к согласию, они должны вести переговоры.

    Переговоры протекают в виде деловой беседы по вопросам, представляющим интерес для обеих сторон, и служат налаживанию кооперационных связей. Переговоры существенно различаются по своим целям: заключение договора о поставках, на проведение научно-исследовательских или проектных работ, соглашение о сотрудничестве и координации деятельности и т.д.

    В процессе переговоров люди хотят:

    Добиться взаимной договоренности по вопросу, в котором сталкиваются интересы

    Достойно выдержать конфронтацию, неизбежно возникающую из-за противоречивых интересов не разрушая при этом отношения.

    Чтобы достичь этого надо уметь:

    Решить проблему

    Наладить межличностное взаимодействие

    Управлять эмоциями.

    За столом переговоров могут сойтись люди, имеющие различный опыт ведения переговоров. Они могут иметь различный темперамент и различное специальное образование. В соответствии с этим большим разнообразием отличается и сам ход переговоров. Они могут протекать легко или напряженно, партнеры могут договориться между собой без труда или с большим трудом или вообще не прийти к какому-либо соглашению.

    1. Подготовка переговоров:

    Анализ проблемы (определение предмета переговоров, информация о партнере, наличие альтернатив, ваши интересы и интересы партнера)

    Планирование переговоров (выработка переговорной концепции, определение целей, задач, стратегии переговоров, экономические расчеты, основные позиции, возможные варианты, подготовка необходимой технической и справочной документации)

    Планирование организационных моментов

    Первые контакты с партнером.

    2. Ведение переговоров.

    Примерная схема:

    Приветствие и введение в проблематику

    Характеристика проблемы и предложения о ходе переговоров

    Изложение позиции (подробно)

    Ведение диалога

    Решение проблемы

    Завершение.

    Переговоры предназначены в основном, для того чтобы с помощью взаимного обмена мнениями (в форме различных предложений по решению поставленной на обсуждение проблемы) “выторговывать” отвечающее интересам обеих сторон соглашение и достичь результатов, которые бы устроили всех участников переговоров.

    Переговоры проводятся:

    По определенному поводу (например, в связи с необходимостью налаживания кооперационных связей)

    При определенных обстоятельствах (например, несовпадение интересов)

    С определенной целью (например, заключение соглашения)

    По определенным важным вопросам (политического, экономического, социального или культурного характера).

    Зачастую удается достичь договоренности лишь после всестороннего обсуждения проблемы; в ходе всяких переговоров обнаруживаются различные интересы, и партнеры пропускают их через призму собственных потребностей.

    Немало важную роль играет и то, с какими преимуществами (или негативными моментами) связано для партнеров заключение того или иного соглашения, особенно при оценке новых, выдвинутых лишь в процессе переговоров, вариантов решения. Всякие переговоры требуют тщательной подготовки: чем интенсивней они ведутся (с использование анализов, расчетов экономического эффекта, заключений и т. д.), тем больше шансы на успех. Обратная же картина наблюдается в том случае, когда при ведении переговоров в должной мере не учитываются различные объективные и психологические аспекты.

    Введение

    Перцептивнаясторона общения

    Интерактивнаясторона общения

    Коммуникативнаясторона общения

    Структураобщения

    Функцииобщения

    Средства коммуникации

    Общение как социально-психологический феномен

    Заключение

    Списоклитературы


    Введение

    Общение является однимиз предметов социально-психологического исследования.

    Общение -многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализациимежличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостьюорганизации осуществления и поддержания совместной деятельности людей.

    Исследования Г. М.Андреевой, Д. Мида, Г. Келли и других ученых, анализировавших содержание имеханизмы общения, показали, что его ведущими процессами или сторонами общенияявляются:

    Коммуникативная(передача информации в процессе общения);

    Интерактивная (т.е.взаимодействие партнеров);

    Перцептивныекомпоненты (восприятие партнерами друг друга).

    В рамкахсоциально-психологического знания относительно проблематики общения наиболеесодержательно глубокий и объемный материал наработан по общению межличностному.В этом плане все три стороны общения в совокупности отражают многоаспектность ипри этом неоднозначную сложность внутреннего, субъективного мира одногочеловека, если речь идет о его отношении к другому. Коммуникативная сторонаобщения отражает тот аспект межличностного контакта, который выражается вобмене участниками общения информацией.

    Рассмотрим болееподробно процессы и стороны общения.


    Перцептивная сторона общения

    В процессе восприятия учеловека формируется образ другого, понимание его личностных черт. Наибольшиесложности в процессе восприятия человека человеком представляет не тольконеоднозначность самого объекта (человека или группы людей), но и тот факт, чтопо внешним признакам, по тому образу, который формируется в результат контакта,партнеры стремятся вывести суждение о внутренних качествах друг друга. Отсюдате многочисленные стереотипы, связывающие конституцию или черты лица синдивидуальными особенностями.

    Основными механизмамипознания другого человека являются идентификация и рефлексия .

    Идентификация предполагаетотождествление с воспринимаемым субъектом, на основании чего и делается вывод оего индивидуальных особенностях и предполагаемом поведении. Человек стараетсяпоставить себя на место другого и, исходя из этого, попытаться понять егосостояние и возможные способы действия в конкретной ситуации. Часто при этомсобственные понятия и схемы поведения распространяются на другого, что можетстать причиной ошибки, так как отличия этого от другого не учитываются приидентификации. Более эмотивные люди, естественно, чаще используют именно этотметод познания, заражаясь переживаниями партнера по общению.

    Под понятием рефлексииподразумевается не способность человека к самонаблюдению, но осознание того,каким воспринимают его окружающие. Такой отраженный образ Я, т.е. Я в глазахдругих, является важным элементом Я-концепции и самооценки, он всегда, болееили менее осознанно, присутствует в структуре личности. При общении же этоотраженное представление о себе играет доминирующую роль, и от того, насколькооно совпадает с действительным образом субъекта у партнера (или партнеров), вомногом зависит успех контакта.

    Главным содержаниемперцептивного процесса общения является система интерпретаций поведениядругого, причин его поступков, симпатий и антипатий. На основании этой системысубъект стремиться предвидеть и дальнейшие действия партнеров, в том числе и поотношению к себе. Так как реальных сведений о причинах тех или иных действийокружающих часто крайне мало и не всегда они соответствуют действительности,процесс интерпретации поведения получил название атрибуции (или каузальнойатрибуции), т.е. приписывания. Атрибутировать, т.е. приписывать партнерампричины их поступков и высказываний, люди могут либо на основании анализапохожих случаев, либо по аналогии с собственным поведением в сходных ситуациях.В последнем варианте часто включается и механизм идентификации, когда субъект,ставя себя на место другого, приписывает ему и собственные мотивы ипереживания, которые могут привести к сходному результату. При анализе людивспоминают о похожих случаях, произошедших с другими людьми, либо поведениепартнера в аналогичных ситуациях, полагая, что при этом действуют одни и те жепричины.

    Так же на восприятиеокружающих оказывает влияние и эффекты «ореола», «новизны»,«бумеранга».

    Эффект«ореола» заключается в том, что первое, общее впечатление о человеке,часто основанное на установках или каких-то отрывочных сведениях о нем,распространяется на восприятие его поступков и личностных качеств. При этомможет сформироваться как положительный, так и отрицательный «ореол».Если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем всеего поведение, черты и поступки оцениваются только позитивно, несмотря на ихреальное содержание. В его деятельности выделяются и преувеличиваются восновном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или незамечаются. Если же общее первое впечатление о каком-либо человеке оказалосьотрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем илине замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания кнедостаткам.

    Эффект«новизны» заключается в том, что по отношению к знакомому человекунаиболее значимой оказывается последняя, более новая информация о нем, тогдакак по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация. Именнопоэтому эмоционально насыщенная или значимая информация о новом человеке можетстимулировать формирование положительного или отрицательного«ореола».

    Еще одним важнымэффектом восприятия является эффект «бумеранга», заключающийся в том,что в некоторых случаях воздействие информации на партнеров по общению (илина широкую аудиторию) вызывает результат, обратный ожидаемому. Какправило, этот эффект возникает в тех случаях, когда подорвано доверие кисточнику информации или этот источник (как субъект, так и средство массовойинформации или учреждение) вызывает неприязнь у воспринимающих. Иногда эффектбумеранга возникает, если информация длительное время носит однообразный несоответствующий изменившимся условиям характер.

    Анализ перцептивногопроцесса общения показывает, что при восприятии другого человека возникает нетолько представление о нем, но и эмоциональное отношение, при котором партнерможет вызывать как ситуативное эмоциональное переживание, так и стойкоечувство, как положительное, так и отрицательное.

    Интерактивная сторона общения

    Интерактивная сторонаобщения - условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения,связанных с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместнойдеятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей.Общение всегда должно предполагать некоторый результат - изменение поведения идеятельности других людей. Здесь общение выступает как межличностноевзаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающихсяв их совместной деятельности. Наиболее распространенным является деление всехвзаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кромекооперации говорят также о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции,ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принципразличных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие егопроявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются“позитивными” с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия,так или иначе “расшатывающие” совместную деятельность, представляющие собойопределенного рода препятствие для нее.

    Кооперация обозначаеткоординацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование,суммирование этих сил). Важным показателем “тесноты” кооперативноговзаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

    Что касаетсяконкуренции, то здесь анализ чаще сконцентрирован в наиболее яркой её форме -конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, взглядов оппонентов(субъектов взаимодействия).

    Один и тот же человеквыполняет различные роли. Множество ролевых позиций нередко порождает ихстолкновение - ролевые конфликты. Взаимодействие людей, исполняющих различныероли, регулируется ролевыми ожиданиями. “Исполнение” роли подверженосоциальному контролю и обязательно получает общественную оценку, асколько-нибудь незначительное отклонение от образца осуждается.

    Исходным условиемуспешности общения является соответствие поведения взаимодействующих людейожиданиям друг друга. Но общение не всегда строится успешно и часто не лишеновнутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизмпозиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, чтоиногда оборачивается взаимной враждебностью. В этом случае возникаетмежличностный конфликт.

    Интеракция такжерассмотрена с точки зрения транзактного анализа американским психологом Э.Берном. С его точки зрения, в каждом человеке существует три “Я”: Дитя(зависимое, подчиняемое и безответственное существо); Родитель (независимый,неподчиняемый, берущий ответственность на себя) и Взрослый (умеющий считаться сситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собойи ими).

    Выступая в позицииДитя, человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе, в позиции Родителя -самоуверенно-агрессивным, в позиции Взрослого - корректным и сдержанным. Вовзаимодействии людей эти позиции согласованы лишь тогда, когда один изпартнеров готов принять позицию, определенную для него другим партнером.

    Наиболее успешным иэффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут другдруга понять и два Ребенка.

    Трансакция - единицавзаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого.

    Суть теории Э. Бернасводится к тому, что, когда ролевые позиции партнеров по общению согласованы,акт их взаимодействия доставляет обоим чувство удовлетворения. Если положительнаяэмоция заранее присутствует в общении на радость партнеров, то такой типвзаимодействия Э. Берн называет “поглаживанием”. При согласовании позиций, очем бы ни говорили собеседники, у них идет обмен поглаживаниями. Лишениеответного поглаживания уже задевает человека. Если же, вопреки его ожиданиям, кнему еще и обращаются с несогласованной позиции, это вызывает гнев и можетстать причиной конфликта.

    С психологической точкизрения, содержание конфликта может быть очень многообразным по ролевым позициямпартнеров. Для всего диалога решающее значение может иметь то, насколькоправильно выбрана позиция, насколько она согласована между партнерами пообщению. То, какую позицию мы займем в контакте, сразу же определяет и кругпсихологический ролей, которые нам предстоит исполнить.

    Коммуникативная сторона общения

    Коммуникативная сторонаобщения предполагает обмен информацией между партнерами. Решающее значениеприобретает ориентация партнеров друг на друга, их активность в стремленииубедить другого или побудить его к определенному действию, т.е. происходит непросто «движение» информации, но ее развитие, уточнение и обогащение.Поэтому коммуникатору (человеку, сообщающему информацию) необходимо учитыватьне только то, что говорится, но и каким образом, соотносить содержание сведенийс установками, ценностями, мотивами каждого из воспринимающих.

    Исходя из тех задач,которые ставит перед собой коммуникатор, выделяются побудительные сообщения(побудить сделать что-либо), информативные (передать сведения), экспрессивные(сформировать переживание), фактические (установление и поддержание контакта).

    Фактическое, т.е.бессодержательное, общение предполагает использование коммуникацииисключительно с целью поддержания самого процесса общения.

    Чисто информативная цельсообщения может не предполагать реакции собеседника, т.е. для коммуникатораможет быть важен сам факт сообщения безотносительно к тому, какое воздействиеон оказал на воспринимающего и понято ли оно верно.

    Наиболее сложнойзадачей коммуникации является реализация намерения повлиять на поведениедругого, так как в этом случае необходимо не только понимание значимостисообщения, но и одинаковый подход к оценке ситуации или других партнеров,близкая система ценностей. Выделяются такие способы воздействия в процессеобщения, как убеждение, внушение, подражание, заражение. При убеждениикоммуникатор ориентируется на сознательное, разумное восприятие своейинформации, поэтому его монологическая или диалогическая речь должна бытьмаксимально развернутой и выразительной. Остальные способы воздействияпредполагают ориентацию не только (и не столько) на сознание, сколько набессознательные чувства, переживания, стремления людей.

    Особое место в анализекоммуникативного процесса занимает изучение специфических коммуникативныхбарьеров, нарушающих процесс обмена информацией, адекватное понимание иреагирование на сообщение. Барьеры могут порождаться социальными факторами,например, политическими разногласиями, различиями во взглядах, связанными сразницей в статусных положениях, окружении, культуре, религии. Также причинойнепонимания могут быть и индивидуальные особенности партнеров, например,интравертированность, тревожность, мнительность собеседников.

    Структура общения

    Общение как процессимеет свою структуру, которая подробно рассматривалась разными авторами.

    Б. Ломов предложилклассификацию состоящую из трех уровней:

    ü Макроуровень: общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другимилюдьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизничеловека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются,сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцентделается на анализе психического развития индивида);

    ü Мезауровень: общение рассматривается как совокупность целенаправленных, логическизавершенных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которыхоказываются люди в процессе жизнедеятельности на конкретных временных отрезкахсвоей жизни (акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения - «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этого предмета общения раскрываетсядинамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, этапыобщения);

    ü Микроуровень:внимание сосредоточивается на анализе элементарных единиц общения каквзаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватывает действие одногопартнера и противодействие другого, например «вопрос - ответ», «сообщениеинформации - отношение к ней» и т.п.).

    Г. Андреева определяетструктуру общения, как выделение в ней трех взаимосвязанных факторов:коммуникативного (предусматривает обмен информацией между индивидами);интерактивного (организация взаимодействия между участниками общения, т.е.обмен не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процессвосприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основевзаимопонимания).

    Б. Парыгинрассматривает структуру общения как взаимосвязь двух аспектов - содержательнойи формальной, т.е. коммуникацию и взаимодействие со своим содержанием иформой.

    А. Бодалев в структуреобщения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) ипрактичный (деятельный) компоненты.

    Логическим основаниемдля моделирования структуры общения как процесса (передача информации,взаимовлияния, познания друг друга, обмен результатами деятельности и т.п.)может быть характеристика его относительно автономных компонентов, таких как:цель, содержание, средства общения; участники процесса, тип связи,устанавливается между ними; мотивы, потребности, ценностные ориентацииучастников общения; коммуникативный потенциал субъектов общения; виды и формыобщения; социокультурная и этнопсихологическая специфика общения;этико-психологические и тендерные особенности общения; стиль, стратегии итактики общения; результат общения.

    Внешний - проявляется вкоммуникативных действиях участников процесса, в выборе стиля, формы, стратегииобщения, в языковой активности, интенсивности действий, адекватности поведенияи т.д.

    Внутренний - воспроизводит субъективное восприятие ситуации взаимодействия, котороевыражается с помощью вербальных и невербальных сигналов.

    Функции общения

    Что касается функций(от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, то под ними понимаютвнешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет впроцессе жизнедеятельности индивида в социуме.

    Известны различныеподходы к классификации функций общения. Одни исследователи, рассматриваяобщение в контексте его органического единства с жизнью общества в целом и снепосредственными контактами людей и внутренней духовной жизнью человека.

    Выделяют следующиефункции:

    Общение являетсяформой существования и проявления человеческой сущности, оно играет вколлективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;

    Представляет собойважнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучногосуществования, обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением(подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любоговозраста.

    Б.Ломов выделяет вобщении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обменеинформацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляциясовместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную(регуляция эмоциональной сферы человека.

    Информационно-коммуникативнаяфункция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, еереализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравниваниеразличий в исходной информированности людей, которые вступают в психологическийконтакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений(здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровеньсвязан со стремлением человека понять других (общение, направленное наформирование оценок достигнутых результатов).

    Вторая функция - регуляционно-коммуникативная - заключается в регуляции поведения. Благодаряобщению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но иповедения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процессвзаимного налаживания действий.

    При таких условияхпроявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности,совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция икоррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация,внушение и др.

    Третья функция - аффективно-коммуникативная - характеризует эмоциональную сферу человека, вкоторой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе исоциальное.

    Можно привести другую,немного подобную предыдущей, классификацию – четырех элементную модель (А.Реан), в которой общение образует: когнитивно-информационный (прием и передачаинформации), регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностяхповедения субъектов, на взаимной регуляции их действий),аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции наэмоциональном уровне) и социально-перцептивний компоненты (процесс взаимноговосприятия, понимания и познания субъектов).

    Л. Карпенко по критерию«цель общения» выделяет восемь функций, которые реализуются в любом процессевзаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

    · контактную- установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передачесообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимоориентированности;

    · информационную- обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями),т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;

    · побудительную- стимулирование активности партнера по общению, что направляет его навыполнение тех или иных действий;

    · координационную- взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместнойдеятельности;

    · понимание- не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но ипонимания партнерами друг друга;

    · амотивную- вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний,изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

    · установленияотношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных,деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действоватьиндивиду;

    · осуществлениявоздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательныхобразований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностейактивности, норм и стандартов поведения и т.п.).

    Анализ особенностейобщения в сфере деловых взаимоотношений также указывает на егомногофункциональность (А. Панфилова, Е. Руденский):

    Инструментальнаяфункция характеризует общение как социальный механизм управления, что даетвозможность получить и передать информацию, необходимую для осуществленияопределенного действия, принятия решения и т.п.;

    Интегративной- используется как средство объединения деловых партнеров для совместногокоммуникативного процесса;

    Функциясамовыражения помогает самоутвердится, продемонстрировать личностный интеллекти психологический потенциал;

    Трансляционная- служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений и др.;

    Функциясоциального контроля призвана регламентировать поведение, деятельность, аиногда (когда речь идет о коммерческой тайне) и языковые акции участниковделового взаимодействия;

    Функциясоциализации способствует развитию навыков культуры делового общения; с помощьюэкспрессивной функции деловые партнеры пытаются выразить и понять эмоциональныепереживания друг друга.

    Все приведенные функциитрансформируются в одну главную функцию общения - регуляторную, котораяпроявляется во взаимодействии индивида с другими людьми. И в этом смыслеобщение является механизмом соииально-психологической регуляции поведения людейв их совместной деятельности. Выделенные функции, по мнению исследователя,следует рассматривать как одно из оснований для классификации всех другихфункций человека как субъекта общения.


    Средства коммуникации

    Для передачи любаяинформация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможналишь посредством использования знаковых систем. Самое простое делениекоммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковыесистемы.

    Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самымуниверсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информациипосредством речи менее всего теряется смысл сообщения.

    Можно обозначитьпсихологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание»«Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом онвоплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщенияраскрывается одновременно с декодированием.

    Можно выделить трипозиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

    Открытая (открытообъявляет себя сторонником излагаемой точки зрения);

    Отстраненная (держитсяподчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения);

    Закрытая (умалчивает освоей точке зрения, скрывает ее).

    Невербальнаякоммуникация . Выделяют четыре группы невербальныхсредств общения:

    1) Экстра- ипаралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общениюопределенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех,покашливание и т.д.)

    2) Оптико –кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика,пантомимика).

    Жест – это движение рукили кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: - коммуникативные (заменяющие речь) - описательные (их смысл понятен только присловах) - жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

    Мимика – это движениемышц лица.

    Пантомимика –совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

    3)Проксемика(организация пространства и времени коммуникативного процесса).

    В психологии выделяютчетыре дистанции общения:

    Интимная (от 0 до 0,5метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительнымиотношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передаетсяс помощью жестов, взглядов, мимики.

    Межличностная (от 0,5до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

    Официально-деловаяили социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причемчем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

    Публичная (более 3,7метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общениичеловек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

    Визуалика, или контактглаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10секунд.

    Вербальная иневербальная коммуникации тесно переплетаются между собой, органическидополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.


    Общение как социально-психологический феномен

    Отечественнаяпсихологическая наука имеет давние традиции относительно исследования категории«общение» и выявления ее специфически-психологического аспекта. Преждепринципиальным является вопрос взаимосвязи общения и деятельности.

    Исходя из идеи единстваобщения и деятельности (Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), подобщением понимается реальность человеческих отношений, которая предусматриваетлюбые формы совместной деятельности людей. То есть любые формы общенияпринадлежащие к специфических форм совместной деятельности. К тому же люди непросто общаются в ходе выполнения ими определенных функций, но они всегдаобщаются во время соответствующей деятельности.

    Г. Андреева считает,что целесообразным является широчайшее понимание связи деятельности и общения,когда общение рассматривается и как аспект совместной деятельности (посколькусама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как еесвоеобразный дериваты (от лат. derivatus производное от чего первичного).

    Другими словами,общение целесообразно рассматривать в двух планах: как аспект совместнойдеятельности и как ее продукт.

    Относительно другойпозиции, когда категория «общения» может рассматриваться, как самостоятельная исведена к деятельности (В. Знаковое, А. Реан и др.), процесс общения становитсядля человека не только средством, но и целью. Идею автономности и самоценностиобщения А. Реан и Я. Коломинский обосновывают:

    Во-первых,теоретической концепцией о структуре фундаментальных потребностей человека (А.Маслоу), в которой общение является одной из основных потребностей (ононеобходимо для того, чтобы разделить с другим человеком свое горе или радость,чтобы чувствовать себя человеком);

    Во-вторых, с позицийсубъект-субъектного подхода к общению (если деятельность связана с формулой«субъект - объект», то в общении никого из партнеров нельзя рассматривать какобъект, ведь каждый из них является активным субъектом этого процесса).

    Общение являетсясоциальным явлением, природа которого проявляется в социуме, в среде людей вовремя передачи социального опыта, норм поведения, традиций и др.

    Оно способствуетобогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности,удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмомвоспроизведение событий, настроений, координирует усилия людей, помогаетобъективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера,эмоций, волевой и мотивационной сферы.

    Итак, специфика общениязаключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одногоиндивида раскрывается для другого, происходит взаимный обмен мнениями,информацией, интересами, чувствами, деятельностью и т.д.

    Успешность любыхконтактов зависит от налаживания взаимопонимания между партнерами по общению. Вреальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, еекоммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческиесимпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость,привлекательность и вражда.

    В связи с этимчрезвычайно важно знать те взаимоотношения, которые сложились между членамиконтактной группы, ведь от них, в конечном итоге, зависит вся система общенияотдельной личности, развитие ее коммуникативного потенциала, средства,используемые в процессе взаимодействия.

    Потребность человека вобщении обусловлена общественным способом ее жизнедеятельности и необходимостьювзаимодействовать с другими людьми.

    Общение являетсяосновным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функцийобучения, воспитания и развития индивида.

    Изучая поведениемладенцев, американские исследователи К. Флейк-Хобсон, Б. Робинсон и П. Скинотмечают, что в первые недели жизни дети могут обмениваться со взрослыми толькожестами, мимикой, многочисленными звуками, что свидетельствует о генетической«запрограмированности» на общения с окружением.

    Общение - это весьспектр связей и взаимодействия людей в процессе духовного и материальногопроизводства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальныхотношений и психологических особенностей отдельного человека, которыеосуществляются через прямые или косвенные контакты, в которых вступают личностии группы.

    Это широкое пониманиеобщения, а узкий контекст - межличностного общения - указывает на процесспредметного и информационного взаимодействия между людьми, в которомформируются, конкретизируются, уточняются и реализуются их межличностныеотношения и проявляются психологические особенности коммуникативного потенциалакаждого индивида.


    Заключение

    Основываясь наинформации изложенной в данной работе, можно сделать вывод, что общение - этомногоплановый, но целостный процесс развития контактов между людьми, которыйвключает в себя три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную иперцептивную.

    Коммуникативная сторонаобщения представляет собой обмен информацией между участниками совместнойдеятельности.

    Интерактивная сторона -это взаимодействие общающихся людей - обмен в процессе речи не только словами,но и действиями, поступками.

    Перцептивная сторонаобщения - восприятие общающимися людьми друг друга. Очень важно, воспринимаетли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного,понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего непоймет и ни с чем сообщенным ему не разберется.

    В социальной психологииявление общение является одним из важнейших, поскольку порождает такиефеномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство илидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.

    В результате общенияпроисходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляетсяобъединение (или размежевания) людей, вырабатываются правила и нормы поведения.

    Общение являетсячрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида и человечества в целом, оноохватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений,осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которыеявляются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются иобогащаются.


    Списоклитературы

    1.Андреева Г. М.Социальная Психология. Москва: Аспект пресс, 1998.

    2.Берн Э. Игры, вкоторые играют люди. - Екатеринбург. 1999.

    3.Общение иоптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г. М., Яноушека Я.Москва, издательство МГУ, 1987.

    4.Парыгин Б. Д.Основы социально-психологической теории. - М., 1971.

    6.Бодалев А.А. Восприятиеи понимание человека человеком. М., 1982.

    Лабунская.В.А/Экспрессиячеловека: общение и межличностное познание. “Феникс”. Ростов-на-Дону.1999.

    7.Пиз А. Языктелодвижений. - Новгород, 1992.

    В социальной психологии явление общение является одним из важнейших феноменов.

    Как известно, общение является чрезвычайно сложным феноменом в жизни индивида и человечества в целом, оно охватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются и обогащаются.

    Именно поэтому любое определение этой дефиниции имеет ориентировочный, суженный характер.

    Общение - это весь спектр связей и взаимодействий людей в процессе духовного и материального производства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений и психологических особенностей отдельного человека, которое осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые вступают личности и группы.

    Общение (в узком смысле) – это процесс предметного и информационного взаимодействия между людьми, в котором формируются, конкретизируются, уточняются и реализуются их межличностные отношения и проявляются психологические особенности коммуникативного потенциала каждого индивида.

    В процессе межличностного общения происходит такое взаимодействие людей, в котором каждый из участников реализует определённые цели (кого-то убедить, совместно выполнить какой - то вид деятельности, показать свое отношение к тому или иному факту и др.) и одновременно узнать друг друга, меняя себя и собеседника.

    Многие психологи исходят из идеи единства общения и деятельности (Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), под общением понимается реальность человеческих отношений, которая предусматривает любые формы совместной деятельности людей.

    Общение целесообразно рассматривать в двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт (В. Слободчиков, Е. Исаев). Деятельность посредством общения не просто организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

    Другой позиции, когда категория «общения» может рассматриваться, как самостоятельная и сведена к деятельности (В. Знаковое, А. Реан и др.), процесс общения становится для человека не только средством, но и целью. Такое понимание общения позволяет рассматривать эту дефиницию как такую, что не обязательно возникает вследствие потребности в совместной деятельности; она может выступать и в роли само мотивированного процесса. Поэтому общение как самостоятельное и возведенное к деятельности понятие может быть определено следующим образом: это процесс межличностного взаимодействия, порожденный широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

    Из всего вышеуказанного нетрудно заметить, что понятие «общение» толкуется в психологической литературе по-разному:

    · как особый вид деятельности;

    · как специфическая социальная форма информационной связи;

    · как форма взаимодействия субъектов;

    · как самостоятельная и сведенная к деятельности категория;

    · как процесс межличностного взаимодействия;

    · как обмен мыслями, чувствами и переживаниями;

    · как существенный аспект человеческой деятельности;

    · как реальность человеческих отношений, что предполагает любые формы совместной деятельности людей;

    · как универсальная реальность бытия человека, порождается и поддерживается различными формами человеческих отношений.

    Большинство исследователей склоняется к мысли о том, что любой вид или форма человеческой деятельности (игра, руководство, воспитание) проявляется через общение и наоборот.

    И даже общение с самим собой (пролонгированное общение) происходит таким образом, что человек мысленно продолжает разговор с партнером, с которым недавно общался.

    Кстати, общение с самим собой (т.е. интраперсональний диалог ) было известно еще в Древней Греции.

    Так, члены пифагорейского союза строго соблюдали правила, которые обязывали каждого из них ежедневно, перед сном, проводить собеседования с самим собой и отвечать на вопрос: «Как я провел день, что прошел», «Что я сделал?», « Каких обязательств я не исполнил ». Такое общение с самим собой проводилось три раза подряд, чем достигалось более глубокое осмысление вопросов.

    Современная психологическая наука изучает две основные формы общения: в одном случае - это способ организации деятельности, в другом - удовлетворение потребности человека в другом человеке, в живом контакте.

    То есть в процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами людей.

    Кроме субъект - субъектного подхода , где партнер по общению остается для собеседника значимой, уникальной, неповторимой личностью, имеют место и другие подходы.

    Моносубъективный подход опирается на представление о том, что человек в этом мире практически одинок, и общение для него является эпизодом в его жизни. При этом другой человек в жизни человека не играет заметной роли.

    Согласно с полииндивидным подходом , индивид не просто один в этом мире, а один из многих других. И влияние одного человека на другого основывается на учете психики последнего.

    Интерсубъективный подход имеет своим основанием согласие, которое означает одинаковое понимание людьми ситуации. Общаясь, люди уступают друг другу в разговоре, приспосабливаются друг к другу, строя межличностные связи.

    Общение о но способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведения событий, настроений, координирует усилия людей, помогает объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоционально - волевой и мотивационной сферы.

    Итак, специфика общения заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит взаимный обмен мнениями, информацией, интересами, чувствами, деятельностью и.т.д.

    В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или разделение) людей, вырабатываются правила и нормы поведения. Успешность любых контактов зависит от налаживания взаимопонимания между партнерами по общению.

    В реальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда.

    Потребность человека в общении обусловлена общественным способом ее жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими людьми. Общение, таким образом, становится основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития индивида.

    Функции общения

    Что касается функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

    Известны различные подходы к классификации функций общения.

    Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.

    Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации.

    Регуляционно-коммуникативная - заключается в регуляции поведения: не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.

    Аффективно-коммуникативная - характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

    Можно привести другую, немного подобную предыдущей, классификацию – четырех элементную модель (А. Реан), в которой общение образует следующие компоненты:

    когнитивно-информационный (прием и передача информации),

    регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий),

    аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне)

    социально-перцептивний компоненты (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).

    Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет восемь функций:

    · контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;

    · информационную - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;

    · побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение каких-л действий;

    · координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

    · понимание - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;

    · амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

    · установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;

    · осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).


    § передача информации

    § восприятие друг друга

    § взаимооценка партнерами друг друга

    § взаимовлияние партнеров

    § взаимодействие партнеров

    § управление деятельностью и т.д.


    Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

    Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

    § коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

    § информационная (обмен информацией между людьми)

    § когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

    § эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

    § конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

    § креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

    В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

    § инструментальную (общ-е выступает как соц механизм упр-я и передачи инфо, необх-ый для совершения действия)

    § синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)

    § самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)

    § трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

    И дополнительные:

    § экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)

    § социального контрол я (регламентации поведения и деятельности)

    § социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.


    Похожая информация.


    1. КОММУНИКАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

    Коммуникация (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – 1) Путь сообщения, линия связи. 2) Сообщение, общение .

    Под коммуникацией понимаются процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Можно еще отметить, что речь идет о характерном для коммуникативных систем несовпадении входа и выхода. В стандартном коммуникативном акте также важны именно невербальные реакции на сообщение, поскольку наиболее значимые проявления восхищения, удивления, ненависти и т.д. имеют подчеркнуто редуцированный вербальный компонент в виде разнообразных междометий.

    В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание .

    В качестве метода анализа коммуникации мы будем придерживаться контент-анализа. Контент-анализ активно используется для решения задач анализа коммуникации в области государственных и бизнес-структур. Его суть заключается в переводе вербальной информации в более объективную невербальную форму. Поэтому все определения контент-анализа подчеркивают его объективный характер.

    Объективность при этом трактуется так: каждый шаг может быть произведен только на основе явно сформулированных правил и процедур. Поэтому важным проверочным механизмом становится повторяемость результатов при использовании одного и того же материала разными исследователями. Ведь что обычно происходит в рамках гуманитарных наук: мы можем дать задание для 50 человек, и они дадут нам 50 результатов. В этом отношении контент-анализ является довольно точной исследовательской техникой.

    Для более полной характеристики метода необходимо добавить следующее. Первое: все данные статистики вербального материала используются для формулирования выводов о невербальных аспектах, например, о тех или иных характеристиках адресата и адресанта. Поэтому текстовый материал здесь представляется промежуточным объектом. Нас в данном случае интересует вовсе не текст. И второе: само по себе выяснение частоты употребления, например, писателем X., такого-то слова с такой-то частотой не является контент-анализом. Контент-анализ – это всегда сопоставление двух потоков. Например, сопоставление двух газет как двух вербальных потоков. Возможно также сопоставление невербального и вербального потоков: данных о рождаемости и информации о детях-героях в литературных журналах. Интерес представляет исследование данного вербального потока и нормы: частота употребления определенного слова в произведениях писателя и стандартная частота употребления этого же слова в языке того времени.

    1.1 Природа возникновения коммуникационного процесса

    Начало изучению коммуникации положила психология масс и прежде всего Габриель Тард. Согласно Тарду, роль коммуникации в обществе настолько значительна, что те или иные ее формы детерминируют определенные типы общественных отношений, в том числе и отношений власти .

    Основатель кибернетики Норберт Винер, в своей первой книге отождествил понятия «коммуникация» и «управление», так как передача сообщений равнозначна управлению поведением и действиями каких-либо устройств, машин, организмов, а в более широком смысле - управлению функционированием систем.

    Неразрывную связь коммуникации и власти признают и современные исследователи. В этом отношении показательно название работы Р. Блакара «Язык как инструмент социальной власти». Но коммуникация - это не только язык, не только вербальное взаимодействие. Г. Тард, Г. Лебон и 3. Фрейд отмечали особую роль невербальных средств коммуникации - взгляда, мимики, жестов, поз, телодвижений и т. п., ведь говоря о подражании (Тард), заражении (Лебон) и трансу (Фрейд) психология масс прежде всего имела в виду невербальное взаимодействие.

    Тард вполне логично полагал, что изначальной формой коммуникации является разговор.

    Разговор стал одним из самых актуальных предметов исследования современных психологии и социологии, вызывая по многим причинам повышенный интерес ученых. В данной главе мы обсудим некоторые теоретические аспекты этой темы.

    Современная теория коммуникации разрабатывается как философией, так и самыми различными науками - от социальных до технических, компьютерных дисциплин. Ее проблемная область включает в себя предельно широкий спектр явлений - от внутриличностных коммуникативных процессов (внутренний диалог в сознании индивида) до крупномасштабных коммуникативных процессов в социо-культурных системах и даже в мировом сообществе в целом, где используются научно-технические достижения и задействованы средства массовой коммуникации, включая глобальные компьютерные сети.

    Традиционной областью исследования социальной психологии считается межличностная коммуникация.

    В самом общем виде за коммуникацией признаются три группы функций:

    1. информационно-коммуникативные;

    2. регуляционно-коммуникативные;

    3. аффективно-коммуникативные .

    1.2 Сущность коммуникационного процесса

    Коммуникация - это процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе, групповом взаимодействии или публичном выступ_вер. Этот процесс включает в себя участников, контекст, сообщения, каналы, присутствие или отсутствие шумов и обратную связь.

    Участники - это люди, участвующие в процессе коммуникации и исполняющие роли отправителей и получателей сообщений. Как отправители, участники формируют сообщения и стремятся передать их посредством вербальных символов и невербального поведения. Как получатели, они обрабатывают получаемые сообщения и поведенческие сигналы и реагируют на них.

    Контекст - это физическое, социальное, историческое, психологическое и культурное окружение, в котором проходит процесс коммуникации.

    Физический контекст коммуникационного события включает его местоположение, условия окружающей среды (температуру, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток.

    Социальный контекст включает в себя цель коммуникации и уже существующие взаимоотношения между участниками.

    Исторический контекст включает в себя связи, сформировавшиеся между участниками в предыдущих коммуникационных эпизодах и влияющие на понимание в текущей ситуации.

    Психологический контекст включает в себя настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение.

    Культурный контекст включает в себя убеждения, ценности, отношения, социальную иерархию, религию, роли групп и понятие времени

    Сообщение - сочетание значения, символов, кодирования-декодирования и формы или способа организации.

    Значение - это осознание вами мыслей и чувств.

    Символы - это слова, звуки и действия, представляющие конкретное содержание значения.

    Кодирование и декодирование

    Когнитивный мыслительный процесс трансформации идей и чувств в символы и организация их в форму сообщения называется кодированием сообщения; обратный процесс трансформации сообщений в идеи и чувства называется декодированием.

    Форма или организация

    Если значение сложное, то может потребоваться организовать его по разделам или расположить в определенном порядке.

    Канал - это и маршрут сообщения, и средства его передачи. Сообщения передаются через сенсорные каналы. При непосредственном контакте между людьми используются два основных канала: звук (вербальные символы) и видимые сигналы (невербальные ключи).

    Шум - это любой внешний, внутренний или семантический раздражитель, мешающий процессу обмена информацией.

    Внешние шумы - это предметы, звуки и другие стимулы окружающей обстановки, отвлекающие внимание людей от того, что говорится или делается.

    Внутренние шумы - это мысли и чувства, интерферирующие с коммуникационным процессом.

    Семантические шумы - это значение, непреднамеренно переданное посредством некоторых символов и препятствующее точности декодирования.

    Обратная связь - это реакция на сообщение. Обратная связь указывает человеку, передавшему сообщение, было ли получено сообщение, и если да, то, как оно было услышано, увидено, понято. Если вербальная или невербальная реакция указывает отправителю на то, что подразумеваемое значение не было услышано, то инициатор может попытаться другим способом закодировать сообщение, особо подчеркнув при этом свое понимание передаваемого значения. Это перекодированное сообщение тоже является обратной связью, так как отвечает на реакцию получателя. В любом коммуникационном процессе - межличностном, происходящем в маленькой группе, при публичном выступлении - мы пытаемся вызвать максимально возможную в данной ситуации обратную связь .

    1.2.1 Функции коммуникации

    Коммуникация выполняет целый ряд функций и происходит в различных ситуациях как в форме непосредственного прямого общения, так и через электронные средства.

    Коммуникация выполняет несколько важных для нас функций.

    1. Мы общаемся, чтобы удовлетворить потребность в общении.

    2. Мы общаемся, чтобы усовершенствовать и поддержать наше представление о себе.

    3. Мы общаемся ради выполнения социальных обязательств.

    4. Мы общается, чтобы строить взаимоотношения.

    5. Мы общаемся, чтобы обмениваться информацией.

    6. Мы общаемся, чтобы воздействовать на других .

    1.2.2 Условия коммуникации

    Ситуация межличностного общения

    Чаще всего коммуникация происходит в ситуации межличностного общения, представляющего собой неформальный разговор двух или более людей.

    Ситуация группового принятия решений

    Ситуация группового принятия решений характеризуется тем, что люди собираются вместе с целью решить определенные задачи.

    Ситуация публичного выступления

    В ситуации публичного выступления оратор выступает перед аудиторией в общественном месте с заранее подготовленным официальным сообщением. Ситуация общения через электронные средства

    Сегодня мы все больше и больше пользуемся электронными средствами общения. Участники электронной коммуникации не имеют общего физического контекста, этот вид общения опирается на использование технологий. Как следствие, часть значения сообщения, которая обычно передается невербальными сигналами, недоступна для получателя .


    Информации, напротив, в большинстве случаев не осознает своего невербального поведения. Глава 3. Сравнительная характеристика вербальной и невербальной коммуникации 3.1 Особенности вербальной коммуникации К главной особенности вербальной коммуникации можно отнести вербальное общение, которое присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим...

    С действием хронотипов.4. Средства коммуникации. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. Различают вербальную и невербальную коммуникацию, использующие различные знаковые системы. 4.1. Вербальная коммуникация. Вербальная коммуникация использует в...

    Подводных камней в процессе общения. Поэтому во второй главе наше внимание направлено непосредственно на обучение невербальным средствам коммуникации в процессе изучения иностранного языка. Мы рассмотрели особенности личных и рабочих отношений в русской и немецкой культурах; жесты, употребляемые в русском и немецком коммуникативной поведении. Опираясь на данные факты, мы разработали...

    Идет дешифровка получен­ных сообщений. Все это становится значимым только в акте ком­муникации и приводит к непониманию и напряженности, труд­ности и невозможности общения. Наконец, межкультурная коммуникация основывается на процессе символического взаимодействия между индивидуумами и группами, культурные различия которых можно распознать.; восприятие и отношение к этим различиям влияют на вид, ...