Войти
Особенности ведения бизнеса в России
  • Какой металл был освоен первым
  • Правила работы с микроскопом
  • Правила делегирования в менеджменте
  • Архив библиотечных выставок
  • 113 трудового кодекса российской федерации
  • Что такое окдп 2. Коды окпд2 продукции. Какая информация содержится в кодах
  • Ликвидация внутренних таможенных пошлин и границ. Причины необходимости отмены внутренних таможенных сборов российской империи Отмена внутренних таможенных пошлин кто отменил

    Ликвидация внутренних таможенных пошлин и границ. Причины необходимости отмены внутренних таможенных сборов российской империи Отмена внутренних таможенных пошлин кто отменил

    Издан указ об уничтожении в России внутренних таможен

    20 (31) декабря 1753 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов», которые являлись одним из главных препятствий к развитию внутреннего товарооборота.

    7 (18) сентября 1752 г. граф Пётр Иванович Шувалов предложил Сенату проект уничтожения внутренних таможенных сборов. Первоначально программа мероприятий Шувалова предусматривала освобождение от внутреннего таможенного обложения исключительно крестьянской торговли, не затрагивая купеческой торговли. В проекте не указывалось, на какие виды сборов перелагались доходы, поступавшие в казну от таможенного обложения крестьянской торговли. Именно поэтому 16 (27) марта 1753 г. Шувалов внёс в Сенат новый проект, предложив вообще отменить все внутренние таможенные сборы, которые взимались во внутренних таможнях, губернских и воеводских канцеляриях. В окончательном проекте, представленном Сенату 18 (29) августа 1753 г., предлагалось отменить не только внутреннюю таможенную пошлину и 16 других сборов, обременявших крестьянскую и купеческую торговлю, но также винокурение помещиков. Этот проект реформы имел финансовое обоснование: бюджетную недостачу вследствие ликвидации внутренних таможен (кроме портовых и пограничных) и отмены внутренних таможенных сборов сенатор предложил возместить путём увеличения внешних экспортно-импортных пошлин и общего подушного сбора. Наконец, 20 (31) декабря 1753 г. предложения Шувалова были утверждены указом Елизаветы Петровны «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов». Составной частью указа стал одноимённый «высочайше утвёржденный доклад Сената» от 18 (29) декабря 1753 г.

    Уже в 1754 г. внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, прекратился сбор 17 мелочных сборов, обременявших внутреннюю торговлю. Заменившую их «новоположенную прибавочную» пошлину в размере 13% планировалось взимать в портовых и пограничных таможнях со всех ввозимых и отпускных товаров.

    В 1754 г. правительство также отменило внутренние таможенные и торговые канцелярские сборы в Сибири и таможенное обложение товаров, ввозимых из России в Сибирь. Вывоз же товаров из Сибири в Россию облагался ставкой 10%: с пушнины по-прежнему взимали десятым зверем, а с остальных товаров - по 10 коп. с рубля. Вывоз российских товаров через Сибирь в Китай и другие страны Азии был обложен 5% пошлиной (вместо положенной по тарифу) и дополнительно 13%; вывоз сибирских товаров за границу - 10% пошлиной вместо тарифной (с пушнины - натурой) и 13% сбором. Таким же было обложение ввоза китайских и других восточных товаров в Сибирь: 10% и дополнительно 13%.

    В апреле 1755 г. пограничные таможни в Брянске, Курске, Смоленске и некоторых других городах перенесли на государственную границу Российской империи. Также были отменены внутренние таможни на границах между Россией, Украиной и областью Войска Донского. Эти реформы таможенной системы были зафиксированы Таможенным уставом 1755 г. и закреплены протекционистским таможенным тарифом 1757 г.

    Лит.: Берков Е. А., Галанжин Е. Ф. Таможенное дело (1726-1986). М., 1988; Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времени Петра Великого до наших дней. СПб., 1909; Волков М. Я. Отмена внутренних таможен в России // История СССР. 1957. № 2; Волков М. Я. Таможенная реформа 1753-1757 гг. // Исторические записки. 1962. Т. 71; Корякина Е. П. Программа социально-экономических преобразований П. И. Шувалова. Автореферат дис. … канд. ист. наук. М, 1992; Кулишер И. М. История русской торговли до девятнадцатого века включительно. Пг., 1923; Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886; Марков Л. Н. Очерки по истории таможенной службы России. Иркутск, 1987; Таможенное дело в России X - начало XX вв. (Исторический очерк. Документы. Материалы). СПб., 1995.

    См. также в Президентской библиотеке:

    Полное собрание законов Российской империи, с 1649 г. Т. 13 (1749-1753). СПб., 1830. № 10164. С. 947 .

    Внутренняя политика второй половины 40-50-х гг. во многом связана с деятельностью графа П.И.Шувалова, ставшего фактически руководителем елизаветинского правительства. По его инициативе была проведена переориентация бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное. Это позволило увеличить доходы казны. Он почувствовал, что пришло время очередной таможенной реформы. Важнейшим мероприятием в области таможенной политики явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого про­изошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздроблен­ным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщины» и др. существовало еще множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

    Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Достаточно вспомнить, что во Франции внутренние таможенные барьеры были ликвидированы лишь в результате революции 1789–1799 годов, а в Германии – только к середине XIX века. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.

    Помимо огромной государственной пользы это мероприятие принесло немалую выгоду и его инициатору: он сам получил возможность для более активной торгово-промышленной деятельности и, кроме того, принял богатые подношения от обрадованного купечества. Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.

    В 1753-1754 гг. внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости (дополнитель­ное обложение внешней торговли должно было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании которой производился расчет нового сбора.

    В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников. Несообразность такого порядка была очевидна. Однако она не могла быть преодолена лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

    Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 г. Во многих случаях основанием для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможен­ные пошлины 1724 г. Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фаб­рично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17,5-25%-й адвалорной ставкой («ефимочной» пошлиной), а также «внутренней» пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.

    Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли приме­нение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

    В целях борьбы с контрабандой в 1754 г. была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявших границу на Украине и в Лифляндии. В том же году на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено воздавать им четвертую часть конфискованных товаров.

    Таможенная реформа увенчалась успехом для казны: в 1753 г. таможни дали 1.5 млн. руб., а в 1761 г. 5.7 млн. руб. Был ускорен процесс складывания всероссийского рынка, быстро развивалась внутренняя торговля. Правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма. За период с 1725 г. по 1760 г. российский экспорт вырос с 4,2 до 10,9 млн. рублей, а импорт – с 2,1 до 8,4 млн. рублей. Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье – конопля и лен, в меньшем объеме – уральское железо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

    В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы Елизаветы была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России. Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.

    Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
    И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
    во второй половине XVIII в.

    Причины возврата таможенных пошлин

    В современном мире достаточно часто осуществляются процедуры импорта и экспорта. За каждую операцию, касающуюся передвижения товара, декларант должен выплачивать денежные средства в пользу таможенных органов.

    Определение 1

    Под плательщиками таможенных платежей понимают субъекты (юридические или физические лица), у которых возникает обязанность выплаты таможенных пошлин, налогов в связи с перемещением товара через государственную границу.

    Таможенную пошлину на ввозной товар исчисляют в зависимости от базы исчисления таможенной пошлины.

    Ставки, установленные на вывоз товара, устанавливаются на уровне законодательства государств – членов Союза.

    Для правильного определения тарифа очень важно использовать верную классификацию товара, правильно определить страну происхождения и рассчитать базу.

    Обязанность по уплате возникает в случае, если:

    1. товар перемещается через границу Таможенного союза. Данная обязанность возникает в случае, если был ввезен иностранный товар на территорию Таможенного союза,
    2. если данный вид товара входит в список товаров, подпадающих под обязательное таможенное обложение.

    Возврат таможенных пошлин происходит в том случае, если они подлежат возврату. Необходимые документы вместе с заявлением подают в налоговую службу, где осуществлялось декларирование товара. В случае, если порядок использовался в формате централизованного вида, то заключается соглашение с применением указанных условий. Реверсирование возможно использовать не позднее трех лет с момент, когда взыскали уплату.

    Причины, по которым декларант переплатил сумму таможенных пошлин, могут быть разные, но не во всех случаях, переплаченную сумму можно вернуть. Поэтому перед тем, как подготовить документы, необходимо понять в какие организации необходимо обратиться. Помимо этого, очень много зависит от самой компании. Так, например, во многих компаниях, которые перевозит определенную продукцию через таможню, все трудности принято решать в момент рабочего процесса.

    Как правило известно, какую сумму организация перечисляет таможне за постоянную перевозку товара. Данные денежные средства именуют платежами. Однако, к концу года при подведении итогов, руководство порой замечает переплату. Причины этому совершенно разные. Например, таможенный орган не соглашается с количеством отсканированных документов. В этом случае можно сделать вывод, что таможня переквалифицировала груз самостоятельно. В результате вместо текущей таможенной пошлины, ее уплатили в двойном размере. Еще может возникнуть такая ситуация, когда таможня не согласилась с декларационными документами. Корректировка в этом случае произошла самостоятельно. Как итог, стоимость платежей увеличили.

    Порядок возврата таможенных сборов

    В случае, если порядок урегулирования спорной ситуации соблюдался, но при этом таможенный орган отказался возвращать платежи, то плательщик может обратиться в суд. Плательщик должен:

    1. обратиться в судебные инстанции,
    2. написать и предъявить заявление, в котором указана информация о том, что он хочет вернуть излишне оплаченную пошлину.
    3. доказать в суде при необходимости, что он заплатил излишнююсумму.

    Согласно статье 122 Федерального закона к заявлению прилагают следующие виды документов:

    • официальную бумагу, которая подтверждает, что перечисление авансовых транзакций прошло,
    • бумаги, которые указаны в части 4-7 текущей статьи (в зависимости от статуса лица),
    • другие документы, которые предоставляются лицом для подтверждения обоснованности возврата.

    Заявление на возврат таможенных платежей

    По закону таможенный орган обязан вернуть излишне уплаченные деньги, которые уплатили при ввозе товара в виде пошлин. Если контролирующие звено самостоятельно обнаружило оплату выше указанной суммы, то в течении месяца оно обязано предупредить плательщика о выявленном факте. Дополнительно прилагаются опциональные документы, которые характеризуют стоимость реверсирования.

    Плательщиком подается специальное заявление о возврате пошлин, которые он уплатил. Данная форма утверждена Приказом ФТС России №2520, и к ней прилагаются перечисленные документы. Срок рассмотрения такого заявления не должен быть свыше одного месяца с того момента, когда данное заявление было подано совместно с документами.

    На сегодняшний день разбор споров между плательщиками и таможенными органами тянется достаточно долго. Зачастую это происходит из-за отказов в возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин. Адвокатские услуги в данной сфере являются одними из самых востребованных на рынке юридических услуг. Так, в 2016 г. было рассмотрено свыше 300 тысяч дел по данному вопросу, сумма же по всем этим искам составила свыше 3,5 миллиардов рублей. Если рассматривать исход споров в процентном соотношении, то 94% дел было решено в пользу плательщиков.

    Возврат таможенных пошлин достаточно сложная и спорная процедура. Таможенные органы априори не заинтересованы в возврате денежных средств плательщику. Так возникают длительные судебные тяжбы, что достаточно сильно влияет на экономическую составляющую субъекта. Декларант, зачастую, для отстаивания своих интересов, обращается за помощью к юристам. В большинстве случае суд все же становится на сторону декларанта.

    В начале XVIII века Петром I была создана новая таможенная система , основывающаяся на политике протекционизма внутреннего рынка. Она защищала интересы отечественных производителей и благоприятствовала развитию российской экономики.

    Однако на смену великому императору эпоха «дворцовых переворотов» «принесла» людей, совсем иначе смотрящих на задачи российской экономической политики. Преемники Петра предпочитали покровительствовать не своему народу, а иностранным державам — родинам императорских фаворитов. Так, в 1731 году императрица Анна Иоанновна утверждает новый таможенный тариф , отменяющий протекционистскую политику Петра I.

    Однако с приходом к власти Елизаветы Петровны экономический курс меняется, и правительство наконец начинает заниматься решением важнейших государственных проблем. Становится ясно, что действующая таможенная система затормаживает экономическое развитие России. Особенно тяжелым бременем на отечественных производителей ложились таможенные пошлины внутри страны (к середине XVIII века их было примерно 17).

    Так, проходя путь приблизительно в 60 километров, купец пересекал около 3-4 внутренних таможен , на каждой из которых он обязан был уплатить сбор. В сумме с деньгами, потраченными на содержание лошади в дороге, сборы отнимали почти половину суммы, полученной за продажу товара. Кроме того, довольно распространены были явления злоупотребления своими полномочиями со стороны сотрудников таможенной службы.

    Сам Петр Иванович Шувалов, подготовивший проект об уничтожении таможенных пошлин внутри страны, говорил, что одной главных из причин проведения таможенной реформы стала необходимость пополнения государственной казны. По словам графа, необходимо взимать налоги с тех, кто иной раз может и больше оклада заплатить.

    Также существовали и другие предпосылки, указывающие на ослабление таможенной системы и ее несоответствие экономическим интересам страны.

    Так, главными причинами ликвидации внутренних таможенных пошлин были:

    • борьба с коррупцией и другими злоупотреблениями со стороны таможенной службы;
    • недовольство населения (в особенности крестьян), вызываемое огромным размером сбора;
    • создание эффективного источника пополнения казны.

    Проекты усовершенствования таможенной системы начали появляться еще в 20 годы XVIII века, однако все они не рассматривались как части решения общего вопроса, а потому не были реализованы в действительности.

    Первый большой проект по ликвидации таможенных пошлин внутри страны был предложен Сенату в сентябре 1752 года графом П.И. Шуваловым, влиятельным государственным деятелем и любимцем Елизаветы Петровны. Изначально программа проекта предполагала уничтожение таможенного обложения только для лиц, принадлежащих к крестьянскому сословию.

    Однако в документе, подготовленном П.И. Шуваловым, не было определено, каким образом граф планирует возместить убытки, полученные казной от уменьшения уплаты сборов.

    Поэтому 16 марта 1753 года Петр Иванович внес в Сенат новый проект, предлагавший ликвидировать абсолютно все внутренние таможенные пошлины: «все таможни, имеющиеся внутри государства (кроме портовых и пограничных) уничтожить, и как им не быть, так и вышеописанного сбора не сбирать».

    В заключительной редакции проект отменял не только таможни и таможенные сборы внутри страны, но и 16 других пошлин и предлагал, в отличие от первоначальной версии, доходы, получаемые казной от внутренних таможенных налогов, «сбирать в портовых и пограничных таможнях».

    Уже в августе 1753 года Сенат утвердил законопроект графа, а через несколько месяце, одобрив сенатский доклад, императрица Елизавета Петровна издала манифест «Об уничтожении таможенных и мелочных сборов».

    В нем говорилось о то, что «бесчисленное истязание, гибель людей и разорение домов», «грабительство и воровство», происходившие от сбора таможенных налогов и злоупотреблений при их сборе, прекратятся. Также манифест указывал на то, что таможенные пошлины препятствовали созданию единого общероссийского рынка, но теперь, поскольку «подданные наши российские купцы внутри государства нашего всякие товары продавать и покупать будут беспошлинно», умножатся силы государства и его народа.

    Согласно манифесту императрицы, были ликвидированы 17 видов таможенных сборов . Основной являлась пошлина «с съестных припасов и с хлеба». Также отменялись налоги «с извозу» и другие сборы внутри государства.

    Вместо них повышалась до 13 копеек с рубля пошлина на ввозимый и вывозимый товар в портовых и пограничных таможнях. Кроме того, манифест предполагал замену устаревшего тарифа 1731 года .

    Уже к 1754 внутренние таможни перестали действовать на большей территории нашей страны. В том же году были отменены внутренние таможенные и торговые канцелярские сборы в Сибири, а также было полностью ликвидировано обложение пошлинами товаров, возимых на территорию Сибири. Однако вывозимые из этого района товары по-прежнему подлежали налогообложению с 10% ставкой .

    В некоторых городах России пограничные таможни были перенесены на государственную границу.

    Изменения также коснулись и внутреннего устройства таможен. В мае 1754 императрица Елизавета Петровна утвердила сенатский доклад, который предлагал провести реформу таможенной системы на юго-западной и южной границах.

    К декабрю 1755 года было создано 27 таможен с новой системой застав и формопостов на всех сухопутных границах державы. К тому же существовало около 15 таможен в портах.

    Для удобства взимания единой новой пошлины на товар иностранного производства (или вывозимый за границу) в 1754 году был издан табель «нормальных цен», согласно которому и производился сбор налога. Также отменен был прежний тариф, по которому пошлины взимались золотыми деньгами: для практичности новый сбор взимался «ходячими деньгами».

    Таким образом, основное бремя уплаты таможенных пошлин падало на иностранных торговцев. Также стоит упомянуть о том, что отмена внутренних таможенных пошлин в нашей стране была первой в мире. Так, в Германии внутренние таможни были уничтожены лишь в середине XIX века , а во Франции — в результате Великой Французской революции 1789-1799 годов .

    Проведение таможенной реформы требовало последующей перестройки законодательной системы таможни страны. Поэтому в декабре 1755 года императрица Елизавета Петровна утвердила указ о создании «Таможенного устава», нового документа, регулирующего таможенные отношения с учетом недавнего уничтожения внутренних таможенных барьеров в империи.

    Во вводной части устава вновь были прописаны причины ликвидации внутренних таможенных сборов. В целом, этот документ представлял собой попытку правительства полностью определить правовые отношения между различными сословиями в торговой сфере общества. Причем попытку довольно успешную, поскольку на практике «Таможенный устав» отлично справился с возложенной на него задачей и ознаменовал собой переход к цивилизованному пути решения таможенных проблем и вопросов.

    Данный документ отменял абсолютно все принятые ранее грамоты и учитывал переход к единому 13% налогу на иностранные товары. «Устав» регламентировал правила внешней и внутренней торговли, а также определял таможенные обязанности. Так, иностранцам, не записанным в российское купечество, запрещалось торговать на территории Российской империи. К тому же не допускались к торговле и люди «иных сословий», то есть лакеи, учителя и другие.

    Ряды других положений, входящих в «Устав» определяли территорию и товары, которыми позволено торговать, для каждого сословия в отдельности. Так, данный документ вводил запрет крестьянам торговать за пределами империи, а также в селах, слишком далеко расположенных от города; владельцам мануфактур (мануфактуристам) полностью запрещалась как оптовая, так и розничная торговля и т.д.

    Также устав окончательно утверждал полную отмену таможен внутри страны и, соответственно, взимания внутренних таможенных сборов с населения.

    Таким образом, ликвидация таможенных пошлин внутри государства и последовавшее за ней создание нового таможенного обозначили выход российской экономики на новый, организованный и систематизированный уровень, а также предоставили возможность проявления экономической активности без обременительных сборов всем сословиям империи.

    Передача относительно отмены повышения пошлин на автомобили представлена ниже.