Войти
Особенности ведения бизнеса в России
  • Какой металл был освоен первым
  • Правила работы с микроскопом
  • Правила делегирования в менеджменте
  • Архив библиотечных выставок
  • 113 трудового кодекса российской федерации
  • Что такое окдп 2. Коды окпд2 продукции. Какая информация содержится в кодах
  • Тест проверки знаний работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами. Тест проверки знаний работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами Тест под фт 30 вопросов сбербанк

    Тест проверки знаний работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами. Тест проверки знаний работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами Тест под фт 30 вопросов сбербанк

    Опытным путем выведены правильные ответы на тест по финн мону с двумя вопросами:

    1.- да, обязан,

    2.- до 30 дней

    Как часто сотрудник подразделения по работе с клиентами должен обновлять сведения , полученные в результате идентификации клиента?

    Ответ:

    Во всех перечисленных случаях
    Чем руководствуется сотрудник подразделения по работе с клиентами при классификации операции как необычной?

    Ответ:

    Совокупностью критериев подозрительности, характеристикой клиента, возникшими у сотрудника подозрениями о возможной легализации доходов, независимо от суммы совершения операции
    Должен ли, сотрудник подразделения по работе с клиентами идентифицировать и изучать лиц, находящихся на обслуживании?

    Ответ:

    Да, при совершении всех банковских операций и иных сделок на сумму свыше установленной законодательством РФ
    Какие санкции со стороны надзорных органов могут быть применены к кредитной организации за нарушения Федерального закона в области ПОД/ФТ?

    Ответ:

    Административное приостановление деятельности

    Административный штраф

    Отзыв лицензии
    Клиент приобретает у кредитной организации депозитный сертификат на сумму 1 млн. руб. Подлежит ли данная операция обязательному контролю?

    Ответ:

    Да, в любом случае по коду операции 4006
    Какие из перечисленных видов сделок с движимым имуществом на сумму свыше установленного стоимостного критерия соответствуют Коду группы операций 50?

    Ответ:

    Получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга)

    Покупка и продажа драгоценных металлов в физической форме и в обезличенном виде, покупка и продажа монет из драгоценных металлов

    Предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа
    Какой курс используется при определении рублевого эквивалента суммы сделки, указанной в количестве драгоценного металла или в иностранной валюте, по операции с драгоценными металлами или операции с наличной иностранной валютой?

    Ответ:

    Курс, установленный Сбербанком России

    Ответ:

    Все перечисленные документы
    Кто принимает решение о признании операции клиента операцией , подлежащей приостановлению?

    Ответ:

    Соответствующий Контролер Банка
    Какие из перечисленных видов сделок с недвижимым имуществом на сумму свыше установленного стоимостного критерия соответствуют коду вида операции 8001?

    Ответ:

    Все сделки с недвижимым имуществом
    Сотрудник подразделения по работе с клиентами выявил, что произошло зачисление (списание) денежных средств в сумме 650 000 рублей по счету юридического лица, операции, по которому не производились с момента его открытия. Должен ли сотрудник расценивать данную операцию как операцию, подлежащую обязательному контролю?

    Ответ:

    Да, должен
    На какой срок осуществляется приостановление операции, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их участии в террористической деятельности?

    Совершение операции с драгоценными металлами
    Какие документы запрашивает сотрудник подразделения по работе с клиентами у юридического лица при открытии им расчетного счета, в рамках осуществления идентификации?

    Ответ:

    Информационные сведения клиента.

    Сколько раз сотрудник подразделения по работе с клиентами должен проходить обучение по вопросам ПОД/ФТ?

    Ответ:

    Не менее одного раза в год
    Какие мероприятия не осуществляются в процессе приостановления операции, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их участии в террористической деятельности?

    Ответ:

    Сотрудники подразделения по работе с клиентами после принятия решения о приостановлении операции информирует Клиента о причинах приостановления операции
    Если сотрудник подразделения по работе с клиентами установил, что проводимая клиентом операция, подлежит обязательному контролю, в какой срок он должен направить Контролеру сообщение по операции?

    Ответ:

    Не позднее 10:00 рабочего дня, следующего за днем совершением операции
    Какие документы являются основанием для установления выгодоприобретателей?

    Ответ:

    Все перечисленные договора
    Чем руководствуется сотрудник подразделения по работе с клиентами при выявлении операций , связанных с экстремисткой деятельностью или терроризмом?

    Ответ:

    Перечнем, содержащим сведения о лицах, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, независимо от суммы и характера операции
    Какие из перечисленных структур являются надзорными органами для кредитной организации по вопросам ПОД/ФТ:

    Ответ:

    1) Банк России;

    3) Федеральная служба по финансовому мониторингу;

    4) Прокуратура РФ;
    Какой код вида операции присваивается сомнительной операции, проведенной в рамках схем «обналичивания» крупных денежных средств и выводу капитала за рубеж?

    Ответ:

    Код 6001 – подозрительная операция
    Чем руководствуется сотрудник подразделения по работе с клиентами при выявлении операций, подлежащих обязательному контролю?

    Ответ:

    Совпадением стоимостного критерия и вида операции
    Сотруднику подразделения по работе с клиентами стало известно об осуществлении клиентом сделки с недвижимым имуществом на сумму 2,5 млн. руб. Подлежит ли данная операция обязательному контролю?

    Ответ:

    Нет, так как сумма операции не превышает 3 000 000 рублей
    Что из перечисленного необходимо установить в процессе проведения процедуры идентификации клиента юридического лица?

    Ответ:

    1) полное и сокращенное наименование;

    2) сведения о государственной регистрации;

    4) адрес местонахождения и почтовый адрес;

    6) номера контактных телефонов и факсов.

    1. Каковы действия сотрудника подразделения по работе с клиентами при выявлении операции зачисления на счет Клиента на сумму 100 000 руб., где одной из сторон является физическое лицо, находящееся в Перечне, содержащим сведения о лицах, причастных к экстремистской деятельности или терроризму?

    Сумма операции менее 600 000 руб., поэтому она не подлежит обязательному контролю

    Операции по зачислению денежных средств на счет не подлежат обязательному контролю.

    - Сотрудник направляет сообщение Контролеру с кодом 7001

    Правильный ответ не указан

    Сотрудник направляет Контролеру сообщение с признаком подозрительности по коду 6001
    2. Какую информацию необходимо установить в процессе проведения процедуры упрощенной идентификации клиента физического лица?

    Фамилия, имя, отчество

    Правильный ответ не указан

    - Фамилия, имя, отчество; реквизиты документа, удостоверяющего личность

    Фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; гражданство; реквизиты документа, удостоверяющего личность; ИНН; данные страхового свидетельства государственного пенсионного страхования данные миграционной карты и документа , подтверждающего право на пребывание в РФ (для иностранного гражданина или лица без гражданства)

    Фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; гражданство; реквизиты документа, удостоверяющего личность; данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание в РФ (для иностранного гражданина или лица без гражданства)
    3. Какими документами должен руководствоваться сотрудник подразделения по работе с клиентами при выполнении обязанностей в области ПОД/ФТ?

    Федеральным Законом № 115-ФЗ и Правилами СБ РФ №881-5-р

    - Всеми указанными документами

    Технологической схемой ВВБ СБ РФ №244-4-ввб

    Правилами СБ РФ №881-5-р и Порядком ВВБ СБ РФ №244-4-ввб

    Федеральным Законом № 115-ФЗ, Правилами СБ РФ №881-5-р, а также нормативными документами Банка России (Положением ЦБ РФ № 321-П, Положением ЦБ РФ № 262-П, и т.д.)
    4. Каким образом сотрудник подразделения по работе с клиентами оценивает степень (уровень) риска легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма?

    Использует критерии, установленные руководителем подразделения по работе с клиентами

    Запрашивает данные о степени риска у клиента

    В случае первого обращения клиента, указывает, что степень риска отсутствует

    Повышенная степень риска устанавливается только по операциям, подлежащим обязательному контролю

    Всеми перечисленными способами.

    - Использует признаки, установленные Правилами №881-5-р от 12.05.10
    5. Какие из указанных сведений запрашивает сотрудник подразделения по работе с клиентами у физического лица при осуществлении его идентификации?

    Национальность

    Данные страхового свидетельства государственного пенсионного страхования

    Все перечисленные сведения

    Данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации у клиента, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства

    - Реквизиты документа, удостоверяющего личность

    6. Кто подлежит идентификации, если клиент предоставил полномочия по распоряжению банковским счетом (вкладом), также другому лицу?

    Идентификация в данном случае не проводится

    - И клиент и лицо, которому даны полномочия по распоряжению банковским счетом (вкладом)

    Лицо, которому даны полномочия по распоряжению банковским счетом (вкладом)
    7. Чем руководствуется сотрудник подразделения по работе с клиентами при определении операции как сомнительной, связанной с «обналичиванием» крупных денежных средств и выводу капитала за рубеж?

    - Признаками реализации сомнительных схем по «обналичиванию» и выводу капитала за рубеж

    Совпадением стоимостного критерия и вида операции

    Видом операции

    Стоимостным критерием

    Совпадением стоимостного критерия и вида операции, а также периодичностью совершения операций
    8. Проверяется ли в процессе идентификации контрагента Банка его наличие в перечне, содержащем сведения о лицах, причастных к экстремистской деятельности или терроризму?

    - Да, в любом случае

    Нет, так как сделки с контрагентами не относится к операциям или сделкам, указанным в статье 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности"

    Правильный ответ не указан

    Нет, в любом случае

    Да, если совершаемая с контрагентом операция подлежит обязательному контролю
    9. На какой срок осуществляется приостановление операции, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их участии в террористической деятельности?

    Срок, на который приостанавливается операция, устанавливается на усмотрение Руководителя подразделения по работе с клиентами

    Срок, на который приостанавливается операция, устанавливается на усмотрение соответствующего Контролера

    Срок, на который приостанавливается операция, устанавливается на усмотрение Уполномоченного органа

    - На два рабочих дня с даты, когда распоряжение клиента об ее осуществлении должно быть исполнено, если постановлением Уполномоченного органа операция не приостановлена на дополнительный срок

    На пять рабочих дней с даты, когда распоряжение клиента об ее осуществлении должно быть исполнено, если постановлением Уполномоченного органа операция не приостановлена на дополнительный срок
    10. Что запрещается сотруднику подразделения по работе с клиентами при осуществлении мер в области ПОД/ФТ?

    Какие 26 видов документов по ПОД/ФТ у Вас может запросить внезапная выездная проверка Банка России? Чуть более пяти часов отведено организации на предоставление документов по ПОД/ФТ

    (автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

    Слушатели наших семинаров и читатели нашего сайта знают, что Павел Александрович Смыслов знает много историй из практики проведения проверок субъектов «антиотмывочного» законодательства сотрудниками надзорных органов: с 2005 года (год его первого знакомства с Росфинмониторингом и первого посещения здания Росфинмониторинга в Москве) таких историй у него накопилось огромное количество, большинство из которых черпается им из присылаемых ему материалов административной практики. В январе 2017 года его "коллекция" правоприменительной практики в сфере ПОД/ФТ пополнилась впечатляющим запросом Банка России, ответ на некоторые позиции которого, организация обязана была дать всего за… 5 часов и 15 минут… (!!!)

    Вы все еще верите, что у Вас будет время на подготовку к проверке? Что Вы все документы по ПОД/ФТ и правила внутреннего контроля успеете оформить задним числом? Вы глубоко ошибаетесь! И подтверждение тому Вы можете сами увидеть ниже. Организация, получившая указанный запрос даже не предполагала, что ее обычный рабочий день омрачится приходом сотрудников надзорных органов. Все произошло очень быстро и неожиданно.

    Впечатляет объем документации по ПОД/ФТ, запрошенный за период с 01.04.2016 по 26.01.2017, которую организации нужно было предоставить на проверку почти немедленно, всего за несколько часов.

    Предлагаем нашим читателям узнать предварительный список документов по ПОД/ФТ, которые запросили на проверку представители надзорного ведомства:

    1. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (далее - ПВК по ПОД/ФТ), действующие в период с 01.04.2016 по 26.01.2017 (далее – Период);

    2. Все внутренние документы (положения, порядки, правила и т.д.), разработанные организацией и регламентирующие ее деятельность в области ПОД/ФТ за Период;

    3. Распорядительные документы о назначении специального должностного лица, ответственного за соблюдение ПВК по ПОД/ФТ и реализацию программ их осуществления

    4. Должностные инструкции сотрудников организации, осуществляющих деятельность на основании трудового договора за Период;

    5. Документы, подтверждающие соответствие ответственного сотрудника квалификационным требованиям;

    6. Штатное расписание по состоянию на 01.04.2016, а также изменения за период с 01.04.2016 по 26.01.2017 с указанием ФИО работников;

    7. Информация о подключении к Личному кабинету организации на портале уполномоченного органа в информационно­телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - Личный кабинет) с приложением подтверждающих документов;

    8. Внутренний распорядительный документ о доступе сотрудников к Личному кабинету (ответственного сотрудника, системного администратора и др.);

    9. Материалы внутреннего контроля по вопросам исполнения документов по ПОД/ФТ за Период;

    10. Журнал регистрации формализованных электронных сообщений (ФЭС) - при наличии;

    11. Все внутренние сообщения, составленные сотрудниками организации и переданные ответственному сотруднику, за Период;

    12. Электронные копии сведений и информации (ФЭС), указанных в п. 2 - 7 Указания Банка России № 3484-У, направленных организацией в уполномоченный орган через Личный кабинет за Период (в электронном виде на сменном носителе информации, защищенном от дозаписи);

    13. Все квитанции уполномоченного органа о принятии/непринятии ФЭС, полученные им за Период (в электронном виде на сменном носителе информации, защищенном от дозаписи);

    14. Анкеты (досье) всех клиентов организации находящихся на обслуживании в Периоде (на бумажном носителе и/или в электронной форме);

    15. Запросы, поступившие из Росфинмониторинга в отношении клиентов организации за Период;

    16. Анкеты (досье) представителей клиентов, выгодоприобретателей, находящихся на обслуживании в Периоде (на бумажном носителе и/или в электронной форме);

    17. Документы, подтверждающие полномочия лица в качестве представителя клиента (в том числе доверенность, договор, акт органа местного самоуправления);

    18. Внутренние организационно-распорядительные документы, содержащие информацию:

    О назначении сотрудников, ответственных за проведение идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, в том числе полноту отражения в анкетах (досье) клиента сведений, необходимых для идентификации клиента;

    О должностных правах и обязанностях сотрудников, ответственных за идентификацию.

    19. Сведения о приостановленных операциях клиентов за Период;

    20. Сведения о случаях отказа в приеме на обслуживание клиентов за Период;

    21. Сведения о случаях отказа в проведении операций (сделок) клиентов за Период

    22. Сведения о применении/не применении мер по замораживанию блокированию) денежных средств за Период;

    23. Программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере ПОД/ФТ;

    24. Все документы по учету прохождения обучения сотрудников организации в сфере ПОД/ФТ;

    25. Распорядительные документы организации о назначении сотрудников, отвечающих за реализацию программы обучения по ПОД/ФТ, организацию и проведение обучающих мероприятий;

    26. Перечень структурных подразделений, сотрудников организации которые должны пройти обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ за Период.

    Многие их запрошенных документов по ПОД/ФТ мы не раз описывали на нашем сайте, а о том, как их составить рассказываем слушателям наших семинаров. Обычно в ходе выездной проверки сотрудники надзора расширяют и уточняют перечень запрошенной документации.

    Ниже Вы найдете фрагменты вышеуказанного запроса. В полном объеме текст запроса с иными документами, запрошенными Банком России на проверку (еще около 25 позиций запроса), будет предоставлен только нашим клиентам, находящимся на абонентском информационном обслуживании по ПОД/ФТ.

    Фрагменты "большого" запроса Банка России с указанием времени предоставления документов по ПОД/ФТ на проверку (нажмите, чтобы увеличить)

    Т Е С Т

    проверки знаний работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

    1. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем это:

    а) владение, пользование или распоряжение денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

    б) придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления имущественного характера;

    в) придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    2. Финансирование терроризма это:

    а) предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организованного преступного сообщества и его организаций, подготовки и совершения преступлений, предусмотренных статьями 206, 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    б) предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;

    в) предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;

    3. Внутренний контроль это:

    а) деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих внутреннему контролю;

    б) деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю;

    в) деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

    4. Организация внутреннего контроля это:

    а) совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;

    б) совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления;

    в) совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

    5. Осуществление внутреннего контроля это:

    а) реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров;

    б) реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров;

    в) реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган.

    6. Относится ли к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

    а) нет, не относится, такой обязанности не существует;

    б) да, относится только применительно к лицам в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

    в) да, относится.

    7. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если:

    а) сумма, на которую она совершается равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте , эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;

    б) сумма, на которую она совершается равна или превышает 3000000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3000000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;

    в) сумма, на которую она совершается равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, любых займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;

    8. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если:

    а) сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к внесению лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств;

    б) сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к внесению физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

    в) сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру относится к внесению юридическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

    9. Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если:

    а) сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 рублей, или превышает ее, а результатом ее совершения является переход права собственности ;

    б) сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее;

    в) она совершается, путем оплаты ценными бумагами на сумму от 600000 до 3 рублей;

    10. Клиента необходимо идентифицировать в случае если он:

    а) только совершает операцию (сделку) подлежащую обязательному контролю;

    б) только если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

    в) совершает любую операцию (сделку), за исключением осуществления физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающуюрублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентнуюрублей;

    г) правильно А и Б.

    11. В каком случае специальное должностное лицо будет соответствовать квалификационным требованиям:

    а) наличие высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция», подтвержденного в установленном порядке, прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме внепланового инструктажа;

    б) наличие опыта работы не менее двух месяцев на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме целевого инструктажа;

    в) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», относящейся к группе специальностей «Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме целевого инструктажа.

    12. О каком инструктаже идет речь, если он - проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 Положения, и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 Положения.

    а) плановый;

    б) внеплановый;

    в) целевой;

    г) вводный.

    13. Однократное прохождение обучения в целях ПОД и ФТ в форме целевого инструктажа предусмотрено для:

    а) специальных должностных лиц;

    б) руководителей организаций (филиала);

    в) заместителей руководителей организаций (филиалов);

    д) руководителя юридического подразделения либо юриста организации;

    е) верно а, б, в, г, д;

    ж)верно а, б, в, г.

    14. На какой срок организация обязана приостановить операцию, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица:

    а) на три рабочих дня;

    б) на два рабочих дня;

    в) на 10 рабочих дней.

    15. Каким нормативным документом определен единый подход к разработке организациями (за исключением кредитных организаций), осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, указанными в статье 5 Федерального закона от 01.01.2001г. , правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

    а) Распоряжение Правительства РФ от 01.01.01 г. ;

    б) Распоряжение Правительства РФ от 01.01.2001 ;

    в) Постановление Правительства РФ.

    16. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер при этом основаниями документального фиксирования информации являются:

    а) запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

    б) несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

    в) выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

    г) верно только А и Б;

    д) верно только А и В;

    е) верно А, Б и В.

    17. Кто осуществляет надзор за исполнением Федерального закона от 01.01.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

    а) Росфинмониторинг;

    б) Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры;

    в) Президент Российской Федерации;

    г) Правительство Российской Федерации.

    Условие выполнения теста – правильным может быть только 1 вариант ответа.

    Ответы на вопросы

    Вопрос 1. Классическая модель отмывания денег предполагает выделение в процессе отмывания следующих фаз :

    А. Размещение, расслоение, интеграция

    B. Интеграция, перемещение, сокрытие

    C. Размещение, обмен, вывод

    D. Обмен, интеграция, расслоение

    Вопрос 2. Какой документ представляет собой исчерпывающую основу режима противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, и предназначен для применения всеми странами с учетом особенностей национальной правовой системы?

    A. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.

    B. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115 - ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

    D. Венская конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

    E. Палермская конвенция против транснациональной организованной преступности 2000 г.

    Вопрос 3. Какой документ заложил основу для международного сотрудничества в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и ставший первым международным правовым актом в борьбе с отмыванием преступных денег?

    A. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.;

    B. Палермская конвенция против транснациональной организованной преступности 2000 г.;

    C. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, 1988 в г.

    D. Меридская конвенция против коррупции 2003 г.

    Вопрос 4. Что относится к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?

    A. Организация и осуществление внутреннего контроля;

    B. Обязательный контроль;

    C. Запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом,

    D. Иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

    E. Все вышеперечисленное.

    Вопрос 5. Организация внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - это :

    A. Cовокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

    B. Меры, принимаемые организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и включающие разработку и согласование правил внутреннего контроля.

    C. Меры, принимаемые организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и включающие назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля.

    D. Реализация правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобритателей, по документальному фиксированию сведений и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

    Вопрос 6. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является :

    A. Министерство финансов Российской Федерации

    B. Федеральная служба по финансовому мониторингу

    C. Генеральная прокуратура Российской Федерации

    D. Правительство Российской Федерации

    Вопрос 7. Основные обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом :

    A. Идентифицировать клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя

    B. Разрабатывать правила внутреннего контроля

    C. Сообщать в уполномоченный орган об операциях, подлежащих обязательному контролю, и иных операциях, осуществление которых может быть направлено на отмывание доходов или на финансирование терроризма

    D. Все вышеперечисленное

    Вопрос 8. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны :

    A. Хранить сведения, необходимые для идентификации лица, не менее трех лет со дня прекращения отношения с клиентом

    B. Хранить сведения, необходимые для идентификации лица, не менее пяти лет со дня прекращения отношения с клиентом

    C. Хранить сведения, необходимые для идентификации лица, не менее трех лет со дня совершения операции

    D. Хранить сведения, необходимые для идентификации лица, не менее трех лет со дня прекращения отношения с клиентом

    Вопрос 9. Какие процедуры включает в себя проведение организацией идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя :

    А. Установление личности клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя

    В. Проверка наличия информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе в Перечне лиц, причастных к экстремизму или терроризму

    С. Определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу

    D. Оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска

    Е. Обновление сведений, полученных при идентификации

    F. Все вышеперечисленные

    Вопрос 10. В течение какого срока, согласно требованиям Федерального закона от 07.08.2001 № 115 - ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана сообщить в Росфинмониторинг о подозрительной операции?

    А. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления такой операции

    В. Незамедлительно в день выявления

    С. Не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления такой операции

    D. В течение месяца с момента совершения операции

    Вопрос 11. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом влечет наступление ответственности в порядке, предусмотренном :

    А. Гражданским законодательством

    В. Уголовным кодексом Российской Федерации

    С. Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации

    D. Гражданским законодательством и Кодексом об административном правонарушении Российской Федерации

    Вопрос 12. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 115-ФЗ обязаны установить следующие сведения в отношении своих клиентов - физических лиц :

    A. фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая),

    B. гражданство,

    C. дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность,

    D. данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации,

    E. адрес места жительства (регистрации) или места пребывания,

    F. идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

    G. Все перечисленные данные

    Вопрос 13. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежат :

    A. Согласованию с Минфином России

    B. Согласованию с Банком России

    C. Согласованию с надзорным органом или Росфинмониторингом (в случае отсутствия в сфере деятельности организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, надзорного органа)

    D. Утверждению руководителем организации

    E. Утверждению руководителем организации и направлению в уведомительном порядке в надзорный орган

    Вопрос 14. Каким способом или в какой форме должно осуществляться документальное фиксирование сведений в рамках идентификации клиента (выгодоприобретателя)?

    A. Путем анкетирования (составления документа, содержащего сведения о клиенте организации и его деятельности, а также сведения о выгодоприобретателе)

    B. Составлением и ведением досье на клиента и выгодоприобретателя

    C. Ведется аудиозапись разговора с клиентом

    D. Используется видеозапись

    E. Способ и формы определяются организацией самостоятельно в правилах внутреннего контроля

    Вопрос 15. Что необходимо предусмотреть в программе идентификации в отношении иностранного публичного должностного лица?

    A. Порядок выявления среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, а также их супругов и близких родственников (родственников по прямой восходящей и нисходящей линии (родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер, усыновителей и усыновленных)

    B. Порядок принятия на обслуживание иностранных публичных должностных лиц

    C. Меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц

    D. Порядок периодического обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей, а также обновления информации о находящихся у нее на обслуживании иностранных публичных должностных лицах

    E. Все перечисленное верно

    Вопрос 16. Когда проводится дополнительный инструктаж специальным должностным лицом?

    A. Не реже одного раза в год

    B. Один раз в три года

    C. Не проводится специальным должностным лицом

    D. Проводится руководителем организации 1 раз в квартал

    E. Не реже одного раза в год либо при внесении изменений в законодательство в сфере ПОД/ФТ или правила внутреннего контроля или переводе сотрудника на другую работу

    Вопрос 17. Блокирование (замораживание) имущества это :

    А. Адресованный собственнику или владельца имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим лицам, запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или к терроризму, либо основания подозревать их причастность к террористической деятельности при отсутствии оснований для включения в перечень

    В. Приостановление операции с имуществом на основании уведомления Росфинмониторинга

    С. Принятие организацией решения о неосуществлении операции с имуществом в связи с присвоением клиенту степени повышенного риска

    Вопрос 18. С какой периодичностью организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом должны проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц в отношении которых должны быть применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах проверки Росфинмониторинг?

    А. Раз в полгода

    B. Не реже чем один раз в три месяца

    C. Организация самостоятельно устанавливает срок проверки в правилах внутреннего контроля

    D. Ежемесячно

    Вопрос 19. В течение какого срока организация должна обновить информацию о клиенте, в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации?

    А. В течение месяца

    B. Незамедлительно

    C. В течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений

    D. Не позднее трех рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений

    Написать отзыв

    Наши специалисты разработали пакет документов для некредитных финансовых организаций в соответствии с требованиями Указания Банка России от 5 декабря 2014 г. №3471-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях":

    1. Программа подготовки и обучения сотрудников в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
    2. Программа обучения сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ для проведения вводного (первичного) инструктажа.
    3. Свидетельство о прохождении сотрудником обучения по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
    4. Аттестационный лист.
    5. Тесты для проверки знаний сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ (25 штук).
    6. Ответы на тесты (25 штук).
    7. Ежегодный план проверки знаний сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
    8. Ежегодный план реализации программы обучения сотрудников по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
    9. Приказ об утверждении перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

    Образец программы подготовки и обучения сотрудников некредитной финансовой организации по ПОД/ФТ/ФРОМУ, составленной нашими специалистами

    За дополнительную плату наши специалисты подготавливают все вышеперечисленные документы с учетом организационной структуры некредитной финансовой организации и ее вида деятельности (ломбард, МКК, МФК, КПК, СКПК, страховая компания, страховой брокер, НПФ, УК и т.д.). При получении документов на электронную почту Вам останется только их распечатать, подписать и поставить печать. Подробности об услуге по электронной почте info@сайт/

    Программа подготовки и обучения сотрудников финансовой организации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

    В финансовой организации с характера и особенностей ее деятельности, характера и особенностей деятельности ее клиентов должны проводиться мероприятия, направленные на подготовку и обучение ее сотрудников по ПОД/ФТ. Так, в первую очередь, в финансовой организации должна быть разработана программа подготовки и обучения сотрудников в сфере ПОД/ФТ и утвержден руководителем финансовой организации перечень сотрудников, которые должны проходить обучение по ПОД/ФТ. При этом, программа обучения сотрудников НФО по ПОД/ФТ должна обязательно содержать:

    • изучение законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ;
    • изучение правил и программ осуществления внутреннего контроля в финансовой организации при исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут быть применены к сотруднику финансовой организации за неисполнение законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ и внутренних документов финансовой организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;
    • изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок;
    • проверку знаний сотрудников финансовой организации по ПОД/ФТ.

    Программа подготовки и обучения по ПОД/ФТ должна на периодической основе (не реже одного раз в год) подвергаться анализу ответственным сотрудником. То есть, например, специальное должностное лицо обязано ежегодно обновлять тесты в целях проверки знаний работников финансовой организации, актуализировать учебно-методический материал, предназначенный для проведения вводного инструктажа с работниками при приеме их на работу.

    Первичная проверка знаний сотрудников финансовой организации по ПОД/ФТ проводится по истечении одного месяца с даты проведения вводного (первичного) инструктажа. Форма и порядок проведения проверки знаний сотрудников по ПОД/ФТ определяются финансовой организацией самостоятельно. Например, это может быть тестирование сотрудников.

    Кроме учета фактов проверки знаний сотрудников также необходимо осуществлять учет прохождения сотрудниками обучения в трех формах. Порядок ведения такого учета устанавливается руководителем финансовой организации. Факт проведения с сотрудником вводного (первичного) и целевого (внепланового) инструктажа должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого финансовая организация устанавливает самостоятельно.. Документы (либо их копии), свидетельствующие о прохождении сотрудником обучения по ПОД/ФТ, хранятся в личном деле сотрудника в течение всего времени его работы в финансовой организации. Допускается хранение указанных документов в электронном виде. Напомним, что обучение в финансовых организациях проводится в трех формах:

    1. вводный (первичный) инструктаж;
    2. целевой (внеплановый) инструктаж;
    3. повышение квалификации (плановый инструктаж).

    Вводный инструктаж сотрудников некредитной финансовой организации

    Вводный (первичный) инструктаж проводится в целях ознакомления сотрудников с законодательными актами Российской Федерации, нормативными актами Банка России, нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ, а также внутренними документами по ПОД/ФТ финансовой организации. К внутренним документам по ПОД/ФТ в первую очередь относятся правила внутреннего контроля или коротко их называют ПВК по ПОД/ФТ.

    Вводный (первичный) инструктаж проводится однократно ответственным сотрудником в течение одного месяца со дня приема сотрудника на работу, а также со дня перевода на другие должности.

    Целевой инструктаж сотрудников некредитной финансовой организации

    Целевой (внеплановый) инструктаж сотрудники финансовой организации проходят в целях получения знаний, необходимых для соблюдения ими законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля некредитных финансовых организаций, программ его осуществления и внутренних документов некредитной финансовой организации, принятых в целях ПОД/ФТ. Обучение в форме целевого (внепланового) инструктажа должны пройти:

    • лицо, планирующее осуществлять функции ответственного должностного лица, до начала осуществления таких функций;
    • руководитель финансовой организации и руководитель филиала финансовой организации, до назначения на соответствующую должность;
    • индивидуальный предприниматель, являющийся страховым брокером, до начала осуществления деятельности по оказанию услуг страхового брокера;
    • сотрудники структурного подразделения по ПОД/ФТ, сотрудники службы внутреннего контроля финансовой организации (в том числе филиала) и сотрудники из дополнительных перечней, установленных Банком России, в течение года со дня назначения на соответствующие должности либо возложения на них соответствующих должностных обязанностей.

    Целевой (внеплановый) инструктаж сотрудников финансовой организации, указанных в настоящем Указании, проводится ответственным сотрудником в четырех случаях:

    1. при изменении действующих и вступлении в силу новых законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, в части вопросов, относящихся к соответствующим сферам деятельности финансовых организаций, не позднее трех рабочих дней с даты вступления в силу соответствующих актов;
    2. при утверждении финансовой организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программ его осуществления, не позднее десяти рабочих дней с даты утверждения или изменения указанных документов. При этом для лиц, подлежащих обучению в соответствии с требованиями настоящего Указания и отсутствующих на рабочем месте в связи с отпуском, служебной командировкой либо временной нетрудоспособностью, срок начинает исчисляться с рабочего дня, следующего за днем окончания отпуска, служебной командировки либо периода временной нетрудоспособности.
    3. при переводе сотрудника на другую постоянную работу (временную работу) в рамках финансовой организации, предусматривающую выполнение функций, отличных от выполняемых им до такого перевода, в случае когда для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации в области ПОД/ФТ при выполнении сотрудником новых функций требуется проведение целевого (внепланового) инструктажа - не позднее десяти рабочих дней со дня наступления соответствующего случая;
    4. при поручении сотруднику финансовой организации работы, выполняемой сотрудниками финансовой организации, указанными в дополнительных списках ЦБ, и не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет за собой изменения условий такого договора - не позднее десяти рабочих дней со дня наступления соответствующего случая.

    Повышение квалификации сотрудников некредитной финансовой организации

    Повышение квалификации (плановый инструктаж) осуществляется в форме участия в семинарах и иных обучающих мероприятиях.

    Ответственные сотрудники финансовых организаций проходят повышение квалификации (плановый инструктаж) не реже одного раза в календарный год.

    Включенные в перечень сотрудники страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг проходят повышение квалификации (плановый инструктаж) не реже одного раза в календарный год.

    Иные сотрудники финансовых организаций, включенные в Перечень, проходят повышение квалификации (плановый инструктаж) не реже одного раза в два календарных года.

    Основной (общий) перечень сотрудников финансовой организации, которые должны проходить обучение по ПОД/ФТ

    В Указании №3471-У от 05.12.2014 г. "О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях" Банком России установлены общий и дополнительные списки сотрудников НФО обязанных проходить обучение по ПОД/ФТ. Так, в основной перечень включаются следующие сотрудники, соответственно при наличии соответствующих должностей в штате:

    1. руководитель финансовой организации;
    2. руководитель филиала финансовой организации;
    3. заместитель руководителя финансовой организации (филиала), курирующий в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
    4. главный бухгалтер (бухгалтер) финансовой организации (филиала) либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;
    5. специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в финансовой организации;
    6. сотрудники структурного подразделения по ПОД/ФТ, в случае формирования такого структурного подразделения под руководством ответственного сотрудника;
    7. контролер;
    8. сотрудники службы внутреннего контроля финансовой организации (филиала);
    9. руководитель юридического подразделения финансовой организации (филиала) либо юрист;
    10. руководитель службы безопасности финансовой организации (филиала);
    11. иные сотрудники финансовой организации (филиала) по усмотрению ее руководителя с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и деятельности ее клиентов.

    Дополнительные перечни сотрудников финансовой организации, которые должны проходить обучение по ПОД/ФТ

    Кроме общего списка должностей работников, которые должны проходить обучение по ПОД/ФТ Банк России в Указании 3471-У установил дополнительные списки сотрудников в зависимости от вида деятельности финансовой организации.

    1. Профессиональным участником рынка ценных бумаг ,

    1. руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения профессионального участника рынка ценных бумаг (филиала), которое осуществляет профессиональную деятельность на финансовом рынке;
    2. сотрудники профессионального участника рынка ценных бумаг (филиала), которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют хотя бы одну из следующих функций:
      • совершение сделок с ценными бумагами, в том числе от имени профессионального участника рынка ценных бумаг и за счет профессионального участника рынка ценных бумаг, от имени клиентов и за счет клиентов, от имени профессионального участника рынка ценных бумаг и за счет клиентов;
      • ведение внутреннего учета операций с ценными бумагами;
      • проведение операций, связанных с переходом права собственности на ценные бумаги по счетам депо клиентов;
      • проведение операций, связанных с переходом права собственности на ценные бумаги по лицевым счетам зарегистрированных лиц.

    2. Управляющей компанией в дополнительный Перечень включаются следующие сотрудники:

    1. руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения управляющей компании (филиала), которое осуществляет деятельность на финансовом рынке;
    2. сотрудники управляющей компании (филиала), которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют хотя бы одну из следующих функций:
      • совершение сделок и (или) операций с денежными средствами и (или) ценными бумагами в интересах учредителя управления;
      • подписание исходящих документов управляющей компании (филиала), касающихся осуществления операций, связанных с управлением ипотечным покрытием;
      • подписание исходящих документов управляющей компании (филиала), касающихся осуществления операций, связанных с управлением инвестиционными резервами акционерного инвестиционного фонда, имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, средствами пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда или имуществом, в которое инвестированы средства пенсионных накоплений или накопления для жилищного обеспечения военнослужащих;
      • подписание исходящих документов управляющей компании (филиала), касающихся осуществления операций, связанных с управлением ценными бумагами, принадлежащими акционерному инвестиционному фонду, ценными бумагами в составе имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, или ценными бумагами, в которые размещены средства пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда или инвестированы средства пенсионных накоплений или накопления для жилищного обеспечения военнослужащих.

    3. Страховой организацией в дополнительный перечень включаются следующие сотрудники:

    1. руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения страховой организации (филиала), осуществляющего функции, связанные со страховой деятельностью;
    2. сотрудники службы внутреннего аудита страховой организации (филиала);
    3. сотрудники страховой организации (филиала), которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют хотя бы одну из следующих функций:
      • заключение договоров страхования;
      • совершение сделок и (или) операций со страховыми резервами и (или) собственными средствами (капиталом).

    4. НПФ в дополнительный перечень включаются следующие сотрудники:

    1. руководитель и заместитель руководителя структурного подразделения НПФ (филиала), которое осуществляет деятельность на финансовом рынке;
    2. сотрудники НПФ (филиала), которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют хотя бы одну из следующих функций:
      • совершение сделок и (или) операций с пенсионными резервами и (или) пенсионными накоплениями;
      • совершение операций по выплате и (или) переводу денежных средств по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию.

    5. КПК, в том числе СКПК, и МФО (МКК и МФК) в дополнительный перечень включаются сотрудники, выполняющие функции по привлечению денежных средств от физических и юридических лиц.

    Дополнительный список сотрудников не установлен в настоящее время только для ломбардов. В отношении остальных финансовых организаций Банк России установил списки для каждого вида деятельности.