Войти
Особенности ведения бизнеса в России
  • Увольнение без отработки по собственному желанию
  • Американский козодой: единственная птица, которая на зиму впадает в спячку
  • Дидактические игры для формирования у детей интереса к людям разных профессий
  • Презентация к уроку русского языка "безударные падежные окончания имен существительных"
  • Календарно-сетевое планирование, учет выполнения и анализ инвестиционно-строительных проектов с помощью MS Project и PlanBridge
  • Основы селекции. Методы селекции. Реферат: Методы селекции Какие два основных метода выделяют в селекции
  • Рассмотрение трудового спора в трудовом арбитраже. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

    Рассмотрение трудового спора в трудовом арбитраже. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

    Статья 404. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

    Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.
    Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.
    Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.
    Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.
    Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.
    В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу. При этом если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров (часть седьмая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ).

    Зачастую такие конфликты не угасают сами по себе, а только разгораются и приносят имущественный ущерб, как предприятию, так и обществу в целом. Для их урегулирования разработана специальная система действий по примирению сторон.

    Этапы рассмотрения

    Под коллективными трудовыми спорами понимаются возникшие разногласия между коллективом предприятия (организации) и его руководством. Причиной этого может стать любое возникшее и неразрешённое противоречие, из которого стороны не смогли или не захотели найти компромиссный выход.

    Как правило, отказ в поиске разумных путей для решения вопроса , исходит от руководства предприятия, которое добивается послушания сотрудников, не видя бесполезности своего упорства. Политическая слепота в управлении стихией сбоя отношений, резко или постепенно приводит к утрате авторитета руководства в среде сотрудников, и коллектив становится автономной и самоуправляемой системой.

    В глубине этого деструктивного процесса лежит желание разрушать отжившие отношения, а не созидать новые. Право на решение спора закреплено статьёй 37 Конституции РФ. Развитие и усугубление противоречий может привести к принятию коллективом решения о забастовке. Но эта крайняя мера воздействия на безразличие руководства к назревшим на предприятии вопросам, экономически не эффективна.

    Государство не остаётся в стороне от экономического развитии предприятия, позиционируя восстановление здорового морального микроклимата в коллективе. Это обеспечивается примирительными процедурами, призванными перевести течение конфликта в мирное русло, основанное на доводах разума и диалоге оппонентов.

    Примирительные процедуры состоят из трёх этапов:

    1. Создание примирительной комиссии.
    2. Приглашение посредника.
    3. Создание трудового арбитража.

    Создание примирительной комиссии осуществляется практически сразу, если руководство отказывается выслушать и рассмотреть претензионные доводы другой позиции. Когда руководство (трудовой коллектив) препятствует примирению или остаётся, к нему равнодушен – на третий день безуспешных попыток, профессиональный союз предприятия (или иной субъект), обязан создать примирительную комиссию .

    Примирительная комиссия создаётся приказом сроком на 5 рабочих дней. Её деятельность предполагает примирение сторон, которое должно быть утверждено протоколом.

    При отсутствии результата, ожидаемого от примирительной комиссии, ей даётся срок в 3 дня для принятия решения о переводе деятельности по примирению сторон на следующий этап, который может быть связан с приглашением посредника или созданием трудового арбитража.

    Участие посредника

    Приглашение посредника как этап решения трудового спора является компетенцией примирительной комиссии. Этот вопрос она должна решить в течение 3 дней с момента, определённого решением собрания и оформленного протоколом. Комиссия решает не только вопрос о приглашении посредника, но и выбирает его кандидатуру с учётом опыта специалиста и специфики ситуации, ставшей причиной конфликта. Если комиссия не придёт к единому мнению в отношении кандидатуры посредника – конфликт будет решаться посредством трудового арбитража.

    Посредничество – участие в трудовых спорах с целью примирения сторон, которое осуществляется компетентным лицом, как в отношении ведения переговоров, так и с точки зрения информированности по предмету спора. Например, если конфликт разгорелся из-за недостаточно высокой зарплаты – может быть, приглашён финансист, который сможет осветить вопрос с разных сторон и предельно объективно.

    Он же сможет предложить сторонам различные варианты решения подобных ситуаций и помочь им выйти из тупика узкого субъективного взгляда на проблему. Если основой конфликта стали условия труда – то это может быть медицинский работник, который поможет выделить самые значимые места проблемы, небезразличные для здоровья или дать полезные рекомендации. Как универсальный вариант – посредником может быть специалист трудовой инспекции, юрист или психолог.

    Цель и обязанность посредника – в мягком, безболезненном влиянии на конфликтную ситуацию путём ведения переговоров. Важным условием для посредника должна быть его непредвзятость, независимость. Он не должен являться представителем трудового коллектива, его статус приглашённого лица обязателен.

    Особого требования к посреднику не предъявляется, он имеет право участвовать в решении спора и примирении сторон по собственному усмотрению – так, как ему представляется наиболее удобно.

    Во многих случаях именно работа посредника, сглаживающего все острые углы в общении сторон, приводит к великолепному результату.

    Весь этап работы при помощи приглашённого посредника составляет 10 дней. Первые 3 дня уходят на работу примирительной комиссии, которая принимает решение:

    1. Приглашать ли посредника в принципе (не приглашать).
    2. Если приглашать – то чья кандидатура станет наиболее полезной.
    3. Пользоваться ли для выбора кандидатуры рекомендациями Службы по урегулированию трудовых споров или подобрать кандидатуру по собственному усмотрению.

    После приглашения, на реализацию проекта, разработанного посредником, даётся ещё 7 дней для непосредственной работы.

    Заключение

    Как видно, на предприятии – дело достаточно сложное, в результате развития конфликта включаются мощные рычаги воздействия на ситуацию, но не всегда это приводит к восстановлению разрушенных взаимоотношений между сторонами. Поэтому в условиях разворачивания непонимания между позицией руководства и претензиями трудового коллектива, необходимо срочное реагирование на возникновение деструктивной ситуации. А в случае просрочки – пользоваться любой возможностью возвращения к мирной трудовой деятельности.

    Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

    Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

    День начала коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

    Статья 399. Выдвижение требований работников и их представителей

    Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со статьями 29 - 31 и частью пятой статьи 40 настоящего Кодекса.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора.

    Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований.

    Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

    Часть пятая утратила силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

    Требования профессиональных союзов и их объединений (общероссийских и межрегиональных профессиональных союзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профессиональных союзов) выдвигаются их выборными коллегиальными органами, уполномоченными на это уставами профессиональных союзов и уставами их объединений, и направляются указанными органами соответствующим сторонам социального партнерства.

    Требования (копия требований) могут быть направлены (может быть направлена) в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, в том числе в форме электронного документа. В этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований (копии требований) другой стороной коллективного трудового спора.

    (часть седьмая в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

    Статья 400. Рассмотрение требований работников, профессиональных союзов и их объединений

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников. О принятом решении работодатель сообщает в представительный орган работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня получения указанных требований.

    (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Объединения работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса, обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить в письменной форме профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение трех недель со дня получения указанных требований.

    (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Статья 401. Примирительные процедуры

    Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

    Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться, в том числе в форме электронного документа, в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.

    (часть третья в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

    Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом.

    В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены при согласии сторон коллективного трудового спора. Решение о продлении срока оформляется протоколом.

    (часть седьмая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.

    (часть восьмая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Статья 402. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    В случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

    Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

    Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

    Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

    Работодатель (представитель работодателей) создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

    (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства - в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании.

    (часть шестая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

    При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

    (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

    Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

    (часть первая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

    (часть вторая введена Федеральным законом от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

    Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

    Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства - в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

    (часть пятая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Статья 404. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

    Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

    (часть первая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

    При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    (часть третья в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

    (часть четвертая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

    (часть пятая введена Федеральным законом от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

    Статья 405. Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора

    Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года.

    Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

    Статья 406. Уклонение от участия в примирительных процедурах

    (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    При уклонении одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии другая сторона коллективного трудового спора имеет право потребовать проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника не позднее следующего рабочего дня после дня предъявления указанного требования.

    При уклонении одной из сторон коллективного трудового спора от переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника другая сторона коллективного трудового спора имеет право потребовать проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже не позднее следующего рабочего дня после дня предъявления указанного требования.

    При уклонении работодателя (представителя работодателей) от создания временного трудового арбитража, передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора трудовым арбитражем считается, что примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора.

    Статья 407. Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

    Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:

    производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

    содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;

    ведет базу данных по учету трудовых арбитров;

    организует подготовку трудовых арбитров.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

    производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй настоящей статьи;

    содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

    Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:

    проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

    выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;

    оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;

    организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.

    Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

    Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

    Статья 408. Соглашение в ходе разрешения коллективного трудового спора

    (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, в том числе соглашение об урегулировании коллективного трудового спора, оформляются в письменной форме и имеют для сторон коллективного трудового спора обязательную силу. Контроль за их выполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.

    Статья 409. Право на забастовку

    В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

    Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (статья 406 настоящего Кодекса) либо работодатель (представители работодателя) или работодатели (представители работодателей) не выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора (статья 408 настоящего Кодекса), или не исполняют решение трудового арбитража, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

    (часть вторая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

    Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

    Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

    Статья 410. Объявление забастовки

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

    Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.

    Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.

    (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.

    Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

    В период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка. Проведение предупредительной забастовки допускается при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

    (часть шестая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с настоящим Кодексом.

    О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса, должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней.

    (часть восьмая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    В решении об объявлении забастовки указываются:

    перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

    дата и время начала забастовки, предполагаемое количество участников. При этом забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;

    (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

    предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.

    Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

    В случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном статьей 401 настоящего Кодекса.

    Статья 411. Орган, возглавляющий забастовку

    (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Забастовку возглавляет представительный орган работников.

    Орган, возглавляющий забастовку, имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам.

    Орган, возглавляющий забастовку, имеет право приостановить забастовку. Для возобновления забастовки не требуется повторное рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены в письменной форме о возобновлении забастовки не позднее чем за два рабочих дня, а о возобновлении забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса, и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

    Статья 412. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки

    В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения переговоров.

    (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Перечень минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает и утверждает по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов) региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, определяется соглашением работодателя (представителя работодателя) и представительного органа работников совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в трехдневный срок со дня принятия решения об объявлении забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ (услуг) не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями минимума необходимых работ (услуг).

    (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Решение указанного органа, устанавливающее минимум необходимых работ (услуг), может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суд.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть приостановлена решением суда до выполнения работниками и представительным органом работников соответствующих требований.

    (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Статья 413. Незаконные забастовки

    В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:

    а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

    Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

    (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

    Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.

    Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

    В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок.

    (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

    Часть девятая утратила силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

    Статья 414. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки

    Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, за исключением случаев неисполнения обязанности прекратить забастовку в соответствии с частью шестой статьи 413 настоящего Кодекса.

    Запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных частью шестой статьи 413 настоящего Кодекса.

    На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность.

    Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг).

    Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.

    Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

    Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотренный настоящим Кодексом.

    Статья 415. Запрещение локаута

    В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут - увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.

    Статья 416. Ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах, невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры, неисполнение либо отказ от исполнения решения трудового арбитража

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Представители работодателя (представители работодателей), уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставляющие помещения для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований, объявлению забастовки или препятствующие его (ее) проведению, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или административной ответственности в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

    (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Представители работодателя (представители работодателей) и работников, виновные в невыполнении обязательств по соглашениям, достигнутым в результате примирительной процедуры, а также виновные в неисполнении либо отказывающиеся от исполнения решения трудового арбитража, привлекаются к административной ответственности в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

    (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Статья 417. Ответственность работников за незаконные забастовки

    Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий рабочий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

    Статья 418. Ведение документации при рассмотрении и разрешении коллективного трудового спора

    (в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

    Действия сторон коллективного трудового спора, соглашения и решения, принимаемые в связи с рассмотрением и разрешением этого спора, оформляются протоколами представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку.

    Комментарий к статье 404

    1. Новая редакция ст. 404 исправляет неточности, допущенные законодателем, и дополняет ее нормой, регламентирующей порядок создания трудового арбитража в тех случаях, когда работники не могут прибегнуть к организации забастовки. Это очень важное дополнение, которое восполняет существовавший продолжительное время пробел. Надо отметить, что исправлено и противоречие в наименовании принимаемого трудовым арбитражем акта: теперь во всех частях статьи указанный акт назван решением.

    2. Трудовой арбитраж является одним из примирительных органов, создаваемых для рассмотрения конкретного коллективного трудового спора. Как и примирительная комиссия, он действует лишь в период рассмотрения спора.

    3. Добровольный характер трудового арбитража проявляется прежде всего в том, что он может быть создан только по соглашению сторон. Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, работники могут приступить к проведению забастовки (ст. 406 ТК), но создать арбитраж и рассмотреть в нем спор вопреки воле одной из сторон спора невозможно (за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 404).

    4. Трудовой арбитраж создается при непосредственном участии сторон: они избирают трудовых арбитров. Это также одно из проявлений добровольного характера трудового арбитража. И наконец, решение арбитража выполняется исключительно в добровольном порядке - стороны заключают специальное соглашение об этом. Механизма принуждения к исполнению решения не существует.

    5. В образовании трудового арбитража участвуют представители работников и представители работодателя (работодателей), заинтересованные в разрешении спора, и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

    По смыслу комментируемой статьи и в соответствии с положениями Рекомендация МОТ N 92 "О добровольном примирении и арбитраже" (1951) любая из сторон может проявить инициативу и предложить перейти к рассмотрению спора в трудовом арбитраже, но создается он совместно сторонами. Сформировать трудовой арбитраж без участия работодателя (если он уклоняется от продолжения примирительных процедур) невозможно.

    Для создания трудового арбитража необходимо обратиться в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, поскольку он специально назван в качестве одного из участников формирования трудового арбитража.

    6. Роль данного государственного органа заключается в регистрации коллективного трудового спора и оказании сторонам содействия по его разрешению. Он формирует список трудовых арбитров (см. коммент. к ст. 407), он же может рекомендовать конкретные кандидатуры для включения в данный состав трудового арбитража и участвует в определении регламента и полномочий трудового арбитража.

    7. Трудовой арбитраж создается в срок не позднее 3 рабочих дней со дня окончания предыдущей примирительной процедуры.

    Если работодатель (представитель работодателя) уклоняется от создания примирительной комиссии или участия в ее работе, представители работников могут обратиться в соответствующий государственный орган по вопросу формирования трудового арбитража. Такое же право предоставлено представителю работодателя (работодателей), если от создания примирительной комиссии или участия в ее работе уклоняются представители работников (п. п. 5, 6 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утв. Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 59 (Бюллетень Минтруда России. 2002. N 8) (далее - Рекомендации N 59).

    8. В соответствии с законом к рассмотрению спора в трудовом арбитраже можно перейти в следующих случаях:

    При недостижении согласия в примирительной комиссии, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже;

    При недостижении соглашения по поводу кандидатуры посредника;

    При недостижении согласованного решения на стадии посредничества, если стороны решили продолжить примирительные процедуры;

    При уклонении одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии;

    При рассмотрении коллективного трудового спора в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок (ст. 406 ТК).

    9. Состав трудового арбитража для рассмотрения конкретного спора формируется по соглашению сторон, поскольку примирительный орган должен быть авторитетным и пользоваться доверием участников спора. Только в этом случае его деятельность может оказаться эффективной.

    В качестве трудовых арбитров могут быть избраны любые независимые специалисты по выбору сторон. На практике иногда в качестве трудовых арбитров пытаются привлечь руководителей вышестоящего профсоюзного органа или хозяйственной организации. Такой подход к формированию трудового арбитража представляется ошибочным, поскольку и вышестоящий профсоюз, и вышестоящий орган управления не могут быть абсолютно беспристрастными при рассмотрении разногласий подчиненных им субъектов.

    10. При создании трудового арбитража стороны могут воспользоваться и рекомендациями органа по урегулированию коллективных трудовых споров, которым составляются ежегодно пересматриваемые списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров, и содержат следующие сведения: фамилию, имя, отчество, возраст, образование, место работы, специальность и занимаемую должность, другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров.

    11. Организация подготовки арбитров, проверка их квалификации, выдача документов, удостоверяющих их статус, и официальное утверждение списка относятся к компетенции соответствующих государственных органов (см. коммент. к ст. 407).

    В качестве трудовых арбитров могут выступать и работники указанных органов (см. коммент. к ст. 407). Статус трудового арбитра связан с рассмотрением конкретного коллективного трудового спора, т. е. определенные лица избираются сторонами в качестве трудовых арбитров и пребывают ими в течение срока деятельности трудового арбитража. Затем они возвращаются к выполнению своей основной работы и трудовыми арбитрами уже не считаются.

    На время разрешения коллективного трудового спора они освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка (ст. 405 ТК).

    12. Поскольку трудовой арбитраж создается как независимый третейский орган, в его состав не могут входить представители работников и работодателей, участвующих в данном споре.

    13. Факт создания трудового арбитража, а также его состав с указанием председателя подтверждаются в письменной форме. Рекомендации N 59 советуют оформить эти действия протоколом совместного заседания представителей сторон и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров, примерная форма которого предусмотрена Приложением 1 к Рекомендациям N 59.

    Протокол подписывается представителями сторон и соответствующего государственного органа. Дата его подписания считается днем создания трудового арбитража.

    В протоколе рекомендуется отразить условия участия трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора, согласовав эти условия с трудовыми арбитрами, руководителями организаций, где они работают, и государственным органом (п. 10 Рекомендаций N 59).

    Одновременно с созданием трудового арбитража стороны и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров определяют регламент работы и уточняют его полномочия, указанные в ч. 5 комментируемой статьи. Эти сведения также отражаются в письменном решении.

    14. Дата подписания решения считается днем создания трудового арбитража. С этого дня исчисляется 5-дневный (в рабочих днях) срок, установленный для рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Этот срок в случае необходимости может быть продлен по согласованию сторон (см. коммент. к ст. 401).

    15. Для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделен соответствующими полномочиями. Он может: запрашивать и получать документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора; заслушивать объяснения и обращения сторон; принимать решение по существу спора. В случае необходимости - информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.

    В решении о создании трудового арбитража стороны и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров могут указать конкретные полномочия, которыми наделяются трудовые арбитры для разрешения данного спора. Например, право опросить работников организации привлечь эксперта или консультанта.

    Запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

    Заслушивать объяснения и обращения сторон коллективного трудового спора;

    Приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах данного коллективного трудового спора;

    Требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения трудового коллектива;

    Предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора (п. 15 Рекомендаций N 59).

    16. Трудовой арбитр должен:

    Знать действующее трудовое законодательство, в частности правовые нормы о коллективных договорах и соглашениях и порядке разрешения коллективных трудовых споров;

    Владеть методами ведения договорного процесса. Желательно его знакомство с основными принципами работы профсоюзных организаций, действующей системой работы с жалобами работников, кадровой политикой и другими сторонами жизни организации, являющейся стороной в коллективном трудовом споре;

    Уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций, стремиться к завершению коллективного трудового спора на этапе рассмотрения в трудовом арбитраже. Он должен быть готов дать сторонам предложения и альтернативы по процедуре и существу договорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров, и не оказывать давления на представителей сторон (приложение 3 к Рекомендациям N 59).

    17. Важно подчеркнуть необходимость добросовестного отношения каждого трудового арбитра к возложенным на него обязанностям. Трудовой арбитраж должен детально исследовать все материалы дела, проверить полномочность представителей сторон, существо возникших разногласий, установить по возможности все обстоятельства, имеющие значение для урегулирования конфликта.

    18. Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну при осуществлении примирительных процедур.

    Конфиденциальная информация, доверенная трудовым арбитрам в процессе рассмотрения трудового спора, не должна распространяться и использоваться ими прямо или косвенно для личной или иной выгоды.

    Позиции представителей каждой стороны, ее планы и предложения, высказанные трудовым арбитрам конфиденциально, не должны передаваться другой стороне без предварительного на то согласия лиц, предоставивших соответствующую информацию.

    Трудовой арбитр не должен принимать вознаграждение или ценные подарки от представителей сторон коллективного трудового спора (приложение 3 к Рекомендациям N 59).

    19. Для обеспечения нормальной деятельности трудового арбитража необходимо решение ряда вопросов, прежде всего о предоставлении помещения, обеспечении средствами оргтехники и обслуживающим персоналом (секретарь и т. п.), оплате, в случае необходимости, консультации специалиста и других подобных мероприятий.

    Кодекс не регламентирует организационного и финансового обеспечения деятельности трудовых арбитражей. Такого рода проблемы должны оговариваться при создании этого примирительного органа и решаться в определенной мере за счет сторон спора. Вместе с тем с учетом международно-правовых норм (в соответствии с подп. 1 п. 3 Рекомендации МОТ N 92 примирительная процедура должна быть бесплатной) было бы целесообразно в перспективе возложить организационно-техническое обеспечение работы трудового арбитража на государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, тем более что они призваны оказывать содействие в разрешении коллективных трудовых споров.

    20. Процедура рассмотрения спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами и государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров при создании названного органа. Регламентом могут быть установлены продолжительность ежедневных заседаний; правила замены одного из арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств; очередность объяснений сторон по существу спора; возможность отвода арбитров и т. п. (п. 12 Рекомендаций N 59).

    Закон устанавливает лишь два требования относительно порядка работы трудового арбитража. Во-первых, он должен рассматривать коллективный трудовой спор с участием представителей сторон (ч. 4 комментируемой статьи); следовательно, проведение заседаний в отсутствие одной или обеих сторон недопустимо. Из этого правила может быть только одно исключение: когда представитель работников или представитель работодателя (работодателей) в письменной форме обратился с просьбой разрешить спор без него, другая сторона согласилась, а арбитраж счел это возможным. На практике такие ситуации исключительно редки.

    Второе требование касается предмета спора. Поскольку трудовой арбитраж представляет собой примирительный орган, созданный для разрешения конкретного спора, и является, как правило, вторым (а иногда и третьим) органом, пытающимся примирить стороны, на его рассмотрение выносится только протокол разногласий, составленный примирительной комиссией или посредником совместно с участниками спора. Иными словами, предмет спора - круг вопросов, по которым стороны не смогли достигнуть согласия, в процессе разрешения спора может только сужаться за счет достижения определенных компромиссов. Недопустимо выносить на обсуждение в трудовом арбитраже требования, не рассматривавшиеся примирительной комиссией.

    21. Процедура рассмотрения спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

    Изучение документов и материалов, представленных сторонами;

    Заслушивание представителей сторон;

    Заслушивание свидетелей и экспертов, если в этом есть необходимость;

    22. Результатом рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является принятие решения по его урегулированию. Оно составляется в письменной форме, подписывается трудовыми арбитрами и передается сторонам коллективного трудового спора.

    Решение принимается с учетом всех обстоятельств дела в строгом соответствии с действующими законами и иными нормативными правовыми актами в сфере труда.

    Решение обязательно для сторон в силу заключенного соглашения о его выполнении. Соглашение должно быть заключено и оформлено в письменной форме до создания трудового арбитража либо одновременно с его созданием.

    23. Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора должно оформляться в письменной форме.

    24. В Москве в порядке эксперимента создано и действует учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" (Постановление Правительства Москвы от 11 сентября 2001 г. N 840-ПП "О создании учреждения "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" // Вестник мэрии Москвы. 2001. N 36). Его учредителями выступили Московская федерация профсоюзов, Московская конфедерация промышленников и предпринимателей, Комитет общественных и межрегиональных связей правительства Москвы и специализированная коллегия адвокатов "Инюрколлегия".

    Это учреждение не является судом и не относится к судебной системе. Оно не осуществляет правосудия и не принимает решений, обеспеченных государственным принуждением. Его основная задача - содействие разрешению коллективных трудовых споров путем оказания работникам и работодателям помощи при создании трудовых арбитражей для рассмотрения конкретных коллективных трудовых споров и обеспечение их деятельности, в частности предоставление им помещения для заседаний, нормативной базы.

    Надо отметить, что создание и деятельность трудовых арбитражей должны строиться в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством. Ни стороны, ни учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" не вправе менять процедуру разрешения коллективного трудового спора, последовательность проведения примирительных процедур, порядок формирования трудового арбитража и т. п. Иными словами, это учреждение создавалось не для того, чтобы привнести нечто новое в порядок рассмотрения коллективных трудовых споров, а с единственной целью - обеспечить более эффективное разрешение трудовых конфликтов на основе действующего ТК. Недаром в качестве основной цели его деятельности названы урегулирование и ликвидация конфликтов, возникающих между работодателями и трудовыми коллективами, правовое и организационное обеспечение работы по защите прав и законных интересов социальных партнеров.

    Наряду с оказанием сторонам коллективного трудового спора содействия в создании трудового арбитража учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" выполняет ряд других - "смежных" - задач. К их числу необходимо отнести, например, распространение информации о деятельности трудовых арбитражей и учреждения, т. е. доведение до сведения заинтересованных лиц данных о составе трудовых арбитров, рассмотренных трудовых спорах, сложившейся практике применения законодательства о коллективных трудовых спорах, толковании сложных положений ТК и т. п.

    25. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает порядок создания трудового арбитража в обязательном порядке в тех случаях, когда работники не имеют права прибегнуть к использованию такого средства разрешения коллективного трудового спора, как забастовка.

    Обязанность создать трудовой арбитраж, если проведение забастовки невозможно, была предусмотрена ст. 406 ТК. Однако указанная норма вступала в противоречие с положением ч. 1 ст. 404 ТК, устанавливающим, что трудовой арбитраж создается лишь в случае заключения сторонами спора соглашения об обязательном выполнении его решения. Теперь это противоречие устранено: трудовой арбитраж в порядке исключения создается при отсутствии такого соглашения. При этом принятое им решение обязательно для сторон в силу указания закона.

    Особые правила установлены и для определения состава арбитров, регламента и полномочий трудового арбитража в случае применения ч. 7 комментируемой статьи. В отличие от общего подхода - принятия решения по этим вопросам исключительно по соглашению сторон - при создании трудового арбитража в обязательном порядке такое решение может принять государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров без согласования со сторонами спора. Это решение принимается, если стороны спора не могут прийти к соглашению.

    Трудовой арбитраж - один из трех возможных вариантов досудебного развития трудового спора. Трудовой арбитраж является временно действующим органом, создаваемым для рассмотрения конкретного трудового спора в случае, если стороны использовали другие процедуры (adhoc).

    Поскольку трудовой арбитраж создается как независимый орган по разрешению трудового спора, в его состав не могут входить представители работников и работодателей, участвующих в данном споре.

    Как и все остальные формы примирительных процедур, он носит, как правило, добровольный характер, так как создается при наличии одновременно двух условий: согласие сторон на рассмотрение спора в трудовом арбитраже и соглашение сторон в письменной форме об обязательном выполнении решений арбитража.Сафарова Е. Трудовые споры: индивидуальные и коллективные // Трудовое право. 2010. №11. С. 91-102

    Добровольный характер трудового арбитража проявляется в том, что он может быть создан только по соглашению сторон. Исключение предусмотрено для организаций, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок, создание трудового арбитража обязательно (см. ч. 7 ст. 404, ч. ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ).

    По смыслу ст. 404 ТК РФ и в соответствии с положениями Рекомендации МОТ №92 любая из сторон может проявить инициативу и предложить перейти к рассмотрению спора в трудовом арбитраже, но создается он совместно сторонами. Сформировать трудовой арбитраж без участия работодателя (если он уклоняется от продолжения примирительных процедур) невозможно.

    В то же время для создания трудового арбитража необходимо обратиться в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд).

    Процедура создания трудового арбитража может начаться реализовываться в случаях, предусмотренных законодательством:Избиенова Т.А. Некоторые вопросы участия представителей работников в разрешении коллективных трудовых споров // Трудовое право. 2011. №2. С. 51-63

    при не достижении согласия в примирительной комиссии (ч. 8 ст. 402 ТК РФ);

    в случае уклонения одной из сторон трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии (ч. 1 ст. 406 ТК РФ);

    в случае сознательного выбора сторонами трудового спора варианта рассмотрения его в трудовом арбитраже, минуя стадию рассмотрения с участием посредника;

    в случае если на первом этапе рассмотрения трудового спора (три рабочих дня) стороны не пришли к соглашению по его кандидатуре (ч. 1 ст. 403 ТК РФ);

    в случае если участие посредника в рассмотрении трудового спора не принесло результата и стороны по-прежнему имеют несогласованные позиции;

    в случае если его создание является обязательным - для некоторых категорий работников, которые не имеют права на забастовку (ст. 413 ТК РФ).

    В образовании трудового арбитража участвуют представители работников и представители работодателя, заинтересованные в разрешении спора, и Роструд, поскольку этот государственный орган специально назван в качестве одного из участников формирования трудового арбитража.

    Он на равных со сторонами спора участвует как в создании трудового арбитража, так и в определении его состава, выработке регламента, определении полномочий. Таким образом, трудовой арбитраж фактически является неким "тройственным" органом, который может урегулировать коллективный трудовой спор.

    На создание трудового арбитража и рассмотрение в нем спора сторонам отводится максимум восемь рабочих дней: три дня с момента окончания рассмотрения трудового спора примирительной комиссией или посредником для создания арбитража и пять дней для рассмотрения спора. В рассмотрении трудового спора в трудовом арбитраже участвуют представители сторон спора.Маврин С.П., Жилин, В.В. Коробченко Настольная книга судьи по трудовым спорам: учебно-практическое пособие / Г, и др.; под ред. С.П. Маврина. М.: Проспект, 2011

    Закон устанавливает лишь два требования относительно порядка работы трудового арбитража. Во-первых, он должен рассматривать коллективный трудовой спор с участием представителей сторон (ч. 4 ст. 404 ТК РФ), следовательно, проведение заседаний в отсутствие одной или обеих сторон недопустимо. Из этого правила может быть только одно исключение: когда представитель работников или представитель работодателя в письменной форме обратился с просьбой разрешить спор без него, другая сторона согласилась, а арбитраж счел это возможным.

    Второе требование касается предмета спора. Поскольку трудовой арбитраж представляет собой примирительный орган, созданный для разрешения конкретного коллективного трудового спора, и является, как правило, вторым органом, пытающимся примирить стороны, на его рассмотрение выносится только протокол разногласий, составленный примирительной комиссией или посредником совместно с участниками спора.

    Это может быть протокол разногласий, составленный в ходе коллективных переговоров, или требования работников.

    Предмет спора - круг вопросов, по которым стороны не смогли достигнуть согласия, в процессе разрешения спора. Он может только сужаться за счет достижения определенных компромиссов. Недопустимо выносить на обсуждение в трудовом арбитраже требования, не рассматривавшиеся примирительной комиссией.

    Процедура рассмотрения коллективного спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:Сафарова Е. Трудовые споры: индивидуальные и коллективные // Трудовое право. 2010. №11. С. 91-102

    изучение документов и материалов, представленных сторонами;

    заслушивание представителей сторон;

    заслушивание свидетелей и экспертов, если в этом есть необходимость;

    выработка решения по существу трудового спора.

    Следует отметить, что сегодня исправлено и противоречие в наименовании принимаемого трудовым арбитражем акта: теперь во всех частях ст. 404 и далее в ТК РФ указанный акт называется решением.

    Результатом рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является принятие решения по урегулированию спора. Оно составляется в письменной форме, подписывается трудовыми арбитрами и передается сторонам трудового спора.

    На время разрешения трудового спора арбитры освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка (см. ст. 405 ТК РФ).

    Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну, ставшую им известной при осуществлении примирительных процедур.

    С целью оказания практической помощи территориальным органам по урегулированию трудовых споров федеральным подразделениям органов исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложены функции по урегулированию трудовых споров, Постановлением Минтруда России №59 утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению трудового спора в трудовом арбитраже. Они могут применяться в той части, в которой не противоречат действующей редакции ТК РФ.