Войти
Особенности ведения бизнеса в России
  • 113 трудового кодекса российской федерации
  • Что такое окдп 2. Коды окпд2 продукции. Какая информация содержится в кодах
  • Деловое письмо предложение о сотрудничестве
  • Изменение записи регистра сведений 1с 8
  • Сценарий весеннего развлечения в подготовительной группе «Весенние забавы
  • Что такое почва и из чего она состоит?
  • Рекламные плакаты маяковского. Роль творчества владимира маяковского в создании современных агитационных и рекламных материалов

    Рекламные плакаты маяковского. Роль творчества владимира маяковского в создании современных агитационных и рекламных материалов

    Вроде бы все знают талантливого поэта-футуриста Владимира Маяковского , многие помнят фотографа Александра Родченко . Именно они были первыми советскими рекламщиками.
    Представьте, что сегодня поэту Дмитрию Быкову предложили написать стихи к рекламному ролику быстрорастворимой лапши, снятому Тимуром Бекмамбетовым. Взрыв? Тогда, в 1920-е гг., творческий союз Родченко с Маяковским был такой же ядерной смесью.

    Главным рекламодателем, начиная с 1921 г. -– времени НЭПа, было государство. Именно оно, как один из инициаторов концессий, трестов и т.д.,т. д., было заинтересовано в сбыте своей продукции, в первую очередь товаров народного потребления. Иностранные компании и частные фирмы все еще пользовались дореволюционными инструментами рекламы. Имея в своем арсенале силу и мощь политической пропаганды, государство перенесло агитки в борьбу с конкурентами и не прогадало.

    Вот что писал в своих воспоминаниях А. Родченко о работе с Маяковским:

    Еще в годы работы в «Окнах РОСТА» Владимир Маяковский писал тексты для политических плакатов, в том числе совместно с дизайнером, фотографом и художником Александром Родченко. За десятилетие они определили лицо советской рекламы, выполняли заказы крупных торговых предприятий – создавали вывески и журнальные рисунки, рекламу для витрин и плакаты.

    Мы знаем прекрасно силу агитации. В каждой военной победе, в каждой хозяйственной удаче на 9/10 сказывается уменье и сила нашей агитации. Буржуазия знает силу рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию. Наша агитация выросла в подполье; до нэпа, до прорыва блокады нам не приходилось конкурировать. Мы идеализировали методы агитации. Мы забросили рекламу, относясь пренебрежительно к этой «буржуазной штучке». При нэпе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор, продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой. Здесь еще мы щенки. Надо поучиться. Официально мы уже за рекламу взялись, редкое учреждение не помещает объявлений, не выпускает листовок и т. д. Но до чего это неумело. Вот передо мной случайный клочок объявлений из «Известий»: «Московское коммунальное хозяйство извещает...» «Правление треста «Обновленное волокно» объявляет...», «Уполномоченный доводит до сведения...», «Правление «Боркомбинат» извещает», и т. д. и т. д. до бесконечности. Какая канцелярщина - извещает, доводит до сведения, объявляет! Кто ж на эти призывы пойдет?! Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть!

    Вспоминается европейская реклама. Напр., какая-то фирма рекламирует замечательные резины для подтяжек: в Ганновере человек торопится на берлинский поезд и не заметил, как в вокзальной уборной зацепился за гвоздь подтяжками. Доехал до Берлина, вылез, - бац, и он опять в Ганновере, его притянули обратно подтяжки.
    Вот это реклама! Такую не забудешь.

    «Реклам-конструкторы» -– так подписывались на плакатах художники-авангардисты. У каждого из участников тандема были свои фунции -– Маяковский писал лозунги и агитки (сейчас бы сказали, был копирайтером), а Родченко переводил в графику и иллюстрации.
    Причем у обоих мастеров были свои творческие инструменты.

    Владимир Маяковский совмещал в стихах товарную агитацию с политической. Идеологическая составляющая отныне стала отличительной особенностью советской рекламы. Броские, запоминающиеся лозунги-стихи воплощены в такие же яркие и острые графические формы. В них доминирует текст.

    И Родченко для его выделения пользуется типографными средствами – шрифтами, восклицательными знаками, стрелками, вопросительными знаками по принципу «минимум средств – максимум целесообразности». В его работах четко обозначены границы явности: если текст, то он выделен и разделен по смыслу, а если графика – то хорошо читаемая, понятная, геометрически упрощенная.

    На рекламных плакатах изображен облик советского человека - современника, причем излюбленным элементом в рекламной продукции у Родченко стала фотография. Так, в документальных образах типа советского человека запечатлены рабочие, простые люди в советской повседневной одежде. Например, на плакате Госиздата изображена модель Лилия Брик (муза Маяковского) в красной косынке, передающая энергию и оптимизм. Тем самым подчеркивалось, что реклама приближена к действительности, что на плакате может быть изображен каждый советский человек 20-х годов, «строящий социализм», жизнерадостный, красивый и грамотный.

    За годы сотрудничества Родченко и Маяковким были созданы десятки агитационных торговых плакатов. Условно разделим их по государственным предприятиям, для которых была сделана эта реклама.

    [ГАЛОШИ] 1 Резинотрест - защитник в дождь и слякоть. Без галош Европе - сидеть и плакать. 5 Раскупай, восточный люд, - лучшие галоши привез верблюд. [ШИНЫ] Победительница всех шин на всероссийском пробеге легковых машин.
    2 Дождик, дождь, впустую льешь - я не выйду без галош. С помощью Резинотреста мне везде сухое место. 6 Наши галоши носи век, - не протрет ни Эльбрус, ни Казбек. [МЯЧИКИ] Товарищи девочки, товарищи мальчики! Требуйте у мамы эти мячики.
    3 Безгалошные люди, покупайте галоши, скидок не будет. 7 "Без галош элегантнее" - это ложь! Вся элегантность от наших галош. [СОСКИ] Лучших сосок не было и нет - готов сосать до старости лет.
    4 В дождь и сороконожка не двинется с места без галош Резинотреста. 8 Галоши Резинотреста - просто восторг. Носит север, запад, юг и восток. [ИГРУШКИ] От игр от этих стихают дети. Без этих игр ребенок - тигр.

    Человек - только с часами. Часы только Мозера. Мозер только у ГУМа. Не уговариваем, но предупреждаем вас: голландское масло - лучшее из масл. Для салатов, соусов и прочих ед лучшего масла не было и нет. Дайте солнце ночью! Где найдешь его? Купи в ГУМе! Ослепительно и дешево.
    Самый деловой, аккуратный самый, в ГУМе обзаведись мозеровскими часами. Нет места сомненью и думе - все для женщины только в ГУМе. Тому не страшен мороз зловещий, кто в ГУМе купит теплые вещи.
    Все, что требует желудок, тело или ум, - все человеку предоставляет ГУМ. Комфорт - и не тратя больших сумм. Запомни следующую строчку: лучшие ковры продает ГУМ - доступно любому, дешево и в рассрочку. Нечего на цены плакаться - в ГУМ, комсомольцы, в ГУМ, рабфаковцы!
    Где и как достать английский трубочный табак? Сообщаем, чтоб вас не мучила дума, - только в ГУМе и отделениях ГУМа. Хватайтесь за этот спасательный круг! Доброкачественно, дешево, из первых рук. Приезжий с дач, из городов и сёл, нечего в поисках трепать подошвы - сразу в ГУМе найдешь всё аккуратно, быстро и дешево!

    [ПАПИРОСЫ "ИРА"] Нами оставляются от старого мира только - папиросы "Ира". [ОБЕДЫ НА ДОМ] Долой кухарок! Кухарок нет. Я в Моссельпроме заказывало обед. Убедись сам - иди по этим адресам. [ФРУКТОВЫЕ ВОДЫ] Пейте моссельпромовские фруктовые воды. Хороши для жаркой и для холодной погоды.
    [ПАПИРОСЫ "ПРИМА"] Стой! Ни шагу мимо! Бери папиросы "Прима". Выкуришь 25 штук - совершенно безвредно: фильтрующий мундштук. [ТРЕХГОРНОЕ ПИВО] Долой запивающих до невязания лык, но пей Трехгорное пиво - пей "Двойной золотой ярлык".
    [МОНПАНСЬЕ] Где наилучшее производство монпансье? Запомните все: нигде кроме как в Моссельпроме. [МАКАРОНЫ] Раз поешь этих макарон, - и ты навсегда покорён. Этого чуда нет нигде, кроме как в Моссельпроме.

    С середины 20-х годов начинается постепенное свертывание НЭПа. Роль рекламы в экономике и художественной жизни становится менее значительной, завершают работу в торгово-промышленном плакате В. Маяковский и А. Родченко. Советский рекламный плакат возвращается постепенно, как ни странно, к дореволюционной традиции - укрупнению одного товарного изображения.
    Таким образом, роль художников-конструктивистов (а сюда смело можно включить и самого Маяковского, рисунки которого были довольно неплохие для плакатного искусства) неоценима в попытке найти для рекламы в молодой Советской стране свой фирменный стиль и свое новое лицо.


    Столетие тому назад в западной Европе и США реклама развивалась стремительными темпами, а в СССР она только зарождалась. Одним из первых и самых известных «копирайтеров» 1920-х годов стал Владимир Маяковский – автор не только замечательных стихов и пьес, но и гениальных рекламных плакатов . Его работы стали классикой советского рекламного искусства и значительной вехой в истории плаката ХХ ст.


    В СССР в рекламе не было острой экономической необходимости – монополия государственных предприятий на производство товаров не предполагала конкурентной борьбы. Советская реклама существенно отличалась от западной – ее основной задачей была агитация и пропаганда. Нужно было убедить всех в том, что советские товары – самые лучшие. А других нет именно поэтому – зачем еще что-то, когда есть самое лучшее?




    В. Маяковский был автором политической, коммерческой и социальной рекламы. В 1919-1921 гг., в годы Гражданской войны и военной интервенции, он работал в «Окнах сатиры РОСТА» – плакатном отделе Российского телеграфного агентства. Основной задачей сатирических плакатов было высмеять и уничтожить врагов молодой республики и поддержать «Советскую власть плюс электрификацию всей страны». Первые плакаты создавались вручную, потом – с помощью трафаретов.


    С 1923 г. в сотрудничестве с художником-авангардистом А. Родченко Маяковский начинает работать над торговой рекламой. Творческий альянс «Реклам-конструктор Маяковский–Родченко» создает рекламу для ГУМа, Резинотреста, Моссельпрома, Госиздата, Чаеуправления. Тексты рекламных плакатов были максимально лаконичны и броски, легко запоминались и были предельно просты – а что еще нужно для эффективной рекламы?






    Классикой, вошедшей во всенародный оборот, стал слоган «Нигде кроме как в Моссельпроме». На все претензии автор отвечал: «Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю «Нигде, кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации». И если по поводу эстетической ценности подобных стихов возникают вопросы, то в маркетинговой эффективности их нельзя усомниться.


    В. Маяковский хорошо понимал экономическую необходимость рекламы, еще в 1923 г. он писал: «Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь – хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама – это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи».

    Фото. В.В. Маяковский (1893-1930 гг.).

    В звонких строках его стихов отразилось само время – грозное и героическое. Откройте любой том стихов В.В. Маяковского и перед Вами встанет овеянная ветром революции молодая Республика Советов в её больших и малых делах.

    Собственно, не было тогда малых и незначительных дел для В.В. Маяковского. Поэт революции, он ворвался в самую гущу событий – всегда активный, непримиримый, партийно пристрастный в своих оценках. Страна воевала и строила. Строила завтрашний день. Но вчерашний мир ещё цеплялся за жизнь, и чтобы покончить с ним, нужны были не только героические дела, но и незаметная, каждодневная, порой не совсем приятная, работа. Впоследствии В.В. Маяковский скажет о ней, как всегда образно и лаконично, в своей поэме «Во весь голос» (1930 г.):

    «Для вас,

    которые

    здоровы и ловки,

    поэт

    вылизывал

    чахоткины плевки

    шершавым языком плаката».

    В.В. Маяковский, делая рифмованные подписи к санитарно-просветительным плакатам, гордился своей работой, поскольку считал, что его поэзия приносит людям реальную пользу.

    1919 год. Голодная, разоренная длительной войной Республика сжата кольцом интервенции. Москва: оборванные трамвайные провода, пустынные улицы. И вдруг неожиданная толпа пред витринами пустующего магазина. В витрине «Окна сатиры РОСТА» - многорисуночные плакаты, которые начало выпускать Российское телеграфное агентство.

    Острые, доходчивые, сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передаваемые агентством в газеты. Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в Москве и других городах. В «Окнах сатиры РОСТА» широко использовались традиции лубка и раёшника. Рисунки «Окна РОСТА» (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчеркнутой простотой и лаконизмом изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в 2-3 цвета). Эти своеобразные сатирико-политические журналы делал небольшой коллектив, душой которого был В.В. Маяковский.

    Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 года М.М. Черемных. Затем к нему присоединились В.В.Маяковский, И.А. Малютин, Д.С. Моор и др. В создании «Окон РОСТА» участвовали также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы.

    Фото. Художники РОСТА. 1919 г. Владимир Маяковский, Иван Малютин, Михаил Черемных.

    «Окна РОСТА» сыграли значительную роль в становлении советского изобразительного искусства.

    Подобные «Окна» выпускались также в Петрограде (Л.Г. Бродаты, В.В. Лебедев,А.А. Радаков и др.), на Украине (Б.Е. Ефимов и др.),в Баку, Саратове и других городах.

    Рис. «Окна сатиры РОСТА».

    Рис. Художник А.М. Нюренберг «В.В. Маяковский за работой в РОСТА».

    Над «Окнами сатиры» Маяковский-поэт и Маяковский-художник работали вместе, отражая злободневные политические, хозяйственные, санитарно-гигиенические и военные задачи в стихах и рисунках. В статье «Прошу слова», написанной через десять лет после создания первых «Окон», Маяковский вспоминал, как горстка художников вручную «обслуживала стопятидесятимиллионный народище»: «Диапазон тем огромен. Агитация за Коминтерн и сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью...». Немало плакатов, созданных В.В. Маяковским, было продиктовано заботой о народном здоровье и являлись яркими образцами санитарно-просветительной агитации.

    В.В. Маяковский считал свою работу в «Окнах сатиры РОСТА» политической, он живо откликался на первые декреты советской власти, касающиеся вопросов охраны здоровья:

    Основные противоэпидемические меры видны на плакате – в нижней трети рисунка мужчину щедро поливают водой из ведра, ещё два человека заняты стиркой белья, на заднем плане стоит санитарный врач.

    - «О снабжении бактериологических институтов и лабораторий необходимыми для их работы материалами и инвентарем» (10 апреля 1919 года);

    - «О борьбе с сыпным тифом на Восточном и Туркестанском фронтах» (5 ноября 1919 года);

    - «Об обеспечении Красной Армии и гражданского населения мылом» (30 декабря 1919 года);

    - «Об обеспечении населения Республики банями» (30 сентября 1920 года) и многие другие.

    Рис. «Окно сатиры РОСТА».

    Рис. «Окно сатиры РОСТА».

    На плакате изображены последствия перенесенной оспы – слепота и рубцовые дефекты кожи лица, которых можно было бы избежать с помощью оспопрививания.

    Маяковский рисует «Окно» под названием «Новый враг»:

    «Но зорко, товарищ,

    беду стереги,

    опять у ворот она стала:

    тиф, голод и холод - лихие враги –

    вот новые три генерала».

    Рис. «Окно сатиры РОСТА».

    Рис. «Окно сатиры РОСТА».

    В марте-апреле 1920 года в Москве проводилась Неделя санитарной очистки. Поэт откликнулся на это событие плакатом, который звал на борьбу с грязью и разрухой.

    Следующая «агитка»- к первомайскому празднику:

    «Стой, гражданин,

    РОСТе внимая!

    Что надо сделать

    Первого мая?».

    Конечно, побывать в бане, «пока не заболел заразой тифозной», а потом «май так праздновать, чтобы и пятнышка не было грязного».

    О чем только не рассказывали «Окна»! Вот они предупреждают об опасности употребления сырой воды, вот предлагают советы, как уберечься от холеры, вот свой мощный огонь сатиры В.В. Маяковский обрушивает на поклонников «зеленого змия». Предельно выразительные и лаконичные тексты быстро запоминаются, передаваясь из уст в уста.


    Рис. «Окно сатиры РОСТА».

    Пропаганда декретов и постановлений Совета Народных Комиссаров, Совета Труда и Обороны становится главнейшей задачей коллектива художников-агитаторов во главе с В.В. Маяковским. Декреты и другие важнейшие документы Советской власти требовали подробных разъяснений. Они требовали не только увеличения словесной и образной базы плаката, но и смены обстановки для их восприятия.

    В.В. Маяковский уходит из телеграфного агентства в «Главполитпросвет». «Окна Главполитпросвета» делались силами того же коллектива, что и «Окна сатиры РОСТА». В.В. Маяковский определял тематику плакатов, подбирал фактический материал, писал на его основе тексты и часто делал рисунки к ним, давал задания художникам, принимал от них выполненные плакаты. Он же занимался также вопросами их тиражирования и распространения как в Москве, так и на периферии.

    С уходом из РОСТА сменилась не только мастерская. Маяковский оказался «вырванным» из неповторимой атмосферы творческого энтузиазма. Там Маяковский был в гуще жизни, в курсе всех важнейших событий, происходивших как в стране, так и за рубежом, причем самым первым получателем всех этих новостей. Такие преимущества давала уже сама специфика телеграфного агентства.

    В «Главполитпросвете» Маяковскому приходилось в какой- то мере заново организовывать и налаживать местную сеть по размножению и распространению «Окон». А это, естественно, не могло не создавать своих дополнительных трудностей.

    Окончательно изменилась тематика «Окон», обозначившаяся ещё в РОСТА вскоре после окончания гражданской войны. В конце 1920 начале 1921 года главной становится тема борьбы за восстановление народного хозяйства, разрушенного в годы империалистической и гражданской войн. В десятках «Окон», строившихся на конкретном фактическом материале, показывались трудовые успехи передовых коллективов, звучали призывы развертывать соревнование, укреплять трудовую дисциплину, создавать ударные группы образцового труда, проявлять творческую инициативу.

    «Окна Главполитпросвета» расстаются с витринами магазинов и обосновываются в агитпунктах, клубах, красных уголках заводов и фабрик, красноармейских казарм и учреждений, в сельских избах-читальнях. Эти многокадровые, в 12-16 рисунков, плакаты рассчитаны были, как правило, на длительное существование и сближались в этом отношении с печатными пропагандистскими плакатами.


    Вместе с тем, эти «Окна» продолжали сохранять свое большое агитационное значение. И здесь особенно значителен вклад В.В. Маяковского и его товарищей в дело помощи голодающим Поволжья. Эта тема становится главной, начиная с июля 1921 года и вплоть до прекращения работы над выпуском «Окон». Особое внимание уделялось помощи голодающим детям. «Окна» призывали граждан «урожайных» губерний брать на воспитание голодающих и больных детей Поволжья. Использовались «Окна Главполитпросвета» и для информации о тех мерах, которые принимало Советское правительство, прогрессивные силы мира для оказания помощи голодающим.

    Мастер плаката, В.В. Маяковский, конечно же не мог пройти мимо проблем в жизни общества; жанр его искусства по своей природе был предназначен вскрывать негативные явления социального быта, давать им справедливую оценку, подвергать критике.

    Вместе с тем в «Окнах» не могли не найти своё отражение также социальные и культурные завоевания.

    В декабре 1921 – январе 1922 года В.В. Маяковский, занятый другими творческими планами (в том числе, работой над печатными пропагандистскими плакатами для «Главполитпросвета») уделяет «Окнам» все меньше и меньше внимания. Количество их резко сокращается. Труднее становится их тиражирование; многокадровые пропагандистские плакаты с обширным текстом усложняли работу трафаретчиков и шрифтовиков.

    С начала 1922 года витрины «Окон Главполитпросвета» перестают быть политической трибуной.

    «Революцией мобилизованный и призванный», поэт работал для будущего, шагая «с каждой минутой в ногу» со всей страной. В.В. Маяковский был, есть и остается современником многих и многих поколений.

    Реализацию революционных рекламных идей в 20-х годах продемонстрировало содружество «реклам-конструкторов» - величайших мастеров конструктивизма - художника А.Родченко и поэта В.Маяковского. Первой самостоятельной работой «реклам-конструктора Родченко» был плакат: «Тот не гражданин СССР, кто Добролёта не акционер», выполненный в двух вариантах с голубым и красным фонами. Благодаря ему родилось рекламное содружество художника и поэта. Маяковский предложил Родченко писать стихотворные тексты к плакатам, исполненным художником. За короткий период совместной работы с 1923 по 1925 год было выполнено несколько выдающихся рекламных плакатов.

    Среди них выделяется лист, призывающий сосать соски Резинотреста , и эмблема Моссельпрома . Наибольшей выразительности достигла реклама журнала «Молодая гвардия» . Выпуски этого литературно-публицистического журнала не блистали особым богатством и красочностью оформления. Авторы изобразили продавца в рабочем комбинезоне и в кепке с номерами «Молодой гвардии» в руках, который громко расхваливает свой товар. Эта красная фигура, словно вырезанная из картона и напоминающая героев агитационных представлений первых лет революции, впоследствии повторилась в сотнях рекламных образцов ХХ века.

    Плакат «Трудящиеся, не страшны дороговизна и НЭП - покупайте дешёвый хлеб!» , обращённый к массовой покупательской аудитории, наоборот - приёмом изображения рекламируемых предметов близок дореволюционной вывеске. Однако он выглядит необычайно современным, благодаря продуманному композиционному взаимодействию графических элементов - линеек, текстовых блоков и объёмных рисунков.

    Конструктивисты разработали особые приемы усиления визуального воздействия: неожиданные ракурсы, динамика, выраженная через сдвинутые оси, наклонные вертикали и горизонтали, использование простых ярких цветов без полутонов, плоские заливки одной краской, контрасты красного и черного, черного и белого. Этот формальный язык привлекал внимание, убеждал аудиторию.



    Одной из самых заметных фигур конструктивизма был Александр Родченко. С 1913 г. он участвовал на выставках «левого» искусства, но широкую известность получил только после революции. Вспоминая о тех временах, Родченко писал в 1935 г.:

    «Я голодал. Но я презирал буржуазию... Мы были бунтари против принятых канонов, вкусов и ценностей. Мы не на вкус буржуазии работали. Мы возмущали их вкусы. Нас не понимали и не покупали... Мы были изобретателями и переделывали мир по-своему... И пришел 1917 год. Нам нечего было терять, а приобрести мы могли весь Союз. И мы его приобрели. Мы пришли к большевикам... Мы делали плакаты, писали лозунги. Мы установили существующий до сих пор шрифт для лозунгов... Я хочу спросить, имею ли я право искать… как выразить нашу тематику высококачественными средствами? Иметь взлеты и промахи? Или быть середняком, подражая образцам живописной классики».

    Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. М., 1992, с.18–19.

    «Работали с огромным подъемом. Это был ажиотаж и не из-за денег, а чтобы продвинуть новую рекламу всюду. Вся Москва украсилась нашей продукцией. Вывески Моссельпрома - все киоски наши. Вывески Госиздата, Резинотрест. ГУМ. Чаеуправление. Было сделано до пятидесяти плакатов, до сотни вывесок, упаковок, оберток, световых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в журналы и газеты. К работе над советской рекламой Володя относился очень серьезно. Утром он ходил и принимал заказы, брал цифровой и тематический материал. Часто это было большое число скучных отчетов, книг, которые он прочитывал и выписывал цифры, темы и прочее».