Войти
Особенности ведения бизнеса в России
  • Основы селекции. Методы селекции. Реферат: Методы селекции Какие два основных метода выделяют в селекции
  • Регистр лекарственных средств (РЛС) Устранение пассивных помех
  • Общие правила подготовки макетов для типографии Технические требования, предъявляемые к макетам
  • Как делать выводы Образец заключения в реферате
  • Распределительная логистика (1) - Реферат Построение системы распределения
  • «Покупатель приобретает товар так, как ему удобно Что такое стратегия омниканального маркетинга
  • Какой крейсер. Семь лучших ракетных крейсеров холодной войны

    Какой крейсер. Семь лучших ракетных крейсеров холодной войны

    Привет всем читателям и подписчикам нашего блога об онлайн-играх. На связи команда Gamebizclub и сегодня мы расскажем вам про лучшие корабли в World of Warships. Эти боевые машины являются предметом мечтаний не только для новичков, но и для опытных игроков. В обзоре мы подробно разберем как премиумные суда, так и представителей основных веток развития. Вполне возможно, что уже сегодня вы сможете найти среди них корабль своей мечты.

    Из этой статьи вы узнаете:

    Америка

    Одним из главных направлений судостроения в США в XX веке было создание тяжелых кораблей с впечатляющим ПВО. По огневой мощи американские боевые суда того времени в разы превосходили «одноклассников» других наций. Однако, при всем этом они существенно отставали от японцев по части торпедного вооружения.

    • Крейсеры

    St. Louis (III ур.) – пользуется популярностью не только у новичков, но и у опытных геймеров. Сочетание огневой мощи и прочной брони делает этот крейсер, пожалуй, самым лучшим кораблем на его уровне. Вдоль бортов установлено целых 14 шестнадцатидюймовых орудий и 18 орудий калибра 76 мм, обеспечивающих непрерывную стрельбу. По очкам боеспособности Сент-Луис можно сравнить с одноуровневыми линкорами. К минусам можно отнести тот факт, что на корабле практически полностью отсутствует ПВО. Кроме того, этот крейсер достаточно уязвим для осколочных снарядов линкоров. Тем не менее, даже учитывая все недостатки Сент-Луиса, советуем вам на 3 уровне качать именно этот корабль.

    Omaha (V ур.) – для геймеров, открывающих 5-й уровень дерева развития американских крейсеров, Омаха становится «первопроходцем» по нескольким показателям. Он порадует игроков появлением на борту орудийной башни и авиационной катапульты для самолета-разведчика. Крейсер лидирует в своем классе по дальности стрельбы. А наличие торпедного вооружения дает ему весомое преимущество в ближнем бою. Омаха – идеальный вариант для фарма серебра. При сравнительно дешевом содержании он позволяет получать за бой до 200 000 даже без премиум-аккаунта.

    Cleveland (VI ур.) – в истории флота этот тип крейсеров считается самым массовым. Корабль имеет четыре орудийных башни, в которых сосредоточены все его пушки. Такая конструкция позволяет осуществлять прицельную стрельбу по одной конкретной цели по борту. Главным преимуществом Кливленда можно назвать невероятно мощное для этого уровня ПВО, превращающее его в главную угрозу для авиации противника.

    Atlanta (VII ур.) – в линейке элитных кораблей американского флота этот премиумный крейсер занимает особое место. 16 невероятно скорострельных парных орудий 127 калибра поливают противников шквальным огнем, разнося в щепки все, что не защищено плотным слоем брони. А его торпедные аппараты могут преподнести весьма неприятный сюрприз зазевавшимся линкорам. Наибольшей эффективности на Атланте можно добиться в эскадренном бою.

    Des Moines (X ур.) – 9 восьмидюймовых пушек, совершающих по 10 залпов в минуту, являются визитной карточкой этого корабля. Не удивительно, что с таким вооружением он с легкостью отправляет на дно вражеские суда. В дуэлях этому крейсеру нет равных. Однако, как и другим представителям этого класса, ему стоит держаться подальше от линкоров противника.

    • Эсминцы

    Farragut (VI ур.) – достойный представитель класса эсминцев, обладающий отличными ходовыми характеристиками и мощным вооружением. Успех в прямом столкновении ему обеспечен, если в качестве противника выступает достаточно легкое судно. Все-таки по броне он значительно уступает одноуровневым крейсерам и линкорам. Стоит также отметить, что ПВО этого эсминца неплохо сбивает вражеские самолеты. А при достаточной доле смекалки и умелом использовании торпед в ближнем бою на нем можно повоевать и с более тяжелыми вражескими кораблями.

    Sims (VII ур.) – несмотря на свою легкость, этот премиумный эсминец может дать отпор не только суднам своего класса, но и бронированным крейсерам. поразительная скороходность, внушительная артиллерия и первоклассная маневренность – вот три причины, по которым стоит приобрести американский эсминец Sims.

    • Линкоры

    North Carolina (VIII ур.) – этот шедевр американского судостроения имеет не самую лучшую для его класса броню, однако, за счет этого он демонстрирует поразительную подвижность. В умелых руках линкор Северная Каролина становится практически универсальным боевым кораблем. Мощное ПВО и внушительное вооружение позволяет ему эффективно уничтожать вражеские крейсеры, линкоры и авиацию. Единственное, чего стоит опасаться его капитану – это авианалеты и скоординированные групповые атаки.

    Montana (X ур.) – линкор интересен в первую очередь тем, что в реальности проект по его созданию так и не был реализован. Всё же это не помешало разработчикам из студии Wargaming подарить ему жизнь на просторах игровой вселенной World of Warships. По характеристикам он вполне может потягаться с аналогичным японским линкором Ямато. Неторопливая скорость Монтаны с лихвой компенсируется непробиваемой броней и первоклассным вооружением, представленным четырьмя трёхорудийными установками калибром 406 мм.

    • Авианосцы

    Independence (VI ур.) – в отличие от авианосцев предшествующих уровней этот корабль гарантирует довольно комфортный геймплей. Его улучшенные ходовые характеристики и значительно возросшее по сравнению с предшественниками качество самолетов позволяет игрокам в полной мере реализовать потенциал этого класса. Приличная скорость и мощное ПВО позволяют авианосцу успешно уклоняться от вражеских атак. Играть на Independence было бы еще приятнее, если бы на его борту располагалось больше универсальных орудий. Но в силу небольших размеров их количество сводится к двум. Таким образом, для ближнего боя судно вряд ли подойдет. Но это ему и не нужно.

    Midway (X ур.) – этот корабль можно назвать первым и, по сути, последним «линейным авианосцем» флота Соединенных Штатов. Его бронированная полетная палуба может выдержать даже бомбовую атаку. А на борту корабль несет одну из самых многочисленных групп самолетов, представленных в WoWS. Добавьте к этому хорошие ходовые характеристики и надежную броню – и вы получите практически идеальную машину для уничтожения вражеских кораблей.

    Япония

    Кораблестроители Страны восходящего солнца отличались довольно оригинальным мышлением. Позаимствовав лучшие идеи у американских и европейских коллег, они смогли успешно сочетать их со своими разработками и создать ряд уникальных по своим характеристикам боевых кораблей.

    • Крейсеры

    Kuma (IV ур.) – корабль, по праву заслуживший звание одного из самых противоречивых в игре. При внушительном для такого уровня вооружении, высокой скорострельности и безупречных ходовых характеристиках, он имеет ряд существенных минусов, с которыми приходится считаться. В их числе недостаточно мощное ПВО и низкие показатели дальнобойности. В целом можно сказать, что Kuma – корабль на любителя. Хотя, этот факт не мешает ему оставаться одним из самых популярных крейсеров среди игроков WoWS.

    Yubari (IV ур.) – премиумный легкий крейсер, который может доставить немало хлопот командирам авианосцев. На его борту расположились 16 зенитных установок, представляющих серьезную угрозу для самолетов противника. При невероятно высокой скорости, достигающей 35 узлов, он отличается прекрасной маневренностью, что сводит на нет любые попытки противника нанести ответный удар. А тем, кто еще сомневается в боевом потенциале Yubari, мы напомним о том, что этот крейсер оснащен мощнейшими среди кораблей его уровня торпедами калибра 610 мм.

    Mogami (VIII ур.) – этот крейсер может дать достойный отпор не только аналогичным судам, но и кораблям более высоких уровней. Наличие 15 скорострельных орудий калибром 155 мм позволяет ему поливать противников разрушительным шквальным огнем. Причем в топовой комплектации калибр можно увеличить. Правда, скорость стрельбы при этом немного снизится. Также стоит отметить, что, как и любой крейсер, появившийся на свет в Японии, Mogami имеет в своей конструкции торпедные аппараты, позволяющие успешно атаковать тяжелые суда.

    Atago (VIII ур.) – еще один премиумный японский корабль, сочетающий в себе подвижность, стойкость и невероятную боевую мощь. Этот крейсер является настоящим подарком для всех любителей тактической импровизации. Многофункциональность, свойственная всем кораблям этого класса, в нем доведена до максимума. По показателям «живучести» Atago оставит позади любого одноклассника. А скорость в 35 узлов позволяет ему передвигаться практически наравне с эсминцами. Ну и в качестве вишенки на торте выступают высокоточные орудия калибром 203 мм и мощное торпедное вооружение.

    • Эсминцы

    Minekaze (V ур.) – казалось бы, этот корабль ничем не отличается от остальных эсминцев японской ветки. Он имеет весь набор недостатков, свойственных для этой линейки: тонкая броня, неповоротливые башни, не самый крупный главный калибр. Однако, есть у Minekaze несколько ключевых преимуществ, которые позволяют ему побороться за звания одного из самых популярных кораблей в World of Warships. Благодаря поразительной быстроходности он становится практически неуловимым для врагов. А мощное торпедное вооружение превращает Minekaze в серьезного противника для всех кораблей.

    Shimakaze (X ур.) – эсминец, способный занять первое место по боевой мощи среди всех кораблей, представленных в игре. В его арсенале три пятитрубные ТА, оснащенные легендарными торпедами Long Lance. А усовершенствованные котлы с высокими показателями пара позволяют этому эсминцу развивать скорость до 39 узлов.

    • Линкоры

    Ishizuchi (IV ур.) – премиумный линкор, названный в честь самой высокой горы западной Японии, заслуживает отдельного внимания за счет своей уникальной конструкции. На его борту весьма удобно расположились пять орудийных башен, обеспечивающих точную и эффективную стрельбу. А благодаря облегченной броне Ishizuchi развивает невероятную для линкора скорость – до 28 узлов.

    Fuso (VI ур.) – игра на этом корабле дает возможность почувствовать всю мощь японских линкоров. Он оснащен шестью орудийными башнями, в сумме содержащими 12 пушек. С таким мощным вооружением в сочетании с непробиваемой броней Fuso может сражаться на равных даже с линкорами, превосходящими его по уровню.

    Yamato (X ур.) – это самый крупный и внушительный линейный корабль в истории судостроения. Огромное преимущество перед противниками ему дает самая мощная в игре артиллерия, представленная орудиями 480 калибра, и самая надежная броня бортов, защищающая линкор от вражеских атак на дальней и средней дистанции.

    • Авианосцы

    Zuiho (V ур.) – один из самых легких кораблей этого класса, обладающий обширным авиакрылом и смертоносной боевой комплектацией. Слабая защита этого японского авианосца вполне компенсируется прекрасными ходовыми качествами.

    Zuikaku (VIII ур.) – шесть авиационных групп на борту, нетипичная для этого класса быстроходность и поразительная маневренность превращают этот авианосец в злейшего врага бронированных линкоров. Даже самое мощное ПВО порой не в силах преодолеть ударную волну Zuikaku.

    СССР

    Главной отличительной чертой советской линии кораблей в WoWS станет отсутствие авианосцев. Если верить архивным данным, в заявленный исторический период СССР не располагал судами этого класса. На сегодняшний день в игре в полной мере реализована ветка советских эсминцев. И среди них особого внимания заслуживают следующие экземпляры:

    Гневный (V ур.) – быстрый и маневренный эсминец, обладающий без малого крейсерским калибром. Он придется по душе любителям разрушать вражеские цитадели и охотиться на крейсеры противника. В открытом противостоянии с идентичными судами других наций «Гневный» занимает выигрышную позицию благодаря наличию на борту четырех орудий 130 калибра. А по скорости он уступает, разве что, шустрому японцу Minekaze.

    Гремящий (V ур.) – премиумный корабль, уже успевший завоевать признание игроков во время открытого бета-теста. Он несет на борту одно из самых разрушительных по меркам эсминцев орудий: 130-мм пушки могут успешно атаковать не только легкие вражеские суда, но и неприступные линкоры. Еще один несомненный плюс «Гремящего» – 8-километровая дальность хода торпед при 7-километровой дистанции обнаружения корабля.

    Киев (VII ур.) – от других эсминцев ветки СССР его отличает усиленная артиллерия, практически предельная скорость и наличие на борту пятитрубных торпедных аппаратов. На корабле установлены стандартные для советских моделей 130-мм орудия. Тем не менее, значение имеет не калибр, а их количество: три пары орудий, расположенных в трех башнях.

    Наш обзор будет неполным, если мы оставим без внимания самых выдающихся представителей классов крейсеров и линкоров, представленных в советской ветке:

    Аврора (III ур.) – легендарный крейсер, созданный еще при царской власти, в полной мере раскрывает свой боевой потенциал в эскадренном бою. Этот премиумный корабль вооружен 14 орудиями 152 калибра, беспощадно уничтожающими волнами фугасных снарядов эсминцы и легкие крейсера противника. А благодаря повышенной доходности «Авроры» в кредитах владельцы крейсера могут ускорить свое развитие и движение по ветке прокачки.

    Мурманск (V ур.) – еще один премиумный советский корабль, обладающий мощной артиллерией и внушительным торпедным вооружением. Высокая скорость и маневренность в сочетании с достойным запасом боеспособности заставляет игроков пристальнее присмотреться к крейсеру «Мурманск». Из основных минусов судна можно выделить слабую броню, уязвимую цитадель и высокую степень заметности.

    Император Николай I (IV ур.) – последнее слово в строительстве линейных кораблей Российской империи. К сожалению, революционные события 1917 года не позволили этому первоклассному линкору вступить в строй. Однако, создатели WoWS дали ему шанс потягаться за звание фаворита среди «одноклассников». «Император Николай I» может прекрасно показать себя даже в противостоянии с более развитыми противниками за счет превосходной брони и оптимального расположения орудийных башен.

    Германия

    Внедрение в игру немецкой ветки развития началось с появления линейки крейсеров. По словам разработчиков, изюминками кораблей этой нации станут потрясающая живучесть и скорострельность орудий. О том, насколько правдивы эти заявления, мы можем судить на примере лучших представителей немецкого флота, доступных в WoWS на данный момент:

    Königsberg (V ур.) – одна из ярчайших звезд немецкой ветки. Это универсальный крейсер, который может стать идеальным бойцом второй линии. Он открывает перед игроками безграничный тактический потенциал за счет выгодного сочетания отличной артиллерии и хороших ходовых качеств. А четыре трехтрубных торпедных аппарата, расположившиеся по обоим бортам корабля, готовы атаковать противников с расстояния до 6 км.

    Admiral Hipper (VIII ур.) – немецкий крейсер, который даст фору многим кораблям этого класса. Его точные и дальнобойные орудия гарантируют эффективную стрельбу даже на предельных дистанциях. Admiral Hipper не станет легкой мишенью для врагов, так как его броня способна выдерживать даже весьма агрессивные атаки. Этот король дистанционных дуэлей прекрасно покажет себя и в ближнем бою. Хотя его торпедные аппараты и не сравнятся по урону с аналогичными японскими, тем не менее их огневой мощи вполне хватит, чтобы дать достойный отпор противнику.

    Hindenburg (X ур.) – внушительный корабль с солидной артиллерией, включающей 12 орудий 203 калибра. Главным козырем этого крейсера является поразительная дальность стрельбы – до 17,8 км. Кроме всего прочего, Hindenburg является одним из самых живучих представителей своего класса. Хитроумная немецкая система бронирования защищает судно в боях на ближних дистанциях.

    В итоге

    Выделить самый лучший корабль из тех, что предлагает нам игра World of Warships, невозможно. Каждый класс и нация имеют свои плюсы и минусы. И каждый отдельный игрок отдает предпочтение тем кораблям, которые наиболее гармонично сочетаются с его стилем игры. И поэтому любая оценка будет заведомо субъективной.

    Мы надеемся, что наши рекомендации помогут вам сориентироваться в многообразии вариантов и выделить для себя наиболее предпочтительные. А повысить эффективность игры и улучшить свои результаты вам поможет наша статья – . На сегодня все, всем пока и до скорых встреч.

    Крейсер - это класс боевых надводных судов, которые могут выполнять различные задачи в автономном режиме, независимо от основной флотилии. В последнее время этот вытеснили объединенные части флота, состоящие из нескольких единиц, и суда, ориентированные на конкретный вид операции (в основном на комплексное сопротивление воздушным, наземным и морским видам оснащения противника). В настоящее время крейсеры используются ВМФ России, США и Перу.

    Общая информация

    Развитие военного флота началось еще со времен Российской империи. Другие страны в этом плане также старались не отставать. Особенно это касается США, Франции, Германии, Японии и Великобритании. Крейсер - это одно из составляющих звеньев армии, обеспечивающей суверенитет государства и защиту его от посягательств противника. Судна флотилии не только обеспечивают контроль водной границы, но и осуществляют поддержку сухопутной ее части.

    На ВМФ возлагается немало задач. Среди них:

    1. Обеспечение безопасности страны.
    2. Поддержка различных гуманитарных и исследовательских кампаний, не противоречащих интересам государства.
    3. Проведение внутренних и совместных учений.

    В связи с такой разной направленностью корабли подразделяются по рангам в зависимости от их основного предназначения. Классы судов, в свою очередь, подразделяются на подкатегории. Разница между ними заключается в типе силовой установки, водоизмещении, предназначении, наличии дополнительных возможностей. В России предусмотрено четыре ранга кораблей, высшим из которых считается первый. Рассмотрим сначала особенности, краткие характеристики и предназначение крейсеров.

    Исторические моменты

    Понятие "крейсер" в широкое пользование вошло в семнадцатом столетии. Под этим термином в те времена подразумевали автономно действующее плавательное средство. Название больше было направлено на определение предназначения корабля, нежели его устройство. Сами по себе судна были небольшими, обладали быстроходностью и маневренностью. Они использовались для разведки, передачи информации, индивидуального действия в охране территорий и боевых конфликтов.

    Уже в 18-м веке крейсер - это фрегат, который наряду с компактными габаритами обладает высокой скоростью. На нем размещается артиллерийское оружие. Также к этой категории относят корветы, бриги, шлюпы и еще некоторые модификации плавательных средств.

    Линейный крейсер: основы

    Подобные суда относятся к категории тяжелых надводных кораблей. Их появление стало результатом специальной морской конференции, проведенной в Вашингтоне. Представители британских имеющие в своем арсенале мощные, эффективные и весьма дорогие аналоги типа «Хокинс», после попытки изменить параметры крейсеров со стороны представителей конференции настояли на принятии определенных ограничений в этом вопросе. В итоге требования к линейным крейсерам включали в себя максимальное водоизмещение до 10 тонн и калибр вооружения не более 203 миллиметров.

    В 1936 году был подписан новый договор при участии США, Великобритании и Франции. Согласно ему, запрещалась постройка тяжелых кораблей до 1942 года. В связи с этим линейный крейсер стал иметь ослабленное вооружение, пониженное водоизмещение и меньшую цену. Преимущественно это относится к образцам типа «Йорк», «Каунти» и «Сюррей».

    Пытались построить аналогичные корабли и в Судна типа «Кронштадт» способны были нести артиллерийское вооружение калибра 305 миллиметров, а также оснащались усиленной броней. Два крейсера было заложено в 1939 году, однако с началом войны их строительство приостановилось.

    Атомоходы

    Атомный крейсер в СССР был представлен четырьмя единицами проекта № 58 («Грозный»). Они были заложены как эсминцы, но в 1977 году переквалифицированы в ракетные суда. Кроме того, в период с 1970 по 1990 год было разработано шесть атомных ледоколов «Арктика», большинство из которых остались в проекте либо были частично переоборудованы под другие типы.

    Крейсер «Слава» стал одним из кораблей, которые получили ограниченное серийное производство. Один экземпляр возводился около четырех лет. Новое поколение советского флота предназначено для маневров в открытых океанических водах. Их основное предназначение - это противостояние ударным авианосным командам, амфибийной технике, борьба с различного вида конвоями и силовой поддержкой на суше и воде.

    Характеристики, которые имеет боевой надводный корабль «Слава»:

    • длина / ширина / осадка - 187 / 19 / 7,5 метра;
    • силовая установка - газотурбинные двигатели;
    • корабль оснащен площадкой для размещения пусковых установок категории «поверхность-поверхность»;
    • вооружение - надводная артиллерия, торпеды против подлодок, зенитные установки и пулеметы, возможность базирования военного вертолета.

    Облегченные модификации

    Легкий крейсер вызвал повышение интереса в начале тридцатых годов прошлого века. На это было несколько причин:

    1. Проще было соблюдать межгосударственные договоренности о вооруженном оснащении судна.
    2. Корабль стал маневреннее и быстрее, что позволяло использовать его для узкоспециализированных заданий.
    3. Стоимость постройки одной единицы существенно снизилась.

    Военный флот Советского Союза пополнился крейсерами проекта 26. Корабли сконструированы при участии итальянских специалистов, отличаются мощным вооружением и хорошей скоростью. К недостаткам относится малая дальность плавания, низкий уровень бронирования и слабая мореходность. В сороковых годах двадцатого столетия на основе этих прототипов было создано несколько крейсеров проекта 68, отличающихся усиленными защитными и мореходными показателями.

    Корабли ВМФ России

    Современный флот России представляет собой надежную развивающуюся отрасль. В 2014 году ВМФ получил пять новых судов, три субмарины и несколько десятков катеров различного предназначения. Кроме того, разрабатываются и создаются проекты с ракетным стратегическим вооружением.

    В основу надводных сил входят:

    • назначения;
    • боевые крейсеры;
    • военные эсминцы, а также разнообразные модификации катеров, средств поддержки и обеспечения.

    Кроме того, флот будет пополняться модернизированными резервными единицами. Среди них два десятка подводных лодок, противолодочные корабли и эсминцы.

    Что подвергнется модернизации?

    Планируется усовершенствовать ТАВКР «Адмирал Кузнецов». У него будут демонтированы пусковые установки «Гранит», что позволит увеличить площадь самолетного ангара до 4500 квадратных метров. Вооружение усилится зенитными комплексами, использующими заряды средней дальности.

    Также модернизации подвергнутся корабли, названные в честь адмиралов: «Нахимов», «Ушаков», «Лазарев». «Петр Великий» - это крейсер тяжелого типа, который также планируется преобразить уже к 2020 году. Обновления преимущественно коснутся установки новейших вооруженных, разведывательных и радиолокационных систем.

    Кроме того, в планах по усовершенствованию находятся лодки проектов №№ 877, 971, 945 («Палтус», «Щука», «Барракуда», «Кондор»). Предположительно, они будут оснащены современными противовоздушными комплексами и ракетами. По большому счету, это будут универсальные боевые суда, ориентированные на противостояние с наземными, воздушными и морскими силами противника.

    Корабль «Василий Быков»

    Типы крейсеров этой серии предназначены для патрулирования экономической зоны, охраны территориальной водной границы, защиты от пиратских вторжений, экологического мониторинга, а также спасения и поиска пострадавших кораблей. Кроме того, этот крейсер способен выполнять следующие задачи:

    1. Охранять и сопровождать торговые или военные суда.
    2. Выполнять патрульную и спасательную миссию.
    3. Использоваться как средство медицинского обеспечения.

    В ближайшие пять лет ожидается поступление 12 модификаций. Данный крейсер - это корабль, который назван в честь героя СССР, контр-адмирала В. Быкова.

    Перспективы

    Проектирование прогрессивного авианосца было начато в 2005 году. Согласно планам, корабль в 2017 г. должен был занять место в составе Северного флота РФ. Однако в процессе возведения регулярно изменялись условия и требования, что привело к затягиванию процесса. В 2013 году был продемонстрирован макет, представленный Крыловским государственным научным центром и ПКБ «Невский».

    Конструкторами было заявлено о существовании трех проектов, цена каждого из которых после воплощения в жизнь составит порядка 130 миллиардов рублей. Ориентировочный период постройки образцов - 10 лет.

    Новые корабли будут иметь следующие особенности:

    1. Обладать водоизмещением не менее 80 тысяч тонн.
    2. Оснащаться четырьмя катапультами и парой трамплинов.
    3. Оборудоваться несколькими подъемниками.
    4. Иметь возможность размещения нескольких машин-амфибий, а также штурмовых вертолетов.

    Кроме того, на эти корабли планируется установить радиолокационный комплекс, аналогичный усовершенствованному аналогу «Марс-Пассат», а также сопроводительные системы и другие типы РЛС.

    История крейсеров показывает, что эти суда востребованы на флоте уже несколько столетий. Современные корабли могут выполнять разнообразные военные задачи, а также оказывать существенную помощь по ликвидации катастроф и аварий.

    Российский флот, невзирая на все трудности, остается на ведущих позициях среди ВМС мировых держав. Планируется создание новейших судов, обладающих самыми высокими характеристиками. Многие параметры проектов держатся в секрете. Однако известно, что в разработке находятся несколько модификаций. Среди них:

    • Сторожевые судна для дальних морских просторов (проект № 11356).
    • Новейшие фрегаты для Черного моря.
    • Эсминец «Лидер».
    • Авианосец по проекту КГНЦ МВМС-2013.

    Все разработки оснащены оборудованием и вооружением последнего поколения, могут на равных конкурировать с самыми известными зарубежными аналогами.

    Продолжаем цикл статей про 10-ые уровни. Эсминцы я разбирал, у авиков было сравнение веток, теперь пришла очередь крейсеров.

    Напоминаю, что рассматриваются преимущественно 10-ые уровни. Почему? Потому что 7-8 уровень вкачать достаточно просто, даже без према, в то время как 10-ый требует усилий и/или доната/флажков/камуфляжей/всего вместе. А 9-ый почти всегда катает с десятками, рангов под него нет, и пока не предвидится, поэтому в порту их оставлять смысла мало, если это, конечно, не имба которая играется лучше 10-ки (Флетчер или Тайхо, например).

    Рассматриваются корабли по нагибучести и по тому, могут ли они принести новые впечатления в игре.

    Des Moines

    Дакка-Дакка-Дакка-Дакка

    Плюсы:

    • Огромная скорострельность 203-мм орудиями - 10,9 выстрелов в минуту
    • Отличное ПВО из 3-дюймовых автоматов
    • Сверхтяжёлые бб, которые меньше рикошетят чем стандартные бб других наций и имеют неплохое пробитие
    • Долгий американский радар - 40 секунд на 10 км
    • 28-мм оконечность, позволяющая танковать 380-мм носом (впрочем на 10-ых уровнях не так актуально)
    • Неплохая маскировка - 13,9 км в базе

    Минусы:

    • Всем этим добром очень сложно попасть на дистанциях выше 10 км - у бронебойных отвратительная баллистика, да они ещё и отличаются с фугасами как по начальной скорости, так и по массе - поэтому у снарядов довольно отличные траектории
    • Худшая дальность стрельбы из тяжёлых крейсеров своего уровня - 15,9 км. Даже некоторые 5ки имеют дальность выше
    • Автоматы ПВО быстро выбиваются
    • Нет торпед.

    Самый похожий корабль - Кливленд/Минотавр

    Казалось бы, куча плюсов и немного минусов. Но на самом деле баллистика практически перечёркивает всё это - уверенно попадать на 10+км довольно трудно, да ещё и у противника куча времени чтобы повернуть не подставлять борт. Да и в эсминца попасть не очень легко, хоть и есть радар. Поэтому Де Мойны как правило играются от инвиза и сидят в засаде, ждут крейсера который подставит им в борт (а в бою одни линкоры, грустьтоска) или пытаются из-за острова накидать - хоть тут навесная траектория помогает.

    Надо ли говорить о том что это не очень эффективно?

    В-общем, в крейсерской мете был бы лучше, а в мире линкоров, который на 10х таки наблюдается ему бывает довольно грустно. Особенно без торпед - линкоры тупо его не боятся.

    Я бы не советовал его качать. Возможно, Де Мойну помогла бы возможность выбирать из трёх типов снарядов - Сверхтяжёлый ББ, Фугас и Обычный ББ (с баллистикой как у фугаса, всё реалистично) - больше гибкости, больше возможности поразить дальнюю цель.

    Hindenburg

    Дакка по-немецки, и с торпедами

    Плюсы:

    • Много орудий - 12
    • Мощные бронебойные - почти на 1/5 сильнее по урону чем у Де Мойна (хоть и с меньшим пробитием)
    • Особые фугасы, с пониженным уроном, но встроенным инерционником - фугасы немецких крейсеров и линкоров пробивают броню толщиной в четверть калибра, что позволяет 203-мм ОФ пробивать 50-мм палубы немцелинкоров, Москвы и Яматы
    • Отличное ПВО (55ки неисторично круты, хотя полуавтоматы, но вот так их настроили)
    • Торпеды, много торпед, с хорошими углами наводки
    • Броня по карапасной(tutleback) схеме - в ближнем бою против крейсеров поможет
    • Немецкий ГАП

    Минусы:

    • Здоровый - легко попасть
    • Медленный - 31,5 узел
    • Заметный - 16км

    Самый похожий корабль - Чапаев с инерционкой/Хиппер

    В целом, Гинденбург вполне ок крейсер. Низкая скорость и хорошая началка (925 м/с) диктуют стиль боя - накидывать издали. Теперь фугасы для этого хороши.

    Но и в ближнем и среднем бою он может и бб накидать и торпедами отполировать.

    В-принципе, неплохой вариант для новичка - достаточно комфортный, особого скилла для приличных результатов не требует.

    Minotaur

    дакка-дакка-дакка-дакка-дакка-дакка

    Плюсы:

    • Огромный ДПМ
    • Отличный инвиз - 11,5 км в базе
    • Великолепное ПВО с самой большой дальностью
    • Специальные бронебойные снаряды с пониженной задержкой детонатора
    • Особая, британская хилка с наномашинами
    • Подвижность - бриты быстро набирают максималку.
    • Также в наличии хорошая маневренность
    • Дымы/радар - выбери одно
    • Много хороших торпед

    Минусы:

    • Большая надводная слабозащищённая цитадель - прилетать урона будет много, с небольших дистанций цитаделить могут любые эсминцы
    • Нет фугасов, что очень уменьшает область применения - достаточно подставить нос к минотавру чтобы не почти получать урон
    • Плохая баллистика и низкая дальность - даже хуже чем у Де Мойна
    • Дымы небольшого размера
    • Недостаточная максималка для комфортной смены позиций - 33,5 узла (а менять позиции с его стилем ему надо быстро)
    • Чтобы стрелять из дыма вам должен кто-то светить
    • ПВО тоже могут выбить если будут по вам стрелять фугасами (но обычно стреляют бб)
    • Нет заградки
    • Анри-4 может цитадельнуть в нос

    Самый похожий корабль - Флинт/Де Мойн(если Корова в бездымовом варианте)/Вся бритоветка/Гиринг

    Минотавр, наверно, самый скиллозависимый из КР-10. Из-за отсутствия фугасов он плохо убивает линкоры и вообще хоть что-то прилично бронированное и приемлемый дамаг наносит только к тем кто повернулся к нему бортом. Стабильно он убивает только эсминцы.

    Что же на нём можно делать? Он отлично убивает самолёты - зонтик минотавра может почти соло прикрыть весь фланг за счёт дальности. Но от массированного налёта ему не так просто отбиться как Де Мойну/Гинденбургу - заградки-то нет. Если же авика нет или он где-то в другом месте работает остаётся дамажить. Так как подставленных носом крейсеров или линкоров дамажить на нём трудно, как правило на нём стоит быть слегка в стороне от команды чтобы накидывать в борт противнику. Либо из дыма, либо из-за острова - навесная траектория, аналогично Де Мойну, позволяет это делать.

    При этом надо помнить что Минотавр очень хрупкий и может схлопнуться от одного залпа. А на 10м уровне высветить в дымах его могут многие крейсера. Ещё можно играть в поддержку эсминцев - инвиз позволяет помочь своему идущему на точку. В-общем, можно много чего делать, но он ситуативен и требует хорошего контроля карты и быстрых реакций. Новичку я бы не рекомендовал браться за него, а вот остальным - советую, если другие КР-10 есть.

    ВМФ России насчитывает 203 надводных корабля и 71 подводную лодку, в том числе 23 атомные подлодки, оснащенные баллистическими и крылатыми ракетами. Обороноспособность России на море обеспечивают современные и мощные корабли.

    «Петр Великий»

    Тяжелый атомный ракетный крейсер «Пeтр Великий» является самым большим в мире неавианесущим ударным кораблем. Способен уничтожать группы авианосцев противника. Единственный находящийся на плаву крейсер знаменитого советского проекта 1144 «Орлан». Построен на Балтийском заводе и спущен на воду в 1989 году. Введен в эксплуатацию спустя 9 лет.

    За 16 лет крейсер прошел 140 000 миль. Флагман Северного флота ВМФ России, порт приписки – Североморск.
    При ширине 28,5 метров имеет длину 251 метр. Полное водоизмещение 25860 тонн.
    Два ядерных реактора мощностью 300 Мегаватт, два котла, турбины и газотурбогенераторы способны обеспечить энергией город населением в 200 тысяч. Может развивать скорость до 32 узлов, дальность плаванья не ограничена. Экипаж в 727 человек может находиться в автономном плавании 60 суток.
    Вооружение: 20 пусковых установок СМ-233 с крылатыми ракетами П-700 «Гранит», дальность стрельбы - 700 км. Противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф (96 ракет вертикального пуска). Противовоздушная система «Кортик» с запасом 128 ракет. Артустановка АК-130. Два противолодочных ракетно-торпедных комплекса «Водопад», противоторпедный комплекс «Удав-1М». Реактивные установки бомбометания РБУ-12000 и РБУ-1000 «Смерч-3». На борту могут базироваться три противолодочных вертолета «Ка-27».

    «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

    Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (проект 11435). Построен на Черноморском судостроительном заводе, спущен на воду в 1985 году. Носил имена «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси». С 1991 года вошел в состав Северного флота. Нес боевую службу в Средиземноморье, участвовал в спасательной операции при гибели «Курска». Через три года по плану уйдет на модернизацию.
    Длина крейсера – 302,3 метра, полное водоизмещение 55000 тонн. Максимальная скорость - 29 узлов. Экипаж в 1960 человек может находиться в море полтора месяца.
    Вооружение: 12 противокорабельных ракет «Гранит», 60 ракет «Удав-1», 24 установки ЗРК «Клинок» (192 ракеты,) и «Каштан» (256 ракет). Может нести 24 вертолета Ка-27, 16 сверхзвуковых самолетов Як-41М вертикального взлета и до 12 истребителей Су-27К.

    «Москва»

    «Москва», гвардейский ракетный крейсер. Многоцелевой корабль. Построен на судоверфях завода имени 61 коммунара в Николаеве. Изначально именовался «Слава». Введен в эксплуатацию в 1983 году. Флагман Черноморского флота России.
    Участвовал в военном конфликте с Грузией, в 2014 году осуществлял блокаду украинских ВМС.
    При ширине 20,8 метров имеет длину в 186,4 метра и водоизмещение в 11490 тонн. Максимальная скорость 32 узла. Дальность плавания до 6000 морских миль. Экипаж в 510 человек может месяц находиться в «автономке».
    Вооружение: 16 установок П-500 «Базальт», две артустановки AK-130, шесть 6-ствольных артустановок АК-630, установки Б-204 ЗРК С-300Ф «Риф» (64 ракеты), пусковые установки ЗРК «Оса-МА» (48 ракет), торпедные аппараты, реактивные бомбометы РБУ-6000, вертолет Ка-27.
    Копия «Москвы» - крейсер «Варяг» является флагманом Тихоокеанского флота.

    «Дагестан»

    Сторожевой корабль «Дагестан» введен в строй в 2012 году. Построен на Зеленодольском судостроительном заводе. В 2014 году передан в Каспийскую флотилию. Это второй корабль проекта 11661К, первый – «Татарстан» является флагманом Каспийского флота.
    «Дагестан» имеет более мощное и современное вооружение: универсальный РК «Калибр-НК», который может применять несколько типов высокоточных ракет (дальность стрельбы составляет больше 300 км), ЗРАК «Пальма», АУ АК-176М. Оснащен технологией «стелс».
    При ширине 13,1 метра «Дагестан» имеет длину в 102,2 метра, водоизмещение 1900 тонн. Может развивать скорость до 28 узлов. Экипаж в 120 человек может находиться в автономном плавании 15 суток.
    На верфях заложено еще четыре таких корабля.

    «Настойчивый»

    Флагман Балтийского флота эсминец «Настойчивый» был построен на Ленинградском судостроительном заводе имени Жданова и спущен на воду в 1991 году. Предназначается для уничтожения наземных целей, противовоздушной и противокорабельной обороны соединений.
    При ширине 17,2 метра имеет длину в 156,5 метра, и водоизмещение в 7940 тонн. Экипаж в 296 человек может находится в плавании без захода в порт до 30 суток.
    Эсминец несет вертолет КА-27. Оснащен спаренными артустановками АК-130/54, шестиствольными установками АК-630, установками П-270 «Москит», шестиствольными реактивными бомбометными установками, двумя ЗРК «Штиль» и торпедными аппаратами.

    «Юрий Долгорукий»

    Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» (первая подлодка проекта 955 «Борей») заложена в 1996 году в Северодвинске. Введена в строй в 2013 году. Порт приписки - Гаджиево. Входит в состав Северного флота.
    Длина лодки 170 метров, подводное водоизмещение - 24000 тонн. Максимальная надводная скорость – 15 узлов, подводная – 29 узлов. Экипаж 107 человек. Может три месяца нести боевое дежурство, не заходя в порт.
    «Юрий Долгорукий» несет 16 баллистических ракет «Булава», оснащена PHR 9R38 «Игла», 533-милиметровыми торпедными аппаратами, шестью установками акустического противодействия РЭПС-324 «Шлагбаум». В ближайшие годы на вервях России будет построено еще шесть подлодок такого же класса.

    «Северодвинск»

    Многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» стала первой подводной лодкой нового российского проекта 855 «Ясень». Самая «тихая» подлодка в мире. Построена в Северодвинске. В 2014 году вошла в состав Северного флота ВМФ России. Порт приписки – Западная Лица.
    При ширине 13,5 метра, имеет длину 119 метров, подводное водоизмещение 13800 тонн,
    Надводная скорость «Северодвинска» составляет 16 узлов, подводная – 31 узел. Автономность плавания – 100 суток, экипаж – 90 человек.
    Имеет современный бесшумный атомный реактор нового поколения. Подлодка оснащена десятью торпедными аппаратами, крылатыми ракетами П-100 «Оникс», Х-35, ЗМ-54Э, ЗМ-54Э1, ЗМ-14Э. Несет стратегические крылатые ракеты Х-101 и может поражать цели в радиусе до 3000 километров. До 2020 года в России планируется построить еще шесть подлодок класса «Ясень».

    Во второй половине ХХ века на карте мира появилось 180 независимых государств, однако из этого дикого разнообразия стран и народов, мощный океанский флот имелся только у двух сверхдержав – Советского Союза и США. Например, никто, кроме нас и американцев, массово не строил ракетные крейсеры. Еще четыре европейские страны, ради поддержания былого статуса «морских держав», делали усилия по созданию собственных ракетных крейсеров, но все их попытки завершились постройкой единственного корабля с преимущественно американским вооружением и системами. «Корабли престижа», не более того.


    Пионерами в области создания ракетных крейсеров были американцы – уже к концу 40-х годов их военная промышленность создала первые боеспособные ЗРК, пригодные для установки на корабль. В дальнейшем судьба ракетных крейсеров ВМС США определялась исключительно эскортными функциями в составе авианосных группировок; американские крейсера никогда не рассчитывались на серьезный морской бой с надводными кораблями.

    Но особенно уважали ракетный крейсера в нашей стране: за время существования СССР на просторах Мирового океана появились десятки самых разных конструкций: тяжелые и легкие, надводные и подводные, с обычной или ядерной силовой установкой, существовали даже противолодочные крейсера и крейсера-авианосцы! Неслучайно ракетные крейсера превратились в главную ударную силу ВМФ СССР.

    В общем смысле, понятие «советский ракетный крейсер» подразумевало крупный многоцелевой надводный корабль с мощным противокорабельным ракетным комплексом.

    О семи лучших ракетных крейсерах – всего лишь краткий экскурс в морскую историю, связанный с развитием этого уникального класса боевых кораблей. Автор не считает себя вправе расставлять какие-либо конкретные оценки и создавать рейтинг «лучших из лучших». Нет, это будет всего лишь рассказ о самых выдающихся конструкциях эпохи Холодной войны с указанием их известных достоинств, недостатков и интересных фактов, связанных с этими машинами смерти. Впрочем, характер подачи материала поможет читателю самостоятельно определить, кто из этой «великолепной семерки» все-таки достоин высшего пьедестала.

    Ракетные крейсера типа «Олбани»

    1944/1962 гг. Полное водоизмещение 17 500 тонн. Экипаж 1200 человек.
    Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 9000 миль (на 15 уз.).
    Вооружение:
    - ЗРК большой дальности Talos (2 ПУ, боезапас 104 ракеты);
    - ЗРК малой дальности Tartar (2 ПУ, боезапас 84 зенитные ракеты);
    - противолодочный ракетный комплекс ASROC (боезапас 24 ракетоторпеды);
    - 8 межконтинентальных баллистических ракет «Полярис» (так и не были установлены);
    - два универсальных орудия калибра 127 мм.


    Три американских страшилища, перестроенные из тяжелых крейсеров Второй мировой. После первых успешных опытов с ракетным ВМС США решились на глобальную модернизацию артиллерийских крейсеров типа «Балтимор» - с кораблей демонтировали все вооружение, срезали надстройку и разворотили им внутренности. И вот, через 4 года, на морские просторы вышел невероятный «громила» с высоченной надстройкой и мачто-трубами, усеянными секретным радиоэлектронным оборудованием. О том, что этот корабль когда-то был тяжелым артиллерийским крейсером типа «Балтимор», напоминала лишь форма носовой оконечности.

    Несмотря на свой уродливый облик, «Олбанская серия» крейсеров представляла собой крутые боевые корабли, способные обеспечить в ближней зоне качественную противовоздушную оборону авианосных соединений (по меркам тех лет) - дальность огня ЗРК Talos составляла более 100 км, а две сотни ракет на борту позволяли продолжительное время отбиваться от авиации противника.

    Достоинства:

    15-сантиметровый броневой пояс, доставшийся в наследство от тяжелого крейсера «Балтимор»,
    - 8 РЛС управления огнем,
    - большая высота установки радаров,

    Недостатки:
    - отсутствие ударного вооружения,
    - надстройки из алюминиевых сплавов,
    - архаичная, в целом, конструкция.



    Тяжелый артиллерийский крейсер типа "Балтимор" - вот так выглядели "Олбанские крейсера" до модернизации


    Ракетные крейсера типа «Белкнап»

    1964 г. Полное водоизмещение 8 000 тонн. Экипаж 380 человек.
    Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 7000 миль (на 20 уз.).
    Вооружение:
    - универсальная пусковая установка Мk.10 (80 зенитных и противолодочных ракет);
    - автоматизированная артиллерийская установка Mk.42 калибра 127 мм;
    - 3 беспилотных противолодочных вертолета DASH (впоследствии заменены на обычный вертолет SH-2 «Си Спрайт»);
    - два вспомогательных орудия калибра 76 мм (впоследствии заменены на зенитные автоматы «Фаланкс»);
    - 8 противокорабельных ракет «Гарпун» (добавлены после модернизации в начале 1980-х).


    Серия из 9 легких эскортных крейсеров, на которых возлагались большие надежды – уже при рождении крейсера типа «Белкнап» получили универсальный комплекс морского оружия, в том числе оригинальную компьютеризированную БИУС, беспилотные вертолеты и новую подкилевую гидроакустическую станцию AN/SQS-26, будто бы способную услышать винты советских лодок за десятки миль от борта корабля.

    В чем-то корабль себя оправдал, в чем-то нет, например, дерзкий проект беспилотного вертолета DASH оказался малопригоден для реального применения в открытом море – слишком несовершенны были системы управления. Пришлось расширять ангар и вертолетную площадку под базирование полноценного противолодочного вертолета.
    Примечательно, что после недолгого исчезновения, на корабль вновь вернулись орудия калибра 127 мм – полностью отказываться от артиллерии американские моряки так и не решились.

    В 60…70-е годы крейсера этого типа регулярно патрулировали у побережья Вьетнама, обстреливая зенитными ракетами северовьетнамские МиГи, неосторожно залетевшие в зону поражения крейсеров. Но прославился «Белкнап» отнюдь не ратными подвигами – в 1975 году головной корабль этого типа был раздавлен в Средиземном море авианосцем «Джон Кеннеди».

    Крейсеру дорого обошлась его навигационная ошибка – полетная палуба авианосца буквально «срезала» все надстройки, а сверху на искореженные останки корабля обрушился керосиновый ливень из разорванных топливных магистралей авианосца. Последовавший затем восьмичасовой пожар полностью уничтожил крейсер. Восстановление «Белкнапа» было чисто политическим решением, иначе столь глупая гибель корабля могла подорвать престиж ВМС США.

    Достоинства «Белкнапа»:
    - компьютеризированная боевая информационно-управляющая система NTDS;
    - наличие на борту вертолета;
    - малые размеры и стоимость.

    Недостатки:
    - единственная пусковая установка, выход из строя которой оставлял корабль по существу безоружным;
    - пожароопасные алюминиевые надстройки;
    - отсутствие ударного вооружения (что, впрочем, продиктовано назначением крейсера).



    Сгоревший "Белкнап"

    Ракетные крейсера проекта 58 (шифр «Грозный»)

    1962 г. Полное водоизмещение 5 500 тонн. Экипаж 340 человек.
    Полный ход – 34 узла. Дальность плавания – 3500 миль (на 18 уз.).
    Вооружение:
    - противокорабельный комплекс П-35 (2 ПУ, боезапас 16 ПКР);
    - ЗРК малой дальности М-1 «Волна» (16 зенитных ракет);
    - два автоматических спаренных орудия калибра 76 мм;
    - 6 торпед калибра 533 мм;
    - 2 х 12 реактивные пусковые установки РБУ-6000;
    - вертолетная площадка


    Любимый корабль Никиты Хрущева. Маленький советский крейсер с колоссальной для своих размеров ударной мощью. Первый в мире боевой корабль, оснащенный противокорабельными ракетами.
    Даже невооруженным взглядом заметно, насколько малыш был перегружен оружием – согласно планам тех лет, «Грозному» предстояло практически в одиночку нести вахты в дальних широтах Мирового океана. Мало ли какие задачи могут возникнуть перед советским крейсером – «Грозный» должен быть готов ко всему!

    В результате на борту корабля появился универсальный комплекс оружия, способный бороться с любыми воздушными, надводными и подводными целями. Очень высокая скорость хода – 34 узла (более 60 км/ч), универсальная артиллерия, оборудование для приема вертолета…
    Но особенно впечатлял противокорабельный комплекс П-35 – восемь четырехтонных болванок, способных в любой момент сорваться с направляющих и унестись за горизонт на сверхзвуковой скорости (дальность стрельбы – до 250 км).

    Несмотря на сомнения в возможностях дальнего целеуказания для П-35, мощное радиоэлектронное противодействие и зенитный огонь со стороны американских АУГ, крейсер представлял смертельную угрозу для любой эскадры противника – одна из четырех ракет каждой пусковой установки была с мегатонным «сюрпризом».

    Достоинства:
    - исключительно высокое насыщение огневыми средствами;
    - великолепный дизайн.

    Недостатки:
    Большинство недостатков «Грозного» было так или иначе связано с желанием конструкторов разместить максимум оружия и систем в ограниченном корпусе эсминца.
    - малая дальность плавания;
    - слабая ПВО;
    - несовершенные системы управления оружием;
    - пожароопасная конструкция: алюминиевая надстройка и синтетическая отделка внутренних помещений.


    Морская мощь СССР

    Ракетный крейсер «Лонг Бич»

    1961 г. Полное водоизмещение 17 000 тонн. Экипаж 1160 человек.
    Полный ход – 30 узлов. Дальность плавания – 360 000 миль.
    Вооружение:
    - ЗРК средней дальности Terrier (2 ПУ, боезапас 102 ракеты)
    - ЗРК большой дальности Talos (1 ПУ, боезапас 52 ракеты)
    - противолодочный ракетный комплекс АSRОС (боезапас 24 ракетоторпеды)
    - два универсальных орудия калибра 127 мм;
    - два зенитных автомата «Фаланкс», 8 ПКР «Гарпун», 8 КР «Томагавк» (модернизация в начале 1980-х).


    Первый в мире атомный крейсер, несомненно, достоин упоминания в списке лучших кораблей ХХ века. По совместительству, «Лонг Бич» стал первым в мире ракетным крейсером специализированной постройки – все предшествующие конструкции (ракетные крейсера типа «Бостон» и т.д.) были всего лишь импровизацией на базе артиллерийских крейсеров Второй мировой.

    Корабль получился шикарный. Три ракетных системы различного назначения. Необычная «коробчатая» форма главной надстройки, продиктованная установкой фазированных радаров SCANFAR, тоже уникальных радиотехнических систем своего времени. Наконец, ядерное сердце крейсера, позволявшее повсюду сопровождать атомный авианосец «Энтерпрайз», для взаимодействия с которым и создавалось это чудо.

    Однако за все это было заплачена невероятная цена – 330 миллионов долларов (около 5 млрд. по нынешнему курсу!), кроме того, несовершенство ядерных технологий не позволило в 50-е годы создать компактную ЯСУ необходимой мощности – крейсер стремительно «разрастался» в размерах, достигнув, наконец, 17 тысяч тонн. Слишком много для корабля сопровождения!
    Вдобавок выяснилось, что «Лонг Бич» не имеет возможности реализовать свое преимущество на практике. Во-первых, автономность корабля ограничена не только запасами топлива. Во-вторых, в свите авианосца находилось множество кораблей с обычными силовыми установками, что затрудняло быстрое движение атомного крейсера.


    «Лонг Бич» честно прослужил 33 года. За это время он оставил за кормой миллион морских миль, успев при этом повоевать во Вьетнаме и Ираке. Ввиду своей исключительной сложности и стоимости, он так и остался одиноким «белым слоном» флота, однако, оказал немалое влияние на развитие мирового кораблестроения (в том числе на рождение нашего следующего «героя»).

    Достоинства «Лонг Бич»:
    - неограниченная автономность по запасам топлива;
    - радары с ФАР;
    - универсальность.

    Недостатки:
    - чудовищная стоимость;
    - меньшая живучесть по сравнению с обычными крейсерами.

    Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144.2 (шифр «Орлан»)

    1998 г. Полное водоизмещение 26 000 тонн. Экипаж 635 человек.
    Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – не ограничена запасами топлива.
    Вооружение:
    - противокорабельный комплекс «Гранит» (20 ПУ, боезапас 20 ракет);
    - ЗРК большой дальности С-300Ф «Форт» (6 ПУ, боезапас 48 ракет);
    - ЗРК большой дальности С-300ФМ «Форт-М» (6 ПУ, боезапас 46 ракет);
    - ЗРК малой дальности «Кинжал» (12 ПУ, боезапас 128 ракет);
    - противолодочный комплекс «Водопад» (боезапас 20 ракетоторпед);

    - 6 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик»;
    - три реактивных бомбомета;
    - три вертолета.


    Для сравнения был выбран ТАВКР «Петр Великий» - последний и самый совершенный из тяжелых атомных ракетных крейсеров типа «Орлан». Настоящий Имперский крейсер с потрясающим набором оружия – на его борту собран весь спектр систем, стоящих на вооружении ВМФ России.

    Теоретически, в бою один на один, «Орлану» нет равных среди всех кораблей мира – огромный океанский киллер сможет разобраться с любым противником. На практике ситуация выглядит гораздо интереснее – тот противник, против которого создавались «Орланы», по одиночке не ходит. Что ожидает «Орлан» в реальном бою с авианосцем и его эскортом из пяти ракетных крейсеров? Славные Гангут, Чесма или страшный Цусимский погром? Никто не знает ответ на этот вопрос.

    Появление первого «Орлана» в 1980 году немало взбудоражило весь мир – помимо циклопических размеров и богатырской стати, советский тяжелый крейсер стал первым в мире боевым кораблем с подпалубными системами вертикального запуска. Немало страхов вызвал зенитный комплекс С-300Ф – ничего подобного в то время просто не существовало ни в одной стране мира.

    По факту, первым кораблем с установленным экспериментальным комплексом С-300Ф был БПК «Азов». Кроме того, направляющие С-300Ф установлены не совсем вертикально, а под углом 5° к нормали во избежание падения ракеты на палубу при отказе стартового двигателя.

    Как и в случае с американским «Лонг Бич», при обсуждении «Орлана» часто звучит мнение об адекватности создания такого Чуда. Во-первых, для уничтожения АУГ привлекательнее выглядят атомные подводные ракетоносцы пр. 949А. Скрытность и защищенность субмарины больше на порядок, стоимость меньше, при этом залп 949А – 24 ракеты «Гранит».

    Во-вторых, 26 тыс. тонн водоизмещения – прямое следствие наличия ядерных реакторов, которые не дают никаких реальных преимуществ, лишь зря занимая пространство, усложняя обслуживание и ухудшая живучесть корабля в бою. Можно предположить, что без ЯСУ водоизмещение «Орлана» уменьшилось бы наполовину.
    Кстати, парадоксальное совпадение, белоголовый орлан – национальная эмблема США!


    Ракетный крейсер типа «Тикондерога»

    1986 г. Полное водоизмещение 10 000 тонн. Экипаж 390 человек.
    Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 6000 (на 20 уз.).
    Вооружение:
    - 122 вертикальные пусковые установки Mk.41 (запуск практически всех типов ракет, стоящих на вооружении ВМС США, за исключением баллистических ракет подводного базирования);
    - 8 противокорабельных ракет «Гарпун»;
    - две облегченные универсальные артиллерийские системы Mk.45 калибра 127 мм;
    - шесть противолодочных торпед калибра 324 мм;
    - два зенитных автомата «Фаланкс»;
    - две автоматические пушки «Бушмастер» калибра 25 мм.


    «Stand by admiral Gorshkov: “Aegis” - at sea!» - «Берегись адмирал Горшков: Иджис - в море!» - именно с таким сообщением вышла в море первая «Тикондерога» - неказистый снаружи корабль, с современнейшей электронной начинкой.
    Для сравнения был выбран крейсер CG-52 «Банкер Хилл» - головной корабль второй серии «Тикондерог», оснащенных УВП Mk.41.

    Продуманный до мелочей современный корабль с уникальными системами управления огнем. Крейсер по-прежнему ориентирован на обеспечение противовоздушной и противолодочной обороны авианосных соединений, однако может самостоятельно наносить массированные удары по берегу с помощью крылатых ракет «Томагавк», количество которых на борту может достигать сотни единиц.

    Изюминка крейсера – боевая информационно-управляющая система «Иджис». Вкупе с неподвижными фазированными полотнищами радара AN/SPY-1 и 4 радарами управления огнем, компьютеры корабля способны одновременно отслеживать до 1000 воздушных, надводных, и подводных целей, при этом проводить их автоматическую селекцию и, в случае необходимости, атаковать 18 наиболее опасных объектов. При этом энергетические возможности AN/SPY-1 таковы, что крейсер способен обнаруживать и атаковать даже точечные быстродвижущиеся цели на низкой околоземной орбите.

    Достоинства «Тикондероги»:
    - невиданная прежде универсальность при минимальных затратах;
    - огромная ударная мощь;
    - возможность решения задач ПРО и уничтожения спутников на низких орбитах;

    Недостатки «Тикондероги»:
    - ограниченные размеры, и, как следствие, опасная перегруженность корабля;
    - широкое применение алюминия в конструкции крейсера.


    Ракетный крейсер пр. 1164 (шифр «Атлант»)

    1983 г. Полное водоизмещение 11 500 тонн. Экипаж 510 человек.
    Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 6000 (на 18 уз.).
    Вооружение:
    - противокорабельный ракетный комплекс П-1000 «Вулкан» (8 спаренных ПУ, боезапас 16 ракет);
    - зенитный ракетный комплекс С-300Ф «Форт» (8 барабанных ПУ, боезапас 64 ракеты);
    - два зенитных ракетных комплекса малой дальности «Оса-МА» (2 балочных ПУ, боезапас 40 ракет);
    - противолодочный комплекс «Водопад» (боезапас 10 ракетоторпед);
    - одна спаренная автоматизированная артиллерийская установка калибра 130 мм;
    - три батареи автоматических зениток АК-630 (всего 6 орудий + 3 РЛС управления огнем);
    - два реактивных бомбомета;
    - противолодочный вертолет и ангар для его длительного хранения.


    При в 2,25 раза меньшем водоизмещении, чем огромный атомный «Орлан», крейсер «Атлант» сохраняет 80% его ударной мощи и до 65% его зенитного вооружения. Другими словами, вместо постройки одного суперкрейсера «Орлан», можно построить два «Атланта»!
    Два ракетных крейсера «Атлант», это, между прочим, 32 сверхзвуковые ПКР «Вулкан» и 128 зенитных ракет С-300Ф. А также 2 вертолетные площадки, 2 артиллерийские установки АК-130, два радара «Фрегат» и две гидроакустические станции. И это все вместо одного «Орлана»! Т.е. напрашивается очевидный вывод – ракетный крейсер пр. 1164 и есть та самая «золотая середина» между размерами, стоимостью и боевыми возможностями корабля.

    Даже несмотря на общее моральное и физическое устаревание этих крейсеров, заложенный в них потенциал настолько высок, что позволяет «Атлантам» до сих пор действовать на равных с самыми современными зарубежными ракетными крейсерами и эсминцами УРО.
    Например, не имеющий аналогов комплекс С-300Ф – даже современные зенитные ракеты ВМС США, ввиду ограниченных размеров стандартных ячеек УВП Mk.41, уступают по энергетическим характеристикам ракетам комплекса «Форт» (проще говоря – они вдвое легче и вдвое медленнее).

    Что ж, остается пожелать, чтобы легендарный «оскал социализма» как можно чаще модернизировался и как можно дольше оставался на боевой службе.

    Достоинства «Атланта»:
    - сбалансированная конструкция;
    - отличная мореходность;
    - ракетные комплекс С-300Ф и П-1000.

    Недостатки:
    - единственная РЛС управления стрельбой комплекса С-300Ф;
    - отсутствие современных ЗРК самообороны;
    - чрезмерно сложная конструкция ГТУ.


    Мальтийский закат, ноябрь 1989 г. Видна корма крейсера "Слава", на переднем плане - носовая оконеченность крейсера "Белкнап"