Войти
Особенности ведения бизнеса в России
  • Презентация к уроку русского языка "безударные падежные окончания имен существительных"
  • Календарно-сетевое планирование, учет выполнения и анализ инвестиционно-строительных проектов с помощью MS Project и PlanBridge
  • Основы селекции. Методы селекции. Реферат: Методы селекции Какие два основных метода выделяют в селекции
  • Регистр лекарственных средств (РЛС) Устранение пассивных помех
  • Общие правила подготовки макетов для типографии Технические требования, предъявляемые к макетам
  • Как делать выводы Образец заключения в реферате
  • Этапы тендера. Участие в тендерах: пошаговая инструкция, необходимые документы, условия

    Этапы тендера. Участие в тендерах: пошаговая инструкция, необходимые документы, условия

    Основным способом конкурентных закупок является открытый конкурс (торги, тендер), в котором может принять участие любой правомочный поставщик, откликнувшийся на извещение о проведении конкурса, распространенное заказчиком.

    Открытый конкурс - способ выдачи заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

    Извещение обычно публикуется в специализированных изданиях (в т.ч. и электронных), часто - на интернет-сайте заказчика, иногда - в ведущих газетах и журналах, а также других средствах массовой информации.

    Решение о проведении торгов (тендеров) принимается заказчиком при наличии достаточных инвестиций для осуществления строительства или документально подтвержденных финансовых гарантий по своевременному получению необходимых для выполнения заказа средств.

    Заказ на строительство может размешаться путем проведения торгов (тендеров) на выполнение проекта в целом, а по значительному объему работ - на сооружение комплексов, выполнение очередности, этапов строительства, определенных проектной документацией.

    Не разрешается деление заказа на части в целях искусственного уменьшения стоимости заказа и избежание проведения торгов (тендеров).

    Все требования к закупаемой продукции и квалификации поставщиков, а также критерии выбора победителя и процедура проведения конкурса детально прописываются в конкурсной документации, которая распространяется либо бесплатно, либо за плату, не превышающую расходов организатора конкурса на ее тиражирование и рассылку.

    Проведение торгов (тендеров) организовывает заказчик, который не должен совершать дискриминационных действий относительно подрядчиков и претендентов.

    К участию в торгах (тендерах) не допускаются подрядчики или их участие в торгах (тендерах) может быть прекращено в случае, если они:

    • · признаны банкротами или в отношении их возбуждено дело о банкротстве;
    • · находятся в стадии ликвидации, прекратили свою хозяйственную деятельность, не имеют лицензии на выполнение соответствующих работ в России;
    • · представили необъективную информацию о своей профессиональной готовности выполнить заказ, а также о наличии производственных мощностей, финансовой надежности.

    Тендерные процедуры не применяются в случае, если:

    • · заказ не мог быть предусмотрен заранее и требует быстрого выполнения.
    • · заказ составляет государственную тайну или связан с интересами национальной обороны и национальной безопасности,
    • · объекты строятся хозяйственным способом,
    • · международным договором России установлены другие правила, отличные от предусмотренных Положением,
    • · строительство осуществляется по соглашениям относительно иностранных кредитов, которые предоставляются под гарантии Кабинета Министров России международными финансовыми организациями, иностранными финансово-кредитными учреждениями, требующими применения специальных тендерных процедур,
    • · иное предусмотрено актам и законодательства.

    Организационная работа заказчика.

    Подготовку и проведения торгов (тендеров) обеспечивает заказчик или по его поручению организатор, которые формируют тендерный комитет (временный или действующий на постоянной основе), в состав которого входят представители заказчика, министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, исполнительных органов советов, проектных и общественных организаций и др.

    Состав тендерного комитета утверждается заказчиком. Председателем тендерного комитета является руководитель предприятия, учреждения организации - заказчика торгов (тендеров) или другое должностное лицо, которое им назначается.

    Заказчик или организатор осуществляют:

    • - публикацию объявления о проведении торгов (тендеров) или направление приглашений подрядчикам;
    • - принятие и регистрацию заявок подрядчиков на участие в торгах (тендерах);
    • - разработка документации по предварительной квалификации претендентов и направление ее претендентам;
    • - подготовку тендерной документации и направление ее претендентам;
    • - организацию посещения претендентами строительной площадки;
    • - предоставление разъяснений на вопросы претендентов по поводу уточнения информации, содержащейся в тендерной документации;
    • - внесение дополнений и изменений в тендерную документацию и информирование о них всех претендентов.

    На тендерный комитет возлагается:

    • - проведение предварительной квалификации претендентов принятие, регистрация и хранение тендерных предложений (оферт) претендентов;
    • - вскрытие тендерных предложений (оферт) и их объявление, уточнение с претендентами, в случае необходимости, отдельных вопросов относительно тендерных предложений;
    • - оценка тендерных предложений (оферт) и принятие решении по результатам оценки;
    • - определение победителя торгов (тендеров);
    • - документальное оформление информации по процедуре и результатам проведения торгов (тендеров) подготовка отчета о проведении торгов (тендеров);

    Решения тендерного комитета принимаются на закрытых заседаниях в присутствии не менее двух третей его состава открытым голосованием простым большинством голосов. В случае равного распределения голосов голос председателя тендерного комитета является решающим.

    Решения тендерного комитета оформляются протоколом, который подписывается всеми членами тендерного комитета, принявшими участие в голосовании.

    Заказчик контролирует ход работы, связанной с проведением торгов (тендеров), решает важнейшие вопросы, возникающие в ее процессе, утверждает протоколы заседаний тендерного комитета, тендерную документацию, результаты торгов (тендеров), рассматривает жалобы от претендентов, окончательно согласовывает условия контракта с победителем торгов (тендеров) и подписывает с ним контракт.

    Заказчик может на любой стадии проведения торгов (тендеров) до заключения контракта, если это было предусмотрено тендерной документацией, прекратить торги (тендеры), уведомив об этом в трехдневный срок всех претендентов с обоснованием своего решения Заказчик не несет при этом ответственности перед претендентами за такое решение.

    Объявление о торгах (тендерах).

    Согласно статье Статья 448. Гражданского кодекса РФ извещение об открытых торгах (тендерах) или приглашение к закрытым торгам (тендерам) и конкурентным переговорам должно содержать информацию о:

    • - адресе, сроках условиях и других сведениях по поучению тендерных документов;
    • - предмете и порядке проведения конкурса;
    • - начальной цене;
    • - Названии, адресе, телефонах заказчика или организатора и тендерного комитета;
    • - названии и описании заказа;
    • - источнике финансирования заказа;
    • - способе проведения торгов (тендеров);
    • - желаемом или предельном сроке выполнения заказа;
    • - сроках и месте представления документов для предварительной квалификации претендентов;
    • - возможности уточнения информации, необходимой для подготовки документов в целях проведения предварительной квалификации претендентов;
    • - сроках, адресе и способе представления тендерных предложений (оферт);
    • - оформлении участия в конкурсе;
    • - определении победителя;
    • - сроках заключения договора с победителем.

    Объявление об открытых торгах (тендерах) и приглашение подрядчиков к участию в закрытых торгах (тендерах) или конкурентных переговорах дается заказчиком или организатором при условии готовности тендерной документации

    Объявление об открытых торгах (тендерах) обязательно публикуется заказчиком в газетах, других официальных периодических изданиях и в иностранной прессе, в частности в технических журналах, которые распространяются по международным каталогам. В случае необходимости заказчик может сделать объявление об их проведении по радио или телевидению.

    Приглашения к участию в закрытых торгах (тендерах) и конкурентных переговорах направляются подрядчикам, которые способны выполнить заказ. Участие в таких торгах и переговорах без приглашений невозможно.

    Заказчик не позднее трех дней после публикации объявлений о торгах (тендерах) или отправления приглашений подрядчикам к участию в закрытых торгах (тендерах) и конкурентных переговорах направляет их копии органу, который обеспечивает финансирование заказа.

    Публикация объявления об открытых торгах (тендерах) или отправление приглашений подрядчикам к участию в закрытых торгах (тендерах) должны осуществляться за 1-6 месяцев до окончания срока представления и регистрации тендерных предложений в зависимости от сложности заказа и времени, необходимого для предварительной квалификации претендентов и подготовки тендерных предложении.

    В случае необходимости заказчиком может быть принято решение о других сроках представления и регистрации тендерных предложений.

    Объявление об открытых торгах (тендерах) или приглашение к закрытым торгам (тендерам) и конкурентным переговорам должно содержать информацию о:

    Если заказчик предполагает возможность отмены конкурса, об этом надо четко прописать в извещении, так как в противном случае, при отмене конкурса менее чем за 30 дней до его проведения, организатор открытых торгов обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Едва ли кто из поставщиков решит воспользоваться этим правом, но лучше данную ситуацию предупредить.

    Предварительный квалификационный отбор.

    Процесс оценки конкурсных заявок весьма длителен и трудоемок. Если заявок поступило достаточно много (больше 7-10), расходы заказчика на анализ предложений значительно возрастают, а общее время оценки увеличивается. Кроме того, низко квалифицированный поставщик, сделавший формально лучшее предложение, зачастую объективно не в состоянии выполнить условия договора на должном уровне.

    Поэтому иногда целесообразно провести оценку поставщиков еще до этапа подготовки конкурсных предложений, с тем чтобы, в конечном счете, в конкурсе участвовали предложения только квалифицированных поставщиков. Для этого в процедуру открытого конкурса включают этап предварительного квалификационного отбора (предквалификацию).

    Предварительный квалификационный отбор выгоден и для участников конкурса - те из них, которые не соответствуют требованиям заказчика, сберегут силы и деньги, которые ушли бы на покупку конкурсной документации, подготовку конкурсных заявок и предоставление обеспечения.

    Чаще всего эта процедура используется при проведении конкурсов по строительству крупных объектов, сложным консультационным проектам, поставкам специального оборудования.

    В некоторых случаях квалификационный отбор проводится как отдельная процедура, для того, чтобы сформировать список (реестр) квалифицированных поставщиков, с которыми заказчик будет иметь дело при дальнейших закупках.

    Прежде чем оценивать квалификацию поставщиков, необходимо убедиться, что все они правомочны (т.е. имеют право осуществлять поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг), так как в противном случае оценка квалификации таких поставщиков будет пустой тратой времени заказчика.

    В то же время, при оценке квалификации поставщика важно правильно установить перечень требований к квалификации и квалификационный порог по ним, излишне не завышая, но и не занижая требования. Иначе можно получить либо очень короткий, а то и пустой, список потенциальных контрагентов, либо, наоборот, невероятно длинный, делающий процедуру квалификационного отбора бессмысленной.

    Информация, которая представляется претендентами для предварительной квалификационной оценки, должна содержать:

    • - копии документов, удостоверяющих юридический статус место регистрации организации, копию лицензии,
    • - справку о ежегодных объемах выполненных строительно-монтажных работ за последние три года в стоимостном отражении,
    • - справку об опыте выполнения за последние три года аналогичных заказов с указанием заказчиков, для которых они выполнялись, и их реквизитов,
    • - перечень основных строительных материалов, которые предусматривается использовать для выполнения заказа с указанием их производителя,
    • - сведения о квалификации и опыте специалистов, которые будут принимать участие в выполнении заказа,
    • - отчет о финансово-имущественном положении, финансовых результатах и балансе предприятия (претендента),
    • - сведения об арбитражных делах за последние три года,
    • - предложения по привлечению субподрядчиков .

    В случае необходимости от подрядчиков может требоваться другая информация, за исключением составляющей коммерческую тайну.

    Во время проведения квалификационной оценки претендентов необходимо учитывать их соответствие следующим минимальным требованиям:

    • - среднегодовой объем работ, который они выполняли ранее, должен быть не меньше предусматриваемого заказом,
    • - иметь опыт работы генерального подрядчика не менее чем на двух объектах, подобных по характеру и сложности предусматриваемому заказом,
    • - иметь в своем владении или гарантировать возможность приобретения либо выполнения (купля, аренда лизинг и др.) необходимых для выполнения работ машин и механизмов,
    • - владеть достаточными для выполнения заказа оборотными средствами или иметь документально подтвержденные гарантии банка о возможности получения кредита.

    Претендентам, которые не прошли предварительной квалификации, сообщается об этом письменно с соответствующим обоснованием в течение трех дней после принятия решения. Они могут ознакомиться с официальным отчетом о проведении предварительной квалификации, но не имеют права требовать от заказчика доказательств или пояснений относительно мотивов принятия решения.

    Тендерное обеспечение.

    Тендерное обеспечение предоставляется претендентом тендерному комитету и подтверждает серьезность его намерений принять участие в торгах (тендерах).

    Размер тендерного обеспечения устанавливается заказчиком в объеме не более одного процента ожидаемой (расчетной) цены заказа.

    Заказчик имеет право принять решение о проведении торгов (тендеров) без предоставления претендентами тендерного обеспечения.

    Заказчик должен указать в тендерной документации способ предоставления тендерного обеспечения (в виде заверенного чека, векселя, гарантии банка, государственных облигаций и др.). Предоставление тендерного обеспечения в другой форме или другой организацией претендент должен согласовывать с заказчиком до представления своего тендерного предложения.

    Тендерное предложение, в составе которого не предоставлено предусмотренное тендерной документацией тендерное обеспечение, может не рассматриваться.

    Заказчик возвращает претендентам их тендерное обеспечение в течение 10 дней после принятия одного из указанных ниже решений:

    • · несоответствие претендента квалификационным требованиям,
    • · претендент не допущен или его участие в торгах (тендерах) прекращено,
    • · претендент не признан победителем торгов (тендеров),
    • · о досрочном прекращении торгов (тендеров).

    Тендерное обеспечение победителя торга (тендера) зачисляется посте подписания контракта в счет гарантии выполнения контрактных обязательств, если представление такой гарантии предусмотрено тендерной документации, или в счет обеспечения имущественной ответственности за невыполнение условий контракта.

    Тендерное обеспечение не возвращается претенденту в случае:

    • - изменения им тендерного предложения или его отзыва после окончания срока его представления,
    • - отказа его как победителя торгов (тендеров) от заключения контракта по выполнению заказа на условиях, предусмотренных тендерной документацией, или от предоставления гарантии выполнения контракта, если ее предоставление было предусмотрено проектом контракта,
    • - несогласия претендента с исправлением заказчиком арифметических ошибок, выявленных во время проверки его тендерного предложения.

    Разработка альтернативных предложений.

    Альтернативные предложения могут разрабатываться претендентом одновременно с тендерным предложением, разработанным в соответствии с условиями тендерной документации, если это предусмотрено инструкцией для претендентов. Представленные без основного тендерного предложения или не предусмотренные условиями конкурса альтернативные предложения не рассматриваются.

    Альтернативные предложения могут предусматривать изменения в проектной документации, и для их оценки должна быть представлена вся необходимая информация (расчеты конструкций, чертежи обоснования новых технологий, способов выполнения работ перечень работ и расценки по их выполнению и др.).

    Подготовка конкурсных заявок.

    Подготовка конкурсной заявки начинается поставщиком в момент получения

    конкурсной документации (хотя предварительная работа, такая как анализ возможных конкурентов, получение неофициальной информации и т.д. должна начинаться ранее). Этот этап является ключевым в работе поставщика.

    Организатор конкурса может устанавливать плату за конкурсную документацию или требовать взноса в различной форме для участия в конкурсе. торги тендер поставщик сметный

    В результате на этапе получения конкурсной документации, у некоторых поставщиков возникают затруднения. Во-первых, документация, как правило, приобретается за безналичный расчет. Соответственно требуется время на внутреннее согласование в фирме(руководство, финансовый отдел и т.д.), совершение платежа, поступление денег на счет организатора торгов. Тем самым теряется несколько дней из срока, отведенного на подготовку конкурсного предложения, часто и без того весьма ограниченного.

    Во-вторых, особенно когда речь идет о сложных закупках, над подготовкой конкурсного предложения работает несколько специалистов. Соответственно необходимо иметь достаточное число копий документации. В большинстве конкурсов от участников требуется предоставление обеспечения конкурсного предложения (обычно в виде банковской гарантии). Его размер обычно не превышает 3% от предполагаемой цены контракта. В конкурсной документации должны быть указаны критерии отбора победителя. Это делается далеко не всегда, но отсутствие полной информации по этому вопросу может рассматриваться как косвенное свидетельство недобросовестности организатора и необъективности конкурса.

    Стоит особо отметить, что выбор поставщика далеко не всегда осуществляется исходя из лучшей цены заявки, особенно когда речь идет о закупке консультационных услуг. Значение при оценке предложений могут иметь также расходы заказчика на эксплуатацию, сопровождение, техническое обслуживание и ремонт продукции, сроки доставки товаров, завершения работ или предоставления услуг, функциональные характеристики продукции, графики поставок и платежей и т.д.

    Требования заказчика поставщику игнорировать нельзя, однако их можно обсудить, направив запрос организатору конкурса. Вполне может быть, что то или иное требование попало в конкурсную документацию по недосмотру. Подобная дискуссия должна документироваться - вопросы направляются в письменном виде, а решения заказчика изменить условия конкурса и конкурсную документацию оформляются путем издания дополнений к ней.

    Конкурсная заявка поставщика должна оформляться в полном соответствии с требованиями конкурсной документации, причем следует уделить должное внимание всем формальным требованиям - парафированию и подписанию листов предложения лицом, имеющим право подписи (причем это право должно быть подтверждено соответствующим документом, таким как устав или доверенность), постановке во всех требуемых местах печати, маркировке конвертов с заявкой и т. д.

    К сожалению, отклонение заявок по формальным признакам - явление не такое уж и редкое. Причины принятия подобных решений могут быть достаточно разнообразными: отсутствие подписи на некоторых документах, внесение изменений в формы конкурсных заявок и т.п.

    Все ответы на вопросы поставщиков, должны доводиться до сведения остальных участников конкурса (без указания авторства вопроса). Разумеется, это правило не касается вопросов, ответ на который содержится в конкурсной документации (это часто бывает, когда поставщик не счел нужным внимательно изучить ее требования).

    Допускается внесение организатором конкурса изменений в конкурсную документацию и продление срока подачи предложений. В этом случае все участники конкурса также должны быть извещены.

    Иногда в составе конкурсной заявки требуется представить оригинал и несколько копий предложения, необходимые для удобства работы членов оценочной комиссии. Причем речь идет о полной копии предложения, со всеми подписями и печатями, а не простой ксерокопии.

    Обеспечение конкурсной заявки.

    Проведение конкурса занимает достаточно много времени и требует немало иных ресурсов от заказчика, включая высокопрофессиональных специалистов. Если соблюдать все требования законодательства, то довольно затруднительно провести открытый конкурс менее чем за полтора - два месяца: только на подготовку конкурсных заявок Гражданский кодекс отводит не менее 30 дней. Не редко столько же или даже больше уходит на подготовку конкурсной документации и оценку предложений претендентов.

    Поэтому вполне обоснованным является желание заказчика подстраховаться от рисков, связанных со срывом этой процедуры, в первую очередь - от отказа победителем выполнить контракт на содержащихся в конкурсной документации и конкурсной заявке условиях Российское законодательство предусматривает в качестве основных способов обеспечения обязательств (ст. 329 ГК РФ):

    • - неустойку;
    • - залог;
    • - удержание имущества;
    • - поручительство;
    • - банковскую гарантию;
    • - задаток,

    а также разрешает использовать другие способы, предусмотренные как законом, так и договором.

    Оценка предложений.

    Ключевым элементов выбора контрагента является этап оценки конкурсных заявок.

    Согласно Гражданскому кодексу, победителем конкурса признается поставщик, который по заключению конкурсной комиссии, предложил лучшие условия. Поэтому в конкурсной документации должны содержаться требования к поставщикам, а также быть сформулировано, каким условиям должно соответствовать предложение победителя и каким образом это соответствие будет определяться комиссией.

    Организатор конкурса должен избегать общих формулировок, таких как "лучшее качество, лучшие условия поставки" и т. д., конкретизируя все критерии и указывая их значимость (весомость). При этом по возможности, следует исключать (минимизировать использование) трудно формализуемых (качественных) критериев. Это сравнительно легко сделать при закупках товаров, однако для работ и услуг - довольно проблематично, а иногда и невозможно.

    Критерии, используемые при выборе поставщика, и их веса зависят не только от предмета закупки, его ценовых и качественных характеристик. Важен учет также объемов и целей закупки.

    Следует не только выделить оцениваемые критерии, но и правильно выбрать методику оценки. Иногда разные методики, применяемые для оценки одних и тех же поставщиков, дают противоречащие друг другу рекомендации по определению победителя.

    Определение победителя торгов (тендеров).

    Победителем торгов (тендеров) признается претендент, который по оценке и сопоставлению тендерных предложений занял в списке первое место. В случае отказа этого претендента от заключения контракта победителем торгов (тендеров) считается претендент занявший следующее место.

    Если цены всех тендерных предложений превышают цену, ориентировочно определенную заказчиком, эти тендерные предложения могут быть отклонены, а торги (тендеры) признаны не определившими победителя.

    Решение о результатах торгов (тендеров) оформляется с протоколом и утверждается заказчиком по согласованию с органом, который обеспечивает финансирование заказа в срок, предусмотренный условиями торгов (тендеров), но не позднее чем через 45 календарных дней со дня вскрытия тендерных предложений.

    Сообщение об акцепте тендерного предложения победителя торгов (тендеров) должно быть направлено ему не более чем через 3 дня после утверждения решения о результатах торгов (тендеров).

    Победитель торгов (тендеров) после получения акцепта тендерного предложения предоставляет заказчику гарантии выполнения контрактных обязательств (если это предусмотрено инструкцией для претендентов) после чего стороны окончательно согласовывают и заключают контракт.

    Контракт, подписанный заказчиком, направляется победителю торгов (тендеров) в течение 10 календарных дней после акцепта его тендерного предложения. Победитель торгов (тендеров) обязан подписать контракт в течение 14 календарных дней посте его получения от заказчика. Неподписание контракта в указанным срок считается отказом от заключения контракта.

    После подписания контракта или определения торгов (тендеров) такими которые не определили победителя заказчик должен в течение не более 5 дней направить: претендентам которые приняли участие в торгах (тендерах) но не стати победителями - копию решения о результатах торгов (тендеров).

    Расходы на проведение торгов (тендеров).

    Расходы на организацию и проведение торгов (тендеров) осуществляются за счет средств заказчика и учитываются в стоимости строительства.

    Смета на организацию и проведение торгов (тендеров) составляется и утверждается заказчиком по согласованию с органом который обеспечивает финансирование заказа

    В случае если торги (тендеры) не состоялись или победитель не был определен и в дальнейшем заказчик отказался от осушествления строительства расходы заказчика на проведение торга (тендера) возмещаются предприятиями за счет основной деятельности, управлениями (отделами) капитального строительства местных органов исполнительной власти - за счет средств местного бюджета, дирекциями строящихся предприятии - за счет средств на строительство или других источников определенных органом создавшим казанную дирекцию.

    Расходы подрядчика на подготовку тендерного предложения относятся на его накладные расходы. Если по условию торгов от претендентов требуется разработка проектов планов других документов эта работа может быть оплачена заказчиком. Размер и условия оплаты этих работ определяются инструкцией для претендентов.

    Конфиденциальность информации.

    Если информация предусмотренная тендерной документацией или тендерным предложением претендента является конфиденциальной стороны письменно уведомляют об этом друг друга и несут ответственность за ее разглашение согласно законодательству.

    Проектные конструкторские и другие решения или расчеты вошедшие в состав тендерного предложения являются собственностью претендента и МОГУТ быть использованы заказчиком только для проведения торгов (тендеров) для которых они были представлены. Любое другое их использование возможно только по письменному разрешению претендента.

    Рассмотрение жалоб и споров.

    В случае нарушения процедур проведения торгов (тендеров) других условий претенденты имеют право подать жалобы заказчику в письменном форме.

    Не позднее 3 дней после получения жалобы заказчик должен уведомить всех претендентов о ее подаче и содержании, времени и месте рассмотрения.

    Во время рассмотрения жалобы любой претендент или государственный орган, заинтересованный в проведении торгов (тендеров), имеет право принять участие в рассмотрении жалобы Претендент, который подал жалобу, но не принимал участия в ее рассмотрении, лишается права на дальнейшее обращение к заказчику с требованиями относительно пересмотра своей жалобы.

    Заказчик может не рассматривать жалобу, если она была подана более чем через 15 календарных дней со дня наступления основания для жалобы.

    Заказчик должен приостановить проведение торгов (тендеров) при условии, что жалоба признана им как такая, которая имеет основания и в случае не приостановления торгов (тендеров) может нанести убытки претенденту.

    Общий срок приостановления торгов (тендеров) не может превышать 30 календарных дней.

    Приостановление заказчиком не применяется, если с учетом неотложных совместных интересов торги (тендеры) следует продолжать.

    Любое решение, принятое заказчиком в соответствии с этим пунктом, а также обоснование по поводу его принятия направляется претендентам, подавшим жалобу, в течение 5 календарных дней после принятия решения.

    Не могут быть обжалованы решения заказчика о:

    • - выборе способа проведения торгов (тендеров) и процедуры определения победителя,
    • - признании торгов (тендеров) несостоявшимися.

    Заказчик должен рассмотреть жалобу, принять решение и в течение 15 календарных дней уведомить о нем заявителя письменно с изложением мотивов и обоснований, на основе которых это решение принято.

    Если заказчик не принимает решение в указанный срок или претенденты, которые подали жалобу, не соглашаются с принятым решением, они имеют право обращаться в суд или арбитражный суд в соответствии с законодательством.

      Проведение тендеров - это процесс подбора поставщика товаров или услуг или подрядчика для выполнения работ. Как проводятся конкурсы на услуги или на закупку, каков его регламент и какие существуют нюансы будет рассмотрено в следующих главах.

      Понятие

      Тендер - это особая процедура, являющаяся своего рода соревнованием и подчиняющаяся определенным правилам. Данное понятие не отражено в российском законодательстве, однако данный процесс регулируется федеральными законами о закупках:

    • Федеральный закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 № 223-ФЗ ;
    • Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ .

    В этих законах содержатся основные понятия, связанные с проведением данных соревнований, а также описаны правила проведения для государственных и иных организаций.

    Виды

    Все тендеры делятся на несколько типов, в зависимости от применяемых критериев они могут быть государственными и для частных фирм. Торги для закупки в целях обеспечения государственных нужд проводятся на конкурсной основе или для единственного поставщика.

    Существуют следующие виды:

    • аукционы (открытый, закрытый, электронный);
    • конкурсы (открытый, закрытый);
    • запрос цен и запрос предложений.

    Помимо этого, торги бывают платными или бесплатными, одно- и многоэтапными.

    Закрытые тендеры проводятся только в определенных случаях, перечень которых содержит ст.84 Закона № 44--ФЗ.

    Подготовка

    Для того чтобы принять участие в тендере, и заказчику, и поставщику следует пройти через подготовительный этап.

    Для заказчика

    Поскольку заявка размещается в Единой информационной системе (ЕИС), после чего, в ряде случаев, она не может быть отозвана или изменена, заказчику следует определиться со следующими моментами:

    • какой именно товар (работа, услуга) требуется. Эта информация включает в себя наиболее точные характеристики, в том числе объем, единицы измерения и т.п.;
    • в каком порядке будет производится оплата товара (работы, услуги);
    • в какие сроки будет проводиться закупка товара (выполнена работа, оказана услуга);
    • каковы гарантии на товар (работы, услуги);
    • какие именно характеристики товара (работы, услуги) дают основание определить, что они идентичны тому, что было заказано.

    На основе этой информации формируется запрос, который затем размещается в ЕИС, однако до момента размещения такого запроса порядок проведения тендеров предусматривает осуществление еще ряда шагов.

    На подготовительном этапе руководитель организации издает приказ, регламентирующий участие в торге. После этого ответственным работникам поручается составление примерного контракта, который заключается с продавцом (поставщиком). Этот контракт включает в себя всю информацию, которая была приведена выше. Кроме того, необходимо будет составить техническое задание и предоставить обоснование цены контракта.

    Обязательный документ при проведении открытых тендеров – извещение о проведении аукциона/конкурса/ и о запросе цен (котировок)/предложений. Такое извещение также необходимо разработать на подготовительном этапе.

    Для поставщика

    Правила участия поставщика зависят от способа тендера, хотя в целом они схожи. Подготовительный этап, как правило, включает в себя сбор всех необходимых документов, а именно:

    • выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП или ее нотариальной копии (полученные не ранее, чем за 6 месяцев до момента их размещения в ЕИС);
    • документа, который подтверждает полномочия лица на осуществление деятельности по участию в тендере;
    • копий учредительных документов (если поставщик - юридическое лицо);
    • декларации о соответствии поставщика требованиям п.3-9 ст.31 Закона № 44-ФЗ ;
    • декларации о соответствии требованиям для участников, установленным в конкурсной документации;
    • декларации о принадлежности поставщика к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным НКО (в случае, если заказчик требует участия только этих организаций);
    • документов, которые подтверждают право поставщика на получение преимуществ при проведении торгов (согласно ст. 28 и 29 Закона № 44-ФЗ);
    • некоторых иных документов в особых случаях, предусмотренных уставом участника-юридического лица.

    Правила

    Следующий этап - размещение заказчиком извещения о проведении тендера в ЕИС. В этом извещении располагается вся информация, перечисленная в ст.49 Закона № 44-ФЗ .

    Поставщик, увидев в ЕИС извещение о проведении того или иного вида торгов, оставляет свою заявку, составленную в определенной форме. Такая заявка подается в письменном виде, в запечатанном непрозрачном конверте. Также она размещается в электронной базе ЕИС.

    В заявке участника содержится основная информация о его организации, подтвержденная документами, которые поставщику рекомендуется подготовить заранее. Кроме того, заявка должна содержать в себе предложение относительно объекта закупки, а также все необходимые подтверждающие документы, предусмотренные конкурсной документацией (включая документы, подтверждающие квалификацию поставщика, если они требуются).

    Поставщик обязан в качестве обеспечения своей заявки внести определенную сумму, которая подтверждается соответствующим документом (платежным поручением, банковской гарантией).

    Выбор победителя осуществляется после того, как все заявки, поступившие за указанное в извещении время, будут обработаны и учтены. При этом важно помнить, что поступающие в электронную систему предложения недоступны для заказчика до момента истечения срока тендера, а приходящие по почте заявки не вскрываются до этого же времени.

    Согласно регламенту проведения торгов, содержащемуся в ст.49 Закона № 44-ФЗ, извещение о тендере размещается в ЕИС не позднее чем за 20 дней до момента рассмотрения всех заявок.

    Определение победителя осуществляется по-разному для различных видов торгов. Так, например, в случае запроса котировок побеждает заявитель, предложивший самую низкую цену. Естественно, при этом все требования, указанные в заявке, должны быть соблюдены.

    Итогом любого тендера является вынесение Протокола рассмотрения и оценки заявок на участие, который также размещают в ЕИС.

    После того, как победитель определен, с ним в течение 20 дней заключается контракт на поставку товаров (выполнение работ, услуг).

    Особенности

    Проведение тендеров в России имеет некоторые особенности, о которых необходимо знать.

    10) Согласно ст.43 Закона № 44-ФЗ , поставщик, принимающий участие в торгах, может изменить либо отменить свою заявку, отправленную заказчику и размещенную в ЕИС. Сделать это нужно до истечения срока рассмотрения заявок, используя образец уведомления. Заказчик может изменить свою заявку не во всех случаях. Так, при проведении запроса котировок данное действие запрещено, однако заказчик имеет право вообще отменить проведение запроса котировок до тех пор, пока контракт с поставщиком не заключен.

    Проведение тендеров в российском законодательстве регламентировано подробно. Несмотря на это, такая процедура сложна и характеризуется определенными нюансами. Чтобы сделать всё правильно и не потратить свое время напрасно, стоит обращаться за помощью к опытным специалистам, которые помогут вам без ошибок оформить все необходимые документы для конкурса, аукциона, запроса цен или предложений. Наши опытные юристы всегда смогут помочь, заполните форму обратной связи или свяжитесь с нами по указанным телефонам.

    Какие виды тендеров существуют, в чём заключаются их особенности, как начинающим участвовать в них.

    Многие начинающие бизнесмены не имеют представления о том, как участвовать в тендерах. В связи с тем, что именно через тендеры реализуется немалая часть товаров и услуг в самых разных отраслях экономики, вопрос этот является актуальным и требует разъяснения. Что же необходимо знать новичкам об участии в тендерах, какого рода документация в этом случае понадобится, какие положительные и отрицательные моменты несёт подобная процедура.

    Виды тендеров

    Слово «тендер» в переводе на русский означает «предложение». Однако прежде чем приступить к перечислению существующих видов этих «предложений», необходимо уточнить некоторые детали. В законодательной базе нашей страны термин «тендер» отсутствует, вместо него употребляются термины «торги», «конкурс», «аукцион». Тем не менее слово прижилось в бизнес-кругах.

    Тендер - это мероприятие, во время которого на правах свободной конкуренции производится отбор исполнителей с целью закупки товаров, услуг или работ.

    Особенность всех видов такиендерных отборов заключается в том, что такие мероприятия способствуют заключению контракта на привлекательных для заказчика и исполнителя условиях.

    Таблица: законодательная база, регламентирующая процедуру участия в тендерах госзакупках и электронных торгах

    Наименование закона или кодекса Характеристика
    Гражданский кодекс РФ ГК РФ в ст. 448 регламентирует организацию и порядок проведения всех видов торгов (за исключением тех, в которых участвуют органы государственной и муниципальной власти).
    ФЗ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Данный закон регулирует организацию и проведение тендеров, в которых заказчиком являются органы государственной и муниципальной власти.
    ФЗ № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Регламентирует процедуру проведения тендеров для государственных корпораций и компаний, субъектов естественных монополий, государственных и муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений, хозяйственных и дочерних обществ, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%.

    Вид тендера зависит от следующих факторов:

    • от цели проведения (тендеры на продажу и тендеры на закупку);
    • от характера проводимой процедуры (конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок, конкурентные переговоры);
    • от формы проведения (открытые и закрытые тендеры);
    • от категории заказчика (государственные и коммерческие тендеры, закупки с определёнными юридическими лицами);
    • от вида используемой документации (конкурсы проводятся на бумаге и в электронной форме).

    Таблица: специфика проведения основных видов тендеров

    Виды тендеров Особенности проведения процедуры
    На продажу и на закупку Вид конкурса зависит от цели организатора, т. е. намерен он приобрести или же реализовать что-либо. Таким образом, участники подобной процедуры имеют противоположные намерения (одна сторона является продавцом, другая - покупателем).
    • конкурс одноэтапный и двухэтапный,
    • аукцион,
    • запрос предложений,
    • запрос котировок,
    • конкурентные переговоры
    Специфика данной классификации заключается в следующем:
    1. Конкурс. Проводится в том случае, когда подразумевается проведение сложных с технической или организационной точки зрения работ. Подразумевается, что в конкурсе примут участие исполнители с соответствующим случаю оборудованием и квалификацией. Если тендер проведён честно, его выигрывает та организация (или ИП), которая изъявит желание выполнить проект на высоком техническом уровне и по наиболее привлекательной для организатора цене.
    2. Двухэтапный конкурс организуется в том случае, если заказчик не в состоянии сразу определиться с некоторыми условиями проекта. Сначала (на стадии отбора) он отбирает наиболее интересные для себя предложения, затем (на второй стадии) определяет, чьи условия ему кажутся наиболее подходящими.
    3. Аукцион организуется в том случае, если для заказчика на первом плане стоит денежный фактор. Участники аукциона озвучивают свои условия, а побеждает тот из них, чьи условия или цена более приемлемы для организатора.
    4. При запросе котировок заказчик анализирует первые поступившие от участников тендера предложения. Победу одерживает та сторона, в чью пользу он сделает выбор.
    5. При запросе предложений заказчик анализирует поступившие предложения, оценивая не только финансовую составляющую, но и техническую.
    6. Конкурентные переговоры. К переговорам вправе приступить все лица, отвечающие выдвинутым требованиям. Данный вид тендера считается наиболее прозрачным. На переговорах обсуждаются все нюансы проекта, рассматриваются возможности каждого исполнителя.
    Открытые и закрытые Открытая форма даёт шанс принять участие всем заинтересованным. Если тендер закрытый, то приглашения отправляются лишь определённому числу участников.
    Основания для проведения закрытого тендера:
    • договор связан с коммерческой или государственной тайной;
    • круг участников мал в той сфере, в которой проводится тендер;
    • затраты на проведение открытого тендера не оправданы.

    Останавливая свой выбор в пользу одной из этих форм тендера, заказчик не должен идти вразрез с законодательными нормами.

    Государственные и коммерческие, закупки с определёнными юридическими лицами Особенности данной классификации заключаются в следующем:
    1. Государственные тендеры. Организатором таких тендеров является орган государственной власти или государственное учреждение. Закон строго регламентирует порядок проведения конкурса - от разработки условий участия до отбора претендентов на роль исполнителя. Кроме того, все действия организатора в данном случае подотчётны: он не может по собственному желанию изменять установленные правила, расширять список приобретаемых материальных ценностей и услуг.
    2. Закупки с определёнными юридическими лицами. К ним относятся государственные компании, корпорации, организации-монополисты, унитарные предприятия федерального и муниципального уровня, автономные учреждения и некоторые другие юрлица. В этом случае заказчик уже может самостоятельно устанавливать условия конкурса и определять форму его проведения (законом предусмотрены два варианта - аукцион и конкурс, но запрета на расширение списка в настоящее время не существует).
    3. Коммерческие тендеры. Это закупки, которые проводятся коммерческими организациями по своим правилам, не противоречащим ГК РФ и 135-ФЗ, и с использованием собственных средств. Правила проведения тендера, требования к лицам, желающим в них участвовать, алгоритм определения победителя и другие тонкости тендера в данном случае определяет сам заказчик, без участия государства. Кроме того, организатор коммерческого тендера имеет право не размещать в единой информационной системе объявление о подготовке к проведению мероприятия.
    Конкурсы в электронной форме или на бумажном носителе Независимо от того, в какой форме проводится тендер, организаторы вводят специальные методы контроля всех поступающих сведений (использование ЭЦП на электронной площадке и пр.). Условия участия в тендере как в электронной форме, так и при личном присутствии участника на мероприятии с бумажным пакетом документов, оглашаются самим заказчиком. Стоит иметь в виду, что они едины для каждого исполнителя.

    Каждый из перечисленных тендеров организуется по своим правилам. Определяющим фактором при выборе способа, каким будет установлен исполнитель, является воля заказчика.

    Победителями аукционов становятся компании, предлагающие наиболее низкую стоимость исполнения заказа

    Выгода от участия в тендерах

    Процедура участия в тендерах имеет свои особенности, каждый из видов такого конкурса - свои достоинства и недостатки.

    Преимущества участия в таких мероприятиях следующие:

    • подразумевается честная борьба между конкурентами, т. к. выбор исполнителя на конкурсной основе располагает к этому;
    • вероятность заключить рентабельный контракт;
    • возможность сделать имя организации более узнаваемым на рынке (следует учесть, что если организация участвует в интересных торгах, то её контактная информация останется у заказчика);
    • расширение сферы влияния и сотрудничества;
    • вероятность в дальнейшем получать госзаказы;
    • прозрачность открытых тендеров;
    • возможность принимать участие в мероприятии через электронные площадки.

    Стоит помнить, что для развития бизнеса важна не только победа в тендере. Само участие в процедуре может послужить для конкурсантов стимулом к дальнейшему развитию.

    Недостатки и подводные камни процедуры

    У любого явления и процесса есть свои недостатки, это касается и участия в тендерах.

    Так среди недостатков тендеров можно назвать следующие:

    1. Сложность процедуры (чем серьёзнее запрос, тем меньше шансов выиграть). К сожалению, существуют примеры составления документации под организатора-фаворита.
    2. Иногда участникам приходится значительно снижать стоимость своих услуг (например, при запросе цен). Победа в тендере достаётся тому, кто согласен пойти на значительные уступки в цене, т. е. вынужден отказаться от чистой прибыли по тендеру.
    3. Существуют риски неисполнения заказа.
    4. Сговор потенциальных поставщиков с целью демпинга, т. е. максимального снижения цены контракта.

    Распространённые мифы о тендерах

    В связи с тем, что проведение тендеров (и участие в подобных мероприятиях) становится всё более популярной процедурой для субъектов экономической сферы, растёт и количество информации об этой процедуре. Участники данной процедуры, осознанно или нет, порождают разного рода мифы о тендерных отборах, некоторые из которых получили широкое распространение.

    Самые распространённые мифы о тендерах:

    1. В России «всё продаётся», а значит, и при организации тендеров возможны махинации. Конечно, этот миф появился не на пустом месте. Однако в последнее время антимонопольная служба в этом направлении функционирует активнее, в связи с чем стало сложнее осуществлять противозаконные действия.
    2. Не у кого искать защиты, если противозаконные действия всё же имели место. На самом деле ФАС может пересмотреть результаты тендера, если есть доказательства недобросовестности заказчика.
    3. Предложения новичков не будут рассмотрены и приняты. Если исполнитель-новичок сможет предложить «аппетитные» для заказчика условия и вся документация будет в порядке, то он сможет составить реальную конкуренцию известным компаниям.
    4. Заказчик нередко затягивает с оплатой контракта. Если это действительно произошло, исполнитель вправе обратиться в ФАС для разрешения спорной ситуации.

    Условия и правила участия в тендерном отборе

    Проводить тендеры могут не только государственные заказчики и коммерческие организации, но и владельцы прав на имущество. Принимать участие в подобных мероприятиях вправе как юридические, так и физические лица, имеющие возможность исполнить свои обязательства. Но как показывает жизнь, участниками тендерных отборов со стороны исполнителей становятся крупные компании.

    Может ли принять участие физическое лицо

    Как было отмечено выше, физическое лицо вправе участвовать в заинтересовавшем его тендере. Законодательство это не запрещает, предъявляя единые правила для всех исполнителей.

    Помимо этого, законодательство РФ настаивает на соблюдении прав участников любого статуса при подведении результатов тендеров.

    Однако реальность такова, что физические лица редко побеждают в подобных процедурах. К тому же организатор обладает правом ограничивать круг претендентов на участие в тендере. Исключением могут быть лишь малобюджетные закупки, не представляющие интереса для крупных компаний.

    Согласно законодательству, физлицам доступны лишь те тендеры, которые имеют отношение:

    • к разработке, наполнению сайтов и другим проектам в сети;
    • к репетиторству и прочим образовательным услугам;
    • к изготовлению сувениров и украшений ручной работы;
    • к услугам нотариусов, переводчиков, фотографов;
    • к ремонту (от техники до помещений);
    • к поставке продукции собственного производства.

    В связи с этим для физлиц возникают риски участия в тендерах, среди которых можно обозначить следующие:

    • невозможность внесения обеспечения по контракту;
    • отклонение заявки по причине необходимости лицензирования отдельных видов деятельности, что недоступно рядовому гражданину;
    • недопущение к участию в закупках, связанных с проведением опасных работ.

    Может ли принять участие индивидуальный предприниматель

    Поставка товаров законодательством рассматривается как предпринимательская деятельность, поэтому лицо, имеющее статус ИП, может участвовать в тендерах.

    Стоит назвать два главных условия участия ИП в тендерах:

    Это уникальный список

    • запрашиваемая документация должна соответствовать предъявляемым в этом случае требованиям;
    • ИП должен подтвердить свою финансовую состоятельность.

    Предпринимателю (как и остальным участникам процедуры) следует заранее подготовиться к мероприятию. Недостаточно просто объявить о своём намерении участвовать в тендере, т. к. в этом случае вряд ли есть возможность получить положительный ответ от заказчика.

    Документы для участия

    Для участия в тендере следует подготовить ряд документов. Однако те организации или ИП, что впервые планируют своё участие в подобном мероприятии, далеко не всегда имеют представление, какого рода бумаги надо собрать. Однако беспокоиться не о чем, т. к. все требования к предъявляемым документам указываются в тендерной (конкурсной) документации.

    Тендерная документация разрабатывается организатором или тендерным комитетом. На содержание её влияет характер проводимого мероприятия.

    Способы извещения о проведении мероприятия:

    • если тендер открыт для всех желающих принять в нём участие, все документы от заказчика (вместе с извещением) размещаются в Единой информационной системе (ЕИС).
    • в том случае, если организуется закрытая форма мероприятия, конкурсная документация рассылается заказчиком непосредственно потенциальным участникам.

    Тендерная документация содержит следующие сведения:

    • требования к объекту закупки;
    • требования к конкурсантам;
    • требования к заявкам и их обеспечению;
    • критерии оценки заявок;
    • сроки и порядок проведения тендера;
    • проект контракта.